ГОУ ЛНР «Перевальская гимназия №1»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ.
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«КОМФОРТНАЯ И БЕЗОПАСНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Выполнила:
Нарышкина Валентина Петровна,
учитель начальных классов.
2020
Образовательная среда – это целостная качественная характеристика
внутренней жизни учебного заведения, т.е. «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так
и негативных».
Понятие «Образовательная среда» в настоящее время стало ключевым как в педагогических исследованиях, так и в образовательной практике.
Смысл образовательной среды не является абсолютно новым, например, еще Лоренцо Вала перечисляет пять важнейших условий для ученых занятий:
«общение с образованными людьми»; «изобилие книг»; «удобное место»; «свободное время»; «душевный покой».
Психологи осмысливают образовательную среду через систему влияний на личности обучающихся и обучающих.
Образовательная среда напрямую влияет на приобретение профессиональных навыков и в дальнейшем на реализацию их в педагогической деятельности.
Образовательная
среда видится как «третий учитель» в поддержку педагогам и родителям.
Но как правильно организовать пространство образовательной среды
в существующих школах, чтобы улучшить процесс и результаты обучения
детей?
Что значит комфорт в образовательной среде? Как его понимают учителя,
ученики и руководство. Высокие заборы, решетки, охрана — это ли
безопасность для всех участников образовательного процесса?
Физические параметры школьных пространств (свет, температура,
качество воздуха, адаптивность, сложность, цвет) объясняют 16% различий
в успеваемости учеников.
· Цвет в пространстве школы оказывает влияние на мыслительные процессы и концентрацию внимания.
· Школа воздействует на здоровье и самочувствие учеников и педагогов.
· Прослеживается взаимосвязь между комфортным пребыванием в среде и ощущением безопасности.
· Шум влияет на возникновение стрессов, фрустраций, расфокусировки внимания (особенно — у педагогов).
· Физическая среда воздействует на самооценку, мотивацию к учебе и поведение учеников.
· Естественный обзор
· Достаточное освещение
· Антивандальность
· Логичная структура, отсутствие тупиковых «темных» зон
· Чувство привязанности к помещению, его персонификация
· Чувство уважения к себе и защищенности
· Территориальность
В последние годы термин «образовательная среда» начинает встречаться с толь же часто, как и «обучение», «развитие», «воспитание», «инновации в образовании» и т.п.
Однако это не означает, что понятие «образовательная среда» появилось только в последние десятилетия. Как яркий представитель педологического подхода к детскому развитию Л.С.Выготский указывал на важнейшую роль окружающей социальной среды и её влияния на обучение и развитие школьника: «…социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребёнком, или источником социального развития ребёнка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм» (Л.С.Выготский, 1984, с.265).
«Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Интегративным результатом реализации этих требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
· гарантирующей охрану и укрепление здоровья обучающихся;
· дружественной по отношению к обучающимся и учителям;
· обеспечивающей высокое качество образования, его прозрачность, понятность и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества.»
Необходимо также отметить, что в различных подходах к пониманию и,
соответственно, определению образовательной среды присутствуют объ
ектный, субъектный и ситуационный аспекты.
Объектный, когда исходным для определения образовательной среды выступают свойства собственного предметно и социально обусловленного содержания этой среды безотносительно к потребностям самого учащегося. В этом случае образовательная среда описывается как совокупность тех или иных образовательных условий и факторов, в окружении которых происходит обучение, развитие и социализация учащихся и которые оказывают то, или иное влияние на обучение и психическое развитие учащихся.
Субъектный, когда исходным для определения образовательной среды выступают субъектные характеристики самих учащихся, их потребности , интересы и индивдуально-типологические особенности. В этом случае образовательная среда понимается и описывается как совокупность образовательных условий и факторов, обеспечивающих(или препятствующих) возможность удовлетворения познавательных или иных потребностей учащихся и потому находящихся в отношении взаимодополнительности к ним.
Ситуационный , когда исходным для определения образовательной среды выступает ситуация коммуникативного взаимодействия («встреча») учащегося с «пространством» образовательной среды, необходимым условием является образование детско- взрослой общности и коллективно-распределённой деятельности. В отношении структуры образовательной среды целесообразно выделять три компонента.
Технологический, представляющий совокупность учебной и других видов деятельностей, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития учащихся.
Социальный или коммуникативный, представляющий собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие данному возрасту и типу культуры «формы детско-взрослой общности», а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей.В последнем случае речь идёт о том, что это взаимодеёствие может иметь характер:
1) педагогического воздействия учителя на ученика – субъект-объектный тип межличностного взаимодействия;
2) педагогического взаимодействия учителя с учеником – субъект-субъектный тип межличностного взаимодействия;
3) педагогического содействия (фасилитации) ученику в его обучении и развитии – субъект-порождающий тип взаимодействия.
Пространственно-предметный, который обеспечивает возможность необходимого для обучения, развития, социализации пространственных действий и который включает в себя архитектурные особенности образовательного учреждения и прилегающие к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику.
При проектировании и моделировании образовательной среды необходимо наличие специфических принципов:
1. Безопасность, которая предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка чувство неуверенности и страха. Он получает возможность, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.
2. Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность.
3. Доступность для полисенсорного восприятия, которая предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.
4. Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых, значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка.
5. Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
6. Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
7. Ориентация на охрану и развитие реальных и потенциальных познавательных возможностей. Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью работать в зоне актуального и ближайшего развития.
Психологический комфорт- это такое состояние, возникающие в процессе
жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости,
удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Источником психологического комфорта выступают в первую очередь организационно – коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Кроме того, в образовательном процессе важно не только то, кто учит, но и где происходит обучение, то есть важно само «место образования».
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе – это удовлетворение потребности в получении новой информации.
Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесным, соматическими потребностями и предметно – пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, в воде, тепле и других условий, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды.
Условия и факторы создания интеллектуального комфорта:
· Прежде всего деятельность ученика должна быть мотивированной, т. е. он должен захотеть что – либо сделать, заинтересоваться, понять, для чего ему это необходимо.
· Любая значительная деятельность ребёнка должна быть им отрефлексирована.
Рефлексию нужно включать в разные этапы урока, что обеспечит обратную связь с учащимися.
Умело проведённая рефлексия, даёт учителю возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке; что им помогало и что мешало в работе; что нового для себя они узнали; что смогут и готовы использовать в своей жизни за пределами школы; что и как в них изменилось в единицу времени.
· Ученик должен обязательно обладать правом выбора. Желательно, чтобы всё, что он делает, было не результатом принуждения, а сознательным решением. Есть смысл разрешать ученику, при определённых условиях, отказываться от ответа, выполнять домашнее задание по выбору.
· Очень важно организовать любой вид деятельности возрастосообразно и природосообразно. Здесь я имею в виду умение учителя оценивать учебный материал с точки зрения его ценности и доступности для данного возраста и предлагать виды и формы учебной деятельности, которые не являлись бы насилием над детской природой.
· Следующее важное положение – это организация максимального включения в образовательный процесс. Привычная для учителя работа целиком со всем классом не позволяет каждому ученику эффективно использовать всё отведённое под уроки время. Если учитель работает одновременно с 25 учениками, у них не остаётся возможности говорить больше 2 минут за урок, а концентрировать внимание на учебном материале все 40 минут с точки зрения детской психики нереально. Фронтальная работа исключает общение учеников друг с другом, а значит, не способствует развитию коммуникативных навыков и социализации.
Изменить ситуацию мне помогает коллективная работа ( в парах, в четвёрках, в малых группах) Для создания интеллектуального комфорта, учитываю принцип адаптивности: школа для всех и школа для каждого.
Условия и факторы создания психологического комфорта
Источником психологического комфорта выступают в первую очередь организационно – коммуникативные условия внутриклассной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов.
Исследуя содержание и характеристики образовательной среды, ученые по-разному подходят к этому вопросу. С одной стороны, ее рассматривают как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов,
обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности обучающегося. С другой стороны, ее представляют как категорию, характеризующую развитие человека, что определяет ее целевое и функциональное назначение. Но независимо от различия или сходства определения образовательной среды основной характеристикой ее является состояние безопасности личности.
Структура образовательной среды образовательного учреждения, по мнению С.В. Тарасова, обобщенно включает в себя три компонента: пространственно-семантический, содержательно-методический; коммуникационно-организационный.
Пространственно-семантический компонент представляет собой архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении и символическое пространство школы, т. е. ее символику, атрибуты, тра-
диции и пр.
Содержательно-методический компонент раскрывает содержательную сферу (концепция жизнедеятельности образовательного учреждения, концепция и программа воспитательной работы, программы основного и дополнительного образования);
технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел.
Коммуникационно-организационный компонент представляет собой особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения, коммуникационную сферу, организационные условия – особенности управленческой культуры.
Другой взгляд на структуру образовательной среды представлен в работах Г.А. Ковалева. Он выделяет три основных взаимосвязанных параметра: «физическое окружение» (архитектура и дизайн школьных помещений и школьных зданий и т. д.);
«человеческий фактор» (социальная плотность среди субъектов образовательного процесса, половозрастные особенности учащихся и учителей и т. д.); «программа обучения» (деятельностная структура, стиль преподавания и т. д.).
Психолого-педагогические исследования рассматривают образовательную среду в различных аспектах и вариантах, но наиболее часто фигурируют понятия – развивающая образовательная среда, психологически безопасная образовательная среда, информационно безопасная образовательная среда, экологически
безопасная образовательная среда, здоровьесберегающая образовательная среда, физически безопасная образовательная среда. Рассмотрим характеристики каждой из них.
Психологическая безопасность – это:
– состояние сохранности психики человека;
– сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;
– устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защищаться от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения;
– возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;
– состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Информационно безопасную образовательную среду (информационно-образовательную среду) исследователи представляют с различных позиций: как новую педагогическую систему; как учебно-методический и организационный комплекс; как педагогическое явление, связанное с новыми знаниями, фактами, информацией, культурой.
На сегодняшний день актуальной проблемой в педагогике является изучение влияния опасностей педагогического характера на образовательную среду и образовательную систему в частности.
Опасность педагогического характера (ОПХ) – негативное воздействие на образовательные системы, в результате которого им может быть причинен какой-либо ущерб (вред), придающий их развитию регрессивный характер.
Говоря о сущности понятия «опасность педагогического характера», следует указать, что она заключается в самом негативном воздействии на образовательные системы, сообщая их развитию регрессивный характер.
Примерами наиболее ярких опасностей педагогического характера являются:
. формирование ложных целей развития отдельно взятых образовательных систем и системы образования государства;
. полное отвержение инновационных подходов в развитии образования (застой педагогической науки);
. внедрение подробно не изученных инноваций в процесс обучения и воспитания;
. непроанализированное прожектерство (увлечение неосуществимыми, необоснованными проектами) педагогических технологий с других образовательных систем как отечественных, так и зарубежных;
. частая смена нормативно-правовых требований к образовательному процессу;
На сегодняшний день актуальной проблемой в педагогике является изучение влияния опасностей педагогического характера на образовательную среду и образовательную систему в частности.
Опасность педагогического характера (ОПХ) – негативное воздействие на образовательные системы, в результате которого им может быть причинен какой-либо ущерб (вред), придающий их развитию регрессивный характер.
Говоря о сущности понятия «опасность педагогического характера», следует указать, что она заключается в самом негативном воздействии на образовательные системы, сообщая их развитию регрессивный характер.
Примерами наиболее ярких опасностей педагогического характера являются:
− формирование ложных целей развития отдельно взятых образовательных систем и системы образования государства;
− полное отвержение инновационных подходов в развитии образования (застой педагогической науки);
− внедрение подробно не изученных инноваций в процесс обучения и воспитания;
− непроанализированное прожектерство (увлечение неосуществимыми, необоснованными проектами) педагогических технологий с других образовательных систем как отечественных, так и зарубежных;
− частая смена нормативно-правовых требований к образовательному процессу;
. использование антипедагогических (способных разрушить фундамент педагогичес-кой науки) методов, форм и способов обучения (воспитания);
. неточное, а зачастую и ложное представление содержания предметного материала (фальсификация истории России) и т. д.
− использование антипедагогических (способных разрушить фундамент педагогичес-кой науки) методов, форм и способов обучения (воспитания);
− неточное, а зачастую и ложное представление содержания предметного материала (фальсификация истории России) и т. д.
В настоящее время стал широко использоваться термин комплексная безопасность образовательной среды. Комплексная безопасность образовательного учреждения – состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.
Комплексная безопасность образовательной среды – совокупность определенных видов безопасности (интеллектуальной, духовной, нравственно-этической, психологической, педагогической, этнической, физической, трудовой, управленческой), гарантированно обеспечивающая защищенность всех участников образовательного процесса.
Таким образом, комфортной и безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Безопасная и комфортная образовательная среда – это результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):
− гуманистической образовательной системы образовательного учреждения;
− единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей учреждение среде;
− включенности самого учащегося в образовательный процесс в субъектной позиции;
− наличия значимых для учащегося сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
Обобщая опыт исследователей этой проблемы к базовым организационно-педагогическим условиям, обеспечивающим процесс формирования психологически комфортной и безопасной среды можно отнести: высокий уровень материально-технического обеспечения учебного заведения; наличие соответствующей учебно-методической базы, которая обеспечивает полноценную реализацию целей образовательной деятельности, ее целостность и направленность на реализацию образовательных и воспитательных целей; наличие комфортных социально-бытовых условий при организации учебно-воспитательного процесса, которые мотивируют личность к активности и добросовестному выполнению своих служебных обязанностей; надлежащая организация учебно-воспитательного процесса, где в полной мере реализуются принципы обучения и воспитания, цели, содержание и цель образования; высокий уровень привлечения всех субъектов учебно-воспитательного процесса в процессы совершенствования функционирования учреждения; высокий уровень психологической подготовки (психологическая устойчивость) участников образовательной среды; высокий уровень психологической комфортности и безопасности, свободной от проявлений психологического насилия, что обеспечивает психическое здоровье всех участников учебно-воспитательного процесса.
Памятка для учителя
Как добиться интеллектуальной комфортности?
· используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));
· используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
· используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дисскусия, семинар, ученик в роли исследователя. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;
· используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);
· наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
· стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
· поддерживайте у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в жизни;
· создавайте ситуацию успеха;
· справедливо оценивайте ответы учащихся ( используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.
Памятка для учителя
Как добиться психологической комфортности?
используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка). Условия и факторы создания физического комфорта
Одним из факторов, позволяющих приблизить классную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Памятка для учителя
Как добиться физической комфортности в школе?
· организация горячего питания в школе;
· соблюдение питьевого режима;
· соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
· обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
12 заповедей
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности :
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.