Компетентностный подход к обучению в современной школе
Аннотация
Одним из способов интенсификации учебной деятельности учащихся, повышения уровня их мотивации к обучению и развивающих активность и творчество является компетентностный подход при обучении. В статье анализируются причины перехода к компетентностной парадигме образования, отличия компетентностного подхода от традиционного (знаниевого), рассматриваются основные трудности внедрения компетентностного подхода и намечаются пути их преодоления.
Ключевые слова: компетентностный подход, содержание образования, организация образовательного процесса, личностные качества учащихся.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Для формирования ключевых компетентностей необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работал бы самостоятельно и учился организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Традиционное образование основывается на идее требований. Для успешного ученика предполагается сочетание идеи послушания и мотивации достижения (активность и послушность). В компетентностно-ориентированном образовании следует говорить о педагогике возможностей, в основе мотивации ориентации на перспективные цели развития личности.
Традиционное обучение носит репродуктивный характер, знания и способы действия передаются предназначены для воспроизведения усвоения.
Компетентностно-ориентированное образование сохраняет урок как одну из форм организации обучения, но упор делается на расширение применения иных форм организации занятий, такие как – сессия, групповая работа над проектом, самостоятельная работа в библиотеке и за компьютером и прочее.
Интенсивный путь развития образования сегодня связан с так называемым компетентностным подходом. Приведем несколько трактовок данного понятия.
«Компетентностный подход ‒ это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [4, с. 3].
«Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Ключевая мысль состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования» [2, с. 20].
Содержание образования в рамках компетентностного подхода определяется четырьмя компонентами: знаниями, умениями, опытом деятельности и опытом ценностного отношения (личностными качествами).
Принципиальные отличия компетентностного подхода от традиционного, знаниевого заключается в следующем.
1. Главный результат образования ‒ не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной деятельности в различных социально значимых ситуациях.
2. Соединение интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования [3, с. 7].
3. Нацеленность на рефлексивную оценку учащегося, формирование у него ценностного отношения к знанию, к своей деятельности вследствие осмысления образовательного процесса.
5. Возможность индивидуализированной оценки ученика, в частности выявление его собственного образовательного приращения, вне сравнения с едиными нормами оценки.
Реализация компетентностного подхода имеет пять черт [3, с. 5].
На уровне содержания образования:
‒ отбор заданий, личностно значимых для учеников;
‒ использование открытых заданий, не имеющих однозначных правильных ответов, заданий с неопределенным результатом, заданий с избыточными данными и противоречивыми условиями;
‒ использование практико-ориентированных ситуаций (направленных на овладение реальным практическим опытом), которые имеют социальное значение.
На уровне организации процесса обучения:
‒ преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
‒ реализация индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;
‒ возможность создания учениками собственного образовательного продукта;
‒ организация презентации и защиты учениками своих достижений, полученных результатов;
‒ расширение образовательного пространства за счёт информационных технологий (Интернета);
‒ развитие познавательной, социальной, психологической, индивидуальной и коллективной рефлексии учащихся;
‒ персонализированная система оценивания, учитывающая возможности и цели каждого ученика.
На уровне формируемых личностных качеств:
‒ развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии;
‒ развитие навыков кооперации (сотрудничества), а не конкуренции;
‒ развитие умения работать в группе;
‒ поощрение творчества и инициативности.
Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций:1) ценностно-смысловая, 2) общекультурная, 3) учебно-познавательная, 4) информационная, 5) коммуникативная, 6) социальнотрудовая, 7) личностного совершенствования [6]. Каждая из компетенций включает большой комплекс знаний, умений, навыков и ценностей. Рассмотрим подробнее данную классификацию.
1. Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков
2. Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. 3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной.
5. Коммуникативная компетентность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Социально-трудовая компетенция направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ – ролевая игра, в ходе которой ученики не просто практикуются в использовании языковых навыков, но и готовят себя к будущим социальным ролям. 7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
[7]. Именно данные ключевые компетенции дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.
Компетентностный подход усиливает практическую направленность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, умения на практике реализовать знания.
Таким образом, компетентностный подход включает совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в самоопределении, самоактуализации и развитии индивидуальности обучаемых. Не менее важным является вопрос выбора форм и методов обучения. Обучение в компетентностно ориентированном образовании приобретает деятельностный характер, т. е. формирование знаний и умений осуществляется в практической деятельности учащихся, организуется их совместная деятельность в группах; используются активные формы и методы обучения, инновационные технологии продуктивного характера; выстраивается индивидуальная образовательная траектория; в процессе обучения активно реализуются межпредметные связи; развиваются важнейшие качества: самостоятельность, креативность, инициативность и ответственность [8]. Формирование учебно-познавательной компетенции – это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль. Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий, технологии кейс-стади.
Таким образом, компетентностный подход в обучении развивается как альтернатива традиционному обучению, в процессе которого идет овладение знаниями, умениями, навыками, ограничивающими их практическое применение в будущей профессиональной деятельности. Прежде чем приступить к использованию компетентностного подхода в обучении необходимо выполнить следующие требования. Сначала необходимо ознакомить учащихся с сущностью и содержанием компетентностного подхода. Учащиеся должны овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это значит, что они должны уметь работать с текстом (выделять основную мысль, осуществлять поиск необходимой информации , анализировать информацию, делать обобщения и выводы, уметь работать с разнообразным справочным материалом, а также уметь вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее вескими аргументами, уметь идти на компромисс с собеседником, уметь лаконично излагать свои мысли. Кроме того, учащиеся должны уметь работать в различных организационных формах: в парах, группах, в командах, где идет четкое распределение ролей (например, начальник, секретарь и т. п.).
Таким образом, для грамотного использования компетентностного подхода требуется значительная подготовка, создание прочной языковой базы у учащихся, что осуществляется в системе обучения. В свою очередь, высокое качество изучения иностранного языка способствует конкурентоспособности и профессиональной мобильности в сфере профессиональной деятельности и общения будущего специалиста. Приобретение учащимися иноязычной компетенции заключается в овладении иностранным языком на таком уровне, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования.
Список литературы
1.Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе. – 2004. – № 7. – С. 20–26.
2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 7–11.
3. Мильруд Р. П. Указ. соч.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 54–61.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.