Комедия «Горе от ума» - комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума»
Оценка 4.6

Комедия «Горе от ума» - комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума»

Оценка 4.6
Работа в классе +2
docx
русская литература
9 кл
15.03.2020
Комедия «Горе от ума» - комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума»
А. Грибоедов._ Комедия нравов, галерея живых типов_.docx

168171699  класс

 

АЛЕКСАНДР   СЕРГЕЕВИЧ   ГРИБОЕДОВ 
«ГОРЕ  ОТ  УМА»

 

Комедия «Горе от ума» - комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума».

 

Надпись: Художник А.Г. Кручинас. 16 – 19, вопросы с.19; с. 25 – вопросы 5-6

 

ЦЕЛЬ

         Углубление понятия о жанре комедии; идейно-художественный анализ I II действий. Выявление основных особенностей языка комедии А.С. Грибоедова, приемов новаторства Грибоедова в области литературного языка. Развитие навыков лингвистического анализа текста. Воспитание любви и уважения к родному языку на примере художественных средств комедии «Горе от ума».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

         Аналитическое чтение комедии.

    

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

          Развитие монологического высказывания, выразительного чтения.

 

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

         Комедия, пьеса

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 

·                   Русская  литература. Классика и современность: Учебник для  9 классов  общеобразовательных школ / В.В. Бадиков, О.З. Имангожина, Н.М. Могилевская и др.  – Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2005. – 328 с.: ил.

 

·                   Русская литература. Хрестоматия: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных школ /  и В.В. Бадиков,  О.З. Имангожина,  Н.М. Могилевская

др. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2005.–320 с.

·                   Портрет А.С. Грибоедов

·                   Репродукции к произведению

 

·                   Эпиграфы:

msotw9_temp0

                               Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. Мой (…) народ высоко оценил благородный гнев «Горя от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собою.

                                                                                               Л.Леонов. Судьба поэта.

 

                Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

                                                                                               К. Паустовский.       

 

BD05371_  Ключевые понятия: драматург, пьеса, реплика, стих-реплика, стих-монолог, персонажи, сценичность, герой, зритель, экспрессивность, полифонизм, экспрессивность.

 

 

ТЕОРИЯ  ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

Комедия, композиция. Элегия, дума, сатира. Интрига.

 

BD04970_Овладение лексикой эстетических и психологических характеристик стиха (живой, непринужденный, разговорный, афористичный, лукавый, ироничный, мечтательный, пылкий, исповедальный…).

Работа над лексической точностью оценки персонажей и их характеров (насмешливость, озорство, притворство, надменность, почтительность, кокетство, сентиментальность, открытость, страстность, доверчивость, ребячество…) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

План урока:

 

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

1. Оргмомент.

Приветствие.

2. Этап целепологания.

3.Решение  проблемного вопроса.

4. Рефлексия урока.

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Создание коллаборативной среды. Коллективная форма познавательной деятельности.
Групповая форма работы.

Слово учителя.

 

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

Лицеисты готовят домашнее задание: выписывают крылатые выражения комедии, уточняя кто и о ком сказал:

Крылатое выражение /цитата

Кто сказал

Явление, действие

 

 

 

 

 

Выучить понравившиеся выражения – до 10 выражений, которые могут охарактеризовать главных героев комедии

Учитель:

1.     Готовит раздаточный материал для работы по группам.

2.     Продумывает оформление доски: эпиграфы.

3.     Презентация к уроку.

4.     Готовит стенд с творческими работами лицеистов.

 

ЭТАПЫ   УРОКА

 

Сообщение темы, целей и задач урока

         - Почему вы решили,  что пьеса «Горе от ума» драматическое произведение?

          - Легко ли читать пьесу?

          - Как надо читать пьесу?

          - Чем отличается пьеса от других жанров?

 

Аналитическое чтение и комментирование текста.

 Чтение 1-5-го явлений первого действия и обсуждение.   

1.     Экспозиция комедии.

 

–  Какие события предшествуют собственно драматическому сюжету?

–  Какие отношения связывают героев, живущих в доме Фамусова?

 

2.     Завязка действия.

 

–  По главному событию I действия (приезд Чацкого) придумать название всему действию.

 

ВЫВОД: С этого момента нарушается привычная жизнь фамусовского дома и закручивается современная интрига, вернее, две: Чацкий – Фамусов, Чацкий – Софья, Молчалин.

 

–  Какими словами встречает Чацкого Фамусов – как друга, как врага?

–  Как встречает Чацкого Софья?

 

         Чацкий как герой комедии, его «ожидание» персонажами и зрителем. Обаяние юности в Чацком. Его влюбленность, пылкость в эмоциональности и поэтичности стихотворных монологов, в их интонационной «взвихренности» и экспрессивности. Исповедальность монологов Чацкого и их полифонизм: восторженность воспоминаний и горечь разочарования, любовь к Москве и едкие укоры ей. Элегия, дума, сатира как «жанры» стихотворных монологов Чацкого.

 

3.     Развитие социального конфликта. «Век нынешний и век минувший» -

II действие (по главному событию придумать название действия).

 

–  Кто выступает главным оппонентом Чацкого?

– В монологе Чацкого во 2-м явлении найти строчки, обозначившие суть конфликта между главными антагонистами.

– С какого момента отношения между Чацким и Фамусовым начинают обостряться?

– Проследите динамику диалога персонажей (2-3-е явление II действия) – конфликт бурно разгорается, находится все больше аргументов для взаимного несогласия.

–  Проанализировать монологи Фамусова и Чацкого в 5-м явлении с точки зрения композиции.

ВЫВОД: монологи зеркально отражают друг друга, то есть то, что у одного подается со знаком «плюс», у другого – со знаком «минус».

 

4.     Сформулировать предварительные выводы:

 

Фамусов символизирует собой прочный, грузный, спокойный уклад старого быта, оцепенелость духа. В его среде взгляды на жизнь давно уже выработаны, и эта жизнь мирно и мерно катится по ровной дороге традиций прошлого века. Здесь раболепно поклоняются авторитету, успеху, ненавидят всё, что таит в себе творческое, критическое начало. В ходу лицемерие («Грех не беда, молва не хороша») и т.д.

 

Искусство «разговорного» стиха грибоедовской комедии, его свобода, живость и афористичность; выразительность и естественность рифмы, «сливающей» соседние реплики. Индивидуализация стихотворной речи: лукавство и пылкость, интонационные и лексические контрасты, изысканность, барская надменность и назидательность стихотворных монологов и реплик Фамусова, их претензионная афористичность; односложность, «полустишия» реплик Молчалина; чувствительность и велеречивость монологов Софьи.

 

5.     Работа по заполнению таблицы цитатами, работу продолжить по мере чтения комедии.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ЧАЦКОГО   и   ФАМУСОВА

 

ОТНОШЕНИЕ

ФАМУСОВ

ЧАЦКИЙ

к службе

к старому и новому укладу

к Москве

к просвещению

к русскому языку

к национальной самобытности

к человеческим качествам

к семейным ценностям

 

 

 

Работа с крылатыми выражениями.

 

Нельзя не сказать «о крылатых выражениях», созданных писателем.
А.С. Пушкин, познакомившись с комедией, воскликнул: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу».

 

В.Г. Белинский отмечал эту особенность комедии: «Стихи Грибоедова обратились в пословицы и поговорки и разнеслись между образованными людьми по всем концам земли русской».

 

ЗАДАНИЕ: установить, какому персонажу комедии принадлежит данное выражение (реплики можно написать на доске).

 

П О С Л О В И Ц Ы

Кто беден, тот тебе не пара.

Фамусов

И дым отечества нам сладок и приятен.

Чацкий

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Чацкий

Что за комиссия, создатель,/ быть взрослой дочери отцом.

Фамусов

Ах, тот скажи любви конец,/ кто на три года вдаль уедет.

Чацкий

Дома новы, но предрассудки стары.

Чацкий

Ах, злые языки страшнее пистолета.

Молчалин

 

 

П О Г О В О Р К И

Герой не моего романа

Софья

Послушай, ври, да знай же меру.

Чацкий

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

Фамусов

Ведь нынче любят бессловесных.

Чацкий

Смешенье языков: французского с нижегородским.

Чацкий.

Она к нему, а он ко мне.

Лиза

Что говорит, и говорит, как пишет.

Фамусов

 

 

         Результаты аналитического чтения обобщаются и записываются в тетрадь.

        

BS01029_

    ВЫВОДЫ  И   ОБОБЩЕНИЯ

 

         Создав комедию «Горе от ума», Грибоедов стал художником-реалистом и новатором в области литературного языка.

         Вопросы языка вообще имели для него исключительно важное значение, и в решении их он далеко опередил большинство писателей – своих современников. Можно сказать, что наряду с Крыловым, Пушкиным Грибоедов был подлинным создателем русского литературного языка.

 

             Учащиеся в ходе сообщения в тетрадях составляют краткие конспекты, проверяют в паре с соседом по столу, уточняют, вносят добавления в работы товарищей, затем оценивают.

 

BS00621AДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

                                                                                                                         

 1.  По мере чтения комедии заполнить таблицу

 

ОТЗЫВЫ О   ЧАЦКОМ  и ФАМУСОВЕ   ПЕРСОНАЖЕЙ   КОМЕДИИ

 

Автор отзыва

ФАМУСОВ

ЧАЦКИЙ

положительное

отрицательное

положительное

отрицательное

 

 

 

 

 

 

2.       Выписать все известные крылатые слова и выражения, которые встретятся в каждом действии.

3.       Прочитать комедию до конца.

4.       Начать собирать материал к сочинению по комедию.

5.       с. 16 – 19, вопросы с. 19, 25 вопросы 5-6

 

 

BS01041_

T  Чацкий      ______________

 

 T  Молчалин  ______________

 

 T  Софья         ______________

   

F8CF4116

 

А.С.  ГРИБОЕДОВ
ТЕМЫ   СОЧИНЕНИЙ
 

 

 

 

 


1.        Два патриотизма (спор Чацкого и Фамусова о Москве).

2.        Тема  ума и воспитания в комедиях Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума».

3.        Проблема «ума» в комедии А.С. Грибоедова.

4.        Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества.

5.        Ум мнимый или подлинный?

6.        Почему Чацкий был объявлен сумасшедшим?

7.        Стал ли грибоедовский Чацкий нашим современником?

8.        Мое отношение к Чацкому.

9.        Чацкий как выразитель идей декабристов.

10.   Кто Чацкий – победитель или побежденный? (Гончаров о Чацком.)

11.   Любовь в понимании Чацкого и Софьи. «Софья начертана неясно»: образ Софьи Фамусовой.

12.   Женские образы в комедии «Горе от ума».

13.   Как и почему в комедии «Горе от ума» связаны любовный и общественный конфликты?

14.   Молчалин в представлении Софьи и в действительности.

15.   Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

16.   Мое отношение к Молчалину.

17.   21-22-е явления третьего действия как кульминация комедии «Горе от ума».

18.   Фонвизин и Грибоедов как обличители дворянского общества.

19.    «Век нынешний и век минувший» в изображении Грибоедова.

20.   «Прошедшего житья подлейшие черты» по комедии «Горе от ума».

21.   Москва, Страстная площадь, дом П.А. Фамусова. Софье Павловне Фамусовой…

22.   Московское общество начала ХIХ века в комедии Грибоедова «Горе от ума».

23.   Фамусовское общество (барская Москва).

24.   Чему научила меня встреча с фамусовским обществом?

25.   Фамусов как представитель старого барства.

26.   Хлестакова и другие: мои зарисовки по страницам комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

27.   «А судьи кто?» (по комедии «Горе от ума»).

28.   Хлестакова и другие (мои зарисовки по страницам «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

29.   Проблематика и идейный смысл комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

30.   Самая волнующая страница комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

31.   Смешное и грустное в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

32.   Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

33.   Читая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Два финала комедии (1-я и 2-я редакции).

34.   Самая волнующая страница комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

35.   Смешное и грустное в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

36.   Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

37.   Чацкий и мой современник.

38.   Твоя тема в комедии А.С. Грибоедова.

 

 

Фрагмент таблицы крылатых выражений

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Чацкий

А судьи кто?

Чацкий

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Чацкий

Где, укажите нам, отечества отцы,/Которых мы должны принять за образцы?

Чацкий

Чины людьми даются, / А люди могут обмануться.

Чацкий

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Чацкий

Прошедшего житья подлейшие черты.

Чацкий

К перу от карт? И картам от пера…

Чацкий

Молчалины блаженствуют на свете!

Чацкий

Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног.

Чацкий

Ум с сердцем не в ладу.

Чацкий

Вот наши строгие ценители и судьи!

Чацкий

Блажен, кто верует, - тепло ему на свете!

Чацкий

Как посравнить да посмотреть. / Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.

Чацкий

Но чтоб иметь детей, /Кому ума недоставало?

Чацкий

Послушай! ври, да знай же меру.

Чацкий

Где ж лучше? / Где нас нет.

Чацкий

Что нового покажет мне Москва? / Вчера был бал, а завтра будет два.

Чацкий

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Чацкий

 

 

День задень, завтра, как вчера.

Молчалин

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Молчалин

Мне завещал отец: / Во-первых, угождать всем людям без изъятья -...
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,/Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин

В мои лета недолжно сметь, свое суждение иметь

Молчалин

 

 

Счастливые часов не наблюдают.

Софья

Герой не моего романа.

Софья

А горе ждет из-за угла.

Софья

Мне все равно, что за него, что в воду.

Софья

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Софья

Счастливые часов не наблюдают.

Софья

Мне все равно, что за него, что в воду.

Софья

 

 

Минуй нас пуще всех печалей. / И барский гнев, и барская любовь.

Лизонька

Кому назначено-с, не миновать судьбы.

Лизонька

А как не полюбить буфетчика Петрушу!

Лизонька

 

 

Кто беден, тот тебе не пара.

Фамусов

Петрушка, вечно ты с обновкой, /С разодранным локтем.

Фамусов

Ей сна нет от французских книг,/А мне от русских больно спится.

Фамусов

Читай не так, как пономарь, / А с чувством, с толком, с расстановкой.

Фамусов

Спросили бы, как делали отцы? / Учились бы на старших глядя.

Фамусов

Кричали женщины: ура! / И в воздух чепчики бросали!

Фамусов

Не надобно иного образца, / Когда в глазах пример отца.

Фамусов

Упал он больно, встал здорово.

Фамусов

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!...

Фамусов

Ученье - вот чума, ученость - вот причина.

Фамусов

Ба! знакомые все лица!

Фамусов

Бывало, я с дражайшей половиной / Чуть врознь - уж где-нибудь с мужчиной!

Фамусов

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

Фамусов

Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!

Фамусов

Что за комиссия, Создатель, / Быть взрослой дочери отцом!

Фамусов

Едва / Другая сыщется столица, как Москва.

Фамусов

Просил я помолчать, не велика услуга.

Фамусов

Дай бог здоровье вам и генеральский чин

Фамусов

 

 

Мне совестно, как честный офицер.

Скалозуб

Не знаю-с, виноват, Мы с нею вместе не служили.

Скалозуб

Засели мы в траншею: / Ему дан с бантом, мне на шею.

Скалозуб

Дистанции огромного размера.

Скалозуб

Пожар способствовал ей много к украшенью.

Скалозуб

Мне только бы досталось в генералы

Скалозуб

 

 

А у меня к тебе влеченье, род недуга.

Репетилов

Все отвергал: законы! совесть! веру!

Репетилов

Шумим, братец, шумим!

Репетилов

 

 

Всё врут календари.

Хлестова

На свете дивные бывают приключенья! В его лета с ума спрыгнул!

Хлестовой

 

 

 


 

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку

Презентация к уроку. 2.

Презентация к уроку. 2.

Проследите динамику диалога персонажей (2-3-е явление

Проследите динамику диалога персонажей (2-3-е явление

В.Г. Белинский отмечал эту особенность комедии: «Стихи

В.Г. Белинский отмечал эту особенность комедии: «Стихи

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1

Как и почему в комедии «Горе от ума» связаны любовный и общественный конфликты? 2

Как и почему в комедии «Горе от ума» связаны любовный и общественный конфликты? 2

Ум с сердцем не в ладу.

Ум с сердцем не в ладу.

Не знаю-с, виноват, Мы с нею вместе не служили

Не знаю-с, виноват, Мы с нею вместе не служили
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2020