Работая с детьми с умственной отсталостью, я руководствуюсь теорией Л.С.Выготского «Коррекции подлежит не дефект, а личность ребёнка». Поэтому я направляю усилия на развитие личностных качеств обучаемых. Нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое воспитание – это то, на чём держится педагогика умственно отсталых детей. По всем этим направлениям в школе составлены программы, которыми мы руководствуемся в нашей работе.Доклад об адаптации обучающихся в подготовительном классе для детей с ОВЗ легкой степенью умственной отсталости и формировании БУД.
Когнитивный потенциал умственно отсталых детей.
Подготовила воспитатель ГПД Певнева Л.В.
Работая с детьми с умственной отсталостью, мы руководствуемся теорией Выготского
«Коррекции подлежит не дефект, а личность ребёнка». Поэтому я направляю усилия
на развитие личностных качеств обучаемых. Нравственное, патриотическое, трудовое,
эстетическое воспитание – это то, на чём держится педагогика умственно отсталых
детей. По всем этим направлениям в школе составлены программы, которыми мы
руководствуемся в нашей работе.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой
роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в
процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Для формирования этих действий я провожу разъяснения хороших и плохих поступков,
жизненных ситуаций, учу понимать эмоции людей, сочувствовать, сопереживать. При
знакомстве со сказками мы учимся выражать своё отношение к героям сказок, их
поступкам.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Что я могу сделать в ГПД? ГПД – это совокупность различных видов деятельности и
обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка.
Но, к сожалению, у нас ещё не закончился адаптационный период . Есть ребята,
которые уже привыкли к новым условиям, а есть которые ещё страдают. Есть ребята,
которые ещё хотят поспать днём. Почти все ребята не могут сами одеваться,
переобуваться, пользоваться туалетом и выражать свою просьбу. Уровень тревожности
у ребят ещё высокий.
Я решила, что сблизить ребят, установить новые эмоциональные отношения к себе,
одноклассникам и внешнему миру поможет игра. Первые занятия показали, что детям
трудно даётся игра, они не могут расслабиться, перевоплотиться. Дети не случайно
берут с собой игрушки. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя
защищенным. Игрушка — это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно
чувство защищенности для робких и застенчивых детей. Им трудно сблизиться с
одноклассниками, включиться в совместные игры.Влад Шинаков, МурадасиловМухаммед М ещё наблюдает за ребятами. Позже они, конечно, вольются в коллектив и
будут чувствовать себя комфортно среди одноклассников, а пока, на первых порах,
пусть будет рядом с ними любимая игрушка.
Что же является наиболее сложным для наших первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно
незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти
некоторое время, чтобы это произошло.
Нашим ребятам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и
необходимо какоето время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о
том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока учитель спросит)
стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может
вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда
понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и
контролировать с их помощью свое поведение. Почему нужно сидеть только за своей
партой.
Кроме того, ребята познакомились друг с другом и начали строить свои отношения с
одноклассниками. У нас наметились два лидера Алисе и Ибраим, которые не могут
поделить сферу влияния: кто будет стоять первый, кто понесёт пакет с мылом в
столовую, кто будет первый помогать воспитателю?
Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы наши первоклассники как можно быстрее и
успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности
уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам
поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют
школьниками. С этой целью я провела адаптационные занятия:
1.Знакомство. Знакомство первоклассников с учителями и друг с другом.2 Правила школьной жизни. Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни
и продолжение знакомства друг с другом.
3. Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса школьника.
Большое значение для наших обучающихся имеет интересные занятия с логопедом
Оксаной Александровной и психологом Юлией Александровной. Сколько впечатлений
было от посещения сенсорной комнаты. Причём, интерес быстро пропал у слабого
ученика: Макарова Игоря.
Ребята , а особенно родители очень ждут занятий ЛФК. И особое место занимает
внеурочная деятельность.
Елена Николаевна ведёт «В гостях у сказки». Сказка помогает быстрее
адаптироваться к школе. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим
чувствам. Ребятам легче осознавать свои поступки, переживать причины своих
волнений через сказочные образы лесных героев.
Яков Владимирович занимается с детьми подвижными играми. Оксана Петровна будет
учить ребят танцам и Виктория Юрьевна театральной деятельностью.
Когнитивный потенциал детей для формирования БУД очень маленький – это значит,
что нам предстоит большой спектр работы. Работа с такими детьми представляет
чрезвычайную сложность. На начальных этапах обучения основными задачами (и
критериями успешности) работы должно быть не только и не столько овладение детьми
общеобразовательными знаниями, сколько привитие им навыков самообслуживания,
элементарной культуры поведения и общения, развитие моторики, речи, ручной
умелости.
Адаптация обучающихся, их здоровье и развитие зависит не только от правильного
питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта, индивидуального
подхода к ребёнку с учётом его психологических, личностных особенностей.