КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

  • Лекции
  • Педсоветы
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время компетентностный подход характерен для профессионального образования. Для общего образования пока компетентностный подход не является главенствующим, однако отдельные его элементы присутствуют в документах, касающихся образовательной политики. При этом актуализируется проблема формирования учебных компетенций различными средствами. В частности, при обучении математике - на основе интеграции математики и предметов естественнонаучного цикла.
Иконка файла материала Компитентностный подход в матем.docx
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ На   современном   этапе   развития   школы   требования     к   выпускнику сместились от предметных знаний и умений к его социальной компетентности, представляющей   собой   комплекс   ключевых   компетенций.   В   педагогической литературе   существует   понятие:   учебной   компетенции   как   способности учащихся   применять   знания,   умения   и   приобретаемые навыки в   учебной деятельности. В   российском     образовании   с   момента   публикации   текстов   основных образовательных   документов   происходит   резкая   переориентация   оценки результата   образования   с   понятий   «подготовленность»,   «образованность»,   «воспитанность»   на   понятия   «компетенция», «общая   культура», «компетентность»   обучающихся   и,     провозглашается компетентностный подход.   соответственно,   Термин «компетенция» применительно к образованию рассматривается» в рамках компетентностного подхода.   В   отличие   от   традиционного компетентностный   подход   предполагает   значительное   усиление   практической направленности   образования,   связи   школьного   образования   с   жизнью.     Под компетентностным   подходом   в   образовании,   на   наш   взгляд,   понимается усовершенствование   всей   образовательной   системы,   направленное   на приобретение учащимся культуры, накопленной человечеством, в виде знаний, умений,   навыков   и   способов   деятельности,   и   формирование   у   него   опыта самостоятельного   решения   проблем   в   различных   сферах   деятельности. Основной   образовательной   целью   современной   школы,   с   позиции компетентностного подхода, является формирование у школьников ключевых компетенций,   обеспечивающих   успешную   жизнедеятельность   человека   в социуме.   образования. В   настоящее   время   компетентностный подход   характерен   для профессионального образования пока компетентностный подход не является главенствующим, однако отдельные его   элементы   присутствуют   в   документах,   касающихся   образовательной политики.   При   этом   актуализируется   проблема   формирования   учебных компетенций различными средствами. В частности, при обучении математике ­ на основе интеграции математики и предметов  естественнонаучного цикла.   Для   общего   В   федеральных   государственных   образовательных   стандартах   общего образования   (ФГОС ОО)   цель     школьного   обучения   ставится   не   только как усвоение знаний,   умений,   навыков,   а   дополняется   «формированием умения учиться как   компетенции,   обеспечивающей   овладение   новыми компетенциями;   от   «изолированного»   изучения   учащимися   системы   научныхпонятий,   составляющих   содержание   учебного   предмета,   к   включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач». В то же время основными целями школьного математического образования в проекте ФГОС ОО названы «освоение учащимися системы математических знаний,   необходимых   для   изучения   смежных школьных дисциплин   и практической   деятельности,   формирование   представлений   о   математике   как форме   описания   и   методе   познания   действительности».   Таким   образом, целесообразно   говорить   именно   об   изменениях   в   организации   обучения математике   в   общем   образовании,   которые   позволят   охватить   не   только узкое предметное математическое помогут учащимся научиться видеть   изученные   структуры   в   различных   контекстах.   В настоящее   время,   как   правило,   учащиеся   не   осознают   необходимости применения   математики   на   других   предметах   и   обратно,   использования сведений из предметов естественнонаучного цикла на уроках математики. направление, но       и   Понятия   “компетентностный   подход”   и   “ключевые   компетентности” получили   распространение   сравнительно   недавно,   в   связи   с   дискуссиями   о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям   связано   со   стремлением   учительского   сообщества   определить необходимые   изменения   в   математическом   образовании,   обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Математические компетенции – это способности структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель   ситуации,   анализировать   и   преобразовывать   её,   интерпретировать полученные   результаты.   Иными   словами,   математические   компетенции учащегося   способствуют   адекватному   применению   математики   для   решения возникающих в повседневной жизни проблем. К математическим компетенциям относятся:  Базовые математические приёмы, алгоритмы измерений.  Математический язык.  Самостоятельная   познавательная   деятельность,   основанная   на усвоении   способов   приобретения   математических   знаний   из различных источников информации.  Математическая   грамотность,   т.   е.   необходимость   вырабатывать   у школьников способность определять и понимать роль математики в мире,   в   котором   они   живут;   высказывать   хорошо   обоснованные математические суждения. Вырабатывать   у   учащихся   умения   применять   математические   знания   и навыки   в   нестандартных   ситуациях,   умения,   которые   будут   способствовать успешности выпускника во взрослой жизни. Для   реализации   компетентностного   подхода   в   обучении   на   уроках математики можно применять различные педагогические технологии: модульное обучение,   информационно­коммуникационные технологии.   В   этом   случае   обучение   приобретает   деятельностный   характер,   проектную   деятельность,акцент   делается   на   обучение   через   практику,   продуктивную   работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности.   Словом,   система   работы   учителя   математики   в современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их мировоззрения, креативных способностей, познавательной активности. Обучение для всех должно быть интересным, увлекательным, но особо значимым для тех, кто   действительно   испытывает   удовольствие   от   поиска   истины,   от   красоты самой математики.  Компетентностный   подход   в   обучении   математики   заставляет   учителя постоянно   пересматривать   арсенал   средств   обучения   и   воспитания,   выбирая наиболее   эффективные   формы   и   разрабатывая   их   совместно   с   учениками, опираясь  на  знания и опыт  учеников, полученных на уроках  информатики  и ИКТ. Компьютер  на  уроках  математики  стал реальной  необходимостью.  Его использование позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся. Таким   образом,   компетентностный   подход   является   усилением прикладной,   практической   направленности   математики.   Принципиально изменяется   и   позиция   учителя.   Он   перестает   быть   вместе   с   учебником носителем “объективного знания”, которое пытается передать ученику. Главной задачей   становится   мотивация   учащихся   на   проявление   инициативы   и самостоятельности.   Учитель   должен   организовать   самостоятельную деятельность   школьников,   в   которой   каждый   мог   бы   реализовать   свои способности и интересы. Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования / С.Б. Серякова // Пед. образование и наука: науч.­ метод. журн. ­ 2004. ­ №1.

Посмотрите также