В настоящее время компетентностный подход характерен для профессионального образования. Для общего образования пока компетентностный подход не является главенствующим, однако отдельные его элементы присутствуют в документах, касающихся образовательной политики. При этом актуализируется проблема формирования учебных компетенций различными средствами. В частности, при обучении математике - на основе интеграции математики и предметов естественнонаучного цикла.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
На современном этапе развития школы требования
к выпускнику
сместились от предметных знаний и умений к его социальной компетентности,
представляющей собой комплекс ключевых компетенций. В педагогической
литературе существует понятие: учебной компетенции как способности
учащихся применять знания, умения и приобретаемые навыки в учебной
деятельности.
В российском образовании с момента публикации текстов основных
образовательных документов происходит резкая переориентация оценки
результата образования с понятий «подготовленность», «образованность»,
«воспитанность» на понятия «компетенция»,
«общая культура»,
«компетентность» обучающихся и,
провозглашается
компетентностный подход.
соответственно,
Термин «компетенция» применительно к образованию рассматривается» в
рамках компетентностного подхода.
В отличие от традиционного
компетентностный подход предполагает значительное усиление практической
направленности образования, связи школьного образования с жизнью. Под
компетентностным подходом в образовании, на наш взгляд, понимается
усовершенствование всей образовательной системы,
направленное на
приобретение учащимся культуры, накопленной человечеством, в виде знаний,
умений, навыков и способов деятельности, и формирование у него опыта
самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.
Основной образовательной целью современной школы,
с позиции
компетентностного подхода, является формирование у школьников ключевых
компетенций, обеспечивающих успешную жизнедеятельность человека в
социуме.
образования.
В настоящее время компетентностный подход характерен для
профессионального
образования
пока компетентностный подход не является главенствующим, однако отдельные
его элементы присутствуют в документах, касающихся образовательной
политики. При этом актуализируется проблема формирования учебных
компетенций различными средствами. В частности, при обучении математике
на основе интеграции математики и предметов естественнонаучного цикла.
Для
общего
В федеральных государственных образовательных стандартах общего
образования (ФГОС ОО) цель
школьного обучения ставится не только
как усвоение знаний, умений, навыков, а дополняется «формированием
умения учиться как компетенции,
обеспечивающей овладение новыми
компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научныхпонятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению
содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач».
В то же время основными целями школьного математического образования
в проекте ФГОС ОО названы «освоение учащимися системы математических
знаний,
необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и
практической деятельности, формирование представлений о математике как
форме описания и методе познания действительности». Таким образом,
целесообразно говорить именно об изменениях в организации обучения
математике в общем образовании, которые позволят охватить не только
узкое предметное математическое
помогут
учащимся научиться видеть изученные структуры в различных контекстах. В
настоящее время, как правило, учащиеся не осознают необходимости
применения математики на других предметах и обратно, использования
сведений из предметов естественнонаучного цикла на уроках математики.
направление,
но
и
Понятия “компетентностный подход” и “ключевые компетентности”
получили распространение сравнительно недавно, в связи с дискуссиями о
проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим
понятиям связано со стремлением учительского сообщества определить
необходимые изменения в математическом образовании, обусловленные
изменениями, происходящими в обществе.
Математические компетенции – это способности структурировать данные
(ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую
модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, интерпретировать
полученные результаты. Иными словами, математические компетенции
учащегося способствуют адекватному применению математики для решения
возникающих в повседневной жизни проблем. К математическим компетенциям
относятся:
Базовые математические приёмы, алгоритмы измерений.
Математический язык.
Самостоятельная познавательная деятельность, основанная на
усвоении способов приобретения математических знаний из
различных источников информации.
Математическая грамотность, т. е. необходимость вырабатывать у
школьников способность определять и понимать роль математики в
мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные
математические суждения.
Вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и
навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать
успешности выпускника во взрослой жизни.
Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках
математики можно применять различные педагогические технологии: модульное
обучение,
информационнокоммуникационные
технологии. В этом случае обучение приобретает деятельностный характер,
проектную деятельность,акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу
обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие
самостоятельности. Словом, система работы учителя математики в
современных условиях должна быть направлена на развитие обучающихся: их
мировоззрения, креативных способностей, познавательной активности. Обучение
для всех должно быть интересным, увлекательным, но особо значимым для тех,
кто действительно испытывает удовольствие от поиска истины, от красоты
самой математики.
Компетентностный подход в обучении математики заставляет учителя
постоянно пересматривать арсенал средств обучения и воспитания, выбирая
наиболее эффективные формы и разрабатывая их совместно с учениками,
опираясь на знания и опыт учеников, полученных на уроках информатики и
ИКТ. Компьютер на уроках математики стал реальной необходимостью. Его
использование позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую
интерес и пытливость учащихся.
Таким образом,
компетентностный подход является усилением
прикладной, практической направленности математики. Принципиально
изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником
носителем “объективного знания”, которое пытается передать ученику. Главной
задачей становится мотивация учащихся на проявление инициативы и
самостоятельности.
Учитель должен организовать самостоятельную
деятельность школьников, в которой каждый мог бы реализовать свои
способности и интересы.
Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации
российского образования / С.Б. Серякова // Пед. образование и наука: науч.
метод. журн. 2004. №1.