Комментарии к разделам тем и требования к написанию итогового сочинения (11 класс)
Раздел Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации
нравственного выбора;
нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах
и моральных нормах,
сиюминутном и вечном,
добре и зле, о свободе и ответственности;
касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути,
значимой цели и средствах её достижения, любви
и дружбе;
побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять
себя.
Раздел Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
связаны со взглядом на человека как представителя семьи,
социума, народа, поколения, эпохи;
нацеливают на
размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии
среды на человека;
касаются вопросов
исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности
в истории;
позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный
прогресс;
побуждают рассуждать об образовании и
о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге
и направлениях развития
общества.
Раздел Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта,
ценности художественного
творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области
искусства и науки;
касаются миссии художника и ответственности человека
науки, значения великих
творений искусства и научных открытий
(в том числе в связи с юбилейными датами);
позволяют осмысливать роль культуры
в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения
традиционных ценностей;
побуждают задуматься о взаимодействии
человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Требования к написанию сочинения
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения.
Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно- популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём).
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.
Пример комплекта сочинений
НОМЕР ТЕМЫ |
ТЕМА |
1223 |
Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести? |
1434 |
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? |
2345 |
Семейные ценности и их место в жизни человека. |
2456 |
В чём может проявляться любовь к Отечеству? |
3367 |
Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? |
3167 |
Чему человек может научиться у природы? |
Источник:
ФИПИ https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.