Предмет: Русский язык «Учимся работать с текстом», 4 класс
«УМК»
Школа России»
Учитель: 1 категории , Серова Эмилия Вячеславовна, г. Нижний Тагил
«УМК» Школа России»
СПЕЦИФИКАЦИЯ
комплексной работы для учащихся 4 классов
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Филология: Русский язык. Родной язык», «Окружающий мир».
Основной целью работы является проверка и оценка способности учащихся начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка, математики, окружающего мира знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами данных учебных предметов.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработаны на основе следующих документов:
1) Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)
2) Планируемые результаты начального общего образования (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2019. – 120 с.; с. 22-26)
3) Примерная программа начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 204 с.; с. 119-125)
4) Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020. – 204 с.; с. 36-44)
5) Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1, 2; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2019, 2021, 2021. – 96 с.
Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ
На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметным областям «Филология. Русский язык. Родной язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир» для проведения процедур оценки качества начального образования (промежуточный контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).
Результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Цель промежуточной работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.
Из 20 заданий проверочной работы 16 заданий относятся к базовому уровню сложности, 4 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.
В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, задание на соотношение, с кратким ответом, с развернутым ответом.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить от 5 до 0 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания. Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления баллов приведены в руководстве по оцениванию.
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно При желании можно провести более дифференцированную оценку выполнения работы, просчитав отдельно балл, который учащийся получил за задания по представленным в работе основным блокам содержания.
В работе используются 2 критерия достижения базового уровня:
1. Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
2. Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).
Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.
С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;
Работа рассчитана на 2 академических часа с перерывом (40 минут + 15 минут + 40 минут). В процессе выполнения заданий рекомендуется через каждые 15 минут проведение физкультминутки.
План варианта КИМ
Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.
План работы
№ заданий |
Проверяемые умения |
Связь с предметом |
Кол-во баллов |
|
Базовый уровень |
|
|||
1 |
Темп чтения про себя. |
Базовые предметы начальной школы |
4 |
|
2 |
Умение находить заданную информацию в тексте, грамотно списать, проверить, находить и исправлять, если есть, ошибки. |
Русский язык, чтение |
3 |
|
3 |
Знание алфавита. Нахождение алфавитной последовательности слов. |
Русский язык |
2 |
|
4 |
Умение делить текст на смысловые отрезки, озаглавливать смысловую часть текста |
Чтение. Работа с текстом |
2 |
|
5 |
Умение определять значение слова по тексту. |
Русский язык |
2 |
|
6 |
Интерпретация и обобщение информации: интегрирование содержащихся в разных частях текста деталей сообщения. |
Чтение. Работа с текстом |
4 |
|
7 |
Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами на правописание проверяемых безударных гласных и на правописание проверяемых согласных в корне слова. |
Русский язык |
6 |
|
8 |
Умение анализировать звуки в слове по твердости/мягкости. |
Русский язык |
2 |
|
9 |
Умение ориентироваться в тексте в поиске нужной информации, производить синтаксический разбор предложения. |
Русский язык |
2 |
|
10 |
Умение ориентироваться в тексте в поиске нужной информации, выписывать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, преобразовав их в начальную форму. |
Русский язык, чтение |
3 |
|
11 |
Умение проанализировать слово, указав сколько в нём слогов, букв, звуков |
Русский язык |
3 |
|
15 |
Умение соотносить информацию, опираясь на знание поведения животных в разное время года |
Окружающий мир |
3 |
|
Всего баллов 39 |
|
|||
Задания повышенного уровня |
|
|||
17 |
Умение соотносить тип книги с наименованием. |
Чтение. |
5 |
|
18 |
Умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
Русский язык |
1 |
|
Всего баллов |
6 |
|
||
Итого баллов
|
45 |
|
Формирование универсальных учебных действий
№ заданий |
Диагностируемые УУД |
Баллы |
Регулятивные УУД |
||
2,10 |
Принятие учебной задачи, контроль, коррекция |
6 |
3 |
Определение последовательности и плана действий |
2 |
Всего баллов |
8 |
|
Познавательные УУД |
||
2, 6, 9, 10 |
Поиск и выделение необходимой информации |
12 |
7, 11, 15, 20 |
Структурирование информации |
13 |
5 |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме |
2 |
8, 9, 11 |
Анализ и синтез |
7 |
12 |
Знаково-символическое моделирование |
2 |
|
Всего баллов |
36 |
Уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за все задания базового уровня:
· от 0 до 23 баллов – пониженный уровень, т.е. обучающийся не достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру (оценка – «неудовлетворительно»);
· от 24 до 48 баллов – базовый уровень, т.е. обучающийся достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру (оценка – «удовлетворительно»);
Повышенный уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за задания как базового, так и повышенного уровня: не менее 29 баллов за задания базового уровня и не менее 5 баллов за задания повышенного уровня.
· от 0 до 34 баллов - не достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;
· от 35 до 57 баллов – обучающийся достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;
Если обучающийся при выполнении заданий базового уровня набрал от 34 до 48 баллов, но не набрал минимум 5 баллов за задания повышенного уровня, то делается вывод о том, что он не достиг повышенного уровня сформированности предметных результатов.
Уровень сформированности универсальных учебных действий рассчитывается по сумме баллов за выполнение определённых заданий как базового, так и повышенного уровней, указанных в кодификаторе тем.
Регулятивные универсальные учебные действия:
· 0 – 4 баллов – низкий уровень сформированности;
· 5 – 6 баллов – базовый уровень сформированности;
· 7-8 баллов – высокий уровень сформированности.
Познавательные универсальные учебные действия:
· 0 – 18 баллов – низкий уровень сформированности;
· 19 – 27 балла – базовый уровень сформированности;
28 – 36 балла – высокий уровень сформированности
Комплексная работа.
Белые фонарики.
Весной цвели синий подснежник, розово-синяя медуница, пурпурно-лиловая хохлатка, желтый чистяк. Летом почти все цветы в лесу белые. И земляника цветет белым, и кислица, и грушанка, и майник. Почему переменились краски в лесу?
Цветы живут в нижнем этаже леса. Над ними кустарники. Еще выше - один или
два этажа деревьев. Их тень ложится на землю, закрывая свет тем, кто живет внизу.
В апреле лес еще прозрачный, он еще не оделся листвой, и в нижнем этаже леса светло. Но пришел май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась. В верхнем этаже словно закрыли зеленые ставни, сумрачно стало внизу.
Насекомые переносят цветочную пыльцу с цветка на цветок. Те цветы, которые они опылили, дадут семена.
Все цветы ранней весны – подснежник, хохлатка, сон-трава, медуница – не славятся сильным запахом. Они чуть-чуть пахнут медом, а больше лесной свежестью. Запах – это хитрость цветка, приманка для насекомых. Но зачем хитрить подснежнику? Он цветет первым, у него нет соперников, он и так в почете у пчел и шмелей. Зачем запах хохлатке? Ее легко разыскать глазами.
Летом насекомому трудно различать в тени деревьев синее или лиловое пятнышко. Цветок должен сверкать, должен манить.
И ландыш – цветок лесного мая – манит. Даже вслепую насекомое может найти ландыш по сильному аромату. Но ландыш еще и сверкает. Словно белые фонарики, светятся в чаще его цветы. Не случайно природа их сделала белыми. Белый – единственный цвет, который можно различить в темноте. Ландышем кончается светлая лесная весна, наступает лесное тенистое лето – время белых цветов. (По Н.Надеждиной)
Ответь на вопросы и выполни задания.
1.Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную цифру.
1) Насекомые распознают цветы только по запаху.
2) В сумраке летнего леса можно различить только белые цветы.
3) Ранние весенние цветы не имеют запаха.
4) Цветы с наступлением лета изменили свою окраску.
2.Выпиши предложение, в котором есть доказательство, что летом в лесу сумрачно.
3.Можно ли утверждать, что ранние весенние цветы красиво раскрашены? Докажи свой ответ словами из текста.
4.Почему с наступлением лета краски в лесу переменились?
5.Можно ли утверждать, что ландыш – летний цветок? Отметь ответ +.
Да Нет
Объясни свой ответ
6.Автор называет цветок разными словами, слово цветок уже записано. Найди в тексте еще 2 слова и запиши их. Цветок,
7.Тебе встретилось предложение: «Цветок должен сверкать, должен манить». Напиши два примера, чем ландыш манит насекомых.
1)
2)
8.Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Даже вслепую насекомое может найти ландыш по сильному аромату». Обведи нужную цифру:
1) могучий 2) мощный 3) насыщенный 4) знающий
9.Текст называется « Белые фонарики». Какое словосочетание из текста можно взять для заголовка?
10.Составь и запиши план текста.
11.Ты уже знаешь, что у слов бывает прямое и переносное значение. Найди словосочетание, в котором одно из слов употреблено в переносном значении, обведи нужную цифру:
1) нижний этаж 2) цветочная пыльца 3) прозрачный лес 4) ранняя весна
12.Объясни, что обозначает сочетание слов зеленые ставни в отрывке: «Но пришел май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась. В верхнем этаже словно закрыли зеленые ставни, сумрачно стало внизу».
13.Автор описывает природу как живое существо. Выпиши сочетания слов, подтверждающих это высказывание.
14. Что в этом тексте тебе уже знакомо из уроков окружающего мира? Приведи два примера.
15.Подснежник, хохлатка, медуница, чистяк - … Как одним словом назвать эту группу растений? Что нового узнали из текста об этой группе растений? Приведи один пример.
16.Какие из перечисленных в тексте растений занесены в Красную книгу?
17.К какому стилю речи можно отнести этот текст, обведи нужную цифру:
1)научному 2)научно-познавательному 3)научно-художественному
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.