Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Каслинский промышленно - гуманитарный техникум»
Верхнеуфалейский филиал
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ЕН.01. «Математика »
По специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
Форма обучения: очная
Курс обучения: 2 курс (3 семестр)
2019год
СОГЛАСОВАНО на заседании предметно-цикловой комиссии Протокол № ____ от «___» ___________ 2019 г. Председатель ПЦК: _________
|
УТВЕРЖДАЮ: Зам.директора по учебной работе ГБПОУ «КПГТ» _____________ Н.Н. Ефанова
|
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
|
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» Верхнеуфалейский филиал
Разработчик: Хусаинов В.Г., преподаватель ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» Верхнеуфалейский филиал
1 |
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств |
4 |
2 |
Результаты освоения учебной дисциплины |
4 |
3 |
Оценка освоения учебной дисциплины |
5 |
3.1 |
Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины |
7 |
3.2 |
Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины |
10 |
3.2.1 |
Входной контроль |
10 |
3.2.2 |
Задания для промежуточного тематического контроля (контрольные работы). |
15 |
3.2.3 |
Задания для итогового контроля (экзамен). |
40 |
4 |
Критерии оценивания. |
43 |
5 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |
47 |
1.Паспорт комплекта контрольно – оценочных срезов
Контрольно-оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ЕН.01 «Математика»
Косы включают контрольные материалы для проведения промежуточного контроля и итоговой аттестации в форме экзамена.
Косы разработаны на основании:
основной
профессиональной образовательной программы по направлению подготовки по
специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
программы учебной дисциплины Математика.
2.Результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность(для данной профессии или специальности)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене
технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
3.Оценка освоения учебной дисциплины
Результатом освоения дисциплины является получение (освоение) знаний и умений
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Показатели оценки результата
Умения:
решать линейные и квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним;
получение корней линейных и квадратных уравнений и уравнений, сводящихся к ним, обоснование выбора формул для решения квадратных уравнений и неполных квадратных уравнений;
выполнять действия с действительными числами, пользоваться калькулятором для вычислений, находить приближённые вычисления;
выполнение действий с действительными числами, демонстрация умений использования калькулятора для вычислений и нахождения приближённых вычислений;
решать линейные и квадратные неравенства, системы неравенства;
изложение основных этапов решения линейных и квадратных неравенств и их систем;
производить действия с векторами;
формулирование правил сложения и вычитания векторов, демонстрация умений выполнения действий над векторами;
использовать свойства элементарных функций при решении задач и упражнений;
изложение свойств функций и демонстрация понимания их использования при решении задач и упражнений;
выполнять тождественные преобразования со степенными, логарифмическими и тригонометрическими выражениями;
применение тождественных преобразований над степенными, логарифмическими и тригонометрическими выражениями; обоснование выбора формулы или свойства функций для преобразования;
строить графики показательных, логарифмических и тригонометрических функций, выполнять их преобразования;
создание графиков показательных, логарифмических и тригонометрических функций, демонстрация умений выполнения преобразований графиков таких функций;
вычислять производные и первообразные, определённые интегралы, применять определённый интеграл для нахождения площади криволинейной трапеции;
получение производных и первообразных некоторых функций, построение криволинейной трапеции, нахождение её площади с помощью определённого интеграла;
применять свойства прямых и плоскостей в пространстве при решении задач;
обоснование свойств прямых и плоскостей в пространстве при решении задач;
изображать геометрические тела на плоскости и в пространстве, строить их сечения плоскостью;
демонстрация умений построения геометрических тел и их сечений на плоскости и в пространстве;
решать задачи на вычисление площадей поверхностей и объёмов геометрических тел;
определение формулы для вычисления площадей и объёмов геометрических тел, применение их для решения задач;
уметь применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности.
выделение основных элементов теории вероятностей и математической статистики, решение практических задач.
Знания:
основные функции, их графики и свойства;
перечисление основных функций, формулирование их свойств, описание процесса построения графиков;
основы дифференциального и интегрального исчислений;
формулирование правил и формул дифференциального и интегрального исчислений;
алгоритмы решения тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств;
изложение алгоритмов решения тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств;
основные свойства элементарных функций;
определение основных свойств элементарных функций;
основные понятия векторной алгебры;
формулирование определений и выделение основных понятий векторной алгебры;
основы линейной алгебры;
обоснование основных понятий линейной алгебры;
основные понятия и определения стереометрии;
узнавание геометрических тел, формулирование основных понятий и определений стереометрии;
свойства геометрических тел и поверхностей;
перечисление свойств геометрических тел и их поверхностей;
формулы площадей поверхностей и объёмов;
выделение формул площадей поверхностей и объёмов;
основные понятия комбинаторики; статистики, теории вероятностей.
изложение основных понятий комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
3.1.Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины
Типы заданий для текущего контроля и критерии оценки
Контроль за результатами обучения осуществляется через проведение специальных уроков оценки знаний, практических занятий, использование в практической деятельности критериев оценки интеллектуальных особенностей обучающихся. Применяются следующие виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый, первичной проверки знаний, обучающий. Формы контроля: устный опрос; устный фронтальный опрос; составление опорного конспекта; работа с карточками; диктант; кроссворд; самостоятельное решение упражнений с последующей самопроверкой по готовым ответам и указаниям к решению; самостоятельная работа; тест; домашняя практическая работа; контрольный тест; контрольная работа.
Формы и методы текущего контроля, промежуточной аттестации по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля по программе создан фонд контрольно-оценочных средств (ФКОС).
ФКОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Контроль и оценка результатов содержит 20 контрольных точек, обеспечивающих текущий контроль.
Промежуточная аттестация проводится в конце 2 семестра в форме экзамена. Оценка результатов освоения программы происходит с использованием пятибалльной системы оценивания знаний. Используются следующие критерии оценки:
Оценка |
Критерий |
«5» |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением определенных требований, качественно и творчески |
«4» |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением определенных требований, при выполнении отдельных алгоритмов действий допущены небольшие отклонения, общий вид объекта достаточно аккуратный |
«3» |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением заданной последовательности, отдельные алгоритмы действия выполнены с отклонением от образца, объект оформлен небрежно или не в заданный срок |
«2» |
Обучаемый самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, при выполнении алгоритмов действия допущены большие отклонения, объект оформлен небрежно и имеет незавершенный вид |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
· работа выполнена полностью;
· в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
· в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
· работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
· допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
· допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
· работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
· полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
· изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
· правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
· показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
· продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя;
· возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания преподавателя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
· допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания преподавателя;
· допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания преподавателя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
· неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
· имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
· студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
· не раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
· допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
· незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов
обозначений величин, единиц их измерения;
· незнание наименований единиц измерения;
· неумение выделить в ответе главное;
· неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
· неумение делать выводы и обобщения;
· неумение читать и строить графики;
· неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
· потеря корня или сохранение постороннего корня;
· отбрасывание без объяснений одного из них;
· равнозначные им ошибки;
· вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
· логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
· неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
· неточность графика;
· нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
· нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
· неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
· нерациональные приемы вычислений и преобразований;
· небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
3.2. |
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Выполните тестовое задание. Общие рекомендации по выполнению теста: 1. Внимательно прочитайте задание, выберите правильные варианты ответа. 2. Задание выполняется в аудитории и сдается для проверки отчет теста.
1.
Если матрица А)
2.
Если матрицы А)
3. Указать те преобразования строк (столбцов) матрицы, которые являются элементарными: а) умножение строки (столбца) на ненулевое число; б) замена элементов строки (столбца) произвольными числами; в) замена строки (столбца) суммой этой строки (столбца) и другой строки (столбца), предварительно умноженной на некоторое число; г) поменять местами две строки (два столбца); д) замена строки (столбца) нулевой строкой (столбцом); е) транспонирование матрицы.
4. При умножении матрицы A на матрицу B справа должно соблюдаться условие: а) число строк матрицы A равно числу строк матрицы B;
б) число строк матрицы A равно числу столбцов матрицы B;
в) число столбцов матрицы A равно числу столбцов матрицы B;
г) если матрицы не квадратные, то они должны быть одинакового размера;
д) верный ответ отсутствует.
5. Квадратная матрица называется диагональной, если а) элементы, лежащие на побочной диагонали, равны нулю;
б) элементы, лежащие на главной диагонали, равны нулю;
в) элементы, не лежащие на главной диагонали, равны нулю;
г) элементы, лежащие ниже главной диагонали, равны нулю;
д) элементы, лежащие на главной диагонали, обязательно равны.
6. Установить соответствие между парой матрицей A и B и их произведением A · B:
7.
Если матрицы а) 0; б) -16; в) 32; г) 2; д) -32.
8. Распределите матрицы в порядке увеличения их определителей:
9. Если матрица системы n уравнений квадратная и ее определитель не равен нулю, то система а) не имеет решений;
б) имеет единственное решение;
в) имеет не более n решений;
г) имеет ровно n решений;
д) имеет бесконечно много решений.
10. При решении системы по правилу Крамера используют формулы а)
11. Найти значение b, при котором система совместна
12.
При решении системы а)
б)
в)
г)
д)
Эталон ответов для теста №1:
|
3.2.2 Задания для промежуточного тематического контроля
(контрольные работы).
Раздел 1. Контрольная работа №1 « Решение системы уравнений различными методами»
Вариант №1
1.
Вычислить линейную комбинацию матриц А и В:
Дано:,
. Найти:
3А – 2В.
2. Вычислить произведение матриц:
а).
б) .
3. Найти матрицу,
обратную данной: A=.
4. Вычислить
определитель .
5. Вычислить ранг
матрицы .
6. Решить систему линейных уравнений с помощью формул Крамера:
.
7. Методом Гаусса
исследовать совместность и найти общее решение
системы:
а)
;
б)
;
в)
ВАРИАНТ № 2
1. Вычислить линейную комбинацию матриц А и В.
Дано:,
.
Найти: 3А – 2В.
2. Вычислить произведение
матриц: .
3. Найти матрицу,
обратную данной: A=.
4. Вычислить определитель, используя подходящее разложение по строке или столбцу
.
5. Вычислить ранг
матрицы .
6. Решить систему линейных уравнений с помощью формул Крамера:
7. Методом Гаусса исследовать совместность и найти общее решение системы:
.
Решения
Задача 1.Вычислить линейную комбинацию матриц А и В.
Дано:,
.
Найти: 3А – 2В.
Решение
1. Найдем 3А и 2В - произведения матриц на число, умножая каждый элемент матриц на соответствующее число:
;
.
2. Вычислим поэлементно искомую разность полученных матриц:
.
Ответ: .
Задача 2. Вычислить произведение матриц:
а).
Решение
1. Определим
размер матрицы-произведения: .
2. Найдем элементы сij матрицы-произведения как сумму произведений элементов i –ой строки матрицы А на соответствующие элементы j –го столбца матрицы В:
.
Ответ:.
б) .
Решение
1. Определим
размер матрицы-произведения: .
2. Найдем элементы сij матрицы-произведения С:
.
Ответ: .
Задача 3. Найти матрицу,
обратную данной: A=.
Решение
Для нахождения обратной матрицы воспользуемся формулой:
, (1)
где
detA - определитель матрицы А;
-
присоединенная матрица, составленная из алгебраических дополнений элементов матрицы
А;
* - символ транспонирования матрицы.
1. Вычислим определитель матрицы:
Определитель
матрицы ,
следовательно, матрица А – невырожденная и обратная матрица
существует.
2. Составим присоединенную матрицу
,
где -
алгебраические дополнения,
- миноры
элементов матрицы А, связь между которыми выражается формулой:
. (2)
Минор элемента определяется как определитель, получающийся из исходной матрицы вычеркиванием строки и столбца, на пересечении которых находится элемент.
3. Транспонируем
матрицу , т.е.
поменяем местами строки и столбцы матрицы:
.
4. Вычислим обратную матрицу по формуле (1):
.
5. Сделаем проверку. Согласно определению обратной матрицы
, (3)
где Е – единичная матрица.
Вычислим
произведение :
.
Аналогично можно
показать, что выполняется равенство .
Ответ: .
Задача 4. Вычислить
определитель .
Решение
Для вычисления определителя четвертого порядка используем теорему о разложении определителя, согласно которой определитель n –го порядка Δ равен сумме произведений элементов какой-либо строки или какого либо столбца на их алгебраические дополнения, т.е.:
,
; (4)
или
,
(5)
где -
алгебраические дополнения элементов; i – номер строки, j –
номер столбца определителя Δ.
Разложим исходный определитель четвертого порядка (n = 4) по элементам второго столбца (j = 2), тогда формула (5) для вычисления определителя принимает вид:
. (6)
Пользуясь
свойствами определителей, упростим вычисление определителя по формуле (6),
обратив в нули все элементы второго столбца, кроме элемента . Чтобы
получить нули во втором столбце определителя, прибавим элементы первой строки
(умноженные на 1) к соответствующим элементам второй и четвертой строк и вычтем
из соответствующих элементов третьей строки:
.
Вычисляя полученный преобразованный определитель по формуле (6), получим:
Таким образом, вычисление определителя четвертого порядка свелось к вычислению одного определителя третьего порядка, который можно вычислить, например, методом треугольников, а можно опять понизить порядок определителя, используя теорему разложения.
Применим второй
способ, предварительно преобразовав определитель третьего порядка. Обратим в
нули все элементы третьего столбца определителя, кроме элемента . Для
этого сначала умножим все элементы первой строки на 3 и сложим их с
соответствующими элементами второй строки, затем все элементы первой строки
сложим с соответствующими элементами третьей строки.
.
Раскладывая определитель по элементам третьего столбца, и вынося общие множители, получим:
.
Ответ:16.
Задача 5. Вычислить
ранг матрицы .
Решение
1. Определим интервал, в котором находятся значения ранга данной матрицы. Известно, что для ранга матрицы А размера mxn справедливо соотношение:
, (7)
в соответствии с
которым ранг исходной матрицы размера 3х4 лежит в интервале:или
.
2. Для вычисления ранга матрицы воспользуемся методом элементарных преобразований, в соответствии с которым исходная матрица приводится к трапециевидной (ступенчатой) форме.
Приведем исходную матрицу к трапециевидной форме. Для этого на первом этапе получим нули в первом столбце матрицы, умножая элементы первой строки сначала на (-2), затем на (-5) и складывая их с соответствующими элементами второй и третьей строки:
®
.
На втором этапе получим нули во втором столбце матрицы. Сначала для удобства дальнейших преобразований умножим элементы второй и третьей строки на (-1), а затем умножим элементы второй строки на (-2) и прибавим к соответствующим элементам третьей строки:
.
Ранг полученной трапециевидной матрицы равен числу главных диагональных элементов (в данном случае – единиц), отличных от нуля, т.е. rang(A) = 2.
Ответ: 2.
Задача 6. Решить систему с помощью формул Крамера
.
Решение
Формулы Крамера имеют вид:
, (D ≠
0; j = 1,2,…,n) (8)
где
-
неизвестные, n – число неизвестных;
D – главный определитель системы, составленный из коэффициентов при неизвестных,
Dj- вспомогательный определитель, получающийся из главного определителя D заменой j –го столбца на столбец свободных членов.
1. Вычислим определители (например, методом треугольников):
- главный
определитель;
вспомогательные определители
,
,
.
2. Так как главный определитель системы отличен от нуля (D ≠ 0), то система имеет единственное решение, которое может быть найдено по формулам Крамера (8):
,
,
.
Целесообразно сделать
проверку полученного решения. Подставим найденные значения неизвестных в
исходную систему:
.
При подстановке
найденных значений неизвестных в
исходную систему каждое уравнение системы обратилось в тождество,
следовательно, найденная последовательность чисел
является
решением системы.
Ответ: .
Задача 7.Решить методом Гаусса систему
а)
.
Решение
1. Определим число неизвестных системы n = 4 и число уравнений m = 4.
Выпишем матрицу
коэффициентов системы
и матрицу-столбец свободных членов .
Составим
расширенную матрицу системы -
матрицу коэффициентов, дополненную столбцом свободных членов
=
.
2. Приведем расширенную матрицу системы к трапециевидной форме (прямой ход метода Гаусса). Для этого, умножая элементы первой строки на числа (-2),(-3),(-4) и прибавляя их к соответствующим элементам второй, третьей, четвертой строки соответственно, получим нули в первом столбце матрицы. Затем, подбирая соответствующие множители ко второй и третьей строкам, получим нули во втором и третьем столбцах матрицы:
=
®
®®
®
3. [1]Определим ранги матриц:
rang = rang
= 4 –
ранг расширенной матрицы;
rang=
= 4 ранг
матрицы коэффициентов системы.
rang= rang
= r = 4.
Ранг матрицы коэффициентов системы равен рангу расширенной матрицы и равен числу неизвестных системы (r = n =4). В этом случае, согласно теореме Кронекера-Капелли, система имеет единственное решение.
4. Найдем решение системы (обратный ход метода Гаусса):
Запишем укороченную систему, соответствующую полученной трапециевидной матрице:
.
Найдем неизвестные, последовательно исключая переменные
из уравнения (4′) x4 = 1,
из уравнения (3′) x3 = 0+x4 = 0 + 1 = 1,
из уравнения (2′) x2=10 – 2x3 – 7x4 = 10 – 2 – 7 = 1,
из уравнения (1′) x1 = 11 – 2x2 – 3x3 – 4x4 = 11 – 2 – 3 – 4 = 2.
Ответ: система
совместна, определена,
имеет единственное решение .
б)
.
Решение
m = 3; n = 3.
1. Приведем расширенную матрицу системы к трапециевидной форме (прямой ход метода Гаусса):
.
В процессе преобразований на первом шаге поменяли местами первый и третий столбцы матрицы; на втором и третьем шагах получили нули в первом и втором столбцах соответственно.
Исходя их вида полученной трапециевидной матрицы, можно сделать вывод о том, что система несовместна (т.е. не имеет решений), так как последняя строка матрицы содержит ненулевой свободный член и соответствует противоречивому уравнению, которое привело к неверному равенству 0 = 1.
Заметим, что в
данном случае ранг расширенной матрицы не равен рангу матрицы коэффициентов
системы rang≠ rang
и, в
соответствии с теоремой Кронекера-Капелли, такая система несовместна.
Ответ: система несовместна.
в)
Решение
m = 3; n = 4.
Заметим, что в данном случае число уравнений меньше числа неизвестных (m < n), и такая система не может быть определена, т.е. не может иметь единственное решение.
1. Приведем расширенную матрицу системы к трапециевидной форме (прямой ход метода Гаусса):
.
2.Ранг полученной трапециевидной матрицы r, равный числу единиц, стоящих на главной диагонали, равен рангу матрицы коэффициентов системы, т. е. в этом случае
rang = rang
= r = 2
и система совместна.
Так как r < n (ранг меньше числа неизвестных), система не определена, т.е. имеет бесконечное множество решений.
Так как r = 2, то две переменные х1 и х2, входящие в базисный минор, являются базисными, остальные (n – r) переменные – свободные.
Пусть свободные переменные х3 и х4 принимают произвольные числовые значения С1 и С2 , т.е. положим:
.
3. Обратный ход метода Гаусса. Запишем укороченную систему, соответствующую полученной трапециевидной матрице:
Оставим базисные переменные х1 и х2 в левой части уравнений, а свободные переменные х3 и х4 перенесем в правую часть:
,
где ;
,
откуда
,
.
Запишем общее решение системы в виде вектор-функции от свободных переменных С1 и С2
.
Ответ: .
Контрольная работа №2 по теме «Основы дифференциального интегрального исчисления»
Вариант № 1
Задание1. Даны функция z=z(x,y), точка A(x0;y0) и вектор a(ax;ay). Найти: 1) grad z в точке А. 2) производную в точке А по направлению вектора a.
Решение:
1)
;
2) Производная по направлению:
Задание 2. Вычислить с помощью двойного интеграла в полярных координатах площадь фигуры, ограниченной кривой, заданной уравнением в декартовых координатах (a>0).
Решение:
Преобразуем формулу в полярные координаты:
Задание 3. Вычислить с помощью тройного интеграла объем тела, ограниченного указанными поверхностями.
Тело,
объем которого мы находим ограничено сверху z=,
а снизу z=0,
х и y изменяются от 0 до 4.
Задание 4. Исследовать сходимость числового ряда
По признаку Даламбера:
,
значит ряд расходится.
Задание 5. Найти интервал сходимости степенного ряда
Решение:
Интервал сходимости:
(-1< x < 1)
Вариант№2
Задание 1. Вычислить определенный интеграл с точностью до 0.001, разложив подынтегральную функцию в
степенной ряд и затем проинтегрировать его почленно.
Разложим подынтегральную функцию применяя таблицу простейших разложений:
Проинтегрируем ряд почленно:
Задание 2. Разложить данную функцию f(x) в ряд Фурье
Решение:
Задание 3. Найти общее решение дифференциального уравнения
Решение:
;
1.
интегрируем
обе части
интегрируем
обе части
Искомая функция:
Задание 4. Найти частное решение
дифференциального уравнения , удовлетворяющее начальным условиям
Это линейное неоднородное дифференциальное уравнение II порядка. Составим характеристическое уравнение:
Т.к. корни действительные и одинаковые, то общее решение соответствующего однородного уравнения запишем в виде
интеграл функция дифференциальное уравнение
Правая часть уравнение может быть представлена в виде:
,
где
Является корнем характеристического уравнения кратности 2.
Частное
решение исходного уравнения будем искать в виде
Найдем первую и вторую производные частного решения, подставим их в исходное дифференциальное уравнение и приравняем коэффициенты при одинаковых степенях переменной х.
;
А=5
Следовательно общее решение исходного (неоднородного) уравнения запишем в виде:
Найдем частное решение:
Частное решение:
3.2.3 |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ЭКЗАМЕН). |
Вариант 1
Тема
1. Решение систем линейных уравнений:
Тема 2. Векторы и координаты
Найдите скалярное
произведение векторов а и в, если =3,
=1,
=45
Тема 3. Функции, пределы, последовательности
Найдите предел последовательности
+6n
n
(2n+1)*(8n+1)
Тема 4. Техника дифференцирования.
Найдите производную функции y = 2x - arctg x
Тема 5. Применение дифференциального исчисления для исследования функции
Найдите наибольшее и наименьшее значение
функции f(x) = x4-8x2-9 на отрезке
Тема 6. Неопределенный интеграл и его свойства
Для функции f(x) = cos2x найти ту первообразную, график которой проходит через точку
М (/2;
/4)
Тема 7. Определенный интеграл
Вычислить определенный интеграл
4 x dx
Тема 8. Применение интеграла к вычислению площадей
Найдите площадь фигуры, ограниченной
линиями x=0, x=/2, f1(x) = sin x, f2(x) = cos x
Тема 9. Основные теоремы теории вероятностей
Найдите член разложения (x+ 4)10, не содержащий х
(т.е. содержащий х в нулевой степени)
Тема 10. Случайные величины и их законы распределения
Найдите вероятность того, что при подбрасывании двух костей суммарное число очков окажется равным 5.
Вариант 2
Тема 1. Решение систем линейных уравнений
Тема 2. Векторы и координаты
Найдите угол между векторами
a и в =
Тема 3. Функции, пределы, последовательности
Найдите предел последовательности
Тема 4. Техника дифференцирования
Вычислите:
f/ (, если f(x) = 5 arcsin x - 3 arсcos x
Тема 5. Применение дифференциального исчисления для исследования функции
Найдите наибольшее и наименьшее значение
функции y =
4
на интервале
Тема 6. Неопределенный интеграл и его свойства
Найдите все первообразные функции y = x+2, касающиеся кривой y = x2
Тема 7. Определенный интеграл:
Вычислить интеграл
Тема 8. Применение интеграла к вычислению площадей
Найдите площадь фигуры, ограниченной
линиями y=2 , y=0
Тема 9. Основные теоремы теории вероятностей
Найдите шестой член разложения (y1/2+ x1/3)n, если биноминальный коэффициент третьего от конца члена равен 45
Тема 10. Случайные величины и их законы распределения
Найдите вероятность того, что на удачу взятое двузначное число окажется кратным либо 3, либо 5, либо тому и другому одновременно.
РАЗДЕЛ 4. Критерии оценивания.
Промежуточная аттестация проводится в конце 2 семестра в форме экзамена. Оценка результатов освоения программы происходит с использованием пятибалльной системы оценивания знаний. Используются следующие критерии оценки:
Оценка |
Критерий |
«5» |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением определенных требований, качественно и творчески |
«4» |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением определенных требований, при выполнении отдельных алгоритмов действий допущены небольшие отклонения, общий вид объекта достаточно аккуратный |
«3» |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением заданной последовательности, отдельные алгоритмы действия выполнены с отклонением от образца, объект оформлен небрежно или не в заданный срок |
«2» |
Обучаемый самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, при выполнении алгоритмов действия допущены большие отклонения, объект оформлен небрежно и имеет незавершенный вид |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
· работа выполнена полностью;
· в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
· в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
· работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
· допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
· допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
· работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
· полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
· изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
· правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
· показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
· продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя;
· возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания преподавателя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
· допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания преподавателя;
· допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания преподавателя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
· неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
· имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
· студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
· не раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
· допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов
обозначений величин, единиц их измерения;
-незнание наименований единиц измерения;
-неумение выделить в ответе главное;
-неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-неумение делать выводы и обобщения;
-неумение читать и строить графики;
-неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-потеря корня или сохранение постороннего корня;
-отбрасывание без объяснений одного из них;
-равнозначные им ошибки;
-вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-неточность графика;
-нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники:
1. В. П. Григорьев, Ю. А. Дубинский. Элементы высшей математики – М., 2016 г.
2. С. Г. Григорьев, С. В. Задулина. Математика – М., 2017 г.
Дополнительные источники:
1 Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472/.
2 Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова. - Режим доступа: http://www.exponenta.ru/educat/systemat/kalashnikova/inde/.
3 Курош А.Г. Курс высшей алгебры [Электронный учебник] /А.Г. Курош. - Режим доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_natural-science_8.html/
4 Кострикин А.И., Манин Ю.И. Линейная алгебра и геометрия [Электронный учебник] /А.И. Кострикин. - Режим доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_natural-science_8.html/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.