Комплексная работа № 1 «ВОЛОКНИСТЫЕ МАТЕРИАЛЫ. СТРОЕНИЕ, СОСТАВ И СВОЙСТВА ПРЯЖИ И НИТЕЙ»

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

представлена практическая работа необходимая для изучения и приобретения практических навыков работы с текстильными материалами. Работа -комплексная. Выполнение одной работы позволяет охватить несколько тем программы, но так как они между собой органически связаны, целесообразно выполнять их в таком комплекте. Так в первой работе студентам предлагается ознакомиться волокнистыми материалами в виде образцов, а затем определить волокнистый состав ниток, пряжи и в разливных материалах (тканях, трикотаже). Это позволяет наглядно убедиться, как изменяются свойства в различных текстильных материалах одного и того же волокнисто состава, в зависимости от способа получения и видов обработки. Комплексный характер работ позволяет развивать аналитическое мышление студентов.
Иконка файла материала Комплексная работа 1.docx
Комплексная работа № 1 «ВОЛОКНИСТЫЕ МАТЕРИАЛЫ. СТРОЕНИЕ, СОСТАВ И СВОЙСТВА ПРЯЖИ И НИТЕЙ» ЦЕЛЬ   РАБОТЫ:   Приобретения   практических   знаний,   умений   и   навыков   в распознавании волокнистого состава материала. Определение основных свойств волокнистых материалов органолептическим методом. Углубить   теоретические   знания,   приобрести   необходимые практические   умения   и   навыки   в   распознавании   пряжи   и   нитей. Ознакомление с микроскопией волокнистых материалов. УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: Знать основные виды волокон, строение и свойства их, умение определять их в материале. Знать основные способы получения пряжи и определение их в материалах. Знать   и   применять   на   практике   органолептические   методы определения волокнистого состава пряжи и нитей, физико­механических свойства. Знать морфологическую структуру волокон. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ:  Устный опрос или письменный контроль знаний   до начала занятий; проверка приобретенных навыков при сдаче работы. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ 1 Определение   основных   понятий:   «текстильные   волокна»,   «элементарное волокно», "техническое волокно", "нить", и т.д. 2 Классификация волокон и их назначение, получение. 3 Способы   распознавания   текстильных   волокон   ­   органолептические   и лабораторные 4 Пряжа, способы ее получения, определение основных определений. 5 Классификация пряжи и текстильных нитей. 6 Структура и свойства тканей, изготовляемых из различных видов пряжи. Часть 1 — Текстильные волокна приборы и материалы: ­  Образцы волокон хлопка, лупы, препаровальные иглы, пинцеты   спиртовки   отрезки   черного   бархата   или   черного   картона,   микроскоп, подготовленные препараты хлопка, миллиметровые линейки. Образцы волокон льна, Подготовленные препараты льняных волокон в продольном и поперечном разрезе, Таблица микроскопического строения льняного технического и элементарного волокон. Образцы шерсти, микроскопические препараты шерстяного волокна (продольный и поперечный срезы), таблицы микроскопического строения волокон. образцы волокон натурального и химического шелка, микроскопические препараты натурального   шелка   и   химических     волокон   (продольный   и   поперечный   срез), таблицы микроструктуры волокон.Задание 1: Знакомство со строением и отдельными свойствами хлопкового волокна 1 Рассмотреть внимательно на черном фоне невооруженным глазом и пользуясь лупой образцы волокон хлопка. Определить цвет волокон, блеск, извитость волокон. Результаты записать в тетрадь для практических работ. 2 Промерить   длину   нескольких   волокон   и определить их среднюю длину. При измерении положить миллиметровую линейку на черный фон так, чтобы один его   конец   совпал   с   нулевым   делением   линейки.   Затем,   при   помощи   пинцета осторожно   распрямить   волокно   и   отметить   деление,   против   которого   пришелся другой его конец волокна. Полученные   числовые   показатели   измерения   длины   нескольких   волокон сложить   и   разделить   на   их   число   для   получения   средней   длины.   Результаты измерения   длины   записать.   При   отсутствии   пинцетов   можно   пользоваться препаровальными иглами. 3.   На   установленных   преподавателям   микроскопах   ознакомится   с микроскопическим строением хлопкового волокна (продольный и поперечный срез). Срисовать в тетрадь таблицы рисунок микроскопического  строения волокна, рисунок подписать. 4.   Взять   пинцетом   несколько   волокон   хлопка   и   осторожно   зажечь     в   пламени горелки. Описать, как горит хлопковое волокно, какой запах выделяет при этом и что остается хлопка после сжигания. 5. Взять небольшое количество хлопка и такое же количество микроскопической ваты   и  одновременно  положить  их   в  стакан  с   водой.  Описать,  как   смачивается хлопок и гигроскопическая вата. 7. Аккуратно прикрепить в тетради (пришить или окантовать   цветной бумагой) образцы всех видов хлопка и подписать их названия. 8.  Определите  изменения  прочности  волокон в мокром и сухом состоянии. Для этого разорвите пучки одного волокна в мокром и сухом состоянии. 9. Рассмотрите в отраженном свете цвет (белый, серый, кремовый) и блеск волокна. 10. Определите степень извитости волокна (нормальная, высокая, пологая). Задание 2: Знакомство со строением и отдельным и свойствами волокон льна. 1. Взять   пучок длинных льняных волокон, расположить их на белом картоне и рассмотреть. Заметить, имеется ли извитость у льняных волокон, каков их цвет и блеск.   Затем   расщепить   техническое   волокон   на   более   мелкие   волокна элементарного типа, и для этого нужно между плотно сложенными ногтями пальцев провести   2­3   раза   длинное   волокно,   а   затем   отнять   отделяющиеся   волоконца, сосчитать количество волокон, образующих пучок. 2.   На   установленных   преподавателем   микроскопах   ознакомится   и микроскопическим   строением   льняного   технического   и   элементарного   волокон. Рисунки подписать. 3.  Взять пинцетом  несколько льняных волокон и осторожно поджечь  в пламени горелки. Описать, как горит лен, какой запах выделяется при этом и что остается ото льна после сжигания.4.   Взять   небольшой   пучок   льняных   технических   волокон,   намотать   на   палец   и полученный клубочек сильно помять несколько раз пальцами. Описать, заминается ли льняное волокно или восстанавливает свое первоначальное положение. 5. Взять небольшой пучок льняных технических волокон и, намотав его в клубочек, положить   в   стакан   с   водой,   Описать,   как   смачивается   лен   по   сравнению   с хлопковым волокном. 6.   Прикрепить   в   свою   тетрадь   образцы   волокон   льна   и   подписать   под   ними   их названия. Знакомство со строением и особенностями свойств шерсти Задание 3: 1.   Рассмотреть   невооруженным   глазом   и   с   помощью   лупы   образцы   шерстяной пряжи. Обратить внимание на однородность состава волокон того или другого вида шерсти,   наличие   пуха,   ости,   мертвого   волоса,   на   различие   по   тонине   и   длине. Результаты наблюдения записать. 2. Определить по имеющимся образцам цвет, блеск и извитость шерстяных волокон различных видов. Результаты наблюдения записать. Схематически зарисовать форму извитости осевого и пухового волокон, взятых из имеющихся образцов. Рисунки подписать. 3.   Измерить   среднюю   длину   2­3   волокон   различных   видов   шерсти.   Измерение проводить так, как описано выше. Результаты записать в тетрадь. 4.   На   установленных   преподавателем   микроскопах   ознакомиться   с микроструктурой   волокон   шерсти.   Срисовать   и   в   тетрадь   с   таблицы микроскопическое строение различных типов волокон. 5. Взять пинцетом 2­3 волокна шерсти и осторожно зажечь их в пламени горелки. Описать, как горит шерсть, какой запах выделяется при этом и что остается от шерсти   после   сжигания.   Остаток   после   горения   растереть   на   белой   бумаге. Результаты наблюдения внести в тетрадь. 6.   Взять   из   образцов   незначительное   количество   шерсти,   положить   ее   на   стол, пальцами  нажать на эту  шерсть и сильно помять несколько раз взятый  образец. Описать,   сминается   или   шерстяное   волокно   или   восстанавливает   свое первоначальное положение. Отметить, какова степень его упругости по сравнению с упругостью хлопкового волокна. 7. Образцы различных  видов шерстяного волокна прикрепить в тетрадь и под ними подписать названия. Знакомство со строением и отдельными свойствами волокон натурального шелка и химических волокон Задание 4: 1. Рассмотреть простым глазом и с помощью лупы образцы натурального шелка, искусственных и синтетических волокон. Определить их цвет и блеск. Результат наблюдения занести в тетрадь.2. Взять отдельные нити шелка­сырца и нити искусственного волокна длиной 10­15 см. провести несколько раз по конечной части нити вместе сложенными большим и указательными пальцами. Затем с помощью пре провальной иглы расщепить каждую нить   на   отдельные   волоконца.   Если   нить   шелка­сырца   плохо   расщепляется, предварительно   следует   размочить   конец   ее   в   теплой   воде.   Пользуясь   лупой, сосчитать количество разъединенных волокон, входящих в состав нити шелка­сырца и нити искусственного волокна. Результаты записать в тетрадь. 3. Расположить в вертикальном положении на бархате или картоне черного цвета отдельные волокна шелка и химических нитей. Определить имеется или извитость у этих волокон. Результаты наблюдения кратко описать. 4.   Определить   среднюю   длину   2­3   волокон   натурального   коротковолокнистого шелка и штапельного волокна. Результаты записать. 5.   На   установленных   преподавателем   микроскопах   ознакомиться   с микроскопическим   строением   волокон   натурального   шелка,   искусственных   и синтетических волокон (продольный и поперечный срез). Срисовать в тетрадь с таблицы рисунки микроскопического  строения волокон натурального шелка и химических волокон. Рисунок подписать. 6. Взять пинцетом нить шелка­сырца и нити вискозного, ацетатного и капронового волокон и осторожно зажечь их каждую в отдельности в пламени горелки. Описать, как горит каждый вид волокна, какой запах появляется при горении и что остается после сжигания этих волокон. 7.   Взять   небольшое   количество   волокон   натурального   шелка,   искусственного   и химического волокон, сложить  каждый  вид волокна отдельно в комок и сильно сжать его несколько раз пальцами руки. Описать, заминаются ли взятые при этом виды волокон и восстанавливают ли они свое первоначальное положение. Сравнить степень их упругости, а также сопоставить с упругостью хлопкового и шерстяного волокон. 8. Нить шелка­сырца длиною в 20­25см разорвать руками в сухом состоянии. Затем смочить   обильно   водой   середину   такой   же   нити   и   также   разорвать.   Результаты наблюдения сопротивлению разрыву в сухом и мокром состоянии записать. Сделать то же с нитями из вискозных, ацетатных и капроновых волокон. Сравнить полученные   результаты   сопротивления   разрыву   сухих   и   мокрых   нитей   из натурального шелка, искусственных и синтетических волокон. Выводы записать. 9. Все просмотренные образцы натурального шелка, искусственных и синтетических волокон и прикрепить в тетрадь и под ними подписать их названия. 10  Результаты всех исследований занесите в отчет по работе. Таблица 1 — Характеристика волокон образ ец м м   а н и л Д , т е в Ц к с е л Б ь т с о т и в з И ь т с о г у р п У 1 2 3 4 5 6 т с о м е а в и ч а м С ь 7 е и н е н е м з И м 8 о н ж а л в о в   и т с о н ч о р п и и н я о т с о с Характер горения т е в Ц 9 х а п а З 10 к о т а т с О 11 н а ч е м и р п е и 12 д и В а н к о л о в   13Часть 2 —  Изучение ассортимента пряжи и нитей. Приборы   и  материалы:  ­  коллекция  пряжи   и  нитей,  линейки,   клей,   картонные полоски размером 5х200 мм, контрольные образцы материалов из различных видов нитей и пряжи. 1.Определите волокнистый состав пряжи и нитей (см. задание  работы выше); 2.Рассмотрите образцы хлопчатобумажной пряжи и определите:   разницу в пряже гребенного, кардного и аппаратного способов прядения. Для этого намотайте образцы пряжи на картонную  полоску  в  3­4 ряда на расстоянии 2­3 мм и толщине и характеру поверхности;  строение пряжи (однониточная, крученная, фасонная, объемная);  отделку (суровая, отбеленная, гладкокрашеная, меланжевая, мерсеризованная). 3.Рассмотрите образцы шерстяных видов пряжи и определите:  волокнистый состав: чистошерстяная, полушерстяная);  способ прядения (гребенная, аппаратная);  строение   (однониточная,   крученая,   фасонная,   скрученная   с   профилированной нитью). 4.   Рассмотрите   образцы   нитей   натурального,   искусственного   и   синтетического шелка. Определите разницу между нитями различной крутки (пологой, муслиновой и   креповой   крутки),   особенности   строения   профилированных,   фасонных, текстурированных нитей. 5. Рассмотрев образцы пряжи и нитей, занесите результаты наблюдения в тетрадь. 6 Рассмотреть образцы пряжи и нитей, взятых из основы или утка в тканях или нитей   трикотажа.   Определите   по   методике   описанной   выше   виды   пряжи,   их строение, способ прядения, волокнистый состав. 7  Результаты занесите в отчет по работе. Таблица 2 — Анализ нитей и пряжи. Образец   5х5 см Материал Пряжи и нитей а 1 я и н е д я р п б о с о п С   ж я р п   е и н е о р т С й е т и н     д и В а к л е д т О   й ы т с и н к о л о В в а т с о с 7 Характер горения т е в Ц х а п а З 8 9 к о т а т с О 10 и к т у р к д и В   е и н а ч е м и р П 12 13 е и н а ч е м и р П 11 2 3 4 5 6