Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка в 5-6 классах . Приводится пример комплексной работы с текстом Сладкова "Январь. Белые фигурки". Данный вид работы способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, развивает творческое воображение, развивает орфографические и пунктуационные умения. Важную роль играет групповая работа ,используемая на уроке.Комплексный анализ текста
Иконка файла материала конспект урока .Комплексный анализ текста..docx
Урок по теме: "Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки"  ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические,  пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих  речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков  комплексного анализа текста. ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины  И.Грабаря “Февральская лазурь”. ЭПИГРАФ:  “…и вот сама идет волшебница зима”.  А.С.Пушкин. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Слова учителя: Любое время года имеет свой наряд: весна ­ зеленый, осень – золотой, а зима – белый­белый. В каждом времени года есть свое  очарование. И поэты не могли не заметить, как удивительна зима. 3. Проверка домашнего задания. Послушаем, как авторы передают свое восхищение красотой зимнего  пейзажа. 4.­ А вы любите зимнюю природу? Расскажите в своих сочинениях. 5. А вот как написал Н.Сладков о зиме (Выразительное чтение текста). Январь. Белые фигурки.Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг.  Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что­то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые  существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на е6ли и сосны.  Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на белый лес. На камне у речки – бела Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой  ладошкой белую щечку. 6. Словесное рисование. Задание: Включите воображение. Представьте, что каждый из вас художник.  Какую цветную иллюстрацию (картину) вы бы нарисовали к этому тексту? Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько  примеров. Перед вами репродукции картин. Вопрос: Перекликается ли миниатюра Н.Сладкова с сюжетом картин,  которые вы увидели? Чем? Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства:  литературе, живописи. А теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем  число, тему. Проведем речевую разминку. Задание: расставьте логическое ударение,  соблюдая интонацию. Давайте поближе подойдем к нарисованной вами картине­тексту и задержим  внимание на каждом “кадре”. 7. Комплексный анализ текста. Открываем текст. Прочитайте его выразительно. А) Определите тему данного текста (она отражена в заглавии).Б) В чем, по­вашему, заключается главная мысль? (выражена в 1  предложении), (с темой неразрывно связана идея). В) Определите тип речи (в тексте переплетаются повествование и описание). Г) Структурно как связаны предложения? Определите вид связи предложений в тексте (структурно предложения связаны цепным и параллельным  способом). 1 предложение связано с заглавием при помощи слова январь. 2 с 1 при помощи местоимения они. 3 со 2 общим смысловым обстоятельством вдруг – лексическим повтором;  единство временного плана – план настоящего времени. 4 с 5 – прошедшее время, раскрывают, конкретизируют тему 1 предложения. Д) Что доказывает, что это зима? (какая лексика? – зимняя) Выделить ключевые слова и записать (январь, снега, сугроб, зима, белый). Е) Определите, слова какой части речи преобладают в тексте? 1 группа – посчитать глаголы (18) 2 группа – прилагательные (14) 3 группа – существительные (32) Вопрос: О чем говорит тот факт, что глаголов больше, чем прилагательных  (последовательность действий), (это текст­повествование). Ж) Задание по группам: I. Определите значение глаголов совершенного вида (указывают на  завершенность действия, результат). II. Найдите среди прилагательных повторяющиеся, определите их  грамматическое значение (белый – вызывает в памяти множество образов.  Каких?Белая береза, белый свадебный наряд, белокаменная церковь). III. Выделите суффиксы существительных. Какие это суффиксы? Какую роль  играют в тексте? Выступление со своими сообщениями (каждая группа). Выводы: З) Какие слова, кроме прилагательного “белый”, еще повторяются в тексте?  (вдруг, зашепчутся). Почему слово “вдруг” встречается на стыке двух предложений? Почему слова “зашепчутся” стоят рядом?  Проанализируйте фонемный состав слова. И) Какие изобразительно­выразительные средства использует автор?  (олицетворение, эпитеты) Запись в тетрадь: Олицетворение  Эпитеты Прилетают снега  молчаливых снегов Зашепчутся деревья дремучих Пришла зима  диковинные Утонул лес  причудливые К) Раскрытию идейно­тематического содержания миниатюры подчинены все  ее предложения (в этом их смысловая связь – все они прямо или косвенно о  январе, о зиме). Какие предложения в тексте? Объясните знаки препинания в первом предложении. Назовите однородные члены.Какие виды орфограмм? Разбор предложения. Вывод 8. Домашнее задание: На “3” ­ нарисовать рисунок к миниатюре Н.Сладкова “Январь”. На “4” и “5” ­ создать свою миниатюру на тему “А за окном зима” по типу  миниатюры Сладкова. 9. Итоги урока. 10. Рефлексия.