ЧОУ «Татнефть – школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В
ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В ДОУ
НА ОСНОВЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ».
Музыкальный руководитель
(Хореограф) первой
квалификационной категории
Нукина О.М.
г. Альметьевск
Содержание
1. Введение________________________________________________ 3
2. Принципы и содержание комплексного развивающего обучения________________________________________________ 4
3. Некоторые особенности физиологического и психического развития ребёнка 5-7 лет___________________________________________ 5
4. Готовность к обучению_____________________________________7
5. Традиции и новаторство, или снова о ритмике_________________9
6. Использование методов педагогической концепции К.Орфа
в работе с детьми_________________________________________11
7.Развитие танцевальных навыков у детей на занятиях
ритмики и танца__________________________________________ 15
8.Ожидаемые результаты____________________________________ 16
9.Литература_______________________________________________ 17
2
ВВЕДЕНИЕ.
Бесконечны и разнообразны пути искусства, неисчерпаемы пути его познания. Как разобраться в нем, постичь его тайный язык, особенности развития? Какую роль играет этот мир в воспитании наших детей? Эти и другие вопросы волнуют нас, педагогов. Не каждый наш выпускник в будущем станет поэтом, танцором, художником или музыкантом, но каждый может быть слушателем, читателем, тем зрителем – человеком, для которого создаются великие произведения искусства. В настоящее время образовательная область «Музыка» включает в себя дисциплину хореография, как дополнительное образование детей в ДОУ.
Танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Ребёнок стремится в красивой форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Активным, творческим ,пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, совершает немалую работу для того ,чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, ребёнок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.
Целью методической разработки является повышение эффективности преподавания хореографии в ДОУ через уроки ритмики, развитие творческих способностей детей в возрасте 5-6 лет в соответствии с комплексным подходом. При этом решаются следующие задачи:
1. Воспитание интереса детей к танцевальному искусству.
2. Развитие чувства ритма, музыкального слуха, координации движений в танце, умение анализировать музыку.
3. Развитие танцевальных способностей.
4.Обучение навыкам свободной импровизации.
5.Оптимизация структуры занятий в соответствии с «комплексным подходом».
3
ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В современной педагогике в т.ч. музыкальной, танцевальной, важнейшими составляющими педагогического процесса становятся:
· Личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ребёнка,
· Особая роль духовного и нравственного воспитания личности,
· Переход от учения, как функции запоминания и усвоения навыков, к процессу развития ребёнка,
· Переход от ориентации на среднего ребёнка к дифференцированным и индивидуализированным методикам.
Важнейшую роль в этом процессе должно сыграть использование таких педагогических технологий, которые бы способствовали в возможно большей мере развитию детей . В современных условиях ДОУ должно быть очагом поисков современных передовых образовательных методик. Одним из направлений инновационного движения является развивающее обучение.
Концептуальную основу развивающего обучения составляют следующие принципы:
· целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
· системность и целостность содержания;
· большая роль теоретических знаний;
· включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
· вариативность процесса обучения;
· работа над развитием всех детей (сильных и слабых);
· доступность и последовательность в обучении;
· развитие познавательных способностей каждого ребёнка.
Теми же принципами следует руководствоваться и в музыкальном, танцевальном развитии ребёнка, которое нельзя рассматривать в отрыве от общего развития.
4
Поэтому под комплексным подходом в организации преподавания хореографии в ДОУ раскрывается создание социализационной модели выпускника ДОУ, который должен обладать следующим комплексом качеств:
· развитостью произвольной сферы, аналитическими и умственными способностями;
· способностью достигать поставленной цели;
· креативностью, потребностью создавать новое, творчески развиваться;
· потребностью в приобретении новых знаний, умений и навыков;
· коммуникативными умениями;
· эмоциональной отзывчивостью;
· танцевальной и общей грамотностью.
Первым и исключительно важным этапом на этом долгом пути является обучение ребёнка хореографии на основе двигательной музыкально-ритмической технологии, когда закладывается фундамент для формирования как общетанцевальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка.
НЕКОТОРЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА 5-6 лет
В работе важно учитывать физиологические и индивидуально-психологические особенности личности, в которых определяющую роль играют особенности волевой сферы и свойства нервной системы. У детей 5-6 лет идёт развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Она несёт огромную нагрузку, когда ребёнок удерживает статистическую позу в течении долгого времени. Он уже может овладевать относительно «крупными» сложными движениями – бег, прыжки, танцевальные движения и т.д., но не совсем готов к мелким, точным и тонко координированным движениям. Поэтому ребёнок не всегда может точно и быстро выполнить движение, закончить его по сигналу. В этом
5
возрасте продолжается развитие и совершенствование сердечнососудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, поэтому организм ребёнка остро реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды (умственные и статистические нагрузки).
Развивается процесс развития дыхания и эндокринной системы, т.е. организм ребёнка растёт, развивается, совершенствуется, и эти процессы происходят в этот период достаточно интенсивно.
Изучение функциональной деятельности мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети в этом возрасте уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации. Они могут подчинять свои действия речевой словесной инструкции. Слово может направлять внимание ребёнка на определённый объект и его свойства, но объём и уровень внимания и способность его распределения недостаточно высоки. Произвольное внимание непрочно и если, что-то ребёнку интересно, то оно переключается быстро на яркое и новое.
Кроме того, для деятельности ребёнка 5-6 лет очень характерна высокая значимость эмоциональных реакций. Поэтому практически невозможно длительно сохранить и удержать внимание ребёнка в процессе деятельности, лишённой непосредственного эмоционального интереса. Педагогу по ритмике необходимо владеть знаниями по психологическим и физиологическим особенностям детей этого возраста, от которых зависит не только успешность обучения, но и физическое и психическое здоровье ребёнка.
Одной из основных задач занятий по ритмике является подготовка ребёнка к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе, к урокам хореографии.
6
ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ
Готовность ребёнка к систематическому целенаправленному обучению определяется в первую очередь, его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Таким образом, имеет значение целый комплекс факторов, при которых требования систематического обучения не будут чрезмерными, и не приведут к нарушениям здоровья ребёнка. Теоретически готовность подразумевает наличие трёх основных компонентов:
1.сформированность мотивационной и произвольной сферы,
2.развитость коммуникативной сферы,
3.развитость познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, речи), мелкой моторики и крупных движений.
1.Мотивационная сфера.
Главная задача педагога – сформировать познавательную мотивацию обучения: «как интересно уметь что-то делать», «как хорошо получать знания, познавать мир прекрасного и научиться чему-то», «хочу стать лучшим». Главный мотив обучения – это пробуждение интереса к культуре танца и формирование на этой основе потребности в познании и открытиях.
Особенности современного движения педагогической и психологической наук создают такую атмосферу деятельности педагога, в которой он не может обучать и воспитывать своих учеников, не добиваясь их интереса активности, творческого подхода к деятельности. Именно интерес находится в основании творческого отношения к делу, создаёт внутренний стимул к познанию и является важнейшим мотивом гармонического развития личности.
2.Коммуникативная сфера.
Без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие дружеские взаимоотношения, нормальная жизнь и психическое развитие
7
ребёнка невозможно. Отсутствие развитой коммуникативной сферы явилось бы преградой к развитию человека в целом. Если ребёнок не умеет общаться, у него наблюдаются задержки в психике и отклонения в поведенческом развитии.
Существует определённая последовательность в развитии коммуникативной сферы:
· способность эмоционально общаться;
· понимать состояние другого человека;
· приспосабливаться к настроению и состоянию других;
· усваивать и следовать определённым нормам;
· добиваться взаимопонимания со сверстниками.
Ребёнку необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, «научиться учиться» коллективно. Коллективная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими детьми, так и с педагогом. Поэтому очень важно использовать такие методы работы, которые позволили бы найти нужное взаимодействие, решить проблему контактов, понимания, доверия, а впоследствии сформировать стойкое желание заниматься вместе, с этим педагогом.
Ощущение педагога и ребёнка должно развиваться в стиле, определяемом в психологии общения, как стиль «дружеского расположения и совместного творчества».Между педагогом и детьми ставятся общие цели и совместными усилиями находится решение. Следует поощрять на занятии такие совместные действия педагога и детей,(или детей между собой) как: доброжелательность, заинтересованность, инициативность, открытость, свободное выражение своих эмоций, активность, гибкость, уважение, желание принести друг другу радостью. Роль педагога не просто обучать, а создать атмосферу, которая стимулирует самораскрытие способностей, способствует творческим импульсам, «открытиям» самого ребёнка, приучает его к открытиям в мире прекрасного, ощущать связь с окружающей средой во взаимодействии со сверстниками и со взрослыми.
3.Познавательная сфера.
8
Ребёнка следует учить обобщать полученные умения и навыки, сравнивать их, извлекать новую информацию, приобретать новые впечатления, отмечать смысловые особенности образов и т. д., развивая в равной степени все виды мышления (понятийное, образное, наглядно- действенное). Привлечь внимание, умение управлять им, сохранять его на достаточно долгое время- это первостепенная задача, которую ставит перед собой педагог на занятиях ритмики. В этом возрасте развитие воображения у детей достигает того уровня ,когда многие из них оказываются способными представлять себя сказочными персонажами и жить в воображаемом сказочном мире. Эту психофизиологическую особенность необходимо использовать, изучать, определяя их способности к творчеству.
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО, ИЛИ СНОВА
О РИТМИКЕ.
Интерес к ритмике, активно нарастающий у нас в стране в течение последних нескольких лет, видимо, не случаен. Новый век, другая жизнь , всё возрастающие скорости во всех сферах бытия вызвали интерес к этой слегка забытой дисциплине. Летом 1906-го года в Швейцарии был набран первый курс, а через три года слушатели сдавали экзамен на звание педагога ритмической гимнастики. Основатель ритмики – швейцарский музыкант, педагог, композитор Эмиль Жак- Далькроз открыл новую ярчайшую страницу в области музыкальной педагогики. Его называли «музыкальным Пестолоцци», «Пророком ритма».Он являясь преподавателем сольфеджио, довольно скоро понял не только проблемы в музыкальном образовании (его поразила неритмичность большинства учеников), но и точно почувствовал пульс времени, которое настоятельно рекомендовало необходимость выработки новых приёмов в обучении. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу воспитания ритма у музыкантов, потом и у детей, начиная с дошкольного возраста. Ж.-Далькроз комплексно формировал у них не только музыкальный слух, но и память, внимание, ритмичность, пластику движений, эмоциональную отзывчивость, говоря, что музыка приобретает телесные формы , преобразует наши тела.
9
Примечательно, что идея эта, как говорят, носилась в воздухе. И легендарная Айседора Дункан, и Карл Орф, и Белла Барток, и Пауль Хиндемит-каждый по своему шли к обновлению начального музыкального образования. Карл Орф говорил: «Кем бы не стал в дальнейшем ребёнок, музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача Педагогов- воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление.
В двадцатые годы прошлого века молодёжь Европы, охваченная новыми устремлениями, идеями хотела развивать своё тело, участвовать в спорте, заниматься гимнастикой и танцами. Идеи Ж.-Далькроза, распространившиеся во всём мире, подготовили почву для этого нового движения. Р.Лабан (один из наиболее значительных педагогов танца и хореографов своего времени), М.Вигман (ученица Ж.-Далькроза и Р. Лабана), Д. Гюнтер (замечательная танцовщица) в содружестве с К. Орфом организовали школы : гимнастики и танца, музыки и танца. В Женеве (Швейцария) и Хеллерау (Германия) создаются Институты ритма под руководством самого Эмиля Жака-Далькроза. На праздниках ритмических игр в Хеллерау собирались тысячи гостей. Среди них были Бернар Шоу, П. Клодель,М. Рейнгардт, К. Станиславский, В. Нежинский, С. Дягилев. Увлечённые Ритмической гимнастикой Ж.- Далькроза, они в дальнейшем Так что же такое ритмика? Это, прежде всего, учебный метод, дисциплина, развивающая чувство ритма. Ритмика – Это выражение музыки в движении, когда тело (по выражению И.В. Заводиной) становится музыкальным инструментом. Психологи говорят, что ребёнок мыслит телом. И не только мыслит. У него возникает чувство радости от освоения разнообразных движений под музыку, что помогает укреплению чувства самореализации: «я старались прививать её в театре, на балетной сцене.
могу!», «у меня получается!». С особым удовольствием ребёнок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями, с воплощением многообразных музыкальных идей. Они вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, помогают совершенствованию двигательных реакций, усиливают удовольствие и радость от самого процесса занятия и тем самым содействуют поддержанию интереса к освоению всевозможных музыкальных «премудростей». «каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» - утверждал Песталоцци. Схема обучения на уроках ритмики удивительно проста, совершенна, логична и, главное доступна каждому ребёнку. 10
Она не делит детей на гениев и прочих, на спортивных, гибких и не очень на быстро развивающихся и идущих « в своём темпе».А вот к педагогу ритмики требования довольно большие: он должен быть разносторонне образован, иметь хорошую теоретическую базу, уметь импровизировать, а также знать детей, которые осознано или подсознательно копируют педагога. Последовательность обучения на занятиях осуществляется по следующей схеме: услышать, изобразить, узнать, творчески реализовать. Детское творчество, собственная детская мысль, скромные и подчас наивные находки – всё это развивает, воспитывает и прививает живой интерес к занятиям.
Одним практическую психологию, педагогику, физиологию и уметь хорошо двигаться. Главное же условие – быть добрым, отзывчивым человеком, иначе все внутренние проблемы, отражаясь в схеме тела педагога перейдут в движения из основополагающих принципов ритмики является использование только естественных движений человека (ходьба, прыжки, бег, приседания, кружение и др.),улучшающих общую координацию, внимание, состояние нервной системы, речь. Этот принцип способствует также повышению учебной и социальной адаптации. Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает развитие межличностных отношений, повышения уровня самооценки детьми, создание положительного фона настроения, тем самым помогая в противостоянии болезням. А ведь статистика последних лет говорит о том, что почти 90% детей, поступающих в школу, уже подвержены тем или иным отклонениям в физическом или эмоциональном развитии.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К. ОРФА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Известный чешский педагог Я.Корчак писал в своей книге «Как любить детей?» : «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не помыкает, а формирует, не диктует а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновляющих минут ». К. Орф выдвинул идеи ,в которых музыкальная педагогика предстаёт педагогикой свободы и творчества. Основой мотивации учебного процесса является познавательный интерес. Заслуга К.Орфа в создании целостной системы обучения и воспитания доступной каждому. 11
Некоторые методы педагогической концепции К.Орфа можно использовать и на занятиях ритмики :
· Главный элемент урока – это игра. В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении самореализации. В том и состоит феномен игры, что являясь развлечением, отдыхом, она перерастает в обучение, творчество, в терапию человеческих отношений. В процессе ребёнок учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка . Основной формой работы на занятиях является игровая модель. Модель – это своеобразное «клише», образец игры или упражнения, которое можно трансформировать в зависимости от задач поставленных педагогом. Можно обновить содержание, что-то сократить или добавить, сделать акцент на каком либо виде деятельности. Модель – это нечто живое, видоизменяющееся, требующее творчества от педагога и детей.
Особенностями игр-моделей является возможность их объединения и взаимозаменяемости. Модель часто имеет комплексный характер, т.е. в одной модели решается одновременно несколько задач.
· С первых же уроков, ребёнка следует включать в многообразие танцевальной практической деятельности на занятиях. На занятиях для развития танцевального мышления и выработки необходимых навыков должны быть представлены следующие виды деятельности:
-Движение (музыкально- ритмическая и ритмо-двигательная деятельность ).
-Импровизация (ритмическая, двигательная, танцевальная ).
-Слушание и восприятие музыки.
-Танец (воспитание танцевальных навыков).
Все знания , теоретические сведения ребёнок должен получать не в виде готовых выводов, а постигать через активную практику, через наработанный опыт, через ощущения. Благодаря практической
12
деятельности ребёнок на раннем этапе усваивает достаточно сложные понятия и овладевает навыками.
· Ребёнок познаёт мир через органы чувств. Информация только тогда усваивается и будет закреплена в соответствующих навыках, когда она прочувствована, пропущена через эмоции.
Яркий эмоциональный тонус создаёт наиболее благоприятные условия для образования рефлекторных навыков. Нужно отметить, что если у ребёнка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются ,а уже возникшие не закрепляются.
Только эмоционально окрашенные, глубоко духовно пережитые знания, могут стать эффективным регулятором развития ребёнка.
· На занятиях создаются условия для проявления активности во всех сферах. Под этим понятием подразумевается такое качество личности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении новых знаний и умений.
· Творческие способности заложены в каждом ребёнке. Важно направить педагогическую деятельность на занятиях на развитие творческого мышления детей создать такие условия и ситуации, когда ребёнок самостоятельно начинает импровизировать без помощи педагога. Следует поощрять на занятии оригинальность, самостоятельность, стремление создать что-то своё. Вся деятельность на занятиях педагога и детей должна носить творческий характер.
· Взаимосвязь движения ритма и музыки.
Музыка как и движение, тесно связаны между собой. Движение компенсирует недостаток двигательных нагрузок у детей, оно углубляет восприятие пространства, способствует формированию свободной осанки, воспитанию пластики, развивает координацию, благотворно действует на работу дыхания и кровообращения, следовательно, ребёнок получает комплекс навыков, необходимых ему для нормальной жизнедеятельности.
Ритмические движения принадлежат к числу наиболее адекватных для ребёнка средств выражения переживаний, когда он хочет придать им какую- нибудь внешнюю форму.
13
Ф.И.Шаляпин говорил, что «жест-это не движение руки, а движение души». Музыкально – ритмическая двигательная деятельность дает возможность детям в наиболее доступной, яркой, эмоциональной форме получить первые эстетические впечатления. Дети через движения осмысливают характер музыки ,её образный строй и посредством движений пытаются раскрыть присущее каждому из них своеобразное видение музыкального образа.
· Музыка живет в каждом человеке, каждый может её создать. Оригинальным в методике К.Орфа является трактовка тела как «музыкального инструмента».
Каждый ребёнок «импровизирует» на элементарном уровне.
· Педагогу следует учитывать индивидуальные особенности детей. Уровень этих способностей у каждого ребёнка различен и очень индивидуален. Кроме того необходимо учитывать темперамент ребёнка, т.е. совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамичные и эмоциональные стороны её деятельности и поведения. Эти свойства определяют общую активность ребёнка, темп его деятельности, интенсивность, способность к переключению на новый вид работы, его реакцию и т.д.
· На занятии должен преобладать детский материал, близкий и понятный для детей по содержанию и доступный для усвоения.
Система К. Орфа предполагает использование широкой гаммы современных музыкально-ритмических, двигательных, фольклорных, игровых и психологических приёмов, в связи с чем несёт в себе значительную валеологическую составляющую. В процессе обучения делается сознательный акцент на развитие природной музыкальности, ритмичности, воображения и творчества детей, в том числе с низкими способностями. Владеющий данными подходами педагог, получает возможность эффективно строить учебный процесс, формировать у детей танцевальные и теоретические навыки, развивать устойчивый интерес к предмету. Накопление двигательного музыкально-ритмического опыта в процессе такого обучения создаёт благоприятные предпосылки для развития у детей, помимо специальных танцевальных навыков, мотивов к саморазвитию и самоорганизации.
14
РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ
Определяя последовательность движений, следует руководствоваться основными дидактическими правилами: от известного к неизвестному. В начале занятия даются наиболее простые движения, которые могут легко воспроизводится после показа, затем те же движения исполняются в других комбинациях с постоянным усложнением. Начинать урок нужно с движений небольшой амплитуды, требующих умеренной работы отдельных групп мышц. Это движения головой, плечами, пружинки, неглубокие приседания, полупальцы, движения рук и т.д. Затем с постоянным возрастанием амплитуды и темпа- наклоны, повороты, подъемы и махи ног и т.д. В конце разминки включаются движения, вызывающие единовременную нагрузку на все группы мышц – это прыжки, вращения и комбинации различных элементов.
Систематические занятия соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков: лордоза, кифоза, сколиоза, косолапия, выпуклости грудной клетки. Помимо этого развивается координация, эластичность связок, происходит укрепление мышц.
В процессе работы с детьми необходимо объяснять детям значение каждого движения, способ его исполнения. Нужно объяснять детям, для чего нужно отрабатывать то или иное движение по несколько раз, до бесконечности. Но как бы не важно было техническое совершенство танца –это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить , что овладение тем или иным навыком должно носить художественно- творческий характер. Тогда занимаясь хореографией, дети не просто выучат определённое количество движений и танцев, но на каждом занятии будут познавать своеобразный, выразительный язык хореографического искусства, получат представление о танце, где тесно переплетаются музыка и пластика. Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Обучая искусству танца, необходимо одновременно вести и музыкальное воспитание: учить понимать и слушать музыку, органически соединять в единое целое движение. 15
Музыкально- ритмическое чувство присуще всем ,но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что музыкально – ритмическое чувство поддаётся развитию с помощью ритмических упражнений.
Первоначально ритмические упражнения сводятся на прохлопывание долей такта, затем задание усложняется, изменяя ритмический рисунок хлопков. Выполняя ритмические движения, можно добавить элементы игры, где чередуются девочки с мальчиками, первая линия со второй и т.д. Затем к хлопкам добавляются движения: притопы, повороты корпуса, движения рук, головы, плеч. Как правило, все элементы ритмических упражнений соединяются в небольшие танцевально-ритмические этюды. Детям это очень нравится, особенно если добавить элементы игры и соревнования. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается её роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счёт и удары. Музыка создаёт эмоциональную основу, определяет характер танца , его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. В развитии музыкально ритмического чувства помогают ритмические упражнения Бриты Глате, которые способствуют воспитанию навыков совместных согласованных действий, сосредоточенности, развитию слуха, памяти, быстроты реакции, развитию навыков импровизации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Отслеживание результатов двигательного музыкально – ритмического развития детей при использовании данных методов работы выявило достаточно высокий уровень подготовленности к дальнейшему обучению в школе:
1. Наличие познавательного интереса детей к танцу и занятиям хореографией.
2. Развитость коммуникативных навыков детей.
3. Потребность у детей в приобретении новых знаний.
4. Овладение детьми навыками импровизации, ритма, слуха.
5. Развитость произвольной сферы и двигательных навыков.
6. Эмоциональность.
7. Музыкальная грамотность. 16
ЛИТЕРАТУРА
1. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Методические разработки для психологов. – М., 1989.
2. Загорская Т.Обучение дошкольников. – Бугульма, 1997.
3. Нора Берцхайм, Урсула Майер. Из практики элементарного двигательного воспитания. Перевод Жилина В.1985.
4. Бурно М. К. Теория творческого самовыражения. – М., 1990.
5. Жилин В. Организация креативности. Вестник Российского общества К. Орфа. – Челябинск, 1990.
6. Леонтьева О. Карл Орф. – М., 1984.
7. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
8. Ионова И.И. Ритмика. Учебно – методическое пособие для студентов вузов культуры и искусств, учителей ритмики и музыкальных работников. Казань, 2003
9. Лифиц И.В. Ритмика. Педагогическое образование. М., 1999.
10.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. – М., 2000.
11.Барбара Хазельбах. Распределение материала. Перевод Жилина В. 1990.
17
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.