ГБПОУ «АЛЕКСЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»»
Разработка по психологии
«Коммуникативные способности личности».
Преподаватель: Киселева Н.К.
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Коммуникативные способности личности. 3..,5.
2. Единство сознания и деятельности С.Л.Рубинштейн. 5..,9
3. Аффективно-лабильный тип личности. 9..,11
4. Использованные источники. 11
1.КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ.
Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности - это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя.
Существует синонимичное понятие в психологии: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя: знание ограничений и культурных норм в общении; знание традиций и обычаев; владение этикетом; демонстрацию воспитанности; умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека, а также с помощью дополнительного изучения психологии и других наук. Некоторые данные мы получаем в детстве вместе с воспитанием, когда нам объясняют границы приличного поведения, а также с помощью усвоения понятий «добра» и «зла». Однако этого недостаточно, и для успешного налаживания коммуникативного канала нужно соответствовать неким параметрам, которые ожидает от нас адресат, и они же иногда требуют дополнительных усилий. Например, японец, не знающий русского языка, не сможет полноценно общаться с русскоязычными людьми до тех пор, пока не будет владеть их знаково-смысловой системой передачи информации.
Есть ряд способностей, которые в совокупности обеспечивают человеку коммуникативную компетентность. Умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения. Здесь человек настраивается на предстоящий разговор, оценивает, как его могут воспринять те, к кому он обратится, и соответственно, смоделировать несколько моделей поведения в зависимости от их реакции. В программировании процесса общения, человек уже пытается переводить разговор в необходимое ему русло, которое зависит от цели разговора и его личных предпочтений. Безусловно, это делается аккуратно, чтобы не ранить личность собеседников, с долей непосредственности и дипломатичности. Управление общением. Яркое проявление этого умения можно увидеть ежедневно на экранах телевизора в различных телепрограммах, где ведущий ведет диалог с гостем. Зачастую ведущий жаждет получить ответы на те вопросы, о которых его собеседник говорить не хочет, но профессионалы своего дела в большинстве случаев все же помещают гостя в такую коммуникативную ситуацию, что он не может не рассказать об этом. Иногда можно повстречать достаточно волевых и ярких личностей в качестве собеседников, которых журналист не может склонить к беседе на неприятную им тему.
Существует несколько правил, которые являются универсальными для любого типа и условий общения. Сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить. Понимание. Собеседники должны всегда быть готовы к взаимопониманию и стараться наиболее понятным способом сообщать свои позиции. Конкретика. Озвученные фразы должны быть точными и не подразумевать несколько смыслов. Невербальные знаки. Также следует уделять большое внимание собственной мимике, жестам и интонации, которые должны соответствовать сообщаемой информации. Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. На наш взгляд средством для развития коммуникативных навыков могут служить тренинги. К тренингам развития коммуникативных навыков преимущественно относят групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общекоммуникативной готовности личности.
2.ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.Л.РУБИНШТЕЙН. Рубинштейн выдвинул и систематически развивал в психологии методологический принцип, который сам он в 20-е годы называл принципом самодеятельности, а в 30-е и 40-е - принципом единства сознания и деятельности. А. Н. Леонтьев, начавший разрабатывать ту же проблему в середине 30-х годов, впоследствии использовал термин "принцип деятельности". Около 15 лет назад в нашей литературе появился еще один термин - "деятельностный подход". В настоящей статье эти термины употребляются как синонимы и особенно последний, позволяющий раскрыть и общее, и различное между двумя исходными и главными вариантами деятельностного подхода - рубинштейновским и леонтьевским. По Рубинштейну, этот общий методологический принцип гласит: человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности (изначально практической), а потому изучаться они могут, прежде всего, через их проявления в такой деятельности. В этой работе Рубинштейн выдвигает и начинает последовательно развивать методологический принцип деятельности, который явился исходным для всей его философско-психологической концепции. В первоначальной и до сих пор верной формулировке данный принцип гласит: "Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле. Неразрывная, органическая связь человека и его деяний в процессе его формирования, "построения" обобщается Рубинштейном как одно из важнейших условий единства личности - субъекта деятельности. Деяния, действия, поступки не бывают безличными и безликими, они совершаются не сами по себе, не независимо от человека. Это именно его деяния, он - их автор, творец, исполнитель, несущий за них ответственность и самостоятельно формирующийся в процессе их обдумывания и осуществления. По мнению Рубинштейна, они тем самым "входят определяющим фактором в построение" субъекта. При всем разнообразии и противоречивости деяний человека они являются действиями и поступками одного единого субъекта. Это единство личности обеспечивает целостность и системность ее деятельности, в которой оно формируется. И наоборот, единство личности как субъекта деятельности распадается, когда "деяние, не входя в построение самого субъекта, теряет внутреннюю связь с ним. Утрачивая связь с субъектом, деяния тем самым теряют связь и между собой.
Личность в итоге представляет из себя действительно только "пучок" или "связку" (bundle) представлений". Здесь Рубинштейн справедливо критикует прежде всего известную позицию английского философа Юма, отрицавшего субстанциальное единство личности. Такое отрицание субстанциальности, целостности, единства субъекта приводило и до сих пор приводит в психологии к так называемому функционализму, т. е. к пониманию психики как системы психических функций (восприятия, чувств, мышления и т. д.), более или менее обособленных от субъекта и, следовательно, друг от друга. Личность даже в современной психологии сплошь и рядом распадается на "пучки" подобных психических функций, свойств и черт, не связанных между собой потому, что они недостаточно связаны с самой личностью. Эту "мозаичность" личности и функционализм Рубинштейн начинает преодолевать уже в статье 1922 г., посвященной принципу деятельности, точнее, принципу субъекта и его деятельности, поскольку, как мы видим, для него деятельностный подход выступает прежде всего как личностный принцип. Деятельность может быть только деятельностью субъекта, и все формирующиеся в ней психические свойства и процессы являются неотъемлемыми качествами лишь целостного индивида. В данном отношении Рубинштейн также почувствовал свою идейную близость к марксовой философии, когда он начал анализировать в статье 1934 г. впервые опубликованные тогда философские произведения основоположника диалектического материализма. У Маркса он выделяет и использует прежде всего фундаментальное и хорошо теперь известное положение о том, что все психические процессы или функции человека есть "органы его индивидуальности", как целостного субъекта. По Марксу, "человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, т. е. как целостный человек". Опираясь на эти важные для психологии идеи Маркса, Рубинштейн развивает дальше свои прежние положения о единстве и целостности личности, восходящие к его статье 1922 г. Он подчеркивает, что основанная на диалектическом материализме психология "не может быть, таким образом, сведена к анализу отчужденных от личности, обезличенных процессов и функций".
Различные формы психики и сознания развиваются не сами по себе - в порядке автогенеза, а только как атрибуты или функции того реального целого, которому они принадлежат, т. е. личности как субъекта. Вне личности трактовка сознания могла бы быть лишь идеалистической (спиритуалистической). Вопреки Гегелю, субъект, личность не сводится к сознанию или самосознанию, однако сознание и самосознание весьма существенны для личности. С этих позиций Рубинштейн реализует в психологии основной для марксистской концепции тезис, согласно которому сознание человека есть общественный продукт и вся его психика социально обусловлена. Деятельностный, точнее личностный, подход в психологии представляет собой конкретизацию всеобщего принципа социальности человека и его психики. Эту мысль Рубинштейн формулирует с предельной ясностью и отчетливостью: «Общественные отношения - это отношения, в которые вступают не отдельные органы чувств или психические процессы, а человек, личность. Определяющее влияние общественных отношений труда на формирование психики осуществляется лишь опосредствованно через личность».
В ходе наблюдений и экспериментов В. А. Горбачевой, В. Е. Сыркиной и других под руководством Рубинштейна изучалось овладение детьми простейшими правилами поведения в процессе систематического обучения и воспитания. Было убедительно показано, что понимание и применение детьми этих правил формируются в реальной повседневной жизни как неразрывное единство эмоционального и познавательного компонентов психики. Такое формирование осуществляется именно в конкретной практике применения, нарушения и восстановления постепенно осознаваемых элементарных нравственных норм. Например, обнаружилось, что дошкольники в детском саду часто жалуются воспитательнице на нарушителей дисциплины вовсе не с целью "наябедничать", а для того, чтобы как бы проверить и на практике подтвердить для себя действенность и правильность тех или иных норм поведения. Обобщая все эти и другие экспериментальные и теоретические исследования, Рубинштейн существенно уточнил свое понимание деятельности. В мотивации человеческих действий центр тяжести в той или иной мере переключается из сферы вещной, предметной в план личностно-общественных отношений, осуществляющихся при посредстве первых и от них неотрывных. Тогда деятельность человека выступает в новом качестве. "Она становится поведением в том особом смысле, который это слово имеет, когда по-русски говорят о поведении человека".
Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Поэтому "единицей" поведения является поступок, а "единицей" деятельности вообще - действие. (Ясно, что такая трактовка поведения принципиально отличается от бехивеористской). Тем самым основоположник деятельностного подхода в советской психологической науке отнюдь не сводил к одной лишь деятельности все многообразное взаимодействие человека с миром (с другими людьми, с вещами, с природой). Во всех этих и во многих других исследованиях Рубинштейн выступает не только как автор, соавтор и руководитель, но и как один из организаторов психологической науки в нашей стране. Он, прежде всего, хотел и умел налаживать творческие деловые контакты и тесное сотрудничество с психологами из других учреждений, городов, научных школ, даже в тех случаях, когда они придерживались в науке существенно иных точек зрения.
3. АФФЕКТИВНО- ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП.
Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности - это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями. Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления. Причиной смены полюсов не всегда являются внешние раздражители, иногда достаточно бывает неуловимого поворота в общем настроении. Если собирается веселое общество, то аффективно-лабильные личности могут оказаться в центре внимания, быть «заводилами», увеселять всех собравшихся. В серьезном, строгом окружении они могут оказаться самыми замкнутыми и молчаливыми.
Этот темперамент также имеет параллель среди психических заболеваний - маниакально-депрессивный психоз, который также проходит как бы между двумя полюсами. Однако этиологическая связь в этом случае не обязательна. Можно было бы предположить, что лабильность внутреннего состояния связана с наследственным совмещением гипертимического и дистимического темперамента, т.е. одна черта унаследована от отца, другая - от матери. Однако мои наблюдения показали, что такое совмещение не вызывает аффективной лабильности. Напротив, в подобных случаях возникает взаимокомпенсация, обусловливающая появление синтоиного темперамента, для которого характерно постоянно ровное, нейтральное настроение. При этом наблюдается картина, подобная той, которая встречается при сочетании истерических и ананкастических черт характера. Весьма показательно, что сочетание акцентуированных или психопатических личностных черт в том или ином человеке не усиливает акцентуацию или психопатию, напротив, оно ведет к выравниванию характера, т. е. к норме. Это наблюдение представляет интерес в первую очередь для тех, кто склонен усматривать в психопатиях нечто принципиально отрицательное. Между тем две психопатии, сложенные вместе, могут дать в результате норму.
На профессионально-поведенческом уровне аффективно-лабильные личности проявляют такие качества как: резкая и частая смена настроения, т.е. наблюдается непостоянство настроения — от чрезмерной активности и оптимизма до глубокой депрессии и подавленности всех форм деятельности; на уровни коммуникаций, аналогично — от сверхвысокой коммуникативности до замкнутости и молчаливости.
Такая психодиагностическая методика, как графология, позволяет выявить циклотимию у человека. Эта информация будет лежать в том, как человек пишет строчки. У такого типа личности строчка часто будет идти волной. Также важно то, насколько "скачут" отдельные слова и словосочетания в строке. Мягкий, ранимый, способен к сопереживанию, имеет высокие моральные принципы. Но склонен к резким циклическим сменам настроения, которые определяют его отношения с людьми. Не терпит одиночества, равнодушия, грубости.
Использованные источники:
1.Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,1999.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
3. Петровский А.В. «Общая психология» - М., Издательство «Просвещение», 2-е изд., доп. и перераб., 1976.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.