Применение компетентностного подход в профессиональном образовании.
О компетентностноми подходе в образовании начали говорить достаточно давно, еще с начала восьмидесятых годов двадцатого века. Первоначально использовалось понятие «компетентность», то есть какое - либо освоенное умение или знание предмета. С течением времени это понятие расширилось, и в педагогику вошел термин «компетентностный подход в профессиональном образовании».
В чем же все таки отличие данных подходов?
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Принципы компетентностного подхода:
ü Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт обучающихся.
ü Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем.
ü Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.
ü При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты обучающимися на определенном этапе обучения.
Как же происходит формирование ключевых компетенций, конечно же, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются основой образовательного и воспитательного процесса.
Можно выделить три основных периода развития учебной деятельности, и соответственно, три стадии развития ее мотивации:
1. Освоение обучающимися отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.
2. Объединение учебных действий в единый документ учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслосозидающей функции познавательного мотива.
3. Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость, избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы. (В.В.Давыдов)
Для развития и формирования универсальных учебных действий необходимо разработать совокупность компетентностно-ориентированных заданий.
Структура задания:
ü знания, умения, навыки;
ü способности (выявлять связь между знанием и ситуацией, применять знания для решения проблемы и порождает умение, действие, процесс достижения цели);
ü готовность (субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения целей);
ü внутренние ресурсы (интегрированные знания, умения, навыки; метапредметные умения;
ü способы деятельности, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта;
ü психологические особенности личности: ценности, смыслы, мотивация, обучаемость, субъектная активность и т.д.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.