Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—6 кл
08.02.2018
Конспект урока русского языка в 5-6 классах . Приводится пример комплексной работы с текстом Сладкова "Январь. Белые фигурки". Данный вид работы способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, развивает творческое воображение, развивает орфографические и пунктуационные умения. Важную роль играет групповая работа ,используемая на уроке.Комплексный анализ текста
конспект урока .Комплексный анализ текста..docx
Урок по теме: "Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые
фигурки"
ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические,
пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих
речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков
комплексного анализа текста.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины И.Грабаря “Февральская лазурь”.
ЭПИГРАФ:
“…и вот сама идет волшебница зима”.
А.С.Пушкин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Слова учителя: Любое время года имеет свой наряд: весна зеленый, осень
– золотой, а зима – белыйбелый. В каждом времени года есть свое
очарование. И поэты не могли не заметить, как удивительна зима.
3. Проверка домашнего задания.
Послушаем, как авторы передают свое восхищение красотой зимнего
пейзажа.
4. А вы любите зимнюю природу? Расскажите в своих сочинениях.
5. А вот как написал Н.Сладков о зиме (Выразительное чтение текста).
Январь. Белые фигурки. Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг.
Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – чтото творится в лесу. К утру
станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.
Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые
существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на е6ли и сосны.
Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке,
сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на
белый лес.
На камне у речки – бела Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой
ладошкой белую щечку.
6. Словесное рисование.
Задание: Включите воображение. Представьте, что каждый из вас художник.
Какую цветную иллюстрацию (картину) вы бы нарисовали к этому тексту?
Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько
примеров. Перед вами репродукции картин.
Вопрос: Перекликается ли миниатюра Н.Сладкова с сюжетом картин,
которые вы увидели? Чем?
Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства:
литературе, живописи. А теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем
число, тему.
Проведем речевую разминку. Задание: расставьте логическое ударение,
соблюдая интонацию.
Давайте поближе подойдем к нарисованной вами картинетексту и задержим
внимание на каждом “кадре”.
7. Комплексный анализ текста.
Открываем текст. Прочитайте его выразительно.
А) Определите тему данного текста (она отражена в заглавии). Б) В чем, повашему, заключается главная мысль? (выражена в 1
предложении), (с темой неразрывно связана идея).
В) Определите тип речи (в тексте переплетаются повествование и описание).
Г) Структурно как связаны предложения? Определите вид связи предложений
в тексте (структурно предложения связаны цепным и параллельным
способом).
1 предложение связано с заглавием при помощи слова январь.
2 с 1 при помощи местоимения они.
3 со 2 общим смысловым обстоятельством вдруг – лексическим повтором;
единство временного плана – план настоящего времени.
4 с 5 – прошедшее время, раскрывают, конкретизируют тему 1 предложения.
Д) Что доказывает, что это зима? (какая лексика? – зимняя)
Выделить ключевые слова и записать (январь, снега, сугроб, зима, белый).
Е) Определите, слова какой части речи преобладают в тексте?
1 группа – посчитать глаголы (18)
2 группа – прилагательные (14)
3 группа – существительные (32)
Вопрос: О чем говорит тот факт, что глаголов больше, чем прилагательных
(последовательность действий), (это текстповествование).
Ж) Задание по группам:
I. Определите значение глаголов совершенного вида (указывают на
завершенность действия, результат).
II. Найдите среди прилагательных повторяющиеся, определите их
грамматическое значение (белый – вызывает в памяти множество образов.
Каких? Белая береза, белый свадебный наряд, белокаменная церковь).
III. Выделите суффиксы существительных. Какие это суффиксы? Какую роль
играют в тексте?
Выступление со своими сообщениями (каждая группа).
Выводы:
З) Какие слова, кроме прилагательного “белый”, еще повторяются в тексте?
(вдруг, зашепчутся).
Почему слово “вдруг” встречается на стыке двух предложений?
Почему слова “зашепчутся” стоят рядом?
Проанализируйте фонемный состав слова.
И) Какие изобразительновыразительные средства использует автор?
(олицетворение, эпитеты)
Запись в тетрадь:
Олицетворение
Эпитеты
Прилетают снега
молчаливых снегов
Зашепчутся деревья дремучих
Пришла зима
диковинные
Утонул лес
причудливые
К) Раскрытию идейнотематического содержания миниатюры подчинены все
ее предложения (в этом их смысловая связь – все они прямо или косвенно о
январе, о зиме).
Какие предложения в тексте?
Объясните знаки препинания в первом предложении.
Назовите однородные члены. Какие виды орфограмм?
Разбор предложения.
Вывод
8. Домашнее задание:
На “3” нарисовать рисунок к миниатюре Н.Сладкова “Январь”.
На “4” и “5” создать свою миниатюру на тему “А за окном зима” по типу
миниатюры Сладкова.
9. Итоги урока.
10. Рефлексия.
Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки"
Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки"
Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки"
Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки"
Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.