«Комплексный подход к семьям подростков «группы риска».
Оценка 4.6

«Комплексный подход к семьям подростков «группы риска».

Оценка 4.6
Повышение квалификации
pptx
психологическая работа +2
Взрослым
12.02.2017
«Комплексный подход к семьям подростков «группы риска».
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств. Работа по профилактике которая направлена на оздоровление условий  школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога,  работников ПДН, учреждений дополнительного образования.
Программа группа риска.pptx

Программа (в рамках курса повышения квалификации)

Программа (в рамках курса повышения квалификации)

Программа
(в рамках курса повышения квалификации) 
 
Тема: «Комплексный подход к семьям подростков «группы риска».

подготовила:
Сизоненко О.А., педагог-психолог КГУ «Свободненской СШ» Есильского района

Актуальность и концептуальные идеи программы

Актуальность и концептуальные идеи программы

Актуальность и концептуальные идеи программы
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.
Работа по профилактике которая направлена на оздоровление условий  школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога,  работников ПДН, учреждений дополнительного образования.

Проблемы: 1. Ухудшение социального положения семей в школе

Проблемы: 1. Ухудшение социального положения семей в школе

Проблемы:
1. Ухудшение социального положения семей в школе.
2. Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
3. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
4. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
5. Высокий уровень подавления и насилия.
6. Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
7. Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развитиям личности.
8. Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.

Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме

Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме

Адаптация учащихся школы асоциального поведения в социуме.
Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
 

Задачи программы Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных…

Задачи программы Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных…

Задачи программы
Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
  Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
 Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
  Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  Обеспечение мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
родителей на совместную деятельность по вопросам формирования
здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

Отличительные особенности программы 1

Отличительные особенности программы 1

Отличительные особенности программы

1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.

Планируемые результаты I.

Планируемые результаты I.

Планируемые результаты

I.                   Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
II.                Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
III.             Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
IV.             Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

Ожидаемые результаты и способы оценки

Ожидаемые результаты и способы оценки

Ожидаемые результаты и способы оценки

Выявление основных причин появления детей «группы риска».
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы:
Первый этап(5 класс) - составление программы работы с детьми «группы риска»
Второй этап (6 класс) - диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).
Третий этап (7 класс) – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап (8класс) – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций, подготовка детей к выпускному классу.
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с учителями;
- организация досуга детей

Работа с учащимися Цели и задачи: - формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей; - профилактика вредных привычек (употребления

Работа с учащимися Цели и задачи: - формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей; - профилактика вредных привычек (употребления

Работа с учащимися

Цели и задачи:
- формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
- профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
- профилактика правонарушений;
- психокоррекция;
- профориентация;
- пропаганда здорового образа жизни;
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа;
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
 

Методы - переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков); - метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Методы - переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков); - метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Методы

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью).
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
 

Работа с семьей Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни

Работа с семьей Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни

Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
  Задачи:
- привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
- выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
- разработка основных правил семейного воспитания;
- создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
- всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей;
- способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы: - просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей); - психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных…

Формы работы: - просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей); - психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных…

Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
- психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
- психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми. 
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
- опрос родителей и детей;
- совместные праздники;
- творческие семейные выставки.
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи;
- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
- организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»

Работа с педагогами Цели и задачи: - расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде; - дать базовые психологические понятии о психологии…

Работа с педагогами Цели и задачи: - расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде; - дать базовые психологические понятии о психологии…

Работа с педагогами

Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.

Профилактика правонарушений Беседы по факту

Профилактика правонарушений Беседы по факту

Профилактика правонарушений

Беседы по факту.
 Операция "Внимание, дети".
Акция "Детям - заботу взрослых".
 Лекции специалистов, классные часы.
Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями.
  Смотр-конкурс информационных листов "Профилактика асоциальных явлений".
 Кинофильмы "Вредные привычки".
Родительские собрания.
 Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы.
Выступления с информацией о состоянии преступности. 
 Профилактика употребления ПАВ.
Организация летнего отдыха.
Работа родительского комитета.
 Рейды в семьи.

Психологическое сопровождение Специально - коррекционные занятия

Психологическое сопровождение Специально - коррекционные занятия

Психологическое сопровождение
Специально - коррекционные занятия.
Индивидуальные консультации.
Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантным поведением.

Диагностические методики:
Цветовой тест М. Люшера;
Социометрия;
Карта психологической характеристики личностного развития младшего школьника;

Организация педагогической помощи

Организация педагогической помощи

Организация педагогической помощи
Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

Организация медицинской помощи

Организация медицинской помощи
Проведение систематического  осмотра медиками "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
 
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени учащихся

Организация свободного времени учащихся

Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг. Изучение участия детей асоциального поведения  в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов. Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях. Определение одним из главных направлений работы территориального социально - педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с  детьми асоциального поведения. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно - досуговых лагерей

«Комплексный подход к семьям подростков «группы риска».

«Комплексный подход к семьям подростков «группы риска».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017