Для развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки учителю необходимо знать первоначальный уровень развитости эмоциональной отзывчивости своих учеников и далее прослеживать динамику изменений в данном направлении. Для успешной деятельности подобного рода музыканту-предметнику необходимо владеть навыками анализа, обработки и систематизации результатов, а также уметь формулировать методически верные выводы.
Эмоциональная отзывчивость – не самый простой параметр для измерения. Получение объективных результатов потребует от учителя вдумчивой работы и тщательного наблюдения за эмоциональной сферой учеников. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделим критерии, позволяющие судить об уровнях сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку младшего школьника и обоснуем их:
- эстетические переживания;
- эмоциональная экспрессия;
- творческие проявления в музыкальной деятельности.
Эстетические переживания включают умение чувствовать красоту в окружающей жизни и в музыкальном произведении. Учащиеся проявляет любопытство, удивление любознательность, уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения. Чувствовать и понимать музыку помогут учащимся представления о средствах выразительности музыки (темпе, динамике, регистре), которые они получают в процессе ознакомления с жанровыми особенностями музыкальных произведений. Учитель подводит детей к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания (слушать произведение до конца, в полной тишине); умения рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию, определять музыкальный образ; предпочтения той или иной музыке. Знания о средствах углубляются, расширяются и пополняются новыми – они узнают о тембре, ладе, мелодии, аккомпанементе.
Эмоциональная экспрессия – это мимические и пантомимические проявления, жестикуляционная выразительность (мимика лица, жесты, поза и др.) младших школьников в процессе восприятия музыки, в воспроизведении музыкальных образов в соответствии с поставленной задачей в разных видах музыкальной деятельности (пение, игра, танец, игра на музыкальных инструментах, импровизация, творчество). В представлениях (особенно свободных) ребенок анализирует выразительный облик учителя, т.е. дает описание вообще. Это дает ему возможность использовать большее количество средств для характеристики внешнего проявления эмоций человека, научиться выражать их самому. С помощью невербальных средств общения учащийся легко перевоплощается в образ изображаемого лица, путём персонификации, воспроизводит не только его внешние характерные черты, но и движущие его мотивы, чувства, реакции на окружающее.
Творчество учащихся проявляется тогда, когда он хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его собственное художественное отношение в целом. Вокальное искусство предусматривает создание образов персонажей. В выразительном исполнении песен должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов, которая проявляется через эмоциональность. Творческие проявления характерны и для остальных видов музыкальной деятельности младших школьников – восприятия музыки, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения.
Таблица 1 Характеристика уровней развитости эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку
Критерии |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Эстетические переживания |
Учащийся умеет «чувствовать музыку», осознает свои чувства и переживания, ощущает свою сопричастность содержанию музыке, ее образам, событиям, т.е. эмоционально отзывчив, интуитивное ощущение общей интонации; безошибочно устанавливает зависимость между своими эмоциями и звучащей музыкой с опорой на средства музыкальной выразительности; достаточно содержательно может рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции. |
Учащийся «чувствует музыку» ситуативно, неточно в передаче эмоционального характера музыки; ребенок оценивает только свои собственные эмоции. Затрудняется объяснить, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции; средства музыкального выражения используют с помощью педагога; недостаточный словарь музыкальных и эстетических терминов. |
Учащийся не проявляет личностного отношения в процессе слушания музыки; с помощью педагога анализирует произведение, опираясь только на средства музыкальной выразительности, ошибается в их значении; затрудняется в определении и подборе слов, которые передают настроение и переживание. Ограниченное использование музыкальных и эстетических терминов. |
Эмоциональная экспрессия |
Самостоятельно выбирает способы действия (движения, походка, мимика, жест) для передачи характера различных персонажей; (с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения) способен выражать самые разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом или в предлагаемом задании интересно и точно проявляет мимические и вокальные речевые реакции
|
Выбирает способы действия не всегда самостоятельно, чаще ориентируется на других или учителя для передачи характера различных персонажей (затрудняется «передразнивать» чьи-то привычки, позы, выражения); затрудняется выражать разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом; неуместно проявляет мимические и вокальные речевые реакции. |
Проявляет однообразие в способах действия для передачи характера различных персонажей; не выражает разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом или в предлагаемом задании неспособен проявлять мимические и вокальные речевые реакции.
|
Творческие проявления в музыкальной деятельности |
Самостоятельно придумывает содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно выбирает формы воплощения, экспериментирует с музыкальным материалом. |
В музыкальной деятельности задания выполняют не достаточно самостоятельно. На детали музыкальных произведений обращает внимание с помощью учителя. Обращает внимание к звучащей музыке эпизодично. Не всегда может придумать содержание и развитие образа. |
Равнодушен к музыкальной деятельности. Не способен придумать сюжет к музыкальному произведению. Проявляет эпизодичность внимания к звучащей музыке и переключается на занятия своими делами. |
В соответствии с определенными критериями возможно подобрать задания по каждому из них для диагностического исследования. Мы предлагаем следующие задания.
По критерию «эстетические переживания»:
Анкета «Эстетические переживания». Ее цель: дать словесную характеристику прослушанному музыкальному сочинению (какой характер, понравилась или нет, как можно назвать это музыкальное произведение, что представляли себе, слушая произведение, какие испытали чувства). Предлагается послушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Задание на понимание средств музыкальной выразительности. Каждому ребенку выдается карточка с пятью заданиями, на которые они должны дать однозначный ответ. (Музыкальные звуки бывают высокие, низкие и средние: а) да б) нет в) не знаю. Музыкальные звуки в песне, танце или марше звучат громко или тихо, быстро или медленно: а) да б) нет в) не знаю. В мелодии звуки движутся вверх, вниз или стоят на месте: а) да б) нет в) не знаю и т.д.)
Карта "Эмоциональная отзывчивость на музыку" [Дмитриева, с.75]. Цель: определить образное видение, степень развития эмоциональной отзывчивости на музыку (учащиеся отмечают на карте, какая иллюстрация соотносится с эмоционально-образным содержанием прослушанного произведения).
Методика «Жанры музыки». Цель: сравнить два произведения разных жанров (определить жанр – песня, танец, марш, чем отличаются). Учащиеся прослушивают два музыкальных произведения – «Пьеса» С.С.Прокофьева, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
По критерию «эмоциональная экспрессия»:
Карта – шаблон «Шесть гномов» [Изотова, с.202]. Цель данной методики: выявление уровня сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть) и уметь невербально выразить эти состояния. (Жили-были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, ябеда АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились. Попробуй отгадай, кто из них весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, ябеда АГА. Как ты догадался? А какой гномик тебе понравился больше? Обращать внимание детей на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой.)
По критерию «творческие проявления в музыкальной деятельности»:
Методика «Сочиняю музыку» [Школяр, с.228]. Цель: выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и пр. Предлагаются несколько ситуаций: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города», «Зимняя дорога», «Сказочные события» и др. После выбора ситуации первоклассник размышляет о логике и оригинальности развития образного содержания будущего музыкального произведения. Пейзажная зарисовка становится «фоном», на котором постепенно появляются персонажи (дети сами выбирают сказочных персонажей и животных) разыгрывают придуманные ими сюжет. Учитель следит за тем, какой характер у персонажей, каковы их взаимоотношения и т.д. Следует добиваться, чтобы творческая деятельность детей была максимально самостоятельна. Учителю следует внимательно наблюдать за процессом воплощения художественного замысла. Обращать внимание на то, как дети ищут средства выразительности, подбирают инструменты, используют голос, пластику. Творчество детей анализировать непросто, так как «техническое мастерство» воплощения чаще всего бывает невысокого уровня. Обучающихся начальной школы, имеющих более сформированный критерий, будет отличать большая самостоятельность в выполнении задания, а младшие школьники, показавшие низкий уровень творческих проявлений будут подражать другим одноклассникам, выполнять задание эпизодично или предпочтут роль зрителя.
Работу по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников разумно вести не только с детьми, но и с их родителями. Разумеется, учитывая количество обучаемых классов учителем музыки школы, не всегда это практически возможно, но, при соответствующей возможности проведение анкетирования среди родителей способно принести ощутимые результаты в проводимую педагогом-музыкантом деятельность.
Для этих целей мы предлагаем анкета - опросник «Особенности эмоционального взаимодействия родителей с детьми». Родителям выдается бланк с вопросами, среди которых:
- считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? Почему?
- как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает радость, печаль, гнев (злость), страх, обиду, стыд (вину), зависть, отвращение, презрение (отметить каждую эмоцию)
- как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет, музыка, картина, литературное произведение) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка этих эмоций?
- если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли вы исправить ситуацию? (всегда, иногда, никогда)
- считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (да, нет, не могу сказать)
- может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая вам, другим людям, литературным или телевизионным персонажам? (да, нет, не могу сказать)
- рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда)
На каждый вопрос по желанию они отвечают в краткой или развёрнутой форме. Количественный анализ полученных ответов осуществляется по двум направлениям:
- степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка;
особенности детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.
Качественный анализ опросника способен показать, что считают причинами эмоциональности своих детей родители. Знают ли они о наличии у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях. Ведут ли специальные беседы на эти темы. К сожалению, чаще всего родители участвуют в эмоциональном развитии своих детей в основном ситуативно, обращая внимание лишь на поведение и экспрессивные выражения.
А вот у детей эмоциональной потенциал и желание проявлять эмоции в разных видах музыкальной деятельности обычно высоки. Ниже могут быть результаты по критерию «эстетические переживания», так как младшие школьники имеют ограниченный словарный запас музыкальных терминов, характеризующих эмоционально-образное содержание музыки, а потому затрудняются в определении и подборе слов, передающих настроение. Кроме того, многие дети слабо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах. Одной из причин является не посещение детского дошкольного учреждения, объединений дополнительного образования, ограниченность в посещении театров, концертов и т.д.
Проследить дальнейшую динамику развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки возможно через внедрение в деятельность учителя следующих условий:
- создание благоприятной атмосферы для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки;
- систематическое использование учителем методов и приемов, влияющих на формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников - метод эмоционального воздействия, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональной драматургии, словесных методов;
- развитие творческих проявлений через музыкально-игровую деятельность.
Возможность развития эмоциональной отзывчивости учащихся на уроках музыки в начальной школе присутствует во всех использующихся в настоящее время программах. Начиная с «пионера» - программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского [29], последующие за ней программы «Музыка» под редакцией Ю.Б. Алиева [1], программы «Музыка» И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр [23], программа «Музыка» О.С. Нечаевой предлагают различные виды упражнений, заданий, музыкально-игровых ситуаций, способствующих повышению уровня сформированности эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку. Их грамотное и систематизированное применение способно глубоко пробудить в детях внутреннее эстетическое переживание, выразительную экспрессию, яркие творческие проявления.
Музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержание. С первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активизировать в единстве. Эмоциональная отзывчивость младшего школьника на музыку – это качество личности, которое проявляется в способности к эстетическому переживанию; в экспрессивном выражении эмоций; в творческом восприятии музыки. Развивая эмоциональную отзывчивость, необходимо стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности.
Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Ф.Е. Василюк определяет переживание «как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни» [Изотова, с. 109]. Педагог создает все условия для проявления эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку.
Атмосфера урока музыки - это искренность общения, это открытие себя, постижение жизни, погружение в смысловые глубины музыкальных звуков. В.А. Сухомлинский утверждает, что «толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Нельзя забывать, что язык музыки – это язык чувств; даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии» [Сухомлинский с.197]. Мы думаем, что учитель музыки должен быть выразительным во всех своих проявлениях, находить форму выражения, переживаемых им чувств, эмоций, и как результат – дети, не боящиеся определять словами, выразительными движениями, то, что трудно, а порой неуловимо в произведении искусства - его красоту и тонкость его образов.
Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для формирования эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках музыки. Разъясняя сущность художественных образов музыкального произведения, следует опираться на специфику изобразительных средств композитора. Рассказ учителя должен пробуждать чувства, вызывать переживания, создавать в воображении ребенка яркие картины.
Не случайно методически грамотный урок музыки начинается с определения эмоционального настроя детей. Важно, чтобы каждый ребёнок мог высказать, какое у него настроение, с каким бы произведением он хотел сегодня познакомиться на уроке, какими видами музыкальной деятельности хотел бы заняться. Учителю музыки по возможности следует учитывать эти пожелания при проведении последующих уроков.
Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.
Важны на уроке музыки также оптимизм и доброта по отношению к учащимся. Если педагог доброжелателен и готов помочь ученику, то те требования, которые учитель выдвигает перед учениками, не разъединяют, а объединяют учителя и ученика, превращая все виды совместной деятельности в «восхождение на гору». Надо «делать» своё настроение и быть приветливым. Приветливость как черта характера сохраняет учителю резервы душевных сил, обеспечивает оптимистическую трезвость, доброжелательность в тоне, поведении и взгляде. Элементы сценического мастерства, артистизма способствуют проявлению яркости и эмоциональности в исполнительской музыкальной деятельности, вдохновенности речи, выразительности мимики, пластики.
Немаловажную роль созданию доброжелательной атмосферы способствует создание ситуаций успеха. Поощряя, учитель помогает испытать переживание радости, что придает детям уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над музыкальным произведением. Выразительная, эмоциональная форма изложения позволяет педагогу скрывать принуждение, делает учеников инициативными добровольными соучастниками событий на уроке. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для формирования эмоциональной отзывчивости.
Педагог, гибко используя различные методы, ведет учащихся по пути самостоятельных эстетических открытий, способствуя развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку. Использование на уроке музыки разнообразных наглядных средств: иллюстрации, репродукции картин, созвучные теме, образному содержанию музыкальных произведений, способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки. Обращаясь на уроке к другим видам искусства, учитель должен помнить, что перед ним произведения, имеющие свой язык и свои возможности, поэтому их использование требует особого мастерства, искусствоведческих знаний и высокой культуры.
Метод эмоционального воздействия заключается в умении учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Голос учителя может окрашиваться в зависимости от характера, настроения музыки: тепло, ласково и нежно рассказывает о колыбельной; торжественно, с суровым и мужественными интонациями – о патриотической песне. Использование метода эмоционального воздействия определяет успех музыкальной деятельности учащихся, формирует эмоциональную отзывчивость у младших школьников.
Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод побуждения к сопереживанию, который способствует развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку. Его содержание – побуждать детей сочувствовать не только тем, кого он видит, но и тем, кого представляют в воображении. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную основу данного метода. А.А.Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоционально-чувственный опыт ребенка, то у ребенка формируется индивидуальное эмоциональное отношение к музыке. Учителю необходимо актуализировать чувственный опыт учащихся, обращаясь к их личным переживаниям "Что ты почувствовал?", "Как ты ощутил?", "Было ли так с тобой?", "В чём тебе это помогло разобраться?", "А как бы ты поступил?" и т.д. Только сопереживая, младший школьник постигает явления социальной жизни, величие труда, красоту природы, произведений искусства.
Для развития эмоциональной отзывчивости используется метод сравнения, который предполагает анализ и сравнение контрастных музыкальных произведений. Сравнивая произведения, учащиеся ощущают их различие, осознают особенности каждого жанра, обращают внимание на движение мелодии в каждом. В качестве объектов сравнения могут выступать музыкальные явления разного уровня: высота звуков, регистры, различные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные трактовки одного произведения и т.д. Выполнение различных заданий позволяет им ощутить выразительность используемых композитором выразительных средств, способствует формированию эмоциональных впечатлений, представлений о музыкальных жанрах, а постепенное сравнение менее контрастных произведений – развитию более тонкого восприятия музыки.
Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. В содержание урока музыки входят произведения, различные по характеру, настроению. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремиться поддержать необходимый эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащихся. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения прелагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровне музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.
Применение словесных методов (рассказ, беседа, объяснение) помогают раскрыть содержание произведений, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эмоциональные переживания учащихся. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие образы картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. «Слово учителя, - писал В.А.Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника…Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души…» [Сухомлинский, с.175].
Использование словесных методов зависит от возрастных особенностей учащихся, их музыкальной подготовки, а также от своеобразия музыкального произведения. Рассказ учителя используется для того, чтобы настроить учащихся на восприятие музыкального произведения, сообщения интересных сведений из жизни композитора, событий, связанных с его творчеством. Важно найти образные сравнения, яркие выражения, объясняющие глубину или разнообразие человеческих чувств, переданных в произведении. Созданию эмоционального настроя способствуют умело подобранные отрывки из литературных произведений. Необходимо отметить, что в педагогической практике повсеместно наблюдается обилие слов и недостаточная их выразительность и точность, очень редки случаи недосказанности на уроке музыке.
Еще одним из методов, влияющих на развитие эмоциональной отзывчивости, является создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников. Игровые ситуации можно создавать во всех видах музыкальной деятельности. Игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. Дидактические игры акцентируют внимание детей на изобразительных возможностях музыки и стимулируют их эмоциональную отзывчивость на произведении различного характера. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре. Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. Все музыкальные игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, материал, правила. Игры с речью развивают вокально-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма. Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти. Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие, формируют творческие способности. Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям. Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и его законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации. Игровые ситуации помогают поддержать интерес детей к уроку, предупредить переутомление. Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает эмоциональную отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Система вопросов и творческих заданий помогают раскрывать в детях образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностно-эмоциональная окрашенность.
В музыкально-ритмической деятельности создается творческая ситуация, при которой у младшего школьника движения могут возникнуть сами. Например, три состояния: легкой зыби на море, разыгравшейся стихии и успокоения после бури. Ребенок последовательно переживает эти три состояния: состояние душевного покоя, постепенно переходящее в тревогу, затем взволнованность и опять умиротворение в душе. Каждое эмоциональное состояние «руководит» выбором учащегося соответствующего движения – их характера, амплитуды, пластики, экспрессии и т.д. Младший школьник сам пробует найти меру движений, т.е. проявляет творчество, учитель только уточняет, подправляет, советует, как можно улучшить образ. Содержание человеческого чувства продиктовало форму своего выражения, что способствует формированию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку.
Таким образом, уроки музыки, проводимые в соответствии с вышеописанными методиками, направленными на формирование эмоциональной отзывчивости; включающие в себя методы эмоционального сопереживания, метод эмоционального воздействия в процессе восприятия музыки, пения, элементы музыкально-игровой драматизации, как основного вида деятельности, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.