В соответствии с требованиями ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП) создаются фонды оценочных средств (ФОС) для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.Фонд оценочных средств разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «18» апреля 2014 г. № 519 и предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов по виду профессиональной деятельности ПМ.04 Выполнение работ по одной из профессий Водитель автомобиля в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.Фонд оценочных средств
Министерство образования и науки Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЫЗРАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной
работе ГБПОУ «СПК»
_________________ Т.Е.Пидодня
«___» ________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ
ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
программы подготовки специалистов среднего звена
20.02.04 Пожарная безопасностьСызрань, 2016Титульный лист для программ, реализуемых в системе дуального обучения
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УСТАВУ
Наименование учредителя
УТВЕРЖДАЮ
Должность ответственного за
утверждение программ от
предприятия
Название предприятия
_________________И.О. Фамилия
___ ________________20_____г
УТВЕРЖДАЮ
Должность ответственного за
утверждение программ в ОО
СОКРАЩЕННОЕ НАЗВАНИЕ ОО
_________________И.О. Фамилия
___ ________________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ
ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
программы подготовки специалистов среднего звена
20.02.04 Пожарная безопасность
реализуемой в системе дуального обучения с
Название предприятия/предприятийСызрань, 2016ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией
профессионального цикла
Председатель ЦК
_________С.В. Дронова
Протокол № ___от _______
«____» ____________2016 г.
Составитель:
Дронова С.В., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «СПК»
Нигматзянов О.Г., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «СПК»
Загудаев С.В., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «СПК»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.04
Пожарная безопасность, утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от «18» апреля 2014 г. № 354.СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
7. ЛИСТ АКТУАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4
7
8
12
15
16
22
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ)
является частью программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 20.02.04 Пожарная безопасность базовой подготовки, разработанной
в ГБПОУ «СПК» в части освоения основного вида профессиональной деятельности:
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в виде
деятельности Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
1.2. Цели и задачи профессионального модуля
Обязательная часть
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен
иметь практический опыт:
управления автомобилями категории «С»;.
получения общепрофессиональных, тактических и специальных знаний,
необходимых практических навыков и умений, позволяющих в дальнейшем успешно
организовывать и проводить работы, направленные на тушение пожаров и проведение
аварийноспасательных работ, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
обеспечение пожарной
безопасности;
уметь:
пользоваться дорожными знаками и разметкой;
ориентироваться по сигналам регулировщика;
определять очередность проезда различных транспортных средств;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно
транспортных происшествиях;
управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного
средства;
уверенно действовать в нештатных ситуациях;
обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;
предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности
дорожного движения;
исполнять обязанности личного состава отделения на автоцистерне; обеспечивать выполнение правил охраны труда при несении караульной
службы, сборе, выезде и следовании на пожар;
прогнозировать развитие пожара и проводить расчет сил и средств по
тушению пожаров на различных объектах ;
выполнять нормативы пожарностроевой подготовки и тактико
специальной подготовки;
проводить расстановку сил и средств на пожаре;
ставить задачи личному составу по ведению основных действий по тушению
пожара;
проводить расстановку сил и средств;
ставить задачи личному составу по ведению основных действий по
проведению аварийноспасательных работ;
знать:
причины дорожнотранспортных происшествий;
зависимость дистанции от различных факторов;
дополнительные требования к движению различных транспортных средств и
движению в колонне;
особенности перевозки людей и грузов;
влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и
безопасность движения;
основы законодательства в сфере дорожного движения;
критерии своевременного прибытия подразделения к месту вызова;
примерный расчет времени;
основы тушения пожара;
принципы и уметь выбирать решающее направление действий по тушению
пожара;
обязанности должностных лиц на пожаре;
принципы и уметь выбирать решающее направление действий по
проведению аварийноспасательных работ;
обязанности должностных лиц.
Вариативная часть –
не предусмотрено1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля
Вид учебной деятельности
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Курсовая работа/проект (при наличии)
Учебная практика
Производственная практика
Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:
конспектирование,
информационного сообщения, ответы на вопросы
Промежуточная аттестация в форме (указать)
решение
задач,
подготовка
801
342
144
144
171
Квалификационный
экзамен2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, в том числе
профессиональными компетенциями (ПК), указанными в ФГОС по специальности
20.02.04 Пожарная безопасность:
Код
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4
ПК 4.5
ПК 4.6
ПК.4.7
ПК 4.8
ПК 4.9
Наименование результата обучения
Управлять автомобилями категории «C».
Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных
средств.
Работать с документацией установленной формы.
Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного
происшествия
Выполнение работ по локализации и ликвидации пожара
Выполнение работ по спасению, защите и эвакуации людей и имущества.
Выполнять аварийноспасательные работы
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями
(ОК):
Код
ОК.1
ОК.2
ОК.3
ОК.4
ОК.5
ОК.6
ОК.7
ОК.8
ОК.9
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, людьми, находящимися в зонах пожара
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
3.1 Тематический план профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Коды
профессионал
ьных
компетенций
Наименования разделов
профессионального
модуля
Всего
часов
1
ПК 4.14.6
ПК 4.74.9
2
Раздел 1. Выполнение
работ по профессии
водитель автомобиля
Раздел 2. Выполнение
работ по профессии
пожарный
Производственная
практика (по профилю
специальности), часов
(если предусмотрена
концентрированная
практика)
Всего:
3
306
207
*
(ввести
число)
Обязательная аудиторная учебная
нагрузка обучающегося
в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов
6
в т.ч.
лабораторные
работы и
практические
занятия, часов
5
100
80
Всего,
часов
4
204
138
Самостоятельная
работа
обучающегося
в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов
8
Всего,
часов
7
102
69
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю
специальности),
часов
9
108
36
10
36
108
*
(повторить
число)
513
342
180
171
144
144Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК. 04. 01 Выполнение
работ по профессии
водитель автомобиля
Раздел 1. Выполнение
работ по профессии
водитель автомобиля
Тема 1.1.Правила
дорожного движения
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Содержание
1. Основные понятия и термины
2 Общие обязанности водителей
3 Общие обязанности пешеходов, пассажиров
4
5
6
7 Предписывающие знаки
8
Дорожные знаки и их классификация
Предупреждающие знаки, знаки приоритета
Запрещающие знаки
Знаки особых предписаний информационные знаки,
Знаки сервиса, знаки дополнительной информации
(таблички)
9
остановки
10 Дорожная разметка и их характеристики
11 Сигналы светофора и регулировщика
12 Применение аварийной сигнализации и знака аварийной
14 Расположение транспортных средств на проезжей части.
15 Скорость движения
16 Обгон, объезд, встречный разъезд
17 Остановка и стоянка транспортных средств
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
кабинет Правил
безопасности
дорожного
движения
4
2
3
2
3
306
306
62
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
транспортных средств,
18 Проезд перекрестков
19 Пешеходные переходы и места остановок маршрутных
20 Движение через железнодорожные переезды,
21 Движение по автомагистралям, в жилых зонах, учебная
22 Пользование внешними световыми приборами и
23 Буксировка транспортных средств,
24 Перевозка людей, грузов,
25 Дополнительные требования к движению велосипедов,
звуковыми сигналами,
мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
Основные положения по допуску транспортных средств к
эксплуатации
езда
26
международном дорожном движении,
27 Неисправности и условия, при которых запрещается
эксплуатация транспортных средств,
28 Регистрация транспортных средств,
29 Допуск транспортных средств для участия в
30 Лицензирование и сертификация транспортных средств
31 Контрольная работа по теме «Правила дорожного
Лабораторные работы
Практические занятия
1. Решение задач с использованием предупреждающих
2
знаков и приоритета
Решение задач с использованием запрещающих знаков
движения»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
52
4
4Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
5
6
7
8
Решение задач с использованием предписывающих знаков
Решение задач с использованием знаков особых
предписаний и информационных знаков
Решение задач с использованием знаков сервиса и знаков
дополнительной информации (табличек)
Решение задач с использованием горизонтальной разметки
Решение задач с использованием вертикальной разметки
Решение задач по требованиям сигналов светофора и
регулировщика
Решение задач при маневрировании транспортных средств
4
4
4
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
4
4
16
кабинет Правил
безопасности
дорожного
движения
равнозначных дорог
9
10 Решение задач при выполнении обгона
11 Решение задач при выборе скоростного режима
12 Решение задач при остановке транспортных средств
13 Решение задач при стоянке транспортных средств
14 Решение задач по проезду регулируемых перекрестков
15 Решение задач по проезду нерегулируемых перекрестков
16 Решение задач по проезду нерегулируемых перекрестков
17 Решение задач по особым условиям
18 Решение комплексных задач
Содержание
1
2
3
Закон РФ «О безопасности дорожного движения»
Психологические основы труда водителя
Дорожные условия и безопасность движения
Дорожнотранспортные происшествия, эксплуатационные
свойства автомобиля
Силы, действующие на автомобиль при движении
неравнозначных дорог
4
5Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Тема 2.1. Безопасность
дорожного движения
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Тяговые и тормозные свойства
Устойчивость, управляемость, проходимость автомобиля
Информативность, обитаемость
6
7
8
Лабораторные работы
Практические занятия
1
2
3
4
5
6
Выполнение упражнений по оценке и тренировке
внимания
Определение тормозной силы в зависимости от
состояния дорожного покрытия
Составление схемы зарождения и развития дорожно
транспортного происшествия
Составление схемы дорожнотранспортного
происшествия
Расчет тормозного и остановочного пути
Отработка навыков по выводу автомобиля из заноса
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
18
2
2
2
2
4
2Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
7
Отработка навыков по управлению автомобилем при
прохождении поворота.
Тема 1.3 Основы
безопасного управления
транспортным средством
Содержание
1
2
Техника пользования органами управления
Управление транспортным средством в ограниченном
пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах
Основы управления транспортным средством в
различных условиях движения
3
Лабораторные работы
Практические занятия
1 Отработка на тренажерах приемов пользования органами
управления транспортным средством при трогании с
места, разгоне
кабинет Правил
безопасности
дорожного
движения
2
6
2
2
2
10
2Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
2
3
4
5
средством
транспортным
Отработка на тренажерах приемов пользования органами
управления
при
маневрировании, торможении
Разбор дорожнотранспортных ситуаций на перекрестках
и пешеходных переходах и местах скопления пешеходов
Разбор типичных дорожнотранспортных ситуаций,
характерных для транспортного потока
Разбор типичных опасных дорожно – транспортных
ситуаций при преодолении препятствий
сонной артериях
Выполнение непрямого массажа сердца
Содержание
1 Общие понятия о первой медицинской помощи, состояния
угрожающие жизни
Лабораторные работы
Практические занятия
1 Отработка приёмов определения пульса на лучевой и
2
3 Оказание первой помощи при кровотечениях
4 Оказание первой помощи при шоке, обмороке, ожогах
5 Оказание первой помощи при отравлениях
6 Оказание первой помощи при извлечении инородного тела
Содержание
1 Общее устройство и компоновка транспортного средства
2 Общее устройство и работа двигателя
3
Назначение, устройство и работа кривошипношатунного
механизма
из дыхательных путей
Тема 1.4 Первая
медицинская помощь
Тема 1.5 Устройство и
техническое обслуживание
транспортных средств
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
кабинет Правил
безопасности
дорожного
движения
кабинет Правил
безопасности
дорожного
движенияНаименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
4
Назначение, устройство и работа газораспределительного
механизм
Система охлаждения
Система смазки,
Система питания,
Электрооборудование,
5
6
7
8
9 Ходовая часть
Лабораторные работы
Практические занятия
1
2
3
4
Способы устранения и техническое обслуживание
неисправностей двигателя
Проверка состояния приборов освещения и сигнализации
Проверка состояния колес и шин
Проверка технического состояния работы рулевого
механизма и тормозов
Тема 1.6 Основы
организации перевозок
Содержание
1
Техникоэксплуатационные
подвижного состава
Лабораторные работы
Практические занятия
показатели
работы
Самостоятельная работа при изучении раздела 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
конспектирование, решение задач, подготовка информационного сообщения, ответы на вопросы,
выполнение реферата
кабинет Правил
безопасности
дорожного
движения
102
2
16
8
2
2
2
2
2
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
Учебная практика
Виды работ
1.
изучение правил безопасного вождения автомобилей категории «С» согласно
инструкции по эксплуатации и требованиям Правил дорожного движения;
2. изучение организации рабочего места в соответствии с видом технического
обслуживания перед выездом и при выполнении поездки;
3. изучение последовательности операций при выполнении работ по техническому
обслуживанию перед выездом и при выполнении поездки в соответствии с технологической
инструкцией;
4. изучение требований охраны труда и экологической безопасности при проведении работ
и соответствии с установленной нормативно технической документацией
Производственная практика (по профилю специальности
Виды работ
изучение ФЗ №196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения»;
определение неисправностей согласно показаниям контрольноизмерительных
выполнение ремонтных работ по устранению мелких неисправностей, не требующих
1.
2.
3.
приборов;
разборки узлов и агрегатов;
4.
оформление путевой и транспортной документации.
МДК. 04. 02 Выполнение работ по профессии пожарный
Раздел 2. Выполнение
работ по профессии
пожарный
Тема 2.1. История развития
пожарной охраны
Содержание
1 Организация борьбы с пожарами в древности
2 Специализация пожарных подразделений в Риме
3 Юридические акты России по пожарной охране до ХХ в.
4
Развитие пожарной охраны до 1917 года
Кабинет
аварийно
спасательной и
пожарной
техники,
108
36
207
207
20
2
4
2
2Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Тема 2.2. Организация
деятельности пожарной
охраны
Тема 2.3. Пожарная
техника и пожарно
техническое вооружение
охраны
карауле
Развитие пожарной охраны с 1917 года
5
6 История развития пожарной охраны в г.Сызрани
Лабораторные работы
Практические занятия
Содержание
1 Организация деятельности ГПС МЧС РФ
2 Организация деятельности ведомственной пожарной
3 Обязанности личного состава при несении службы в
4 Организация гарнизонной и караульной службы
5 Обязанности должностных лиц гарнизона
6 Изучение внутреннего распорядка
Лабораторные работы
Практические занятия
1 Изучение табеля боевого расчета
2 Организация смены дежурных караулов
3 Специализация дежурных смен
Содержание
1 Основные понятия и определения
2 Назначение и виды пожарной техники
3 Классификация пожарных автомобилей
Тактикотехнические характеристики пожарных
автомобилей
4
5 Организация технического обслуживания в пожарных
6 Организация эксплуатации пожарных рукавов
7 Классификация пожарных насосов
частях
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
лаборатория
пожарной и
аварийно
спасательной
техники
Объем
часов
Уровень
освоения
6
4
18
2
2
4
4
4
2
8
2
4
2
20
2
2
2
4
2
2
2Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
Тема 2.4. Пожарно
строевая подготовка
Работа с пожарными рукавами
Работа с пожарными насосами
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание ПТВ
Эксплуатация пожарных лестниц
Работа со спасательными веревками
8 Средства спасания и самоспасания
Лабораторные работы
Практические занятия
1 Изучение табеля положености на пожарную технику
2
3
4 Устранение неисправностей пожарной техники
5
6
7
8
Лабораторные работы
Практические занятия
1 Надевание боевой одежды и снаряжения
2
3 Сматывание спасательной веревки в клубок
4 Прокладка рукавных линий
5
6 Надевание теплоотражательного костюма
7 Оказание первой помощи при ожогах
8 Установка мотопомпы на водоисточник
9 Установка пожарного автомобиля на пожарный гидрант
10
11 Установка переносного лафетного ствола
12 Работа со стационарным лафетным стволом
13 Боевое развертывание с УКТП «Пурга»
Закрепление спасательной веревки за конструкцию
Забор воды с помощью гидроэлеватора
Вязка двойной спасательной петли
Кабинет
аварийно
спасательной и
пожарной
техники,
лаборатория
пожарной и
аварийно
спасательной
техники,
территория
учебных
мастерских
4
28
4
2
6
4
2
4
4
2
44
4
4
4
2
4
4
2
2
4
4
2
2
4Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
Самостоятельная работа при изучении раздела 2.
………………
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
конспектирование, подготовка к практическому занятию
Учебная практика
Виды работ
1. изучение организационноштатной структуры пожарной части;
2. изучение должностных инструкций личного состава караула пожарной части;
3. организация несения службы дежурного караула;
4. организация службы внутреннего наряда;
5. изучение тактикотехнических характеристик пожарной и аварийноспасательной техники,
пожарнотехнического вооружения и оборудования стоящих на вооружении подразделения;
6. организовывать ремонт технических средств;
7. организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
69
36Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Место
организации
обучения и/или
название
лаборатории,
кабинета
Объем
часов
Уровень
освоения
Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ
1. изучение организационноштатной структуры пожарной части;
2. изучение должностных инструкций личного состава караула пожарной части;
3. организация несения службы дежурного караула;
4. организация службы внутреннего наряда;
5. изучение тактикотехнических характеристик пожарной и аварийноспасательной техники,
пожарнотехнического вооружения и оборудования стоящих на вооружении подразделения;
6. организовывать ремонт технических средств;
7. организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
Всего
108
Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается
содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий
(отдельно по каждому виду), а также тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по
профессиональному модулю, описывается тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *).
Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Отдельно расписываются виды работ по учебной практике и виды работ по производственной практике.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Обратите внимание, что лабораторные работы преимущественно направлены на отработку знаний, а практические занятия на отработку
умений. Формулировка ЛР/ПЗ должна начинаться с отглагольного существительного, например: Разработка…., Анализ…, Определениие,
Исследование…, Установление… , Расчет…..и др.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы ПМ требует наличия учебных кабинетов «Правила
безопасности дорожного движения».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Дорожные знаки», «Дорожная
разметка», «Средства регулирования дорожного движения»;
доска магнитная настенная со схемой населенного пункта и магнитными
фигурами (автомобили, пешеходы, регулировщики, дорожные знаки и светофоры);
стенд «Административная ответственность водителя;
пособия для оказания первой медицинской помощи;
автомобильная аптечка первой медицинской помощи.
комплект пожарнотехнического оборудования;
комплекты учебнометодической документации;
наглядные пособия (планшеты, макеты);
комплекты бланков оперативнослужебной документации Федеральной
противопожарной службы.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
персональный компьютер;
обучающие фильмы на электронных носителях;
комплект портативных радиостанции «Mini Jet».
Реализация рабочей программы ПМ предполагает обязательную
производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
переносная мотопомпа МП800Б;
прицепная мотопомпа МП1600;
стенд пожарного насоса ПН 40УА;
шасси пожарного автомобиля АЦ 4,0 40 (ЗиЛ 130);
макет пятиэтажного жилого дома в разрезе;
генератор пены средней кратности ГПС 200;
генератор пены средней кратности ГПС 600;
стенд всасывающей сетки СВ 125; комплекты боевой одежды и снаряжения пожарного;
комплект спасательных веревок ВПС 50;
комплект пожарных рукавов диаметром 51 мм.
4.2 Информационное обеспечение
Основные источники
1. Правила дорожного движения РФ:офиц.текст. М.: «Атберг», 2016.
2. Правила дорожного движения 2011. Новейшая методика обучения с
анимационной тренингсистемой по ПДД). – СПб.: Питер, 2014.
3. Временное наставление по действиям формирований МЧС России при
радиоактивном загрязнении и биологическом заражении на объектах метрополитена,
МЧС России, 2013.
4. Приказ МЧС России от 05.05.2008 № 240 (ред. от 04.04.2013)
«Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной
охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно
спасательных работ» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2008 № 11779)
5. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. Пожарная тактика. Основы тушения
пожара. – Екатеринбург: Калан, 2009.
Дополнительные источники
1.
Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность
движения: учеб. – М.: Академия, 2013.
2.
Пугачев И.Н., Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация и безопасность
дорожного движения. – М.: Академия, 2013.
3.
Суняев Л.В. Комментарий к новым правилам дорожного движения и
основам расследования ДТП. – М.: Гросс Медия, РОСБУХ, 2016
4.
Цыганков В.С. Высшая школа водительского мастерства: учеб. – М.: ИКЦ
Академкнига, 204.
5. Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. –
М.: За рулем, 2013.
1. ГОСТ Р22.8.0294. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Захоронение
радиоактивных отходов агропромышленных производств. Общие требования.
2. ГОСТ Р22.3.0194.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования.
3. ГОСТ Р22.2.0494. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные
аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных
технических систем. Основные положения и правила.
4. ГОСТ Р22.2.0594. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные
аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристикисредств контроля и испытаний в составе сложных технических систем, формы и
процедуры их метрологического обслуживания. Общие положения и правила.
5. ГОСТ Р22.2.0794.
Вещества взрывчатые инициирующие.
Метод
определения температуры вспышки.
6. ГОСТ Р22.9.0195. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно
спасательный инструмент и оборудование. Общие технические требования.
7. ГОСТ Р22.9.0595. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы
индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования.
8. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным
условиям. Л.: Наука, 1988.
9. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе: проявление, эффективность
защиты. М.: Мысль, 1988.
10. Алтунин А.Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными
бедствиями. М.: Стройиздат, 1976.
11. Безопасность людей при пожарах в зданиях и сооружениях. М.:
ВНИИПТО, 1987.
12. Беляков В.Д., Дегтярев А.А., Иванников Ю.Г. Качество и эффективность
противоэпидемических мероприятий. Л.: Медицина, 1988.
13. Гир Дж., Шах X. Зыбкая твердь: Что такое землетрясение и как к нему
готовиться? М.: Мир, 1988.
14. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало,
1994.
15. Гоголев М.И.,
Качанов И.А.,
Подготовка
невоенизированных формирований и учреждений медицинской службы гражданской
обороны. М.: Медицина,1977.
Шустиков В.М.
16. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной
системы. М.: Наука, 1970.
17. Друмя А.В., Шебалин Н.В. Землетрясение: где, когда, почему? Кишинев:
Штиинца, 1985.
18. Каммерер Ю.Ю., Харкевич А.Е Аварийные работы в очагах поражения.
М.: Энергоатомиздат, 1990.
19. Коротеев Д.В., Новак А.П. Предупреждение характерных аварий и
несчастных случаев в строительстве. М.: Стройиздат, 1974.
20. Крылова Г.С. Предотвращение и локализация пожаров воздушных судов с
помощью пен. М.: Транспорт, 1991.
21. Теребнев В.В. Организация службы начальника караула пожарной части.
М.: ПожКнига, 2005.
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ
ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ производится всоответствии с учебном планом по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность и
календарным учебным графиком.
Образовательный процесс организуется по расписанию занятий. График
освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК указать название.
Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин
ххххххххх перечислить дисциплины, которые являются базовыми хххххххххххх.
При проведении лабораторных работ/практических занятий (ЛР/ПЗ)
проводится деление группы студентов на подгруппы.
Лабораторные работы проводятся в специально оборудованной лаборатории
(ях) ……указать название согласно ФГОС……… И/ИЛИ при реализации дуального
обучения (элементов дуального обучения) указать особенности организации
образовательного процесса, места проведения теоретических и практических
занятий, их последовательность и др.
С целью методического обеспечения прохождения учебной и/или
производственной практики, выполнения курсового проекта/курсовой работы
разрабатываются методические рекомендации для студентов.4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение
по МДК:
наличие высшего профессионального образования, соответствующего
профилю модуля и специальности.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
проведение ЛР/ПЗ, учебной практики:
высшее образование по профилю специальности;
опыт работ на производстве по профилю специальности.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство производственной практикой:
− инженернопедагогический состав, преподаватели междисциплинарных
курсов.5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
безопасное
дорожными
обучающийся должен уметь:
пользоваться
знаками и разметкой;
ориентироваться по сигналам
регулировщика;
определять очередность проезда
различных транспортных средств;
оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим в дорожно
транспортных происшествиях;
управлять
своим
эмоциональным состоянием при
движении
транспортного
средства;
уверенно действовать в
нештатных ситуациях;
обеспечивать
размещение и перевозку грузов;
предвидеть
возникновение
опасностей при движении
транспортных средств;
организовывать работу водителя с
соблюдением
правил
безопасности
дорожного
движения
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
причины дорожнотранспортных
происшествий;
зависимость дистанции от
различных факторов;
дополнительные требования к
движению различных транспортных
средств и движению в колонне;
особенности перевозки людей и
грузов;
влияние алкоголя и наркотиков
на трудоспособность водителя и
безопасность движения;
основы законодательства в
экспертное наблюдение и
оценка на контрольных
работах,
практических
занятиях, тренинге.
экспертное
наблюдение и оценка на
практических занятиях,
устный опрос,
выполнение
индивидуальных заданий
(оценка сообщений или
презентаций); на
контрольных работах,
экзамене.сфере дорожного движения.
ПК.4.7 Выполнение работ по
локализации и ликвидации
пожара
ПК.4.8 Выполнение работ по
спасению, защите и эвакуации
людей и имущества.
ПК.4.9 Выполнять аварийно
спасательные работы
знать
уметь
уметь
знать основы тушения
пожара;
прогнозировать
развитие пожара и проводить
расчет сил и средств по тушению
пожаров на различных объектах;
знать принципы и уметь
выбирать решающее направление
действий по тушению пожара;
проводить
расстановку сил и средств на
пожаре;
должностных лиц на пожаре;
уметь ставить задачи
личному составу по ведению
основных действий по тушению
пожара.
знать принципы и уметь
выбирать решающее направление
действий
проведению
аварийноспасательных работ;
уметь ставить задачи
личному составу по ведению
основных действий по проведению
аварийноспасательных работ.
обязанности
по
по
уметь
проводить
знать принципы и уметь
выбирать решающее направление
действий
проведению
аварийноспасательных работ;
расстановку сил и средств;
должностных лиц;
уметь ставить задачи
личному составу по ведению
основных действий по проведению
аварийноспасательных работ.
обязанности
знать
контрольных
текущий контроль
в форме практических
занятий;
работ по темам МДК;
зачеты
производственной
практике и по каждому
из
разделов
профессионального
модуля.
по
по
зачеты
контрольных
текущий контроль
в форме практических
занятий;
работ по темам МДК;
производственной
практике и по каждому
из
разделов
профессионального
модуля.
текущий контроль
в форме практических
занятий;
работ по темам МДК;
производственной
практике и по каждому
из
разделов
профессионального
модуля.
контрольных
зачеты
по
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Понимать сущность и
ОК 1.
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК
2.
собственную
выбирать
решения
задач,
эффективность и качество.
Организовывать
деятельность,
типовые методы
профессиональных
их
оценивать
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач,
профессионального и
личностного развития.
ОК
информационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Использовать
5.
Работать в коллективе
ОК 6.
и команде, эффективно общаться
с коллегами
,руководством,
людьми, находящимися в зонах
пожара.
взаимодействие
со
студентами и преподавателями в
ходе обучения по работе в
коллективе в зоне пожара.
ОК 7.
Брать на себя
ответственность за работу членов
самоанализ и коррекция
результатов собственной работы.
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
демонстрация интереса к
будущей профессии.
решение стандартных и
оценка эффективности и
выполнения
обоснование выбора и
применения методов и способ
решения
профессиональных
задач в области организации
службы,
подготовки личного
состава,
тактики тушения
пожаров и проведения аварийно
спасательных работ;
качества
профессиональных задач.
нестандартных
профессиональных
задач в
вопросах организации службы,
подготовки личного состава,
тактики тушения пожаров и
проведения
аварийно
спасательных работ.
и
использование информации для
эффективного
выполнения
задач,
профессиональных
профессионального
и
личностного развития.
навыков
использования информационно
коммуникационных технологий в
профессиональной деятельности.
демонстрация
нахождение
текущий контроль
и оценка на практических
занятиях,
при
выполнении работ по
производственной
практики.
текущий контроль
и оценка на практических
занятиях,
при
выполнении работ по
производственной
практики.
текущий контроль
и оценка на практических
занятиях,
при
выполнении работ по
производственной
практики.
текущий контроль
и оценка на практических
занятиях,
при
выполнении работ по
производственной
практики.
текущий контроль
и оценка на практических
занятиях,
при
выполнении работ по
производственной
практике.
текущий контроль
и оценка на практических
занятиях,
при
выполнении работ по
производственной
практике.
текущий контроль
и оценка на практическихкоманды
результат выполнения заданий.
(подчиненных),
Самостоятельно
ОК 8.
задачи
определять
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
Ориентироваться в
ОК 9.
условиях
смены
технологий в профессиональной
деятельности.
частой
планирование занятий при
самостоятельном
изучении
профессионального модуля и
повышения личностного и
профессионального уровня.
проявление интереса к
инновациям в условиях смены
технологий в профессиональной
деятельности.
занятиях,
при
выполнении работ по
производственной
практике.
текущий контроль
и оценка на практических
занятиях,
при
выполнении работ по
производственной
практике.
текущий контроль
и оценка на практических
занятиях,
при
выполнении работ по
производственной
практике.
Результаты указываются в соответствии с паспортом и разделом 2 рабочей
программы. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом
специфики обучения по программе профессионального модуля.ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ведомость соотнесения требований профессионального стандарта
по профессии Название ПС, номер уровня квалификации, требований WS и ФГОС СПО
по специальности Название специальности
Обобщенная трудовая функция
(ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ)
Вид профессиональной деятельности
(ФГОС СПО)
Формулировка ОТФ:
Трудовые функции
Формулировка ВПД:
ПК
Требования
WS
Требования ПС
или (лишнее удалить)
Перечень
квалификационных
требований
работодателей
Образовательные результаты ФГОС СПО по ПМ
Название ТФ
ПК 00 Название ПК
Трудовые действия
Практический опыт
Задания на практику
Самостоятельная
работа
Необходимые умения
Необходимые знания
Умение
Знание
Практические задания
Темы/ЛРТребования
WS
Требования ПС
или (лишнее удалить)
Перечень
квалификационных
требований
работодателей
Название ТФ
Трудовые действия
Необходимые умения
Необходимые знания
Образовательные результаты ФГОС СПО по ПМ
ПК 00 Название ПК
Практический опыт
Умение
Знание
Задания на практику
Практические занятия
Темы/ЛР
Самостоятельная
работа
Примечание: при отсутствии требований WS удаляется соответствующая графа.ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к рабочей программе ПМ, разработанного на основе изучения квалификационных
требований работодателей
Перечень квалификационных требований производственных
компаний/организаций, установленных в ходе изучения квалификационных
запросов к деятельности рабочих
и/или специалистов
по специальности Название специальности
Трудовая функция
Формулировки указываются на основе результатов исследования
(анкетирования, интервьюирования)
Трудовые действия
Умения
Знания
Трудовая функция
Трудовые действия
Умения
Знания
Трудовая функция
Трудовые действия
Умения
Знания
Руководитель рабочей группы
(методист)
____________
И.О. Фамилия
Член рабочей группы
(преподаватель)
Член рабочей группы
(преподаватель)
____________
И.О. Фамилия
____________
И.О. ФамилияПредставители «Название организации»:
Должность
____________
И.О. Фамилия
Должность
М.П.
____________
И.О. Фамилия
Представители «Название организации»:
Должность
____________
И.О. Фамилия
Должность
М.П.
____________
И.О. Фамилия
Данное приложение приводится и входит в состав программы при условии
проведения квалификационных исследований образовательной организации либо
при наличии данных, предоставленных региональным центром трудовых ресурсов.
Данное приложение является в таком случае основанием для разработки
приложения 1.ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к рабочей программе профессионального модуля
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Тема учебного занятия
Обязанности личного состава при несении службы в карауле
Организация технического обслуживания в пожарных частях
Организация эксплуатации пожарных рукавов
Обязанности должностных лиц гарнизона
Организация деятельности ведомственной пожарной охраны
Активные и
интерактивные формы и
методы обучения
ролевая игра
мозговой штурм
ролевая игра
мозговой штурм
ролевая игра
Код формируемых
компетенций
ОК 23, ПК 4.7
ОК 56, ПК 4.7, 4.8
ОК 6,8, ПК 4.7
ОК 6,8, ПК 4.7 – 4.9
ОК 3,4,6,8, ПК 4.8 , 4.9ЛИСТ АКТУАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Результаты актуализации
Дата
актуализа
ции
Фамилия И.О. и подпись
лица, ответственного за
актуализациюП
Р
И
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е
1
к рабочей
программ
е
професси
ональног
о модуля
основной
части
ФГОС
СПО
Примечание: возможные варианты формулировок результатов актуализации:
Действует на набор 00000000 года
Внесены изменения в ……