Комплексная работа по русскому языку. «Учимся работать с текстом», 4 класс .«УМК» Школа России» Учитель: 1 категории , Серова Э. В., г. Нижний Тагил

  • docx
  • 28.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский язык . учимся работать с текстом.docx

Предмет: Русский язык «Учимся работать с текстом», 4 класс

 «УМК» Школа России»
Учитель: 1 категории , Серова Эмилия Вячеславовна, г. Нижний Тагил

 «УМК» Школа России»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

комплексной работы для учащихся 4 классов

 (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Назначение КИМ

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Филология: Русский язык. Родной язык», «Окружающий мир».

Основной целью работы является проверка и оценка способности учащихся начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка, математики, окружающего мира знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами данных учебных предметов.

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработаны на основе следующих документов:

1)    Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)

2)    Планируемые результаты начального общего образования  (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2019. – 120 с.; с. 22-26)

3)    Примерная программа начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 204 с.; с. 119-125)

4)    Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2020. – 204 с.; с. 36-44)

5)    Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1, 2; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2019, 2021, 2021. – 96 с.

Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметным областям  «Филология. Русский язык. Родной язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир» для проведения процедур оценки качества начального образования (промежуточный контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).

Результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Цель промежуточной работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.

Из 20 заданий проверочной работы 16 заданий относятся к базовому уровню сложности, 4 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.

В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, задание на соотношение, с кратким ответом, с развернутым ответом.

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. За задания с кратким или развернутым ответами можно получить от 5 до 0 баллов, разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания. Подробные сведения об оценивании заданий и критериях выставления баллов приведены в руководстве по оцениванию.

При оценивании выполнения работы в целом целесообразно При желании можно провести более дифференцированную оценку выполнения работы, просчитав отдельно балл, который учащийся получил за задания по представленным в работе основным блокам содержания.

В работе используются 2 критерия достижения базового уровня:

1.     Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);

2.     Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).

Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.

С точки зрения освоения предметного содержания не всегда выполнение 50% заданий базового уровня является достаточным для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Данному требованию более соответствует критерий 2, когда учащийся выполняет 65% или более заданий базового уровня.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;

Работа рассчитана на 2 академических часа с перерывом (40 минут + 15 минут + 40 минут). В процессе выполнения заданий рекомендуется через каждые 15 минут проведение  физкультминутки.

План варианта КИМ

Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.

 

План работы

№ заданий

Проверяемые умения

Связь с предметом

Кол-во баллов

 

Базовый уровень

 

1

Темп чтения про себя.

Базовые предметы начальной школы

4

 

2

Умение находить заданную информацию в тексте, грамотно списать, проверить, находить и исправлять, если есть, ошибки.

Русский язык, чтение

3

 

3

Знание алфавита. Нахождение алфавитной последовательности слов.

Русский язык

2

 

4

Умение делить текст на смысловые отрезки, озаглавливать смысловую часть текста

Чтение. Работа с текстом

2

 

5

Умение определять значение слова по тексту.

Русский язык

2

 

6

Интерпретация  и обобщение информации: интегрирование содержащихся в разных частях текста деталей сообщения.

Чтение. Работа с текстом

4

 

7

Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами на правописание проверяемых безударных гласных  и на правописание проверяемых  согласных в корне слова.

Русский язык

6

 

8

Умение анализировать звуки в слове по твердости/мягкости.

Русский язык

2

 

9

Умение ориентироваться в тексте в поиске нужной информации, производить синтаксический разбор предложения.

Русский язык

2

 

10

Умение ориентироваться в тексте в поиске нужной информации, выписывать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, преобразовав их в начальную форму.

Русский язык, чтение

3

 

11

Умение проанализировать слово, указав сколько в нём слогов, букв, звуков

Русский язык

3

 

15

Умение соотносить информацию, опираясь на знание поведения животных в разное время года

Окружающий мир

3

 

                        Всего баллов   39                                                                                                 

 

Задания повышенного уровня

 

17

Умение соотносить тип книги с наименованием.

Чтение.

5

 

18

Умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Русский язык

1

 

Всего баллов

6

 

 

Итого баллов

 

 

45

 

Формирование универсальных учебных действий

 

№ заданий

Диагностируемые УУД

Баллы

Регулятивные УУД

2,10

Принятие учебной задачи, контроль, коррекция

6

3

Определение последовательности и плана действий

2

Всего баллов

8

Познавательные УУД

2, 6, 9, 10

Поиск и выделение необходимой информации

12

7, 11, 15, 20

Структурирование информации

13

5

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

2

8, 9, 11

Анализ и синтез

7

12

Знаково-символическое моделирование

2

 

Всего баллов

36

 

 

Уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за все задания базового уровня:

·        от 0 до 23 баллов – пониженный уровень, т.е. обучающийся не достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру (оценка – «неудовлетворительно»);

·        от 24 до 48 баллов – базовый уровень, т.е. обучающийся достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру (оценка – «удовлетворительно»);

Повышенный уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за задания как базового, так и повышенного уровня: не менее 29 баллов за задания базового уровня и не менее 5 баллов за задания повышенного уровня.

·        от 0 до 34 баллов  - не достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;

·        от 35 до 57 баллов – обучающийся достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;

         Если обучающийся при выполнении заданий базового уровня набрал от 34 до 48 баллов, но не набрал минимум 5 баллов за задания повышенного уровня, то делается вывод о том, что он не достиг повышенного уровня сформированности предметных результатов.

         Уровень сформированности универсальных учебных действий рассчитывается по сумме баллов за выполнение определённых заданий как базового, так и повышенного уровней, указанных в кодификаторе тем.

         Регулятивные  универсальные учебные действия:

·        0 – 4 баллов – низкий уровень сформированности;

·        5 – 6 баллов – базовый уровень сформированности;

·        7-8 баллов – высокий уровень сформированности.

         Познавательные универсальные учебные действия:

·        0 – 18 баллов – низкий уровень сформированности;

·        19 – 27 балла – базовый уровень сформированности;

28 – 36 балла – высокий уровень сформированности

Комплексная работа. 

 Белые фонарики.

  Весной цвели синий подснежник, розово-синяя медуница, пурпурно-лиловая хохлатка, желтый чистяк. Летом почти все цветы в лесу белые. И земляника цветет белым, и кислица, и грушанка, и майник. Почему переменились краски в лесу?

  Цветы живут в нижнем этаже леса. Над ними кустарники. Еще выше - один или

два этажа деревьев. Их тень ложится на землю, закрывая свет тем, кто живет внизу.

   В апреле лес еще прозрачный, он еще не оделся листвой, и в нижнем этаже леса светло. Но пришел май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась. В верхнем этаже словно закрыли зеленые ставни, сумрачно стало внизу.

  Насекомые переносят цветочную пыльцу с цветка на цветок. Те цветы, которые они опылили, дадут семена.

  Все цветы ранней весны – подснежник, хохлатка, сон-трава, медуница – не славятся сильным запахом. Они чуть-чуть пахнут медом, а больше лесной свежестью. Запах – это хитрость цветка, приманка для насекомых. Но зачем хитрить подснежнику? Он цветет первым, у него нет соперников, он и так в почете у пчел и шмелей. Зачем запах хохлатке? Ее легко разыскать глазами.

  Летом насекомому трудно различать в тени деревьев синее или лиловое пятнышко. Цветок должен сверкать, должен манить.

  И ландыш – цветок лесного мая – манит. Даже вслепую насекомое может найти ландыш по сильному аромату. Но ландыш еще и сверкает. Словно белые фонарики, светятся в чаще его цветы. Не случайно природа их сделала белыми. Белый – единственный цвет, который можно различить в темноте. Ландышем кончается светлая лесная весна, наступает лесное тенистое лето – время белых цветов.   (По Н.Надеждиной)                                                                                    

Ответь на вопросы и выполни задания.

1.Найди утверждение, которое  соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную цифру.

1) Насекомые распознают цветы только по запаху.

2) В сумраке летнего леса можно различить только белые цветы.

3) Ранние весенние цветы не имеют запаха.

4) Цветы с наступлением лета изменили свою окраску.

2.Выпиши предложение, в котором есть доказательство, что летом в лесу сумрачно.


3.Можно ли утверждать, что  ранние весенние цветы красиво раскрашены? Докажи свой ответ словами из текста.


4.Почему с наступлением лета краски в лесу переменились?


5.Можно ли утверждать, что ландыш – летний цветок? Отметь ответ  +.

 Да                    Нет

Объясни свой ответ


6.Автор называет цветок разными словами, слово цветок уже записано. Найди в тексте еще 2 слова и запиши их. Цветок,


7.Тебе встретилось предложение: «Цветок должен сверкать, должен манить». Напиши два примера, чем ландыш манит насекомых.

1)


2)


8.Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Даже вслепую насекомое может найти ландыш по сильному аромату». Обведи нужную цифру:

1) могучий 2) мощный 3) насыщенный 4) знающий

9.Текст называется « Белые фонарики». Какое словосочетание из текста можно взять для заголовка?


10.Составь и запиши план текста.


11.Ты уже знаешь, что у слов бывает прямое и переносное значение. Найди словосочетание, в котором одно из слов употреблено в переносном значении, обведи нужную цифру:

1) нижний этаж 2) цветочная пыльца 3) прозрачный лес 4) ранняя весна

12.Объясни, что обозначает сочетание слов зеленые ставни в отрывке: «Но пришел май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась. В верхнем этаже словно закрыли зеленые ставни, сумрачно стало внизу».


13.Автор описывает природу как живое существо. Выпиши сочетания слов, подтверждающих это высказывание.


14. Что в этом тексте тебе уже знакомо из уроков окружающего мира? Приведи два примера.


15.Подснежник, хохлатка, медуница, чистяк - … Как одним словом назвать эту группу растений? Что нового узнали из текста об этой группе растений? Приведи один пример.


16.Какие из перечисленных в тексте растений занесены в Красную книгу?


17.К какому стилю речи можно отнести этот текст, обведи нужную цифру:

1)научному 2)научно-познавательному 3)научно-художественному