Планируемые учебные результаты:
предметные – представление о кодировании как способе изменении формы представления информации;
метапредметные – умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;
личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему).
Цель: расширить представления учащихся о процессе кодирования и декодирования информации.
Задачи:
Образовательные: помочь обобщить знания о способах кодирования информации; предоставить возможность научиться изменять форму представления информации, сохраняя содержание; показать роль кодирования информации в окружающем мире.
Развивающие: развивать логическое мышление, навыки исследовательской и творческой деятельности учащихся .
Воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся.
Как устроен компьютер.
Класс: 5
Цели урока:
• познакомить учащихся с устройством компьютера;
• сформировать представления о требованиях безопасности и
гигиены при работе с компьютером.
Основные понятия:
• процессор;
• память;
• оперативная память;
• жесткий диск;
• монитор;
• клавиатура;
• дополнительные устройства;
• аппаратное обеспечение;
• компьютерные сети.
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:• Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №1, №2 с.3 (бегло
просмотреть раскрытые на с.3 рабочие тетради всех учеников);
несколько учеников зачитывают свои варианты выполнения этих
заданий.
Задание РТ: №1 с.3.
Продолжите фразы:
а) Информация - это … знания и сведения об окружающем мире.
б) Информатика - это … наука, занимающаяся изучением
возможных способов передачи, хранения и обработки информации
с помощью компьютера.
Задание РТ: №2 с.3.
Для чего человеку нужны линейка, транспортир, термометр,
барометр, компас, телескоп, микроскоп? Для получения более
точной информации в дополнение к органам чувств человека.
Какие ещё приборы и приспособления вы знаете? Запишите
ответы, продолжив следующие фразы:
а) Линейка нужна для … измерения отрезков.
б) Транспортир нужен для … измерения углов.
в) Термометр нужен для … измерения температуры.
г) Барометр нужен для … измерения давления.
д) Компас нужен для … определения сторон горизонта.
е) Телескоп нужен для … приближения удалённых предметов.
2ж) Микроскоп нужен для … увеличения предметов, невидимых
простым глазом.
з) Весы нужны для … измерения массы.
и) Спидометр нужен для … измерения скорости.
• Вопросы: №1-3, 6 §1.1.
1. Расскажите, что вы знаете про информацию.
2. Что изучает наука информатика?
3. Для чего человеку понадобился компьютер?
4. Приведите примеры числовой, текстовой, графической,
звуковой и видеоинформации.
2) Объяснение нового материала: Как устроен компьютер, §2.1
(рассказ об основных устройствах компьютера,
сопровождающийся демонстрацией устройств или их
изображений).
Основные устройства компьютера: системный блок, монитор,
клавиатура.
Дополнительные устройства компьютера: принтер, мышь,
акустические колонки, джойстик, дисковод CD-ROM,
графопостроитель и т.д.
Системный блок (самый главный в компьютере): процессор,
память, накопители на гибких и жёстких магнитных дисках, блок
питания и др.
Устройства ввода: клавиатура, мышь, трекбол, тачпад, сканер,
микрофон, игровые манипуляторы (джойстики), цифровые камеры,
модем т.д. Результат ввода - запись данных в ОЗУ.
3Устройство для вычислений, обработки информации и управления
работой компьютера: процессор. Все операции в компьютере
протекают с участием процессора.
Устройство для хранения данных: память.
o Внутренняя (быстродействующая): постоянная (ПЗУ),
оперативная (ОЗУ). Оперативная память - основная часть
внутренней памяти.
В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок
работы при включении компьютера (они не удаляются
при выключении компьютера).
В ОЗУ помещаются все программы и данные,
необходимые для работы компьютера (информация
существует только тогда, когда компьютер включён,
после выключения она теряется).
o Внешняя (долговременная): жесткий диск, гибкий диск,
оптический диск.
Жесткий диск (винчестер) используют для хранения
больших объемов информации;
гибкий диск (дискета) используют для переноса
информации с одного компьютера на другой;
оптический (лазерный) диск (CD, DVD и др.) используют
для хранения и переноса больших объемов информации.
Нельзя вывести информацию непосредственно из внешней
памяти, минуя внутреннюю память.
Нельзя сохранить информацию во внешней памяти, минуя
внутреннюю память.
Устройства вывода: монитор, акустические колонки, наушники,
принтер, плоттер (графопостроитель) и т.д.
4Аппаратное обеспечение - совокупность всех устройств
компьютера.
Компьютерные сети: локальные и глобальные.
3) Закрепление полученных знаний:
Повторить правила техники безопасности и организации рабочего
места за компьютером, §2.2, записи в тетради.
4) Домашнее задание:
§2.1, §2.2, §3.10, вопросы.
5