Комплексная подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • ppt
  • 11.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация. Комплексная подготовка.ppt

Комплексная подготовка
к ЕГЭ по русскому языку
10-11 класс


Методическая разработка учителя русского языка МБОУ СОШ №25
г. Владикавказ
Кастуевой Терезы Таймуразовны

Навигация:

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров Задание 1.

Главная информация – имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса.
К главной И. относятся:
Научные понятия
Формулировки законов
Перечисление принципов
Основные мысли автора
Выводы
Классификация явлений, фактов

Пример формулировки задания:

В каких из приведенных предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Подсказка: 2 ответа (синонимичных друг другу, в которых содержится не одна, а две мысли)

Прочитайте текст:
(1)Земля – самая крупная из ближайших к Солнцу планет, в то же время она значительно уступает по размерам таким гигантам, как Юпитер или Сатурн. (2) Хрупкое равновесие условий существования на Земле зависит от ее размеров и массы, которые определяют вторую космическую скорость, или скорость убегания, - 11,2 км/с. (3) …такую скорость должно иметь тело, чтобы преодолеть притяжение планеты.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Земля, самая крупная из ближайших к Солнцу планет, уступает по своим размерам таким гигантам, как Юпитер или Сатурн.
Размеры и масса Земли определяют космическую скорость 11,2 км/с, которую должно иметь тело, чтобы преодолеть притяжение планеты.
Форма и размеры Земли определяют скорость убеганию, необходимую для преодоления притяжения планеты.
Скорость убегания 11,2 км/с, необходимая для преодоления притяжения Земли, зависит от размеров и массы нашей планеты.
Земля – самая крупная из ближайших к Солнцу планет, что определяет скорость убегания, равную 11,2 км/с.

Задание 2 Какое слово должно стоять на месте пропуска в тексте? Выпишите это слово или сочетание слов

В предложении № 3 (если пропуск стоит на стыке, нужно перечитать и предыдущее предложение)

NB! Выписать нужно слово или сочетание слов (без пробелов)

(1)Земля – самая крупная из ближайших к Солнцу планет, в то же время она значительно уступает по размерам таким гигантам, как Юпитер или Сатурн. (2) Хрупкое равновесие условий существования на Земле зависит от ее размеров и массы, которые определяют вторую космическую скорость, или скорость убегания, - 11,2 км/с. (3) <…> такую скорость должно иметь тело, чтобы преодолеть притяжение планеты.

хотя если
зато однако
Но именно

Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи. В каком значении приводится слово …..? Выпишите из приведенного фрагмента словарной статьи ЦИФРУ, соответствующую этому значению.

Тело, - а, мн. телА, ср.
1. Отдельный предмет в пространстве, часть пространства, заполненная веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твердые тела.
2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Часть тела.
3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела.

4. Основная часть, корпус чего-нибудь (спец.) Тело орудия

Задания для

тренировки

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Ответ: 35

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Ответ: поэтому

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

однако потому что
поэтому хотя
это

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Ответ: 2

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.
1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).
5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино-или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

(1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания. (2)Смысл данной фразы, однако, проясняется, если мы обратимся к другому труду Платона («Апология»): Сократ после беседы с человеком, «который слывёт мудрым» и «не зная, думает, что что-то знает», приходит к выводу, что оба они на самом деле ничего не понимают в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3)<…> Сократ проводит разграничение между мнимой и подлинной мудростью: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте?
1)Сократ, утверждая, что оппоненты, «которые слывут мудрыми», ничего не понимают в совершенстве, указывает таким образом на ограниченность всякого знания.
2) Великий философ Древней Греции Сократ, утверждая, что «знает только то, что ничего не знает», намеренно умаляет свои знания и стремится показать своё превосходство над другими философами.
3) Говоря «я знаю только то, что ничего не знаю», Сократ имеет в виду, что он мудрее тех, кто, ничего не зная на самом деле, «думает, что что-то знает», так как Сократ не стыдится собственного незнания и признаёт его.
4) Сталкиваясь с известным высказыванием Сократа, читатель приходит в недоумение от того, что великий философ в этой фразе безосновательно умаляет свои знания.
5) По мнению Платона, существует подлинная и мнимая мудрость: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.

35

(1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания. (2)Смысл данной фразы, однако, проясняется, если мы обратимся к другому труду Платона («Апология»): Сократ после беседы с человеком, «который слывёт мудрым» и «не зная, думает, что что-то знает», приходит к выводу, что оба они на самом деле ничего не понимают в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3)<…> Сократ проводит разграничение между мнимой и подлинной мудростью: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.




2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов) .

однако Вероятно

конечно Хотя

таким образом



такимобразом

(1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания.






1

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВИДЕТЕЛЬСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

свидетельство -а, ср.
Показание лица, бывшего свидетелем, очевидцем чего-л., лично знающего что-л.. Подтверждение чего-л. осведомленным лицом. С. очевидцев
2) То, что служит подтверждением, удостоверением какого-л. факта, события. Исторические свидетельства
3) Дача свидетельских показаний на суде. Показания свидетеля.
4) Присутствие при чем-л. для официального удостоверения подлинности чего-л. Свидетельство подписания договора о мире.
5) Документ, удостоверяющий что-л.; удостоверение. Выдать свидетельство об окончании курса. Отпускное свидетельство. Метрическое свидетельство.
6)Право лица на что-л. Авторское свидетельство.

Орфоэпические нормы Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1)позвонИм 2) рвалА 3) грАжданство 4) давнИшний 5) отобралА

гражданство

Обратимся к теории Правила орфоэпии

Полные прилагательные

красИвый
немЫслимый

Краткие прилагательные

красИв-красИва-красИвы-красИво
немЫслим-немЫслима-немЫслимо

В односложных прилагательных, не имеющих суффиксов (либо простейшие –К- или –Н-), как правило, ударение перемещается на окончание в формах ЖЕНСКОГО рода:

сЕрый – сЕро – сЕры, но серА
стрОйный – стрОйны-стрОйно, но стройнА
прАвый- прАв, прАвы, прАво, но правА

NB! Исключения: класть, красть, стлать – клАла, крАла, стлАла

Глаголы прошедшего времени

Ударение в прошедшем времени ОБЫЧНО падает на тот же слог, что и в начальной форме:
сидЕть – сидЕла, прЯтать – прЯтала, начинАть – начинАла (и др.)
Исключения: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др.
бралА, былА, взялА, вилА, вралА, гналА, далА, ждалА, жилА, звалА, лгалА, лилА, пилА, рвалА
НО:
клАла, крАла, стлАла, послАла

Довольно часто в возвратных глаголах (по сравнению с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание:
начАться – началсЯ – началАсь – началОсь – началИсь
принЯться – принялсЯ – принялАсь – принялОсь - принялИсь

Литературная норма:
звонИть – звонИт- звонИл – звонИла
включИть – влключИт – включИл – включИла
вручИть – вручИт – вручИл – вручИла и другие…

причастия

ударение с суффикса – ЁНН – (в полной форме) перейдет на окончание (кроме мужского рода):
проведЁННый
проведЁН (м.р.)
проведенА (ж.р.)
проведенО (ср.р)
проведенЫ (мн.ч)

деепричастия

Деепричастия ЧАСТО имеют ударение на том же слоге, что и в Н.Ф.ГЛАГОЛА:

вложИть – вложИв
задАТь – задАв
прибЫть – прибЫв
понЯть – понЯв
предАть – предАв
проклЯть – проклЯв
NB!
исчЕрпать – исчЕрпав –нельзя - исчерпАв


Ударение с суфф. -О- / -НУ- в н.ф. глагола (полОть, согНУть) в причастиях с суффиксом -Т- перейдет на один слог вперед:
полОть – пОлотый
согНУть - сОгнутый

алфавИт, от Альфа и вИта аэропОрты, неподвижн. ударение на 4сл. бАнты, неподвижн. ударение на 1 слоге бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. удар вероисповЕдание, от веру исповЕдать граждАнство дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через франц.яз., где удар. всегда на посл.слоге договорЁнность еретИк
жалюзИ, из франц. яз.,
знАчимость, от прил. знАчимый Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п. квартАл, из нем. яз., удар. на 2-ом слоге киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр… крАны, неподвижн. ударение на 1 слоге кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь  лЕкторы, лЕкторов, лыжнЯ мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд  намЕрение некролОг, см. каталОг нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч. Отрочество, от Отрок- подросток партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге портфЕль придАное, сущ. призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв(посла), созЫв, но: Отзыв(на публикацию) свЁкла сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге срЕдства, им.п.мн.ч. стАтуя столЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр, школЯр… созЫв, см. призЫв тОрты, тОртов цЕнтнер цепОчка шАрфы, см. бАнты, тУфли, тОрты шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр… щавЕль экспЕрт, из франц. яз., где удар. –посл. Слог.

Имена существительные

Словник ФИПИ

4. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

позвонИм 2) бАнты 3) зАвидно 4) рвалА
-------------------------------------------------
вручИшь 2) кранЫ 3) дОверху 4) налилА
---------------------------------------------------------
включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла
------------------------------------------------
1) баловАть 2) тОрты 3) красИвее 4) клалА
----------------------------------------------------------
оклЕить 2) шАрфы 3) дОсуха 4) лгАла
------------------------------------------------
1) исчерпАть 2) бАнты 3) баловАться 4) кУхонный
-----------------------------------------------------------
1) намерЕние 2) давнИшний 3) бАнты 4) балУясь

Система упражнений при работе с паронимами:

1. Составление собственного словаря паронимов
Адресат - адресант. Адресат — лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).

Архаический — архаичный. Архаический - свойственный старине (архаический взгляд), архаичный - вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).

Будний - будничный. Будний - не праздничный (будний день); будничный - прозаичный, однообразный (будничная работа).

Вдохнуть – вздохнуть. Вдохнуть – вобрать в себя, втянуть воздух (вдохнуть кислород), внушить что-либо (вдохнуть мужество); вздохнуть – испустить вздох (вздохнуть с облегчением); немного отдохнуть (дай вздохнуть); тосковать, грустить (вздыхать о детях).

Задание 5. Лексические нормы

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ

будний день – будничная работа;
воспитательная система – воспитательский кабинет;
выборная должность – выборочная проверка;
главная улица – заглавная роль;
динамическая теория – динамичный темп;
благотворительная деятельность – благотворный климат;
вековая роща – вечная мерзлота, вечная природа, вечные заботы;
всякая минута – всяческие поиски;
гармонический ряд – гармоничная личность;
демократическая страна – демократичный поступок;
дипломатический пост – дипломатичное поведение

длинный доклад – длительный отпуск;
драматический кружок – драматичная ситуация;
запасный выход – запасливый человек;
жёсткая дисциплина – жестокая болезнь;
исполнительская манера – исполнительный орган;
командированный специалист – командировочные расходы;
методическая конференция – методичная работа;
нестерпимый холод – нетерпимое отношение;
освоить выпуск новой продукции – усвоить прочитанное;
дружеская встреча – дружественная страна

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ (продолжение)

злой человек – злостный неплательщик;
инженерное дело (мысль) – инженерский диплом (труд, значок);
искусный мастер – искусственный шёлк;
комический рассказ – комичный вид;
логическое мышление – логичное рассуждение;
опасный мост – опасливый человек;
органическое вещество – органичная целостность;
осуждение преступника – обсуждение проблемы;
понятливый человек – понятная причина;
еловый лес – ёлочная гирлянда

ответная реакция – ответственный человек;
представительная наружность – представительские расходы;
представление характеристики (бумаг) – предоставление кредита (слова);
приметливый критик – приметное неудовольствие;
реалистическая живопись – реалистичная цель;
скрытая угроза – скрытный человек;
технический прогресс – техничный актёр;
тактичный поступок – тактическая задача;
удачливый человек – удачный день;
явное превосходство – явственный шёпот

Составление словосочетаний с выбором существительного

К каждой паре прилагательных подберите подходящие по смыслу существительные из числа заключенных в скобки; образуйте словосочетания.
Бережливый – бережный (обращение, отношение, хозяйка). Деревянный – древесный (спирт, уголь, забор, выражение лица, игрушка). Искусный – искусственный (работа, шелк, мастер, смех, орошение, освещение, препятствие). Невежественный – невежливый (ответ, суждение, обращение, человек). Нижний – низкий (течение реки, каблук, потолок, берег, конечности, температура, качество, ветки дерева, поступок музыкальная нота). Обидный – обидчивый (человек, характер, намек, прозвище). Скрытный – скрытый (угроза, характер, недовольство, намерения). Сытый – сытный (обед, жизнь, скот).

С самостоятельным подбором существительного

Составьте пары словосочетаний с данными словами, чтобы было понятно значение слова:
Невежа - невежда, органический – органичный, явный – явственный, ненавистнический – ненавистный, одеть - надеть, хозяйский – хозяйственный, дружеский — дружественный, будний – будничный.

Выбор правильного варианта

Запишите предложения, выбрав из двух вариантов слов, данных в скобках, один, подходящий по смыслу. Составьте предложения с каждым из неиспользованных слов.
От старта до (финиша, финала) в пути за спортсменами следовала группа сопровождения.
(Экономная, экономичная) хозяйка всегда знает бюджет семьи.
Человек он был неразговорчивый, (скрытый, скрытный).
(Искусственный, искусный) пловец и на море не утонет.
Хвойный лес (одел, надел) все горы и подошел вплотную к морю.



Работа со словарем

Пользуясь словарем, определите лексическое значение следующих слов:
логичный – логический, удачный – удачливый, болотный – болотистый, житейский – жизненный, одеть – надеть, гордость – гордыня, понятный – понятливый.

грамота.ру

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.
Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.
Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.
Чем больше мы узнаём о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаём самих себя.

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.
АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.
Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ, если кормить животное мелкой рыбой с костями.
Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.

Задания в формате ЕГЭ

Морфологические нормы №6

Задание 6 Нарушения в образовании форм существительных

Неправильное образование формы им. п. мн. ч.:
Директоры (вм. директора),
торта (вм. торты),
шофера (вм. шофёры),
договора (вм. договоры)
Неправильная форма рода:
пирожки с повидлой (вм. с повидлом),
туфель порвался (вм. туфля),
вкусное кофе (вм. вкусный),
легкая тюль (вм. легкий),
мальчик был круглой сиротой (вм. круглым)
Неправильная форма числа:
Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки)

Нарушение норм склонения иноязычных фамилий:
У Барклая де Толля (вм. де Толли),
Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (вм. Вайнеров).
Неправильное образование формы р. п. мн. ч.
Пять килограмм (вм. килограммов),
много грузинов (вм. грузин),
Доволен новыми дверями (вм. дверьми)
Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных:
Я забрал его ферзь (вм. ферзя)
Склонение несклоняемого существительного:
Мы побывали на горном плате (вм. плато)