представлена практическая работа необходимая для изучения и приобретения практических навыков работы с текстильными материалами. Работа -комплексная. Выполнение одной работы позволяет охватить несколько тем программы, но так как они между собой органически связаны, целесообразно выполнять их в таком комплекте. Так в первой работе студентам предлагается ознакомиться волокнистыми материалами в виде образцов, а затем определить волокнистый состав ниток, пряжи и в разливных материалах (тканях, трикотаже). Это позволяет наглядно убедиться, как изменяются свойства в различных текстильных материалах одного и того же волокнисто состава, в зависимости от способа получения и видов обработки. Комплексный характер работ позволяет развивать аналитическое мышление студентов.
Комплексная работа № 1
«ВОЛОКНИСТЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
СТРОЕНИЕ, СОСТАВ И СВОЙСТВА ПРЯЖИ И НИТЕЙ»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Приобретения практических знаний, умений и навыков в
распознавании волокнистого состава материала. Определение основных
свойств волокнистых материалов органолептическим методом.
Углубить теоретические знания,
приобрести необходимые
практические умения и навыки в распознавании пряжи и нитей.
Ознакомление с микроскопией волокнистых материалов.
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: Знать основные виды волокон, строение и свойства их,
умение определять их в материале. Знать основные способы получения
пряжи и определение их в материалах.
Знать и применять на практике органолептические методы
определения волокнистого состава пряжи и нитей, физикомеханических
свойства.
Знать морфологическую структуру волокон.
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ: Устный опрос или письменный контроль знаний до
начала занятий; проверка приобретенных навыков при сдаче работы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
1 Определение основных понятий: «текстильные волокна», «элементарное
волокно», "техническое волокно", "нить", и т.д.
2 Классификация волокон и их назначение, получение.
3 Способы распознавания текстильных волокон органолептические и
лабораторные
4 Пряжа, способы ее получения, определение основных определений.
5 Классификация пряжи и текстильных нитей.
6 Структура и свойства тканей, изготовляемых из различных видов пряжи.
Часть 1 — Текстильные волокна
приборы и материалы: Образцы волокон хлопка, лупы, препаровальные иглы,
пинцеты спиртовки отрезки черного бархата или черного картона, микроскоп,
подготовленные препараты хлопка, миллиметровые линейки.
Образцы волокон льна, Подготовленные препараты льняных волокон в продольном
и поперечном разрезе, Таблица микроскопического строения льняного технического
и элементарного волокон.
Образцы шерсти, микроскопические препараты шерстяного волокна (продольный и
поперечный срезы), таблицы микроскопического строения волокон.
образцы волокон натурального и химического шелка, микроскопические препараты
натурального шелка и химических волокон (продольный и поперечный срез),
таблицы микроструктуры волокон.Задание 1:
Знакомство со строением и отдельными свойствами хлопкового волокна
1
Рассмотреть внимательно на черном фоне невооруженным глазом и пользуясь
лупой образцы волокон хлопка. Определить цвет волокон, блеск, извитость волокон.
Результаты записать в тетрадь для практических работ.
2
Промерить длину нескольких волокон и определить их среднюю длину.
При измерении положить миллиметровую линейку на черный фон так, чтобы один
его конец совпал с нулевым делением линейки. Затем, при помощи пинцета
осторожно распрямить волокно и отметить деление, против которого пришелся
другой его конец волокна.
Полученные числовые показатели измерения длины нескольких волокон
сложить и разделить на их число для получения средней длины. Результаты
измерения длины записать. При отсутствии пинцетов можно пользоваться
препаровальными иглами.
3.
На установленных преподавателям микроскопах ознакомится с
микроскопическим строением хлопкового волокна (продольный и поперечный срез).
Срисовать в тетрадь таблицы рисунок микроскопического строения волокна,
рисунок подписать.
4. Взять пинцетом несколько волокон хлопка и осторожно зажечь в пламени
горелки. Описать, как горит хлопковое волокно, какой запах выделяет при этом и
что остается хлопка после сжигания.
5. Взять небольшое количество хлопка и такое же количество микроскопической
ваты и одновременно положить их в стакан с водой. Описать, как смачивается
хлопок и гигроскопическая вата.
7. Аккуратно прикрепить в тетради (пришить или окантовать цветной бумагой)
образцы всех видов хлопка и подписать их названия.
8. Определите изменения прочности волокон в мокром и сухом состоянии. Для
этого разорвите пучки одного волокна в мокром и сухом состоянии.
9. Рассмотрите в отраженном свете цвет (белый, серый, кремовый) и блеск волокна.
10. Определите степень извитости волокна (нормальная, высокая, пологая).
Задание 2:
Знакомство со строением и отдельным и свойствами волокон льна.
1. Взять пучок длинных льняных волокон, расположить их на белом картоне и
рассмотреть. Заметить, имеется ли извитость у льняных волокон, каков их цвет и
блеск. Затем расщепить техническое волокон на более мелкие волокна
элементарного типа, и для этого нужно между плотно сложенными ногтями пальцев
провести 23 раза длинное волокно, а затем отнять отделяющиеся волоконца,
сосчитать количество волокон, образующих пучок.
2.
На установленных преподавателем микроскопах ознакомится и
микроскопическим строением льняного технического и элементарного волокон.
Рисунки подписать.
3. Взять пинцетом несколько льняных волокон и осторожно поджечь в пламени
горелки.
Описать, как горит лен, какой запах выделяется при этом и что остается ото льна
после сжигания.4. Взять небольшой пучок льняных технических волокон, намотать на палец и
полученный клубочек сильно помять несколько раз пальцами. Описать, заминается
ли льняное волокно или восстанавливает свое первоначальное положение.
5. Взять небольшой пучок льняных технических волокон и, намотав его в клубочек,
положить в стакан с водой, Описать, как смачивается лен по сравнению с
хлопковым волокном.
6. Прикрепить в свою тетрадь образцы волокон льна и подписать под ними их
названия.
Знакомство со строением и особенностями свойств шерсти
Задание 3:
1. Рассмотреть невооруженным глазом и с помощью лупы образцы шерстяной
пряжи. Обратить внимание на однородность состава волокон того или другого вида
шерсти, наличие пуха, ости, мертвого волоса, на различие по тонине и длине.
Результаты наблюдения записать.
2. Определить по имеющимся образцам цвет, блеск и извитость шерстяных волокон
различных видов. Результаты наблюдения записать.
Схематически зарисовать форму извитости осевого и пухового волокон, взятых
из имеющихся образцов. Рисунки подписать.
3. Измерить среднюю длину 23 волокон различных видов шерсти. Измерение
проводить так, как описано выше. Результаты записать в тетрадь.
4.
На установленных преподавателем микроскопах ознакомиться с
микроструктурой волокон шерсти. Срисовать и в тетрадь с таблицы
микроскопическое строение различных типов волокон.
5. Взять пинцетом 23 волокна шерсти и осторожно зажечь их в пламени горелки.
Описать, как горит шерсть, какой запах выделяется при этом и что остается от
шерсти после сжигания. Остаток после горения растереть на белой бумаге.
Результаты наблюдения внести в тетрадь.
6. Взять из образцов незначительное количество шерсти, положить ее на стол,
пальцами нажать на эту шерсть и сильно помять несколько раз взятый образец.
Описать, сминается или шерстяное волокно или восстанавливает свое
первоначальное положение. Отметить, какова степень его упругости по сравнению с
упругостью хлопкового волокна.
7. Образцы различных видов шерстяного волокна прикрепить в тетрадь и под ними
подписать названия.
Знакомство со строением и отдельными свойствами волокон натурального
шелка и химических волокон
Задание 4:
1. Рассмотреть простым глазом и с помощью лупы образцы натурального шелка,
искусственных и синтетических волокон. Определить их цвет и блеск. Результат
наблюдения занести в тетрадь.2. Взять отдельные нити шелкасырца и нити искусственного волокна длиной 1015
см. провести несколько раз по конечной части нити вместе сложенными большим и
указательными пальцами. Затем с помощью пре провальной иглы расщепить каждую
нить на отдельные волоконца. Если нить шелкасырца плохо расщепляется,
предварительно следует размочить конец ее в теплой воде. Пользуясь лупой,
сосчитать количество разъединенных волокон, входящих в состав нити шелкасырца
и нити искусственного волокна. Результаты записать в тетрадь.
3. Расположить в вертикальном положении на бархате или картоне черного цвета
отдельные волокна шелка и химических нитей. Определить имеется или извитость у
этих волокон. Результаты наблюдения кратко описать.
4. Определить среднюю длину 23 волокон натурального коротковолокнистого
шелка и штапельного волокна. Результаты записать.
5.
На установленных преподавателем микроскопах ознакомиться с
микроскопическим строением волокон натурального шелка, искусственных и
синтетических волокон (продольный и поперечный срез).
Срисовать в тетрадь с таблицы рисунки микроскопического строения волокон
натурального шелка и химических волокон. Рисунок подписать.
6. Взять пинцетом нить шелкасырца и нити вискозного, ацетатного и капронового
волокон и осторожно зажечь их каждую в отдельности в пламени горелки. Описать,
как горит каждый вид волокна, какой запах появляется при горении и что остается
после сжигания этих волокон.
7. Взять небольшое количество волокон натурального шелка, искусственного и
химического волокон, сложить каждый вид волокна отдельно в комок и сильно
сжать его несколько раз пальцами руки. Описать, заминаются ли взятые при этом
виды волокон и восстанавливают ли они свое первоначальное положение. Сравнить
степень их упругости, а также сопоставить с упругостью хлопкового и шерстяного
волокон.
8. Нить шелкасырца длиною в 2025см разорвать руками в сухом состоянии. Затем
смочить обильно водой середину такой же нити и также разорвать. Результаты
наблюдения сопротивлению разрыву в сухом и мокром состоянии записать.
Сделать то же с нитями из вискозных, ацетатных и капроновых волокон. Сравнить
полученные результаты сопротивления разрыву сухих и мокрых нитей из
натурального шелка, искусственных и синтетических волокон. Выводы записать.
9. Все просмотренные образцы натурального шелка, искусственных и синтетических
волокон и прикрепить в тетрадь и под ними подписать их названия.
10 Результаты всех исследований занесите в отчет по работе.
Таблица 1 — Характеристика волокон
образ
ец
м
м
а
н
и
л
Д
,
т
е
в
Ц
к
с
е
л
Б
ь
т
с
о
т
и
в
з
И
ь
т
с
о
г
у
р
п
У
1
2
3
4
5
6
т
с
о
м
е
а
в
и
ч
а
м
С
ь
7
е
и
н
е
н
е
м
з
И
м
8
о
н
ж
а
л
в
о
в
и
т
с
о
н
ч
о
р
п
и
и
н
я
о
т
с
о
с
Характер горения
т
е
в
Ц
9
х
а
п
а
З
10
к
о
т
а
т
с
О
11
н
а
ч
е
м
и
р
п
е
и
12
д
и
В
а
н
к
о
л
о
в
13Часть 2 — Изучение ассортимента пряжи и нитей.
Приборы и материалы: коллекция пряжи и нитей, линейки, клей, картонные
полоски размером 5х200 мм, контрольные образцы материалов из различных видов
нитей и пряжи.
1.Определите волокнистый состав пряжи и нитей (см. задание работы выше);
2.Рассмотрите образцы хлопчатобумажной пряжи и определите:
разницу в пряже гребенного, кардного и аппаратного способов прядения. Для этого
намотайте образцы пряжи на картонную полоску в 34 ряда на расстоянии 23 мм
и толщине и характеру поверхности;
строение пряжи (однониточная, крученная, фасонная, объемная);
отделку (суровая, отбеленная, гладкокрашеная, меланжевая, мерсеризованная).
3.Рассмотрите образцы шерстяных видов пряжи и определите:
волокнистый состав: чистошерстяная, полушерстяная);
способ прядения (гребенная, аппаратная);
строение (однониточная, крученая, фасонная, скрученная с профилированной
нитью).
4. Рассмотрите образцы нитей натурального, искусственного и синтетического
шелка. Определите разницу между нитями различной крутки (пологой, муслиновой
и креповой крутки), особенности строения профилированных, фасонных,
текстурированных нитей.
5. Рассмотрев образцы пряжи и нитей, занесите результаты наблюдения в тетрадь.
6 Рассмотреть образцы пряжи и нитей, взятых из основы или утка в тканях или
нитей трикотажа. Определите по методике описанной выше виды пряжи, их
строение, способ прядения, волокнистый состав.
7 Результаты занесите в отчет по работе.
Таблица 2 — Анализ нитей и пряжи.
Образец
5х5 см
Материал
Пряжи и
нитей
а
1
я
и
н
е
д
я
р
п
б
о
с
о
п
С
ж
я
р
п
е
и
н
е
о
р
т
С
й
е
т
и
н
д
и
В
а
к
л
е
д
т
О
й
ы
т
с
и
н
к
о
л
о
В
в
а
т
с
о
с
7
Характер горения
т
е
в
Ц
х
а
п
а
З
8
9
к
о
т
а
т
с
О
10
и
к
т
у
р
к
д
и
В
е
и
н
а
ч
е
м
и
р
П
12
13
е
и
н
а
ч
е
м
и
р
П
11
2
3
4
5
6