Коммуникативные универсальные учебные действия
Оценка 4.7

Коммуникативные универсальные учебные действия

Оценка 4.7
docx
23.11.2021
Коммуникативные универсальные учебные действия
коммуникативные ууд.docx

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД формируются в течение всего обучения школьников. Одним из результатов их формирования должна стать коммуникативная культура школьников.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные ууд школьников могут считаться сформированными, если ученик умеет:

1) владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь;

2) точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

3) соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения – необходимые условия формирования коммуникативных ууд школьников. В старших классах, когда основные орфографические, грамматические, стилистические и орфоэпические нормы уже усвоены, на уроках русского языка можно предлагать школьникам комплексный анализ текста, в котором будут анализироваться языковые единицы всех уровней. Также целесообразно ведение школьниками собственных словарей трудностей, куда они могут записывать те слова или словосочетания, в написании или произнесении которых сделали ошибку.

Умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме развивается на протяжении всех лет обучения в школе, и в старших классах особенно целесообразны такие формы работы, которые позволят закрепить и продемонстрировать данные умения. Одной из таких форм работы является дискуссия на уроках литературы. В 11 классе можно предложить тему дискуссии по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Воланд – положительный или отрицательный герой?»

Данный герой вызывает как правило яркое эмоциональное отношение учеников. Одним он безоговорочно нравится, и эту симпатию одиннадцатиклассники обосновывают тем, что Воланд и его свита наказываю людей за их пороки: взяточничество, ложь. Воланд же помогает снова быть вместе мастеру и его возлюбленной. В пользу положительной оценки Воланда говорит и эпиграф романа. Другая группа учеников обращает внимание, какие печальные последствия имело пребывание Воланда в Москве (аресты, пожары, смерти).

Только предатель Алоизий Могарыч выиграл ото всего произошедшего в Москве (хотя Воланд и не способствовал этому, по крайней мере напрямую). Воссоединение мастера и Маргариты далось им ценой смерти, а полученный ими покой тоже весьма сомнителен. Сформулировать эти разные точки зрения, узнать мнение других помогает ученикам формат дискуссии. При этом дискуссия обязательно должна проводиться по установленным правилам, соблюдение которых тоже немаловажно для формирования коммуникативных ууд. Вот эти правила:

1. Строить законченные по смыслу и грамматически высказывания.

2. Не перебивать собеседника.

3. Не использовать оценочных слов, говоря о точке зрения одноклассника (таких, как: глупость, чушь и пр.)

4. Выражать согласие или несогласие с точкой зрения одноклассника, ссылаясь на того, кому принадлежит мнение. При этом можно использовать вводные слова и конструкции (как утверждала Лена и т.п.)

5. Подкрепляйте свою точку зрения аргументацией. Структурируйте свою речь с помощью вводных слов, оформляющих порядок мысли (во-первых, во-вторых, напротив, таким образом и т.д.)

Коммуникативная культура подразумевает высокий уровень владения всеми видами речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание. Слушание и говорение хорошо развиваются во время устных сообщений учащихся, обобщающих опыт их исследовательской работы на определенную тему. Создание презентаций и подготовка устных выступлений – частое задание для учеников старших классов. Но оно не имеет большого смысла, если представляет собой зачитывание выступающим текста со слайдов презентации, к тому же зачастую написанного не самим учащимся. Также в таком случае слушатели быстро теряют интерес к выступлению одноклассника. Чтобы этого не произошло и чтобы развивались коммуникативные ууд как у слушающих, так и выступающих, можно предложить слушателям ряд заданий, которые выполняются во время выступления.

1. Оцените выступление по критериям (возможные критерии: соответствие заданной теме, грамотность речи, свободная речь «без бумажки», владение темой, ответы на вопросы слушателей). Причем с данными критериями заранее должен быть ознакомлен и сам выступающий.

2. Составьте вопросы, отражающие содержание выступления или призывающие дополнить сказанную информацию.

3. Предложите форму записи выступления: конспект, тезисный план, кластер, сравнительная характеристика, таблица и т.д. Обоснуйте свой выбор.

Сформированные коммуникативные ууд включают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Поэтому целесообразно систематически предлагать ученикам работу в группах. Группы могут получать одинаковое задание, либо различные.

Приведем пример работы в группах по пьесе Н. Островского «Гроза» в 10 классе. Учащимся предлагается для анализа монолог Катерины из 2 действия, 10 явления, когда героиня остается одна с ключом от калитки. Учащиеся делятся на группы:

1) литературоведы (определяют роль этого монолога в композиции драмы, ищут параллели в других художественных произведения);

2) лингвисты (анализируют лексику, синтаксический и грамматический строй текста и устанавливают их роль в раскрытии смысла текста);

3) художники (с опорой на ремарки автора и контекст создают декорации: рисуют их либо используют словесной рисование);

4) актеры (предлагают возможные интерпретации через варианты исполнения монолога: Катерина сомневающаяся, решительная и т.д.)

Можно сделать вывод, что уровень знаний и сформированных универсальных учебных действий старшеклассников позволяет давать им на уроках русского языка и литературы самые разнообразные задания, способствующие развитию их коммуникативных ууд.


 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Воланд и его свита наказываю людей за их пороки: взяточничество, ложь

Воланд и его свита наказываю людей за их пороки: взяточничество, ложь

Составьте вопросы, отражающие содержание выступления или призывающие дополнить сказанную информацию

Составьте вопросы, отражающие содержание выступления или призывающие дополнить сказанную информацию
Скачать файл