КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО
Оценка 4.6
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
29.05.2017
Сегодня российское образование оказывается самым масштабным и может быть - единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны.
Современные требования к выпускникам учебных заведений СПО складываются под влиянием ситуации на рынке труда, а также таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Компетентностный подход как условие повышения качества поготовки выпускников СПО.docx
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
ЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО
Корбова Марина Александровна, преподаватель
Бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»,
г.Нижневартовск
Сегодня российское образование оказывается самым масштабным и может
быть единственным социальным институтом, через который осуществляется
трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского
общества.
Современное образование является сложнейшей формой
общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе
исключительны и уникальны.
Современные требования к выпускникам учебных заведений СПО
складываются под влиянием ситуации на рынке труда, а также таких процессов,
как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации
среды.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые
качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность,
гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен
обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть
новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь
принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей
профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть
готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально
значимых сферах профессионального образования и собственно
жизнедеятельности и повысить качество его подготовки, необходимо применять
активные методы обучения, инновационные технологии, познавательную,
коммуникативную и личностную активность студентов.
Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи
является осуществление компетентностного подхода средствами модульных
технологий. Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный
процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран
общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на
систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем
контроля его качества.
Повышение качества подготовки студентов является одной из актуальных
проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики.
Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках
существующих образовательных технологий. Компетентностный подход
является способом достижения нового качественного образования. Он
определяет направление изменения образовательного процесса, его приоритеты.
Позиция отечественных ученых по повышению качества подготовки
студентов заключается в следующем. Отличие компетентного специалиста от
квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умения,
навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать
их в работе. Компетентность предполагает наличие у студента внутренней
мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной
деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей
специальности как к ценности. Компетентный специалист должен быть способен
выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать
творческим потенциалом для саморазвития. Компетентного специалиста
отличает способность среди множества решений выбирать наиболее
оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать
сомнению не эффективные решения, словом обладать критическим мышлением.
Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности
именно эти качества и дают возможность сформировать у выпускника
компетентностный подход,
реализуемый на уроке преподавателем.
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при
таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и
практикоориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.
Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение
новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное
время и в данных условиях, а также повышения качества подготовки
выпускника. Иными словами, компетентность это способность к актуальному
выполнению деятельности.
Следует также отметить, что цель профессионального образования состоит
не только в том, чтобы научить студента чтото делать, приобрести
профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность
справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. При
этом компетентность не должна противопоставляться профессиональным
квалификациям, но и не должна отождествляться с ними. Одним из ярких
примеров этого изменения могут служить промышленные и транспортные
предприятия,
а также научноисследовательские и конструкторские
организации, работающие в альянсе с этими предприятиями. Подготовка
компетентных специалистов для этих предприятий и организаций весьма
важная современная задача для учебных заведений СПО. Наибольшее
количество людей, работающих на данных предприятиях должны обладать
профессиональными компетенциями.
Анализ особенностей содержания преподаваемых предметов специальных
дисциплин и возможностей студентов, уровня их развития, позволил выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебнопознавательная,
информационная,
личностного
самосовершенствования и профессиональная.
При этом ключевыми
компетенциями выпускника техникума являются:
коммуникативная,
компетенция
развитые интеллектуальные способности, позволяющие эффективно
находить информацию для решения профессиональных задач с учетом
социальноэкономических факторов;
сформированная культура мышления;
умение действовать рационально, использовать компьютерную технику,
владеть современными технологиями и отвечать за результаты труда;
владение навыками сотрудничества и коммуникативности, умениями
управлять коллективом;
принятие этических, правовых норм, регулирующих отношение к
человеку, обществу, природе в соответствии с гражданскопатриотическими
ценностями личности;
поддержание здорового образа жизни;
предпринимательская и социальная направленность мышления.
Качество подготовки выпускников учебных заведений СПО, где критерием
выступает профессиональная компетентность, сегодня рассматривается с
позиции рекомендаций Государственных образовательных стандартов второго
поколения. Речь идет не только о чисто трудовых, производственных знаниях,
умениях и навыках, а о концептуальных требованиях к профессиональной
компетентности молодых специалистов – то есть о всестороннем развитии
студентов, о поддержании их в процессе учебы, а главное – о формировании
стремления сделать свою отрасль передовой.
Литература:
1. Петров А. Профессиональная компетентность: понятийнотерминологические
проблемы / А. Петров // Альма Матер. Вестник высшей школы: журнал 2010.
N10. С. 610
2. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб.
пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Университетская книга;
Логос, 2009. – 272 с.
3. Корвяков, В.А. Формирование самообразовательной деятельности
студента: монография / В.А. Корвяков. – М.: Университетская книга, 2010. –140
с.
4. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии.
Психология человека: введение в психологию субъективности : учеб. пособие
для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.
М.: Школапресс, 2009. 383 с.
5. Фролов, Н. Кредитнорейтинговая система: опыт ТулГУ / Н. Фролов,
В. Жигунов // Высшее образование в России. – 2011. №5. – С. 811.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЫПУСКНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.