Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6 класс открытый урок.doc
Тема: Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А.  Фадеева.             « Мама. Мама! Я помню твои руки….» Цель: Познакомить  с фрагментом  из романа и проанализировать его ;            Расширять активный запас слов учащихся, объясняя значения слов;             Определить смысловую сторону текста;             Понаблюдать жизнь языковых единиц в тексте;             Поработать над заданиями РЭ.             Способствовать воспитанию  чувства любви  к  матери и миру.             Обучать умению работать как коллективно, так и индивидуально.        Ход урока. 1. Орг. Момент.  Содержание урока  1) Обратимся к строчкам Р. Рождественского: (На слайде строки Р.  Рождественского ): Все начинается с любви… Твердят: «Вначале было слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви! Все начинается с любви: И озаренье, и работа,Глаза цветов, глаза ребенка­ Все начинается с любви­ С любви! Я это точно знаю. Р. Рождественский. ­Ребята, о чём этот прекрасный текст? ­А что начинается с любви?   ­Все начинается с любви… Ребята, а кого вы любите больше всего на свете? Да, конечно же, маму. О маме сказано и написано очень много. Ей посвящали  свои стихи поэты, ей поклонялись художники, музыканты, скульпторы.  Одним из главных идеалов русской культуры является образ матери. Наша  православная иконопись в образе Богоматери олицетворяет то любящее  материнское сердце, которое становится центром вселенной. Поэтому на Руси поклоняются лику Божьей Матери. (На слайде образ Богоматери) ­ Ребята, а что для вас есть МАТЬ? ( Давайте составим кластер) начало жизни чистота продолжение рода счастье нравственность теплота духовность любовьверность МАТЬ свет мудрость нежность, ласка преданность благородство терпеливость щедрость ­В чём выражается ваша любовь к маме? привязанность обожание нежность благодарность ЛЮБОВЬ К МАМЕ забота уважение… ­ я думаю, что вы уже определили тему урока.(слайд) ­попробуем сформулировать цели урока. (слайд). 2. Эпиграф к уроку:  Материнские руки – воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках. В. Гюго ­ Прочитайте  эпиграф: «Материнские руки – воплощение нежности, детям  хорошо спится на этих руках».­ запишите в тетрадь. ­ Вы согласны со словами В. Гюго? Да, какую бы грубую работу ни выполняли материнские руки, они всегда  нежны. О материнских руках написал  и Александр Фадеев   ( слайд портрет  Фадеева) Это великий  писатель 20 века, человек со светлой и чистой душой. О его  творчестве вы будете говорить чуть позже. 3.  У вас на столе текст. Прочитайте.  Фрагмент из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева. ( слова Олега Кошевого). 1. Мама, мама! 2. Я помню руки твои с того мгновения, как я стал  сознавать себя на свете.3. За лето их всегда покрывал загар, он уже не  отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть­чуть  темнее на жилочках.4. А может быть, они были и грубее, руки твои, —  ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне  такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.  5. Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней  минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне  голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки  твои в работе. 6. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои  простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на  пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра на коромысле,  положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая  маленькая и пушистая, как рукавичка. 7.  Но больше всего, на веки вечные  запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такиетеплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я  в полусознании лежал в постели.8.  И, когда бы я ни открыл глаза, ты  была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня  своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая,  будто в ризах.9. Я целую чистые, святые руки твои!  10.  Мама, мама!..11.  Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и  прости… " ­ прочтите текст вслух; ­ определить тему текста ( воспоминание героя о руках матери) ­ какая ошибка допущена в оформлении? Нет абзацев. ­ на сколько частей можно разделить текст (3 части). ­ прочтите, что вы отнесёте к 1 части, 3 части. ­ составить план.( проверить) ­ определить основную мысль текста (огромная любовь героя к матери, к её  заботе, святая любовь к родному человеку, к человеку, который подарил  жизнь). ­ почему герой с огромной нежностью говорит о руках матери? (Только эти руки помогут тебе в любой ситуации, мать всегда протянет свои  руки к ребёнку, поможет, защитит, потому что руки матери самые мягкие ,  нежные, ласковые).­ подтвердите текстом( 5 предложение, предположим, куда она его  провожает?) Физминутка.  ­ определить тип речи. (повествование) ­  определить стиль текста (художественный).  4. Работа в группе. ­ поработаем с выразительными средствами. 1 группа. 1. В предложении 5­6 найдите метафору, эпитет и сравнительный оборот.  Объясните, что они придают тексту? 2. Выпишете из 4 предложения слово с уменьшительно­ ласкательным  суффиксом.     Что придаёт это слово тексту? 2 группа.  1.В предложении 7­8 найдите  эпитет и сравнительный оборот. Объясните,  что они придают тексту? 2. Выпишете из 6 предложения слова с уменьшительно­ ласкательным  суффиксом.     Что придают эти слова тексту? 3 группа.         Обратите внимание – новые элементы. 1. В предложении 6­8 найдите   архаизмы и историзм. Объясните, что они  придают тексту? ( они подчеркивают эпоху, придают тексту мягкость,  доброту,  чистоту). 2. Выпишете определения, характеризующие руку матери.Что придают эти слова тексту? ( они помогают сделать текст  эмоциональным, искренним, светлым, а также определения уточняют,  конкретизируют предмет). ­ Проверить задание 1, а затем 2.  Ребята, мы проделали большую работу, а ­ какой вывод мы должны с вами сделать, какая деталь сегодня на уроке была  новая? (Выразительные средства, лексика, словообразование, морфология – всё чётко подобрано, каждое слово продумано автором, чтобы добиться раскрытия  образа героя. Это говорит о том, что текст должен прочитываться  внимательно, здесь каждая деталь важна.)   ­ давайте оценим свою работу в группах. 5 .  Работа в парах.  Мы  с вами на следующий год сдаём экзамен по  русскому языку, а поэтому должны заранее готовиться. И вот задание. ­ В предложении 5­6 найдите слова с чередованием гласной в корне,  объяснить правописание.( Положила, стирая). ­ В предложении 7 найдите слово с приставкой –пол, ­полу, объясните  правописание. ­ Из  предложения 7 выпишете прилагательные , определите разряд и  образуйте сравнительную степень. ­ Выпишете предложение с однородными членами, объясните знаки  препинания.­ Запишите 2 предложение, подчеркните грамматические основы и определите тип предложения.­  6. Рефлексия. Отметьте в тексте !  место, которое вас задело; + новые знания ? предложение, над которым хотелось поразмыслить.( проверить).   Выразите свои чувства к маме через составление синквейна. Мама Добрая, нежная,  Любит, жертвует, оберегает. Мама­ самая лучшая на свете Счастье! Дом. задание.     Написать небольшое сочинение о маме ( объём – 1  страница). Оценки – комментарий. Всем спасибо.