Конспект урока русского языка в 5-6 классах . Приводится пример комплексной работы с текстом Сладкова "Январь. Белые  фигурки". Данный вид работы способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, развивает творческое воображение, развивает орфографические и пунктуационные умения. Важную роль играет  групповая работа ,используемая на уроке.Комплексный анализ текста
            
        
        
        
                    
                
                    Урок по теме: "Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые
фигурки" 
ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические, 
пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих 
речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков 
комплексного анализа текста.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины  И.Грабаря “Февральская лазурь”.
ЭПИГРАФ: 
“…и вот сама идет волшебница зима”. 
А.С.Пушкин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Слова учителя: Любое время года имеет свой наряд: весна  зеленый, осень
– золотой, а зима – белыйбелый. В каждом времени года есть свое 
очарование. И поэты не могли не заметить, как удивительна зима.
3. Проверка домашнего задания.
Послушаем, как авторы передают свое восхищение красотой зимнего 
пейзажа.
4. А вы любите зимнюю природу? Расскажите в своих сочинениях.
5. А вот как написал Н.Сладков о зиме (Выразительное чтение текста).
Январь. Белые фигурки.Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. 
Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – чтото творится в лесу. К утру
станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.
Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые 
существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на е6ли и сосны. 
Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке,
сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на
белый лес.
На камне у речки – бела Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой 
ладошкой белую щечку.
6. Словесное рисование.
Задание: Включите воображение. Представьте, что каждый из вас художник. 
Какую цветную иллюстрацию (картину) вы бы нарисовали к этому тексту?
Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько 
примеров. Перед вами репродукции картин.
Вопрос: Перекликается ли миниатюра Н.Сладкова с сюжетом картин, 
которые вы увидели? Чем?
Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: 
литературе, живописи. А теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем 
число, тему.
Проведем речевую разминку. Задание: расставьте логическое ударение, 
соблюдая интонацию.
Давайте поближе подойдем к нарисованной вами картинетексту и задержим 
внимание на каждом “кадре”.
7. Комплексный анализ текста.
Открываем текст. Прочитайте его выразительно.
А) Определите тему данного текста (она отражена в заглавии).Б) В чем, повашему, заключается главная мысль? (выражена в 1 
предложении), (с темой неразрывно связана идея).
В) Определите тип речи (в тексте переплетаются повествование и описание).
Г) Структурно как связаны предложения? Определите вид связи предложений
в тексте (структурно предложения связаны цепным и параллельным 
способом).
1 предложение связано с заглавием при помощи слова январь.
2 с 1 при помощи местоимения они.
3 со 2 общим смысловым обстоятельством вдруг – лексическим повтором; 
единство временного плана – план настоящего времени.
4 с 5 – прошедшее время, раскрывают, конкретизируют тему 1 предложения.
Д) Что доказывает, что это зима? (какая лексика? – зимняя)
Выделить ключевые слова и записать (январь, снега, сугроб, зима, белый).
Е) Определите, слова какой части речи преобладают в тексте?
1 группа – посчитать глаголы (18)
2 группа – прилагательные (14)
3 группа – существительные (32)
Вопрос: О чем говорит тот факт, что глаголов больше, чем прилагательных 
(последовательность действий), (это текстповествование).
Ж) Задание по группам:
I. Определите значение глаголов совершенного вида (указывают на 
завершенность действия, результат).
II. Найдите среди прилагательных повторяющиеся, определите их 
грамматическое значение (белый – вызывает в памяти множество образов. 
Каких?Белая береза, белый свадебный наряд, белокаменная церковь).
III. Выделите суффиксы существительных. Какие это суффиксы? Какую роль 
играют в тексте?
Выступление со своими сообщениями (каждая группа).
Выводы:
З) Какие слова, кроме прилагательного “белый”, еще повторяются в тексте? 
(вдруг, зашепчутся).
Почему слово “вдруг” встречается на стыке двух предложений?
Почему слова “зашепчутся” стоят рядом? 
Проанализируйте фонемный состав слова.
И) Какие изобразительновыразительные средства использует автор? 
(олицетворение, эпитеты)
Запись в тетрадь:
Олицетворение 
Эпитеты
Прилетают снега 
молчаливых снегов
Зашепчутся деревья дремучих
Пришла зима 
диковинные
Утонул лес 
причудливые
К) Раскрытию идейнотематического содержания миниатюры подчинены все 
ее предложения (в этом их смысловая связь – все они прямо или косвенно о 
январе, о зиме).
Какие предложения в тексте?
Объясните знаки препинания в первом предложении.
Назовите однородные члены.Какие виды орфограмм?
Разбор предложения.
Вывод
8. Домашнее задание:
На “3”  нарисовать рисунок к миниатюре Н.Сладкова “Январь”.
На “4” и “5”  создать свою миниатюру на тему “А за окном зима” по типу 
миниатюры Сладкова.
9. Итоги урока.
10. Рефлексия.