Кодирование текстовой информации
Оценка 4.8

Кодирование текстовой информации

Оценка 4.8
Карточки-задания +4
doc
информатика
9 кл
17.05.2017
Кодирование текстовой информации
Публикация является частью публикации:
Урок 13 - 9 класс.doc
Урок № 13 Тема урока: “Кодирование текстовой информации”. Тип урока: Обучающий. Цели урока: Познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере; Рассмотреть примеры решения задач; Способствовать развитию познавательных интересов учащихся. Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания. Задачи урока: Формировать знания учащихся по теме “Кодирование текстовой (символьной) информации”; Содействовать формированию у школьников образного мышления; Развить навыки анализа и самоанализа; Формировать умения планировать свою деятельность. Оборудование: рабочие места учеников (персональный компьютер), рабочее место учителя, интерактивная доска, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, Ход урока Презентация I. Организационный момент. На интерактивной доске первый слайд мультимедийной презентации с темой урока. Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. (Доклад  дежурного). Спасибо. II. Работа над темой урока. 1. Объяснение нового материала. Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом  мультимедийной презентации на интерактивной доске (Приложение 1). Учитель: Кодирование какой информации мы изучали на предыдущих занятиях? Ответ: Кодирование графической и мультимедийной информации. Учитель: Перейдём к изучению нового материала. Запишите тему урока “Кодирование текстовой  информации” (слайд 1). Рассматриваемые вопросы (слайд 2): ­ исторический экскурс; ­ двоичное кодирование текстовой информации; ­ расчет количества текстовой информации. Исторический экскурс Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась  первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были  изобретены на различных этапах развития человеческой мысли (слайд 3) [4]: ­ криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц; ­ азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак  представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и  элементарных посылок утроенной продолжительности (тире); ­ сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха. Вопрос: Какие примеры кодирования текстовой информации можно привести еще? Учащиеся приводят примеры (дорожные знаки, электрические схемы, штрих­код товара). Учитель: (Показ   слайда 4). Один из самых первых известных методов шифрования носит имя  римского императора Юлия Цезаря (I век до н.э.) [4]. Этот метод основан на замене каждой буквы  шифруемого текста, на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное  количество символов, причем алфавит читается по кругу, то есть после буквы я рассматривается а. Так слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлф. Обратный процесс  расшифровки данного слова – необходимо заменять каждую зашифрованную букву, на вторую  слева от неё. (Показ слайда 5) Расшифруйте фразу персидского поэта Джалаледдина Руми “кгнусм ёогкг фесл  тцфхя фзужщз фхгрзх ёогксп”, закодированную с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. В качестве опоры используйте буквы  русского алфавита, расположенные на слайде. Вопрос: Что у вас получилось? Ответ учащихся: Закрой глаза свои пусть сердце станет глазом Ответ сравнивается с появившемся на слайде 5 правильным ответом. Двоичное кодирование текстовой информации Информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме,  называется текстовой информацией (слайд 6). Какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак, можно вычислить по формуле: N = 2I. Вопрос: В каком из перечисленных приёмов кодирования используется двоичный принцип  кодирования информации? Ответ учащихся: В азбуке Морзе. Учитель: В компьютере также используют принцип двоичного кодирования информации. Только  вместо точки и тире используют 0 и 1 (слайд 7) [1]. Традиционно для кодирования одного символа используется 1 байт информации. Вопрос: Какое количество различных символов можно закодировать? (напомнить, что 1 байт=8 бит) Ответ учащихся: N = 2I = 28 = 256. Учитель: Верно. Достаточно ли этого для представления текстовой информации, включая  прописные и строчные буквы русского и латинского алфавита, цифры и другие символы? Дети подсчитывают количество различных символов: ­ 33 строчные буквы русского алфавита + 33 прописные буквы = 66; ­ для английского алфавита 26 + 26 = 52; ­ цифры от 0 до 9 и т.д. Учитель: Ваш вывод? Вывод учащихся: Получается, что нужно 127 символов. Остается еще 129 значений, которые  можно использовать для обозначения знаков препинания, арифметических знаков, служебных  операций (перевод строки, пробел и т.д.. Следовательно, одного байта вполне хватает, чтобы  закодировать необходимые символы для кодирования текстовой информации. Учитель: В компьютере каждый символ кодируется уникальным кодом. Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода.  В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange) (слайд 8). В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки  математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не  символам, а функциональным клавишам. Запишите название этой кодовой таблицы и диапазон  кодируемых символов. Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для  большинства развитых стран. Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы (коды с 128 по 255). Вот некоторые из них (слайд 9­10). Рассмотрим и запишем их названия: КОИ8­Р, СР1251, СР866, Мас, ISO. Откройте практикум по информатике на стр. 65­66 и прочитайте про эти кодировочные таблицы. Учитель: В текстовом редакторе MS Word чтобы вывести на экране символ по его номеру кода,  необходимо удерживая на клавиатуре клавишу “ALT” набрать код символа на дополнительной  цифровой клавиатуре (слайд 11): Понятие кодировки Unicode (слайд 12) В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст,  напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы  буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали  использовать два байта (16 бит). Вопрос: Сколько символов можно закодировать двумя байтами? (N=2I=216=65536) Ответ учащихся: 65536 Такая кодировка называется Unicode и обозначается как UCS­2. Этот код включает в себя все  существующие алфавиты мира, а также множество математических, музыкальных, химических  символов и многое другое. Существует кодировка и UCS­4, где для кодирования используют 4  байта, то есть можно кодировать более 4 млрд. символов. Расчет количества текстовой информации Так как каждый символ кодируется 1 байтом, то информационный объем текста можно узнать,  умножив количество символов в тексте на 1 байт. Проверим это на практике. Включите монитор, создайте текстовый документ в редакторе Блокнот и напечатайте в нём пословицу (слайд 12): “Ученье – атаман, а неученье – комар”. [3]. Сколько в  ней символов? Ответ: 36 Учитель: Сохраните и закройте файл. Определите его объем в байтах. Каков он? Ответ: 36 байт. Учитель: Ваш вывод? Ученики обсуждают и делают выводы. 2. Практическая работа. Учитель: В операционной системе Linux запустите текстовый редактор Open Office.org  Writer.   Откройте стр.198 учебника по информатике и информационным технологиям.  Определим числовой код символа в текстовом редакторе Open Office.org  Writer. В текстовом редакторе Open Office.org  Writer ввести команду /Вставка – Специальные  символы…/ …(выполнение практической работы). I. Кодирование чисел с помощью программы Калькулятор. Откройте на рабочем столе программу Калькулятор. Выберите инженерный вид (в главном меню ­ ВИД/ Инженерный). Переключая способ кодирования (Dec­десятичный, Bin ­ двоичный), заполните таблицу. После заполнения таблицы закройте окно программы. Десятичный способ кодирования 7 150   Двоичный способ кодирования 1011 10101010 Учитель: Теперь переходим к решению задач на количество текстовой информации и величин,  связанных с определением количества текстовой информации. Запишите условие задачи № 1. (На интерактивной доске – условие задачи № 1.) [5] Считая, что  каждый символ кодируется одним байтом, оцените информационный объем следующего  предложения: “Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И  лучше выдумать не мог.” <Рисунок 2> Решение: В данной фразе 108 символов, учитывая знаки препинания, кавычки и пробелы.  Умножаем это количество на 8 бит. Получаем 108*8=864 бита. Учитель: Рассмотрим задачу № 2. (Условие выводится на интерактивной доске).<Рисунок  3>Запишите её условие: Лазерный принтер Canon LBP печатает со скоростью в среднем 6,3 Кбит в  секунду. Сколько времени понадобится для распечатки 8­ми страничного документа, если  известно, что на одной странице в среднем по 45 строк, в строке 70 символов (1 символ – 1 байт)  (см. рис. 2). Решение: 1) Находим количество информации, содержащейся на 1 странице: 45 * 70 * 8 бит = 25200 бит 2) Находим количество информации на 8 страницах: 25200 * 8 = 201600 бит 3) Приводим к единым единицам измерения. Для этого  Кбиты переводим в биты: 6,3*1024=6451,2 бит/сек. 4) Находим время печати: 201600: 6451,2 = 31,25 секунд. III. Обобщение Вопросы учителя (слайд 14): 1. Какой принцип кодирования текстовой информации используется в компьютере? 2. Как называется международная таблица кодировки символов? 3. Перечислите названия таблиц кодировок для русскоязычных символов. 4. В какой системе счисления представлены коды в перечисленных вами таблицах кодировок? Мы кодировали символы, звук и графику. А можно закодировать эмоции? Демонстрируется слайд 14. IV. Итог урока. Домашнее задание § 2.1,задача 2.1, записи в тетрадях.

Кодирование текстовой информации

Кодирование текстовой информации

Кодирование текстовой информации

Кодирование текстовой информации

Кодирование текстовой информации

Кодирование текстовой информации

Кодирование текстовой информации

Кодирование текстовой информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017