Информационная обработка текстов различных стилей и жанров Задание 1.
Главная информация – имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса.
К главной И. относятся:
Научные понятия
Формулировки законов
Перечисление принципов
Основные мысли автора
Выводы
Классификация явлений, фактов
Пример формулировки задания:
В каких из приведенных предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Подсказка: 2 ответа (синонимичных друг другу, в которых содержится не одна, а две мысли)
Прочитайте текст:
(1)Земля – самая крупная из ближайших к Солнцу планет, в то же время она значительно уступает по размерам таким гигантам, как Юпитер или Сатурн. (2) Хрупкое равновесие условий существования на Земле зависит от ее размеров и массы, которые определяют вторую космическую скорость, или скорость убегания, - 11,2 км/с. (3) …такую скорость должно иметь тело, чтобы преодолеть притяжение планеты.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Земля, самая крупная из ближайших к Солнцу планет, уступает по своим размерам таким гигантам, как Юпитер или Сатурн.
Размеры и масса Земли определяют космическую скорость 11,2 км/с, которую должно иметь тело, чтобы преодолеть притяжение планеты.
Форма и размеры Земли определяют скорость убеганию, необходимую для преодоления притяжения планеты.
Скорость убегания 11,2 км/с, необходимая для преодоления притяжения Земли, зависит от размеров и массы нашей планеты.
Земля – самая крупная из ближайших к Солнцу планет, что определяет скорость убегания, равную 11,2 км/с.
Задание 2Какое слово должно стоять на месте пропуска в тексте? Выпишите это слово или сочетание слов
В предложении № 3 (если пропуск стоит на стыке, нужно перечитать и предыдущее предложение)
NB! Выписать нужно слово или сочетание слов (без пробелов)
(1)Земля – самая крупная из ближайших к Солнцу планет, в то же время она значительно уступает по размерам таким гигантам, как Юпитер или Сатурн. (2) Хрупкое равновесие условий существования на Земле зависит от ее размеров и массы, которые определяют вторую космическую скорость, или скорость убегания, - 11,2 км/с. (3) <…> такую скорость должно иметь тело, чтобы преодолеть притяжение планеты.
хотя если
зато однако
Но именно
Задание 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи. В каком значении приводится слово …..? Выпишите из приведенного фрагмента словарной статьи ЦИФРУ, соответствующую этому значению.
Тело, - а, мн. телА, ср.
1. Отдельный предмет в пространстве, часть пространства, заполненная веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твердые тела.
2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Часть тела.
3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела.
4. Основная часть, корпус чего-нибудь (спец.) Тело орудия
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Ответ: 35
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Ответ: поэтому
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
однако потому что
поэтому хотя
это
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Ответ: 2
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.
1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).
5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино-или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.
(1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания. (2)Смысл данной фразы, однако, проясняется, если мы обратимся к другому труду Платона («Апология»): Сократ после беседы с человеком, «который слывёт мудрым» и «не зная, думает, что что-то знает», приходит к выводу, что оба они на самом деле ничего не понимают в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3)<…> Сократ проводит разграничение между мнимой и подлинной мудростью: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте?
1)Сократ, утверждая, что оппоненты, «которые слывут мудрыми», ничего не понимают в совершенстве, указывает таким образом на ограниченность всякого знания.
2) Великий философ Древней Греции Сократ, утверждая, что «знает только то, что ничего не знает», намеренно умаляет свои знания и стремится показать своё превосходство над другими философами.
3) Говоря «я знаю только то, что ничего не знаю», Сократ имеет в виду, что он мудрее тех, кто, ничего не зная на самом деле, «думает, что что-то знает», так как Сократ не стыдится собственного незнания и признаёт его.
4) Сталкиваясь с известным высказыванием Сократа, читатель приходит в недоумение от того, что великий философ в этой фразе безосновательно умаляет свои знания.
5) По мнению Платона, существует подлинная и мнимая мудрость: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.
35
(1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания. (2)Смысл данной фразы, однако, проясняется, если мы обратимся к другому труду Платона («Апология»): Сократ после беседы с человеком, «который слывёт мудрым» и «не зная, думает, что что-то знает», приходит к выводу, что оба они на самом деле ничего не понимают в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3)<…> Сократ проводит разграничение между мнимой и подлинной мудростью: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов) .
однако Вероятно
конечно Хотя
таким образом
такимобразом
(1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания.
1
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВИДЕТЕЛЬСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
свидетельство -а, ср.
Показание лица, бывшего свидетелем, очевидцем чего-л., лично знающего что-л.. Подтверждение чего-л. осведомленным лицом. С. очевидцев
2) То, что служит подтверждением, удостоверением какого-л. факта, события. Исторические свидетельства
3) Дача свидетельских показаний на суде. Показания свидетеля.
4) Присутствие при чем-л. для официального удостоверения подлинности чего-л. Свидетельство подписания договора о мире.
5) Документ, удостоверяющий что-л.; удостоверение. Выдать свидетельство об окончании курса. Отпускное свидетельство. Метрическое свидетельство.
6)Право лица на что-л. Авторское свидетельство.
Обратимся к теории Правила орфоэпии
Полные прилагательные
красИвый
немЫслимый
Краткие прилагательные
красИв-красИва-красИвы-красИво
немЫслим-немЫслима-немЫслимо
В односложных прилагательных, не имеющих суффиксов (либо простейшие –К- или –Н-), как правило, ударение перемещается на окончание в формах ЖЕНСКОГО рода:
сЕрый – сЕро – сЕры, но серА
стрОйный – стрОйны-стрОйно, но стройнА
прАвый- прАв, прАвы, прАво, но правА
NB! Исключения: класть, красть, стлать – клАла, крАла, стлАла
Глаголыпрошедшего времени
Ударение в прошедшем времени ОБЫЧНО падает на тот же слог, что и в начальной форме:
сидЕть – сидЕла, прЯтать – прЯтала, начинАть – начинАла (и др.)
Исключения: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др.
бралА, былА, взялА, вилА, вралА, гналА, далА, ждалА, жилА, звалА, лгалА, лилА, пилА, рвалА
НО:
клАла, крАла, стлАла, послАла
Довольно часто в возвратных глаголах (по сравнению с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание:
начАться – началсЯ – началАсь – началОсь – началИсь
принЯться – принялсЯ – принялАсь – принялОсь - принялИсь
Литературная норма:
звонИть – звонИт- звонИл – звонИла
включИть – влключИт – включИл – включИла
вручИть – вручИт – вручИл – вручИла и другие…
причастия
ударение с суффикса – ЁНН – (в полной форме) перейдет на окончание (кроме мужского рода):
проведЁННый
проведЁН (м.р.)
проведенА (ж.р.)
проведенО (ср.р)
проведенЫ (мн.ч)
деепричастия
Деепричастия ЧАСТО имеют ударение на том же слоге, что и в Н.Ф.ГЛАГОЛА:
вложИть – вложИв
задАТь – задАв
прибЫть – прибЫв
понЯть – понЯв
предАть – предАв
проклЯть – проклЯв
NB!
исчЕрпать – исчЕрпав –нельзя - исчерпАв
Ударение с суфф. -О- / -НУ- в н.ф. глагола (полОть, согНУть) в причастиях с суффиксом -Т- перейдет на один слог вперед:
полОть – пОлотый
согНУть - сОгнутый
алфавИт, от Альфа и вИтааэропОрты, неподвижн. ударение на 4сл.бАнты, неподвижн. ударение на 1 слогебОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч.бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударвероисповЕдание, от веру исповЕдатьграждАнстводефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слогедиспансЕр, слово пришло из англ. яз. через франц.яз., где удар. всегда на посл.слогедоговорЁнностьеретИк | мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд намЕрениенекролОг, см. каталОгнОвости, новостЕй, но: см. мЕстностейнОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.Отрочество, от Отрок- подростокпартЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слогепортфЕльпридАное, сущ.призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв(посла), созЫв, но: Отзыв(на публикацию)свЁкласирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слогесрЕдства, им.п.мн.ч.стАтуястолЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр, школЯр…созЫв, см. призЫвтОрты, тОртовцЕнтнер цепОчкашАрфы, см. бАнты, тУфли, тОртышофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…щавЕльэкспЕрт, из франц. яз., где удар. –посл. Слог. |
Имена существительные
4. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
позвонИм 2) бАнты 3) зАвидно 4) рвалА
-------------------------------------------------
вручИшь 2) кранЫ 3) дОверху 4) налилА
---------------------------------------------------------
включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла
------------------------------------------------
1) баловАть 2) тОрты 3) красИвее 4) клалА
----------------------------------------------------------
оклЕить 2) шАрфы 3) дОсуха 4) лгАла
------------------------------------------------
1) исчерпАть 2) бАнты 3) баловАться 4) кУхонный
-----------------------------------------------------------
1) намерЕние 2) давнИшний 3) бАнты 4) балУясь
Система упражнений при работе с паронимами:
1. Составление собственного словаря паронимов
Адресат - адресант. Адресат — лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).
Архаический — архаичный. Архаический - свойственный старине (архаический взгляд), архаичный - вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).
Будний - будничный. Будний - не праздничный (будний день); будничный - прозаичный, однообразный (будничная работа).
Вдохнуть – вздохнуть. Вдохнуть – вобрать в себя, втянуть воздух (вдохнуть кислород), внушить что-либо (вдохнуть мужество); вздохнуть – испустить вздох (вздохнуть с облегчением); немного отдохнуть (дай вздохнуть); тосковать, грустить (вздыхать о детях).
Задание 5. Лексические нормы
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ
будний день – будничная работа;
воспитательная система – воспитательский кабинет;
выборная должность – выборочная проверка;
главная улица – заглавная роль;
динамическая теория – динамичный темп;
благотворительная деятельность – благотворный климат;
вековая роща – вечная мерзлота, вечная природа, вечные заботы;
всякая минута – всяческие поиски;
гармонический ряд – гармоничная личность;
демократическая страна – демократичный поступок;
дипломатический пост – дипломатичное поведение
длинный доклад – длительный отпуск;
драматический кружок – драматичная ситуация;
запасный выход – запасливый человек;
жёсткая дисциплина – жестокая болезнь;
исполнительская манера – исполнительный орган;
командированный специалист – командировочные расходы;
методическая конференция – методичная работа;
нестерпимый холод – нетерпимое отношение;
освоить выпуск новой продукции – усвоить прочитанное;
дружеская встреча – дружественная страна
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ (продолжение)
злой человек – злостный неплательщик;
инженерное дело (мысль) – инженерский диплом (труд, значок);
искусный мастер – искусственный шёлк;
комический рассказ – комичный вид;
логическое мышление – логичное рассуждение;
опасный мост – опасливый человек;
органическое вещество – органичная целостность;
осуждение преступника – обсуждение проблемы;
понятливый человек – понятная причина;
еловый лес – ёлочная гирлянда
ответная реакция – ответственный человек;
представительная наружность – представительские расходы;
представление характеристики (бумаг) – предоставление кредита (слова);
приметливый критик – приметное неудовольствие;
реалистическая живопись – реалистичная цель;
скрытая угроза – скрытный человек;
технический прогресс – техничный актёр;
тактичный поступок – тактическая задача;
удачливый человек – удачный день;
явное превосходство – явственный шёпот
Составление словосочетанийс выбором существительного
К каждой паре прилагательных подберите подходящие по смыслу существительные из числа заключенных в скобки; образуйте словосочетания.
Бережливый – бережный (обращение, отношение, хозяйка). Деревянный – древесный (спирт, уголь, забор, выражение лица, игрушка). Искусный – искусственный (работа, шелк, мастер, смех, орошение, освещение, препятствие). Невежественный – невежливый (ответ, суждение, обращение, человек). Нижний – низкий (течение реки, каблук, потолок, берег, конечности, температура, качество, ветки дерева, поступок музыкальная нота). Обидный – обидчивый (человек, характер, намек, прозвище). Скрытный – скрытый (угроза, характер, недовольство, намерения). Сытый – сытный (обед, жизнь, скот).
С самостоятельным подбором существительного
Составьте пары словосочетаний с данными словами, чтобы было понятно значение слова:
Невежа - невежда, органический – органичный, явный – явственный, ненавистнический – ненавистный, одеть - надеть, хозяйский – хозяйственный, дружеский — дружественный, будний – будничный.
Выбор правильного варианта
Запишите предложения, выбрав из двух вариантов слов, данных в скобках, один, подходящий по смыслу. Составьте предложения с каждым из неиспользованных слов.
От старта до (финиша, финала) в пути за спортсменами следовала группа сопровождения.
(Экономная, экономичная) хозяйка всегда знает бюджет семьи.
Человек он был неразговорчивый, (скрытый, скрытный).
(Искусственный, искусный) пловец и на море не утонет.
Хвойный лес (одел, надел) все горы и подошел вплотную к морю.
Работа со словарем
Пользуясь словарем, определите лексическое значение следующих слов:
логичный – логический, удачный – удачливый, болотный – болотистый, житейский – жизненный, одеть – надеть, гордость – гордыня, понятный – понятливый.
грамота.ру
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.
Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.
Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.
Чем больше мы узнаём о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаём самих себя.
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.
АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.
Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ, если кормить животное мелкой рыбой с костями.
Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.
Задания в формате ЕГЭ
Задание 6 Нарушения в образовании форм существительных
Неправильное образование формы им. п. мн. ч.:
Директоры (вм. директора),
торта (вм. торты),
шофера (вм. шофёры),
договора (вм. договоры)
Неправильная форма рода:
пирожки с повидлой (вм. с повидлом),
туфель порвался (вм. туфля),
вкусное кофе (вм. вкусный),
легкая тюль (вм. легкий),
мальчик был круглой сиротой (вм. круглым)
Неправильная форма числа:
Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки)
Нарушение норм склонения иноязычных фамилий:
У Барклая де Толля (вм. де Толли),
Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (вм. Вайнеров).
Неправильное образование формы р. п. мн. ч.
Пять килограмм (вм. килограммов),
много грузинов (вм. грузин),
Доволен новыми дверями (вм. дверьми)
Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных:
Я забрал его ферзь (вм. ферзя)
Склонение несклоняемого существительного:
Мы побывали на горном плате (вм. плато)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.