Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.
Оценка 4.9

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
08.06.2017
Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.
6 класс открытый урок.doc
Тема: Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А.  Фадеева.             « Мама. Мама! Я помню твои руки….» Цель: Познакомить  с фрагментом  из романа и проанализировать его ;            Расширять активный запас слов учащихся, объясняя значения слов;             Определить смысловую сторону текста;             Понаблюдать жизнь языковых единиц в тексте;             Поработать над заданиями РЭ.             Способствовать воспитанию  чувства любви  к  матери и миру.             Обучать умению работать как коллективно, так и индивидуально.        Ход урока. 1. Орг. Момент.  Содержание урока  1) Обратимся к строчкам Р. Рождественского: (На слайде строки Р.  Рождественского ): Все начинается с любви… Твердят: «Вначале было слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви! Все начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка­ Все начинается с любви­ С любви! Я это точно знаю. Р. Рождественский. ­Ребята, о чём этот прекрасный текст? ­А что начинается с любви?   ­Все начинается с любви… Ребята, а кого вы любите больше всего на свете? Да, конечно же, маму. О маме сказано и написано очень много. Ей посвящали  свои стихи поэты, ей поклонялись художники, музыканты, скульпторы.  Одним из главных идеалов русской культуры является образ матери. Наша  православная иконопись в образе Богоматери олицетворяет то любящее  материнское сердце, которое становится центром вселенной. Поэтому на Руси поклоняются лику Божьей Матери. (На слайде образ Богоматери) ­ Ребята, а что для вас есть МАТЬ? ( Давайте составим кластер) начало жизни чистота продолжение рода счастье нравственность теплота духовность любовь верность МАТЬ свет мудрость нежность, ласка преданность благородство терпеливость щедрость ­В чём выражается ваша любовь к маме? привязанность обожание нежность благодарность ЛЮБОВЬ К МАМЕ забота уважение… ­ я думаю, что вы уже определили тему урока.(слайд) ­попробуем сформулировать цели урока. (слайд). 2. Эпиграф к уроку:  Материнские руки – воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках. В. Гюго ­ Прочитайте  эпиграф: «Материнские руки – воплощение нежности, детям  хорошо спится на этих руках». ­ запишите в тетрадь. ­ Вы согласны со словами В. Гюго? Да, какую бы грубую работу ни выполняли материнские руки, они всегда  нежны. О материнских руках написал  и Александр Фадеев   ( слайд портрет  Фадеева) Это великий  писатель 20 века, человек со светлой и чистой душой. О его  творчестве вы будете говорить чуть позже. 3.  У вас на столе текст. Прочитайте.  Фрагмент из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева. ( слова Олега Кошевого). 1. Мама, мама! 2. Я помню руки твои с того мгновения, как я стал  сознавать себя на свете.3. За лето их всегда покрывал загар, он уже не  отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть­чуть  темнее на жилочках.4. А может быть, они были и грубее, руки твои, —  ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне  такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.  5. Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней  минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне  голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки  твои в работе. 6. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои  простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на  пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра на коромысле,  положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая  маленькая и пушистая, как рукавичка. 7.  Но больше всего, на веки вечные  запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я  в полусознании лежал в постели.8.  И, когда бы я ни открыл глаза, ты  была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня  своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая,  будто в ризах.9. Я целую чистые, святые руки твои!  10.  Мама, мама!..11.  Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и  прости… " ­ прочтите текст вслух; ­ определить тему текста ( воспоминание героя о руках матери) ­ какая ошибка допущена в оформлении? Нет абзацев. ­ на сколько частей можно разделить текст (3 части). ­ прочтите, что вы отнесёте к 1 части, 3 части. ­ составить план.( проверить) ­ определить основную мысль текста (огромная любовь героя к матери, к её  заботе, святая любовь к родному человеку, к человеку, который подарил  жизнь). ­ почему герой с огромной нежностью говорит о руках матери? (Только эти руки помогут тебе в любой ситуации, мать всегда протянет свои  руки к ребёнку, поможет, защитит, потому что руки матери самые мягкие ,  нежные, ласковые). ­ подтвердите текстом( 5 предложение, предположим, куда она его  провожает?) Физминутка.  ­ определить тип речи. (повествование) ­  определить стиль текста (художественный).  4. Работа в группе. ­ поработаем с выразительными средствами. 1 группа. 1. В предложении 5­6 найдите метафору, эпитет и сравнительный оборот.  Объясните, что они придают тексту? 2. Выпишете из 4 предложения слово с уменьшительно­ ласкательным  суффиксом.     Что придаёт это слово тексту? 2 группа.  1.В предложении 7­8 найдите  эпитет и сравнительный оборот. Объясните,  что они придают тексту? 2. Выпишете из 6 предложения слова с уменьшительно­ ласкательным  суффиксом.     Что придают эти слова тексту? 3 группа.         Обратите внимание – новые элементы. 1. В предложении 6­8 найдите   архаизмы и историзм. Объясните, что они  придают тексту? ( они подчеркивают эпоху, придают тексту мягкость,  доброту,  чистоту). 2. Выпишете определения, характеризующие руку матери. Что придают эти слова тексту? ( они помогают сделать текст  эмоциональным, искренним, светлым, а также определения уточняют,  конкретизируют предмет). ­ Проверить задание 1, а затем 2.  Ребята, мы проделали большую работу, а ­ какой вывод мы должны с вами сделать, какая деталь сегодня на уроке была  новая? (Выразительные средства, лексика, словообразование, морфология – всё чётко подобрано, каждое слово продумано автором, чтобы добиться раскрытия  образа героя. Это говорит о том, что текст должен прочитываться  внимательно, здесь каждая деталь важна.)   ­ давайте оценим свою работу в группах. 5 .  Работа в парах.  Мы  с вами на следующий год сдаём экзамен по  русскому языку, а поэтому должны заранее готовиться. И вот задание. ­ В предложении 5­6 найдите слова с чередованием гласной в корне,  объяснить правописание.( Положила, стирая). ­ В предложении 7 найдите слово с приставкой –пол, ­полу, объясните  правописание. ­ Из  предложения 7 выпишете прилагательные , определите разряд и  образуйте сравнительную степень. ­ Выпишете предложение с однородными членами, объясните знаки  препинания. ­ Запишите 2 предложение, подчеркните грамматические основы и определите тип предложения.­  6. Рефлексия. Отметьте в тексте !  место, которое вас задело; + новые знания ? предложение, над которым хотелось поразмыслить.( проверить).   Выразите свои чувства к маме через составление синквейна. Мама Добрая, нежная,  Любит, жертвует, оберегает. Мама­ самая лучшая на свете Счастье! Дом. задание.     Написать небольшое сочинение о маме ( объём – 1  страница). Оценки – комментарий. Всем спасибо.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Комплексный анализ фрагмента из романа «Молодая гвардия» А. Фадеева.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017