«КОМБИНИРОВАНИЕ УДАРНОЙ И БРОСКОВОЙ ТЕХНИКИ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В АРМЕЙСКОМ РУКОПАШНОМ БОЕ»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………..5
1.1. Обзор современных ударнобросковых единоборств …………..….5
1.2. Ударная техника руками в рукопашном бою………….……………...8
1.3. Техника выполнения броска переворотом и броска с захватом за одну
и две ноги ………………………………………………………….………12
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….18
2.1. Методы исследования …………………………………..…………18
2.2. Организация исследования…………………………………………19
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………….31
ВЫВОДЫ………………………………………………………...………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….392
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы активно развиваются
смешанные единоборства, такие как боевое самбо, джиуджитсу, панкратион,
рукопашный бой, кудо. Говоря о единоборствах, фактически мы имеем в
виду рукопашный бой, который является относительно молодым видом
спорта, где применяется одновременно и ударная и бросковая техника, а
также болевые и удушающие приемы, однако в нем еще недостаточно изучены
особенности техникотактических подготовки. В этой связи возникает
определенная потребность в поиске новых путей к построению технико
тактических комбинаций с учетом особенностей рукопашного боя. Особое
внимание хотелось бы
уделить в ходе исследования армейскому
рукопашному бою, так как этот вид единоборства является наглядными
примером прикладных единоборств, где в большей степени может быть
показана ударная и борцовская техника, а также и их комбинирование.
Объект исследования: техникотактическая подготовка спортсмена в
армейском рукопашном бое.
Предмет исследования: Комбинирование ударной и бросковой
техники в армейском рукопашном бое на начальном этапе подготовки
спортсменов.
Цель исследования: Усовершенствовать методику комбинирования
ударной техники руками и бросковой техники во время атакующих и3
защитных техникотактических действий в армейском рукопашном бое у
групп на начальной подготовки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение комбинациям
ударной и бросковой техники во время атакующих и защитных технико
тактических действий в армейском рукопашном бое должно строиться на
начальном этапе подготовки спортсменов на основе наиболее простых,
эффективных и часто используемых технических действий применяемых
спортсменами в процессе соревнований, но только после освоения
занимающимися базовых элементов спортивной техники.
Научная новизна исследования: заключается в том, что в работе
усовершенствованы средства и методы техникотехнической подготовки
при обучении комбинациям ударной и бросковой техники во время
атакующих и защитных техникотактических действий у групп начальной
подготовки.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования
могут быть внедрены в систему подготовки спортсменов занимающихся
армейским рукопашным боем при обучении комбинациям ударной и
бросковой техники во время атакующих и защитных техникотактических
действий у групп начальной подготовки.4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1.1. Обзор современных ударнобросковых единоборств
К ударнобросковым видам единоборств следует отнести отечественные
направления рукопашного боя, боевое самбо, японское дзюдзюцу, кудо,
современный панкратион, некоторые стили карате, а так же ушусаньда и
другие.
Рукопашный бой – отечественный спортивноприкладной вид
единоборства, представляющий собой синтез ударной и бросковой техник,
позволяющий вести поединок как в стойке так и в положении лежа.
Существует несколько направлений рукопашного боя: рукопашный бой
правоохранительных органов (динамовский), армейский рукопашный бой, и
русский рукопашный бой, в той или иной степени использующие защитные
средства, степень контакта, отличающиеся судейством и регламентом
соревнований. Концепция того или иного ведомственного направления
связана с решением конкретных боевых задач, с которыми может столкнуться
боец при их выполнении. По правилам соревнований разрешены удары руками
и ногами, броски, удержания, болевые и удушающие приемы, которые
оцениваются судьями. Критерии чистой победы здесь взяты из классических
ударных и бросковых видов единоборств с определенными доработками. Из
защитных средств в экипировке используются: шлем на голову – боксерский,5
либо шлем со специальной металлической маской; защитный жилет на грудь;
защита на руки – специальные открытые перчатки, либо перчатки краги;
протекторы на голень – щитки, либо футы, закрывающие подъем стопы;
защитная раковина (бандаж), боксерская капа. Поединки по рукопашному бою
проводятся в одежде (кимоно или камуфляж) среди участников различных
возрастных групп и весовых категорий на ковре с полужестким покрытием
(татами).
Боевое самбо – боевой раздел самбо, получивший спортивную
направленность. Спортивное боевое самбо сочетает ударную и бросковую
технику, направленную на ведение поединка с соперником стоя и лежа.
Соревнования по боевому самбо наиболее приближены к реальному, имеют
схожесть с рукопашным боем и практическую целостность настоящего боя.
Соревнования проводятся в экипировке спортивного самбо с использованием
специальных перчаток, позволяющих наносить удары и осуществлять захват.
Во время спортивного поединка оцениваются только броски, удары
разрешены в полный контакт, но во время поединка их подсчет не ведется, а
оцениваются лишь те, которые приводят к нокауту или нокдауну.
Дзюдзюцу – японская система нападения и защиты без оружия,
включающая в себя приемы, основанные на захватах, бросках и ударах по
уязвимым частям тела противника. В дзюдзюцу не исключались так же
выкручивания и перегибания суставов, удушающие захваты и др. В настоящее
время спортивное измерение дзюдзюцу представляет собой сочетание
ударной и бросковой техники, где основное предпочтение отдается бросковой
технике и борьбе лежа. Поединок проводится в костюме – кимоно без
использования специальных защитных средств. Существует «жесткая» и
«мягкая» версии дзюдзюцу, отличающиеся друг от друга степенью контакта6
наносимых ударов в голову и оценкой технических действий спортсменов.
«Жесткая» версия дзюдзюцу существенно не отличается от спортивного
боевого самбо и носит явно спортивноприкладной характер.
Кудо – основанное японским мастером кёкусинкай каратедо в
результате реформирования им же созданного дайтоджуку каратедо,
относится к группе спортивных единоборств, которые сочетают ударную
технику и приемы борьбы (переводится как «открытый путь»). Предпочтение
отдается ударной технике, которая во многом аналогична технике тайского
бокса, но с использованием также ударов головой, дополненной приемами из
борьбы дзюдо. Поединок ведется как в стойке, так и в партере с
использованием на голове защитного шлема «Суперсейф» с маской из
защищенные специальными
прозрачного пластика.
Удары руками,
накладками, наносятся в полный контакт в разрешенные правилами части
тела. В системе подготовки отсутствуют ката, основной упор делается на
поединки (кумите) при сохранении японских традиций. Оригинальность
направления заключается в том, что спортсмены соревнуются не в весовых
категориях, а по системе определенных коэффициентов (рост (см) +вес (кг)).
В последние годы правила соревнований по данному виду спорта максимально
приближены к правилам рукопашного боя и панкратиона. Активно
используется как ударная, так и бросковая техника.
Современный панкратион – относительно молодой вид спортивного
единоборства, существующий как в любительском, так и в профессиональном
вариантах. В современном панкратионе применяются технические действия из
различных видов спортивных единоборств, позволяющие вести поединок в
полный контакт как стойке, так и
в положении лежа. Поединки в
любительском панкратионе проводятся на открытой площадке с полужестким
покрытием среди участников различных возрастных групп и весовых
категорий. Спортсмены соревнуются с голым торсом, защитные средства:7
шлем с металлической маской, открытые перчатки, щитки на ноги, защитная
раковина. Профессиональный панкратион, это поединок без использования
спортивного снаряжения (кроме бандажа). Атлеты разделенные по весовым
категориям, здесь выступают на помосте, огражденном специальной сеткой.
Рассмотрев основные виды смешенных единоборств, как считает Ушаков
А.Ф, можно определить, что в их основе лежит воссоединение ударной и
бросковой техники различных видов современных единоборств, таких как
бокс, кикбоксинг, самбо, дзюдо. Но все, же присутствуют в них и особые
техники комбинирования этих видов, которые переносят смешенные виды в
отдельную группу. Единоборства эти, различаются правилами соревнований,
где то больше оценивают борьбу, где то больше ударную технику, правила
диктуют использование приемов. И все же не смотря на все это, технико
тактические комбинации в этих единоборствах копируют друг друга . Однако
смешанные виды единоборств в последнее приобретают очень большую
популярность как в России, так и по всему Миру. Нам предоставляется
возможность наблюдать за поединками спортсменов различных видов спорта
и стилей ведения боев.
1.2. Ударная техника руками в рукопашном бое.
Техника рукопашного боя включает в себя: удары руками и ногами,
броски, удержания, болевые и удушающие приемы.
Удар – мгновенное силовое воздействие на ту или иную часть тела.[6,
с.46]
Бросок – техническое действие бойца, в результате которого противник
теряет равновесие и падает на ковер, касаясь его поверхности какойлибо
частью тела, кроме ступней ног.[6, с.55]
Удержание – прием, при котором боец в течение определенного
времени вынуждает противника лежать спиной к ковру, а сам прижимается8
туловищем к туловищу противника, или рукам противника, прижатым к
туловищу. [37, с.23]
Болевой прием – захват руки или ноги противника в борьбе лежа,
который позволяет провести действие: перегибание (рычаг), вращение – в
суставе (узел), ущемление сухожилий или мышц и вынуждает соперника
признать себя побежденным.[37, с.24]
Удушающий прием – захват, позволяющий провести сдавливание
сонных артерий и горла противника отворотами куртки, предплечьем и
плечом, отворотом и голенью, в результате чего противник сдается или теряет
сознание.[37, с. 25]
Ударная техника рукопашного боя включает в себя прямые удары
руками, боковые удары руками, удары руками снизу, прямые удары ногами,
боковые удары ногами, удары ногой в сторону и удары ногами назад с
разворотом (по дуге) [1, с.66]
В рукопашном бое распространены следующие типы ударов руками:
Чаще всего встречаются прямые удары руками которые достаточно
эффективны, просты в освоении, обладают быстротой и точностью.
Прямые удары руками применяются спортсменами для проведения
атакующих действий с дальней и средней дистанции , а также применяются
как контрудары и в различных техникотактических комбинациях с ударами
ногами, для перехода на бросок или с целью удержания дистанции и
недопущения сближения противника для проведения броска или захвата.
Самым распространенным прямым ударом является прямой удар левой
рукой в голову. Для спортсменов стоящих в правосторонней стойке путь
левой руки самый короткий, что позволяет наносить его быстро и точно.9
Также прямой левый удар используется в спортивном поединке для
сохранения дистанции, удержания тактического преимущества, решения
определенных тактических задач поединка, заполняя паузы между атаками,
сохраняет за собой инициативу.
Нанося прямой удар левой в голову, боец меньше рискует получить
встречный удар или вход соперника на бросок, так как туловище его отделено
от противника и находится в относительной безопасности.
Прямой удар левой в туловище. Этот удар наносят с наклоном
туловища впередвправо, чем предохраняют голову от неожиданных
встречных ударов противника. Прямой удар левой в туловище может быть
использован как первый удар в атаке, как ложный удар, раскрывающий защиту
головы противника, и как встречный. [31,с.53]
Одним из самых сильных ударов руками по праву считается прямой
удар правой рукой в голову, так как при выполнении этого удара
используется огромная кинетическая энергия, начиная от толчка правой
ногой, далее разгоняя таз и туловище, а затем ударную руку. Но в тоже время
необходимо помнить об обратной стороне этого удара. Так как в ударе
учавствуют большие биомеханические звенья, то наносить данный удар без
подготовки нецелесообразно, противник видит подготовительные фазы удара
и сразу же предпримет ответные действия для нейтрализации угрозы.
Поэтому удар достигнет своей цели только при условии тщательной технико
тактической подготовки за счет обманных ударов, отвлечения внимания
противника, необходимо вывести соперника под удар и нанести ему
сокрушающий эффект.
Также распространены в рукопашном бою прямые удары правой рукой
в туловище, основными целями при этом выступают: область солнечного1
сплетения и область сердца. Данный удар также необходимо тщательно
подготавливать и поэтому чаще всего применяют в тактических комбинациях:
в двойках и тройках. Возможно применение данного удара и во время
контратак, дабы остановить натиск противника и не дать ему выполнить
задуманное техникотактическое действие.
Боковые удары руками.
Боковые удары получили свое название от направления бьющей руки,
поражающей цель сбоку. Боковые удары наносят с дальней и средней
дистанции. Часто применяются с целью раскрыть защиту противника перед
атакой.
Боковой удар левой в голову. Боковой удар левой в голову успешно
применяют бойцы свободно владеющие левой рукой. Близко расположенная к
противнику (в боковой стойке), левая рука совершает более короткий путь,
чем правая, что дает возможность нанести ею удар быстро и точно. Так как
удар направляется прямо к цели на передней поверхности головы или
туловища, противнику трудно защищаться от него. [31, с.58]
Боковой удар левой рукой в голову многими спортсменами
используется для начала атаки с целью проведения определенного технико
тактического действия. Основная цель этого удара помочь «вскрыть защиту
противника». Также возможно начинать атаку с левого бокового удара в
туловище, при этом возникает больший риск наткнуться на встречную
контратаку противника, при этом сила левого бокового удара не очень велика,
так как в удар включаются мышцы туловища лишь частично, а основной
импульс удара сообщается за счет мышц рук. Также данный удар можно
эффективно использовать в контратаке в качестве встречного или ответного
удара.1
Боковой удар правой в голову. Этот удар, как и правый прямой,
используется в основном только в техникотактических комбинациях, когда
оборона противника открыта. С точки зрения биомеханики сила удара тоже
крайне высока, так как в процесс подготовки удара включено большое
количество биомеханических звенев: правая нога, таз и туловище и при
точном попадании кинетическая энергия удара может очень сильно
травмировать соперника, вплоть до нокаута.
Боковой удар правой в туловище. С точки зрения биомеханики он схож
по структуре с предыдущим ударом. Но этот уда также эффективно
используют и в контратаках, для того чтобы остановить активные атакующие
действия противника. Кинетическая энергия удара достаточна чтобы при
попадании даже в ребра сбить дыхание у атакующего, а при попадании в
солнечное сплетение удар способен привести противника в состояние
нокаута.
Удары руками снизу.
Применяются в туловище если противник высоко держит руки в стойке
или, нанося удар в голову промахивается. В голову, наоборот, атакует в
моменты, когда противник держится в низкой стойке и старается захватить
ноги. Ударами снизу некогда не следует начинать атаку так как их всегда
можно опередить встречным прямым ударом. [31, с.60]
С точки зрения биомеханики удар снизу получает кинетическую
энергию за счет резкого разгибания туловища одновременно с вращением,
который передается бьющей руке. При этом получается удар короткий, но
очень резкий и при точном попадании в подбородок неминуемо ведет к
нокауту.
Удары снизу применяются как встречные для остановки атаки
противника и блокирования возможности на близкой дистанции совершить1
захват и выполнить бросок. Также удары снизу могут применяться и во время
атакующих действий, но только в составе техникотактических комбинаций
при сближении с противником на средней и ближней дистанции.
Удары снизу в туловище выполняются только на средней и ближней
дистанции в составе техникотактической комбинации или дальнейшего
перехода на захват противника с целью выполнения броска.
1.3. Техника выполнения броска переворотом и броска с захватом за
одну или две ноги.
Техника выполнения броска переворотом относительно проста и не
требует высокого уровня физического и технического мастерства, поэтому
данный прием очень часто используется спортсменами в армейском
рукопашном бою. Техника броска переворотом изображена на рис.1.
Рис.1. Техника броска переворотом
Техника броска переворотом следующая: на ближней дистанции боя
спортсмен выполняет захват левой рукой захват за отворот куртки1
противника или же за рукав противника, а правой рукой за верхнюю часть
бедра противника. Выполнив плотный захват прижимает противника к себе,
одновременно вставая и отрывая его от земли и подняв ногу вверх бросает
противника спиной на ковер. Детальная техника броска отображена на рис. 2.
Рис.2. Элементы техники броска переворотом.
Существуют разновидности техники броска переворотом. Которые
изображены на рис 35.Рис.3. Бросок переворотом с захватом пояса спереди и сзади.
1
Рис.4. Бросок боковым переворотом.
Рис.5. Бросок боковым переворотом с захватом ноги изнутри.
Перейдем к рассмотрению техники броска с захватом за одну ногу.
Техника данной группы бросков основана на резком рывке одной из опорной
ног, при этом противник не в состоянии сохранять равновесие, так как его
центр тяжести вынесен за точку опоры. На рис. 6 показана техника броска
рывком за одну ногу и захватом за пояс. Бросок выполняется следующим1
образом спортсмен выполняет захват за пояс противника одной рукой, в это
время второй рукой он выполняет захват ближней ноги противника за бедро в
области подколенной впадины. При выполнении броска резко тянет
захваченную ногу на себя, а рукой которая в захвате за пояс тянет в
противоположном направлении выводя центр тяжести тела за опору, при этом
противник падает на спину.
Рис.6. Бросок рывком с захватом за одну ногу и пояс.
Еще одним эффективным приемом является бросок с захватом двух
ног. Данный прием довольно часто используется в армейском рукопашном
бою и других видах единоборств. Техника выполнения приема следующая.
Противники сближаются на ближнюю дистанцию боя, в это время один из
спортсменов выполняет проход в ноги выполняя захват двух ног за бедра или
в местах сгиба коленного сустава, далее спортсмен упирается плечом в живот
противника и резким рывком рук выполняет сваливание противника на спину.1
В некоторых случаях возможно выполнение упора в живот противника
головой, хотя этого делать не рекомендуется изза высокого давления на
шейные отделы позвоночника и данную разновидность приема могут
использовать только очень высококвалифицированные спортсмены. Техника
выполнения броска изображена на рис.7.
Рис.7. Бросок рывком с захватом двух ног.
Разновидности броска захватом двух ног изображены на рис 8 и 9.Рис.8. Техника броска раздельным захватом двух ног.
1
Рис.9. Техника броска обратным захватом двух ног.
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЯ.
ЦЕЛЬ,
ЗАДАЧИ,
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Цель исследования: Усовершенствовать методику комбинирования
ударной техники руками и бросковой техники во время атакующих и
защитных техникотактических действий в армейском рукопашном бое у
групп на начальной подготовки.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ существующих методик обучения комбинациям
ударной и бросковой техники в армейском рукопашном бое.
2. Определить оптимальные комбинации ударной и бросковой техники во
время атакующих техникотактических действий в армейском
рукопашном бое.
3. Разработать и экспериментально апробировать методику обучения
комбинациям ударной техники руками и бросковой техники во время
атакующих и защитных техникотактических действий в армейском
рукопашном бое у групп начальной подготовки.2.1. Методы исследования.
1
Анализ литературных источников по проблеме исследования. В
процессе написания выпускной квалификационной работы нами было
проанализировано большое количество научнометодических источников по
проблеме исследования. Подробный анализ данной работы представлен в
главе 1.
Метод педагогического эксперимента.
Данный метод применялся в качестве основного метода исследования. В
исследовании принимали участие 24 спортсмена занимающихся армейским
рукопашным боем (мужчины) секции рукопашного боя «Академии
спортивных и прикладных единоборств» г. Москва. Возраст всех испытуемых
1820 лет; Все участники педагогического эксперимента занимаются в секции
рукопашного боя менее года. Участники педагогического эксперимента были
поделены на контрольную и экспериментальную группы по 12 человек в
каждой.
Метод экспертной оценки.
В исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки
эффективности методики обучения комбинациям ударной техники руками и
бросковой техники во время атакующих и защитных техникотактических
действий в армейском рукопашном бое у группы начальной подготовки.
Методы математической статистики.
Методы математической статистики применялись как основные
методы для обработки результатов экспертной оценки после окончания
педагогического эксперимента. В выпускной квалификационной работе были
использованы следующие методы математической статистики: определение
среднего арифметического,
стандартного отклонения от среднего1
арифметического, коэффициент конкордации, расчет tкритерия Стьюдента.
Для вычислений использовалась компьютерная программа STATISTIKA 6.0.
2.2.Организация исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (апрель 2014 года – сентябрь 2014 года) проводился
анализ научнометодических источников по проблеме исследования, изучение
существующих методик обучения комбинациям ударной и бросковой техники
в армейском рукопашном бое. Результаты данной работы подробно
представлены в главе 1.
На втором этапе (октябрь 2014 – декабрь 2014) проводился
педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился на
базе секции рукопашного боя «Академии спортивных и прикладных
единоборств» г. Москва. Все участники эксперимента мужчины в возрасте
1820 лет занимающиеся армейским рукопашным боем менее 1 года в группе
начальной подготовки.
которые были поделены на контрольную и экспериментальную группы.
В эксперименте приняло участие 24 человека,
На третьем этапе исследования (январь 2015 – февраль 2015)
проводился анализ полученных результатов, оформление выпускной
квалификационной работы.
Педагогический эксперимент проводился на втором этапе
исследования. В эксперименте принимали участие мужчины в возрасте 1820
лет занимающиеся армейским рукопашным боем. Всего в эксперименте
приняло участие 22 человека, которые были поделены на контрольную и
экспериментальную группы численностью по 12 человек. Контрольная и
экспериментальная группы занимались в секции армейского рукопашного
боя два раза в неделю по 2 часа. Контрольная группа занималась по
программе армейского рукопашного боя разработанной Твердохлебом Н.И.,2
занятия вел тренерпреподаватель Николаев Р.П. Расписание тренировочных
занятий контрольной группы: вторник, пятница с 20.00 до 22.00 .
Экспериментальная группа занималась под руководством Артимовича
Т.А. по программе армейского рукопашного боя разработанной Твердохлебом
Н.И., но с включением в тренировочный процесс разработанной методики
обучения комбинациям ударной техники руками и бросковой техники во
время атакующих и защитных техникотактических действий в армейском
рукопашном бое, в течении трех месяцев с октября по декабрь 2014 года.
Расписание тренировочных занятий экспериментальной группы: среда,
суббота с 20 до 22 часа.
Перед началом педагогического эксперимента с помощью метода
экспертной оценки было проведено исследование по определению
эффективности комбинаций ударной техники руками и бросковой техники
во время атакующих и защитных техникотактических действий в армейском
рукопашном бое у контрольной и экспериментальной групп.
В качестве экспертов выступали:
1. Акимов Н.Н. – тренер по армейскому рукопашному бою, мастер спорта;
2. Латыпов Ф.С. – тренер по армейскому рукопашному бою, Судья
Республиканской категории;
3. Магомедов Р.О. – тренер по армейскому рукопашному бою, мастер
спорта;
4. Кротов Ю.Н. – тренер по армейскому рукопашному бою, мастер спорта.
5. Яковлев А.Л. – тренер по армейскому рукопашному бою.
Предварительно группу экспертов мы проверили на согласованность
экспертных оценок. И определили согласованность экспертов с помощью
коэффициента конкордации.2
Группа экспертов предварительно оценивала уровень технико
тактической подготовленности во время тренировочных поединков у трех пар
спортсменов занимающихся армейским рукопашным боем. Коэффициент
конкордации рассчитывался с помощью компьютерной программы
STATISTIKA 6.0.
В нашем случае коэффициент конкордации был равен 0,76, что говорит
о высокой согласованности экспертов. Поэтому данную группу экспертов мы
можем рекомендовать для анализа эффективности комбинациям ударной и
бросковой техники во время атакующих техникотактических действий в
армейском рукопашном бое у группы начальной подготовки.
Организация экспертных оценок проводилась следующим образом:
перед началом педагогического эксперимента группе экспертов было
предложено проанализировать ход тренировочных поединков контрольной и
экспериментальной групп, (поединок состоял из 1 раунда длительностью 3
минуты). Целью экспертной оценки являлось определение эффективности
комбинаций ударной техники руками и бросковой техники во время
атакующих и защитных техникотактических действий в армейском
рукопашном бое у контрольной и экспериментальной групп. Результаты
экспертной оценки представлены в таблице 1.
Технические действия спортсменов оценивались по следующим
критериям:
вариативность техникотактических действий;
стабильность техникотактических действий;
результативность техникотактических действий.
Каждый эксперт по 10 балльной шкале оценивал, техникотактические
действия и ставил оценку. Результаты экспертной оценки приведены в
таблице 1.2
Таблица 1.
Результаты экспертных оценок контрольных поединков перед началом
педагогического эксперимента
№
п/п
Показатели,
Контрольная
Экспериментальная
оцениваемые
экспертами
группа
Х±δ
группа Х±δ
tкритерий
Стьюдента
2,131