Комбинированный урок музыки и изо "Добрый праздник среди зимы "
Оценка 4.9

Комбинированный урок музыки и изо "Добрый праздник среди зимы "

Оценка 4.9
docx
08.06.2020
Комбинированный урок музыки и изо "Добрый праздник среди зимы "
Комбинированный урок изо и музыки.docx

 

 

 

Проект урока искусства -  5 класс.

Тема: Добрый праздник среди зимы.

(изо 8 урок «Народные праздничные обряды»,

 музыка 3 урок «Русские народные песни»)

 ВЫПОЛНИЛА  ЛИТОВЧЕНКО   Т. П УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

МКОУ»ИКОВСКАЯ СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Комбинированный урок изо и музыки, 5 класс.

Тема: Добрый праздник среди зимы.

Цели:

Обучающая: Расширить представление учащихся о  русских народных праздниках, их символическим значением и местом в жизни наших предков.

Развивающая: развитие творческой фантазии, активности, умение работать в малом коллективе (группе).

Воспитательная: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории, формировать национальную идентичность, гордость за свою малую родину.

 

Оборудование и материалы:

-комплект художественных материалов;

-музыкальный ряд: русские народные песни, колядки, фрагмент из балета «Щелкунчик» Чайковского П.И.;

- видеоряд: Фрагмент из кинофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

-репродукция  картины:  П. Транковский
«Путешествие со звездой». 1900

-электронная презентация;

-открытки «С Рождеством!»

 

 

 

 

 

Ход урока.      Звучит «коляда» . маски входят или на экране.

1.     Определение темы и цели урока.      Слайд 1, 8,9,11,12

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь . (Ответ детей).

 А что такое рождество? (Праздник).

А что такое праздник? ()

Какой у вас любимый праздник? (ответ) Учитель подводит итог: один из самых любимых праздников -  это Рождество.

2.     Открытие нового знания

Каждый праздник имеет свои традиции и обряды. А что вы знаете о Рождестве? Слайд про звезду, сообщение ученика

(звезда, маски-личина, колядки, семейный праздник, новая рубаха, елка, яблоки (шары))

видеоряд

Сл 7   

3.     Коллективно-творческая деятельность

Разыгрывание сцены колядования. (раздача материалов)

оригинал колядки

 

4.     Домашнее задание

Почему не один народ не может жить без праздника? Какие еще народные праздники вы знаете?

Мини проект по группам: «Народный солнецеворот»: Пасха, Масленица, Троица, Покров. Рассказ о календарном празднике, используя народные песни, костюмы, репродукции русских художников.

5.     Самостоятельная работа.

Изготовление рождественской открытки. (аппликация) (под музыку)

Выставка работ.

6.     Подведение итогов.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу – время, потехе – час». Народный праздник – это большое событие, объединяющее людей в радости, грусти, мечте. Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это народные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Народные праздники – это живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.

7.     Рефлексия (Аплодисменты – если понравилось, топанье – если  нет)

Приложение

     Каждый праздник отмечался особым образом.

     Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето, вызывало желание у людей изменить будущую жизнь к лучшему. Этому должны были помочь святочные обряды, которые сопровождали долгие новогодние праздники. Они включали в себя магические действия с хлебом, зерном, соломой (смысл которых – пожелание достатка в семье), а также колядование, ряжение, гадание. На этот же период приходился один из главных православных праздников – Рождество.

Традиции Рождества

Зимой, когда мир словно застыл и крепко спит все в природе, а вместо пестрых летних красок царит только белый цвет, символизирующий духовную чистоту, и черный — символ греха, все невольно задумываются о главных вопросах в жизни. Ведь с древних времен и по сей час, мы верим, что когда часы пробьют полночь, раскроются небеса, и силы небесные помогут исполнить все загаданное.

Рождество Христово всем нам дает духовное начало, ожидание чего-то необыкновенного и чудесного. Вот поэтому это праздник домашний, торжественный, спокойный. В старину говорили, что в эту ночь родился совсем маленький Христос, поэтому запрещалось шуметь, чтобы не потревожить младенца. За столом необходимо собираться только родным и близким людям. Традиционный праздничный цвет этого торжества белый. И скатерти, и салфетки и занавески, и столовая посуда – все подбирается белоснежных оттенков.

Целый день (6 января/ 25 декабря) женщины готовили праздничные блюда, а мужчины к Сочельнику готовили сам стол. Приносили стебли соломы, которые укладывали под скатерть. Все блюда перевязывали красными нитями крест-накрест. Это символизировало рождения на сене сына Божьего. Блюда (не меньше двенадцати) ставили обязательно с песнями. Основное блюдо — это рождественская кутья. У славян на праздничном столе обязательно должны были быть свежевыпеченный хлеб и особые пирожки, в которые, помещали столько монеток, сколько было за столом присутствующих. Кто находил монетку, тому, и будет везти весь год.

Традиционные атрибуты – украшенная елка на верхушке со звездой, рождественские открытки, декоративные свечи, рождественский венок. Дошла до наших дней рождественская традиция звенеть в колокольчики во время песни, приветствуя пришествие Христа.

Одной из традиций празднования Рождества Христова было ходить по домам с рождественским песнопением и колядками.

По традиции колядовали только парни и мужчины. Колядовали по-разному: одни — на Сочельник, другие — в день Рождества. Главное, ради чего они это делали, чтобы всем сообщить об истории жизни Божьей матери и рождении, жизни, страданиях ее сына Иисуса Христа.

      Масленичные обряды – Это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости, проводы Масленицы. Каждый день масленицы имел свое название и за каждым закреплялись определенные действия.

     Семь недель спустя после Пасхи праздновали «зеленые святки» (Троица). Деревенские девушки шли в рощу или лес, срубали молодую березку, приносили в деревню, завивали ветки, украшали их цветными лентами, водили вокруг неё хоровод с песнями.

Завивайся ты, берёзка,

Завивайся ты, кудрявая,

Мы к тебе пришли

Со яичками, со куличиками.

(исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла»).

     Заканчивалась жатва. Крестьяне готовились к осенним праздникам в семейном кругу. Последний яровой сноп – «пожинальник» - наряжали и ставили в красный угол избы. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, чтобы всходы были колосистее.

Один из почитаемых праздников осени – Покров. «Каков Покров, такова и зима» - говорили наши предки.

    

Коляда-маляда,
Прикатила молода.
Мы искали коляду
Во Мироновом двору.
Эй дядька Мирон,
Выноси добро во двор
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Или тепленький пирог,
Или маслице-творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром.


 

Проект урока искусства - 5 класс

Проект урока искусства - 5 класс

Комбинированный урок изо и музыки, 5 класс

Комбинированный урок изо и музыки, 5 класс

Ход урока. Звучит «коляда»

Ход урока. Звучит «коляда»

Приложение Каждый праздник отмечался особым образом

Приложение Каждый праздник отмечался особым образом

Масленичные обряды – Это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости, проводы

Масленичные обряды – Это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости, проводы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020