Назначение слухового аппарата
Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и даёт человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве.
Слуховой аппарат – это незаменимое электронное устройство для коррекции тугоухости различной степени, которое усиливает звуки на определённых частотах, чтобы человек с плохим слухом мог хорошо слышать как в тихой, так и в шумной обстановке.
Как работает кохлеарный имплант
Кохлеарный имплант (КИ) по существу является разновидностью слухового аппарата. Но КИ не усиливает звук, а заменяет волосковые клетки улитки и передаёт звуки и речь с помощью слабых электрических разрядов прямо слуховому нерву. КИ даёт возможность хорошо воспринимать высокие звуки, которые дети с большой потерей слуха не слышат или плохо слышат даже в супермощных слуховых аппаратах.
Работа КИ: сначала звуки воспринимаются микрофоном, от микрофона сигнал поступает к речевому процессору, который преобразует звуки в закодированный сигнал, состоящий из последовательности электрических импульсов. Сигнал передаётся по кабелю в передатчик, а потом через кожу головы к приёмнику под кожей. Имплантированный приёмник декодирует сигнал и посылает его в виде электрических сигналов на электроды в улитке.
Слабые электрические сигналы, передаваемые электродами, стимулируют слуховой нерв. В ответ слуховой нерв передаёт нервные импульсы мозгу, который воспринимает их как звуки и речь.
Кому нужна кохлеарная имплантация
КИ делают людям с двусторонней глухотой или глубокой потерей слуха с порогами слуха на частотах 500-4000 Гц более 90 дБ;
Пороги слуха в оптимально подобранном слуховом аппарате более 50 дБ, разборчивость односложных слов менее 20%;
Детям с врождённой потерей слуха (имплантация проводится в 12 месяцев);
Детям до 4-х лет, которые потеряли слух после рождения и до того, как начали говорить (необходима имплантация до 5-6 лет);
Детям старше 4-х лет, которые потеряли слух после рождения, но не прошли специальную реабилитацию (возрастные границы 7-8 лет);
Детям старше 4-х лет, которые потеряли слух после рождения, но использовали слуховые аппараты и проходили слуховую реабилитацию (8-9 лет);
Взрослые, потерявшие слух по различным причинам.
Противопоказания для проведения кохлеарной имплантации
Ряд факторов, при которых проведение КИ может быть не показано:
Необратимое повреждение слухового нерва;
Полная или частичная, но значительная оссификация (окостенение) улитки (препятствует введению электродов в улитку);
Некоторые виды травм и опухолей;Врождённых деформаций, а также в случае отставания в умственном развитии.
Факторы, благоприятные для развития слуха и речи после имплантации у детей
Возраст ребёнка при имплантации меньше 2 лет;
У ребёнка есть слуховой опыт (ребёнок слышал в первые годы жизни, у него постепенно ухудшался слух;
Ребёнок постоянно носил слуховые аппараты до операции;
Ребёнок произносит разные слоги, слова;
У ребёнка нет нарушений внимания, памяти, мышления, навыков общения;
У ребёнка есть опыт занятий с сурдопедагогом по развитию слуха и речи;
У родителей есть опыт регулярных самостоятельных занятий с ребёнком;
У ребёнка есть возможность регулярно заниматься с сурдопедагогом и родителями после операции.
На каком ухе лучше проводить операцию
Первоочередное значение имеют данные о состоянии улитки. Если на одной стороне выявлено окостенение улитки или аномалии её развития, операцию проводят на противоположном ухе.
Если в правом и левом ухе нет препятствий для введения электрода и сохранен слуховой нерв, то решающее значение имеют данные обследования слуха и наблюдения сурдопедагога. В этих случаях имплантацию проводят на хуже слышащем ухе, чтобы ребёнок мог продолжать использовать СА на лучше слышащем ухе вместе с КИ.
Если слух на правом и левом ухе одинаковый, то операцию делают на правом ухе, которое передаёт информацию в левое полушарие мозга. Оно играет главную роль в обработке речи у большинства людей.
Если ребёнок носил СА только на одном ухе, то операцию могут сделать на этом же ухе, потому что слуховые центры мозга у ребёнка развивались только на соответствующей стороне.
Проведение операции
Операция имплантации выполняется под общим наркозом и длится в среднем 1,5 – 2 часа. Это операция на ухе, а не на мозге, поэтому её проводит хирург-отоларинголог в лор-клинике.
Перед операцией волосы за ухом сбриваются. Операция начинается с надреза кожи за ухом и чуть выше, чтобы обеспечить доступ через кость к внутреннему уху.
Сначала в кости делается небольшое углубление, в котором размещается приёмник КИ. Затем в улитку через специально сделанное отверстие вставляется цепочка электродов. Во время операции проверяют работоспособность импланта. Электроды и приёмник закрепляют, чтобы они не смещались.
После этого надрез за ухом зашивают. В течение нескольких недель волосы за ухом отрастают, и заживший надрез на коже, как и имплантированные части устройства не видны.
Какие-либо серьёзные последствия после операции кохлеарной имплантации не известны.
КИ изготовлены из биосовместимых материалов, и случаи отторжения не известны.
Восстановление ребенка после операции
Ранний послеоперационный период восстановления заканчивается в среднем спустя 2 недели после вмешательства. Проходит он в условиях ЛОР – стационара под наблюдением ЛОР – врача и врача – сурдолога. При неосложнённом течении операции и назначении обезболивающих препаратов и антибиотиков пациент не имеет проблем с ранним восстановлением.
После операции, как правило, делают повторную компьютерную томографию или рентген уха, чтобы проверить , введены ли электроды в улитку.
Слух и речь после КИ
Реабилитация глухих детей после КИ начинается активным образом через 3 – 4 недели после оперативного вмешательства в связи с включением процессора импланта. С этого момента ребёнок может слышать звуки окружающей среды.
Вопросами настройки занимается аудиолог, подбирая нужную частоту и другие фиксированные параметры. В дальнейшем с ребёнком работает сурдолог, задача которого состоит в образовании у пациента комплекса связи слуха и речи, умении распознавать звуки разной частоты и высоты.
Слухоречевая реабилитация с кохлеарными имплантами
Слухоречевая реабилитация ребёнка с кохлеарным имплантом включает:
настройку процессора кохлеарного импланта;
развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ;
развитие навыков общения (для этого во время занятия детей учат образовывать слова из услышанных звуков, отвечать на поставленные вопросы путём составления примитивных предложений и связок слов);
Слухоречевая реабилитация детей после КИ в большинстве зависит от действий родителей ребёнка и его ближайшего окружения.
С ребёнком стоит постоянно разговаривать, показывая ему предметы и выполняя разные действия, давая речевые объяснения ко всему происходящему вокруг.
Стоит использовать на ранних этапах простые звуки и слова, со временем приставляя к ним новые элементы.
Меры предосторожности с кохлеарными имплантами
В целом дети с КИ ведут такой же образ жизни, как и другие дети. Но они должны соблюдать определённые меры предосторожности. Так же как у СА, внешний блок КИ необходимо предохранять от влаги, ударов, пыли, снимать перед принятием водных процедур (душ, ванна, купание). Следует беречь голову от ударов и прежде ту её часть, где расположен КИ.
При лечении родители должны сообщить лечащему врачу, что ребёнок имеет КИ, а при назначении диагностических и лечебных процедур обязательно проконсультироваться в Центре кохлеарной имплантации.
В первые 2 года надо приезжать в центр, где проводилась операция, на коррекцию настройки речевого процессора КИ каждые 6 месяцев. Впоследствии детям следует приезжать 1 раз в год до школьного возраста, а затем – по мере возникновения необходимости.
Срок установления кохлеарного импланта.
Как правило, внутренняя часть импланта устанавливается на всю жизнь и не подлежит замене. В случае повреждений может меняться только внешняя часть импланта.
Имплантируемая часть КИ не требует замены по мере роста ребёнка, потому что к моменту рождения ребёнка внутреннее ухо у него сформировано и больше не растёт. С ростом ребёнка увеличиваются размеры только черепа и мозга.
Зачем ребёнку с КИ нужен второй аппарат.
КИ помогает слышать даже самые тихие звуки, включая речевые, это даёт возможность к полноценному развитию речи. Однако с односторонним слухом возникают трудности в определении источника звука, в понимании речи в шумной обстановке, понимании речи при общении с несколькими собеседниками.
Аппарат совершенствует способность ориентироваться в пространстве, так как слуховая ориентация возможна лишь при биноуральном слухе, а также снижает слуховое утомление.
Встречаются исключения. Например, нет смысла стимулировать второе ухо с тотальной глухотой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.