Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Оценка 4.8

Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Оценка 4.8
docx
07.03.2020
Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
игры на разв коммуникац.docx

Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В современном обществе многие проблемы детей резко актуализируются. При этом наблюдаются качественные и количественные изменения категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии», среди которых большой процент это дети с ЗПР.

 Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Защиринская О. А. отмечает черты незрелости в психическом облике и поведении детей с ЗПР: непосредственность, поверхностность переживаний, преобладание эмоционального мотива поведения, слабость волевого усилия, несамостоятельность и внушаемость, лабильность настроения – качества которые характеризуют личностную незрелость.

Работая с детьми с ЗПР, педагоги сталкиваются с такими проблемами как: недоразвитие дифференцированного восприятия, произвольного внимания и, как следствие — логического запоминания. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы, как слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенство навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению. Дети с ЗПР не умеют общаться друг с другом, некоторые не сдержанны, вспыльчивы, проявляют склонность к агрессии, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Дети с ЗПР во многом инфантильны и им сложно воспринимать нормы и правила поведения, поэтому к таким детям необходим особый подход, с более подробным объяснением их поступков, действий, подсказка правильных решений, чтобы сформировать у ребёнка культуру правильного поведения.

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными: Лебединской К.С., Власовой Т.А., Певзнер М.С., Лубовским В.И., Цыпиной Н.А., Переслени Л.И., Лебединским В.В., Марковской И.Ф., Ульенковой У.В. и другими. Все исследователи отмечают, что у детей с задержкой психического развития отмечаются несформированность коммуникативных навыков.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С. Выготскому, является игровая, поэтому  формирование коммуникативных навыков должно происходить в процессе игры.

Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление, память и другие психические процессы, а так-же  коммуникативные навыки, поэтому в системе обучения и воспитания детей с ЗПР, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии.

Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним; фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребенку. Игра - это творческая деятельность. Игра нравится самому играющему, она - самоцель, и поэтому выбирается свободно. Игра - это развитие коммуникативных навыков в первую очередь. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи. В игре ребенок учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре.

Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, коммуникативных отношений, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень - мыслящей творческой личности. Наблюдение за поведением ребенка во время игры очень многое может поведать взрослому об индивидуальности ребенка и представит возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно отмечать, запоминать, выделять связи, отношения между явлениями. Гармоничное развитие ребенка невозможно без такого важного процесса, как речь.

Развитие речи у дошкольников с задержкой психического развития является актульным и своевременным фактором.

Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль в жизни каждого человека.

Коммуникативные способности (или умение общаться)

Это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. (Немов Р.С.)

Особенности коммуникативной сферы дошкольников с ЗПР

- Эмоциональная незрелость ведет к эмоциональной поверхности контактов (слабое переживание и сочувствие к собеседнику)

- Расторможенность психических процессов ведет к импульсивному поведению (крик, ссоры, драки)

- Быстрое закрепление аффективных реакций и повторение вне реальных конфликтов.

В целях приоритетного направления развития общения дошкольников с ЗПР, следует считать комплекс коммуникативных и речевых игр, объединённых общим названием «Школа юных волшебников»

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам игровых технологий

Задачи:

Повышение потребности общения со сверстниками и взрослыми

Развитие способности к самоконтролю

Развитие способности к эмпатии

Повышение культуры вербального и невербального взаимодействия

Обогащение запаса знаний об окружающем

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

«Волшебные очки»

Цель: научить быть внимательным друг к другу, говорить комплименты (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети с большим удовольствием делятся комплиментами).

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

Игра «Телефон»

Имитируя диалог на заданную тему «Как пригласить друга на День рождения» или «Как договориться о встречи», «Поздравить бабушку с праздником» и т.д.

Дошкольники с нарушениями речи и психофизического развития не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Поэтому для формирования инициативы у детей педагоги используют косвенные методы руководства, например, такой как метод проблемных ситуаций.

Игры-ситуации

«У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребёнок, попробуй найти выход из сложившейся ситуации»

Игры на понимание речевой инструкции

«Возьми, положи брось»

Игры на развитие речевых навыков

«Превращалки»

Цель: научить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (дети с помощью «волшебной палочки» превращают большие предметы в маленькие, отрабатывая при этом навык образования слов)

«Наоборот»

Цель: научить образовывать слова с противоположным значением (вооружившись волшебной палочкой и представив себя волшебником, дети без труда обогащают свой словарный запас)

Ленточку передавай, слова быстрее называй

«Кто быстрее и больше?»

Педагог показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соответствуют определённому цвету. Например: жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

Игры на развитие невербального общения

Дети, рассматривая сюжетные изображения различных чувств, подробно беседуя с педагогом, высказывая собственное мнение о разных эмоциях, в дальнейшем без труда могут показать с помощью мимики и жестов, а также угадать эмоции играющего.

«Найди свою пару» (детям раздают парные карточки, на которых изображены эмоции,  дети находят свою пару).

«Угадай, кто ты?»

Игра тренирует внимание, развивает выразительность движений, расширяет кругозор. (Ведущий, надев на голову весёлый ободок с карточкой (не видя и не зная кто он) пытается догадаться, внимательно наблюдая за другими игроками, которые с помощью движений показывают Кто? или Что? он)

«Дотронься до…» (того кто в синем, у кого косичка и т.д.)

«Что мы делали – не скажем…»

«Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. И, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы».

«Что в чем»

Для игры необходим набор предметных картинок или сами предметы. Детям показывают предметы (картинки) по одному и спрашивают, что есть у каждого предмета (то есть из чего он состоит). Например, что есть у стула (ножки, сиденье, спинка), у телевизора (экран, кнопки, корпус), у собаки (лапы, хвост, голова). В дальнейшем правила игры усложняются, и она постепенно начинает использоваться только в словесном варианте. Для упорядочения ответов играющих можно воспользоваться мячом: ребенку бросают мяч и говорят слово, например: «дом», а он должен назвать любую часть этого объекта, например «крыша», «труба», «окно» или «дверь».

«Кем (чем) был? Кем (чем) будет?»

Детям предъявляются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например: семечко - подсолнух, котенок - кошка, мальчик - мужчина.

«Кто кем становится»

Жил был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая… (собака)

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал… (конем)

Бык, могучий великан,

В детстве был… (теленком)

Толстый увалень баран -

тоненьким… (ягненком).

Этот важный кот Пушок

Маленьким… (котенком)

А отважный петушок -

крохотным … (цыпленком)

Вырастают… (утки) -

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

«Исправь предложение» нужно ложную информацию заменить на верную.

Например: «Осенью часто идет снег» или «Шарф надевают на ноги» и т.д. Или исправь слова в предложении: Мы слепили высокую ГОРКА, Мама купила Маше красивую ЮБКА.

Так же «Стихи небылицы»

Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли берег у ручья?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли носик у жучка?

При достаточно сформированном словаре можно предложить игры с близкими по звучанию словами, например:

Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный Лук с длинными усами. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, Но зато ему потом на крючок попался Дом. Мы собрали васильки, на голове у нас Щенки. Русская красавица своей коЗою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил Дочку.

Анализируя опыт использования игр и упражнений из цикла «Школа юных волшебников» можно сделать вывод о том, что дети стали общаться, взаимодействовать друг с другом, овладевая при этом новыми для них способами общения.

Такая система коррекционно-развивающей работы позволит  наиболее эффективно формировать положительные модели поведения и взаимоотношения у детей  дошкольного возраста в группе ЗПР.

Взаимодействие с детьми должно носить системный и конструктивный характер, реализоваться через различные виды игр (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.). Поддерживать эмоциональное благополучие в процессе деятельности детско-взрослого коллектива. Поощрять индивидуальность и инициативу ребенка. Устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях. Обеспечивать возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Следовать принципу: не рядом, а вместе!

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я». Надо быть осторожным, чтобы формировать начинающую  личность. Как часто взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставят детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так». Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда педагог запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа.

Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость - нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть, помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений - является главной задачей педагога.

Таким образом, содержание предлагаемых игр и упражнений развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции.


Литература:

Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1. – с. 10

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие/ Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. – Режим доступа: http: //wwwklex. ru/ bmp

Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,         2012. – 128с.

Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. – 2003. —  №2. -С. 5-17

Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / ОН. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -375с.

Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О. Н. Истратова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 317с.

Методика психолого – педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно – методическое пособие / под науч. редакцией проф. Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: Изд –во ЯГПУ,             2008. - 111с.

Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. — 2009. — №5. — С. 50-52.

Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. – М.: Владос, 1994. – 124с.

Тесты для подготовки к школе./ Авт. — сост. Е.Сеничева М.: Мой МирГмб Ко. КГ, 2007. – 256с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.


 

Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными:

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными:

Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, коммуникативных отношений, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень - мыслящей творческой личности

Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, коммуникативных отношений, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень - мыслящей творческой личности

В целях приоритетного направления развития общения дошкольников с

В целях приоритетного направления развития общения дошкольников с

У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребёнок, попробуй найти выход из…

У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребёнок, попробуй найти выход из…

Игра тренирует внимание, развивает выразительность движений, расширяет кругозор

Игра тренирует внимание, развивает выразительность движений, расширяет кругозор

Взрослая… (собака) Жеребенок с каждым днем

Взрослая… (собака) Жеребенок с каждым днем

Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!»

Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!»

В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так»

В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так»

Литература: Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития //

Литература: Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2020