Сегодня перед школой стоит задача найти такие подходы в обучении, которые позволят учащимся не просто приспособиться к условиям быстро меняющегося общества, а занять достойное место, состояться как личность, самореализоваться. В данных условиях интересным является компетентностный подход, который ориентирует учителя не на формальную передачу знаний, а на работу, направленную на образование личностных качеств каждого ученика., Принципы компетентного обучения позволяют выстроить модель образования на основе организованного взаимодействия ученика с окружающим миром и с самим собой. Познание учеником внешнего мира сопровождается самопознанием, которое происходит на основе рефлексии его деятельности. «Первичным в образовательном процессе выступает познание учеником реальной действительности. После получения соответствующих знаний и опыта происходит изучение учеником достижений человечества в этой деятельности.
Компетентностное обучение на уроках музыки
Сегодня перед школой стоит задача найти такие подходы в обучении, которые
позволят учащимся не просто приспособиться к условиям быстро
меняющегося общества, а занять достойное место, состояться как личность,
самореализоваться. В данных условиях интересным является
компетентностный подход, который ориентирует учителя не на формальную
передачу знаний, а на работу, направленную на образование личностных
качеств каждого ученика.
Принципы компетентностного обучения :
*принцип метапредметной основы образовательного процесса,
*принцип первичности изучаемых явлений,
*принцип продуктивности обучения,
*принцип первичности образовательной продукции,
*принцип образовательной рефлексии,
*принцип личностного целеполагания ученика,
*принцип выбора индивидуальной образовательной траектории,
*принцип ситуативности.
Указанные принципы позволяют выстроить модель образования на основе
организованного взаимодействия ученика с окружающим миром и с самим
собой. Познание учеником внешнего мира сопровождается самопознанием,
которое происходит на основе рефлексии его деятельности. «Первичным в
образовательном процессе выступает познание учеником реальной
действительности. После получения соответствующих знаний и опыта
происходит изучение учеником достижений человечества в этой
деятельности.
Академик Международной педагогической академии А.В. Хуторской,
разрабатывающий компетентностный подход к обучению в системе
личностноориентированного образования, выделяет ключевые,
межпредметные и предметные компетенции.
Структура урока при компетентностном обучении отличается от структуры
урока традиционного и представлена следующими этапам*создание
образовательной напряженности;
*уточнение образовательного объекта;
*конкретизация задания;
*решение ситуации;
*демонстрация образовательной продукции;
*систематизация полученной продукции
*работа с культурно историческими аналогами;
*рефлексия.Основное отличие урока на компетентностной основе это наличие в нем
образовательной ситуации. Создание образовательных ситуаций – процесс
творческий, требующий от учителя пересмотра собственных представлений и
отказа от авторитарных методов традиционной педагогики.
В отличие от традиционного планирования конструктор урока в
компетентностном обучении позволяет спроектировать деятельность
учащихся, а при анализе урока обратить внимание на соответствие
планируемого результата ученика. Такой подход к
При компетентностном подходе организации урока позволяет ожидаемым
результатом
образовательного процесса является не система знаний, умений, навыков, а
набор
заявленных государством ключевых компетенций, без которых невозможна
деятельность
современного человека в интеллектуальной, общественнополитической,
прочих сфер (коммуникативной, информационной )
Компетентностный подход нацелен на усиление практической ориентации и
инструментальной направленности общего среднего образования, стремится
подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов,
а способами и технологиями их получения».
При компетентностном подходе в результате образования рассматривается не
сумма
усвоенной информации, а способность учащихся действовать в различных
проблемных
ситуациях на основе усвоенных знаний. Способности, как составной элемент
компетентности, обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках, а в
динамике их приобретения. А надо каждому учащемуся, как субъекту учебно
познавательного процесса, к достижению ключевых компетенций. Субъект –
конкретный носитель предметнопрактической деятельности и познания
(объектов),источник активности. Компетенция – то, что необходимо достичь.
Она включает «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых
по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых
для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним».
«Ключевые компетенции обладают интегративной природой;
многофункциональны, ибо
овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной,
профессиональной
или социальной жизни; надпредметны и междисциплинарны; многомерны».
«Компетентность – это мера освоения компетенции, она включает в себя
знания, умения,
навыки, опыт. Компетентность представляет собой культурное
новообразование личности, т.е. совокупность ценностей, убеждений, мотивов,знаний, привычных и знакомых действий дорастающих до полноценных
деятельностей».
Для уроков музыки был сформулирован состав ключевых компетенций, их
учебное
содержание, определены методы, приемы, технологии развития
компетентностей, критерии оценки уровня освоения ключевых компетенций.
Результаты диагностик уровня освоения ключевых компетенций доводятся до
сведения каждого учащегося.
Самая основная на уроках музыки:
* Музыкальнотворческая компетенция.
Музыкальнотворческая компетенция – это мотивационно творческая
активность в единстве с высоким уровнем развития музыкальных
способностей, которые позволяют ей достигнуть прогрессивных социально и
личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах
деятельности.
Виды деятельности являются центральной составной частью музыкально
творческой компетенции:
Вокальнохоровая деятельность; слушание музыки; овладение музыкальной
грамотностью;
игра на музыкальных инструментах; концертные выступления; оценка
успешности (рефлексия), определено учебное содержание музыкально
творческой компетенции.
* Компетентности музыкальной грамотности.
Очень важен выбор наиболее эффективных методов и приемов развития
компетентности
общих умений и навыков. Точно выбранный метод и прием развития
компетентности
музыкальной грамотности способствует быстрому усвоению базовых знаний
учащимися.
* Развитие компетентности игры на музыкальных инструментах.
Очень важен выбор методов и приёмов развития компетентности игры на
музыкальных инструментах и развитие компетентности концертных
выступлений.
Музыкальную педагогику преподавания в общеобразовательной
школе следует отличать от отдельных методик музыкального обучения и
воспитания.Поскольку она является именно комплексной наукой, содержание
которой направлено не только на развитие отдельных музыкальных задатков
человека, но и на формирование его личности в целом.. Общее музыкальное
образование регулируется стандартами (соответствующи
законодательными), которые определяют её содержание и основные
принципы:*соответствие содержания общего музыкального обучения и воспитания
уровню развития музыкальной культуры современного общества;
*зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от
экономических условий *Ориентированность содержания общего
музыкального обучения и воспитания на национальную традицию.
Теоретико методологические основы музыкальнопедагогического процесса
(принципы, методы):
Одним из современных методов является системный подход к анализу
педагогических явлений. Диалектический метод познания заключается в
создании и применении универсального подхода к предмету, определяющих
основную систему формирования музыкальной культуры детей. Системный
подход предполагает структурное изучение сложного объекта, анализ всех
компонентов, их взаимосвязи, выявление содержания, компонентов, форм
управления процессом формирования музыкальной культуры детей. Метод
исследования, комплекс теоретических и эмпирических методов, опытно
экспериментальная работа, педагогический эксперимент.
Существуют методики преподавания:
*Методическая система Эмиля ЖакДалькроза. В основе музыкального
обучения лежит принцип триединства музыки, слова и движения как средства
формирования личности. Связь музыки с движением даёт возможность
выполнить основное задание –научить детей двигаться в характере музыки:
темпу, динамическим особенностям. Другими составляющая системы
являются сольфеджио и импровизация, которые реализовывались на более
высоком уровне музыкального обучения.
*Методическая система Марии Монтессори. Массовое музыкальное
воспитание, базирующееся на сенситивных периодах развития ребёнка.
Процесс музыкального воспитания разделяется на три этапа:
развитие внимания к звукам, которые окружают ребёнка
выявление и закрепление метроритмического восприятия музыки
формирование мелодического и гармонического слуха.
*Методическая система Карла Орфа. Название происходит от двух немецких
слов: «шулен»учить, «веркен» действовать. В основе системы заложен
принцип элементарного музицирования, с использованием разных видов
музыкальной деятельности.
* Методическая система Золтана Кодаи. Методика заключается в применении
хорового пения как главного вида деятельности в музыкальном воспитании.
Предусматривает развитие у учеников чувства строя, ладового мышления спомощью разных упражнений развития звуковысотного восприятия.
*Методическая система Бориса Тричкова. «Лесенка», в основе которой
лежит концепция «сознательного нотного пения»:достижение музыкальной
координации между слухом и голосом, развитие тонального чувства, чувства
ритма, любви к музыке и желание петь. * Методическая система
Дмитрия Кабалевского. Основана в 1970х годах в СССР и воплощена в
учебную программу «Музыка» для общеобразовательных школ страны и
некоторых социалистических стран Европы. Основная тема программы
«Музыка и жизнь» Основным методом программы является обсуждение,
размышления о музыке и музыкальных явлениях, а основной вид деятельность
– слушание музыки.