«Компьютерные (новые информационные) технологии в реабилитационном процессе с детьми с ментальными нарушениями и ТНМР»
Оценка 4.6

«Компьютерные (новые информационные) технологии в реабилитационном процессе с детьми с ментальными нарушениями и ТНМР»

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
26.09.2022
«Компьютерные (новые информационные) технологии в реабилитационном процессе  с детьми  с ментальными нарушениями и ТНМР»
ДОКЛАД.docx

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1. Роль компьютерных технологий в развитии и обучении детей с    ментальными нарушениями и ТНМР...............………………………………....4

2.Мультимедийная презентация как один из перспективных способов   создания современных учебных материалов........................................................6

3. Игра – одна из форм практического мышления.……………….....................8

Заключение...........................................................................................................11

Список литературы.............................................................................................12


 

Введение.

 

         Стремительное развитие компьютерных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющими различные форматы текста, звука, графики и видео. Глобальные компьютерные сети Интернет предоставляют огромные возможности для самых разнообразных способов коммуникации.

         Компьютерные технологии становятся одним из основных средств обучения, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями открывая им новые перспективы и предоставляя возможность получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования. Существенно облегчается процесс коммуникации и взаимодействия, причем для детей с ментальными нарушениями и ТНМР компьютерные технологии являются уникальным средством, способным обеспечить им взаимодействие и общение с окружающим миром.

         В настоящее время в специальной педагогике применение компьютерных технологий рассматривается в качестве одного из эффективных средств обучения, развития и средство коррекции детей с особыми образовательными потребностями.

         Новые средства специального образования, основанные на компьютерных технологиях, могут и должны применяться для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, для более эффективного решения собственно коррекционных и образовательных задач обучения, его качественной индивидуализации. Они открывают возможность постановки новых дидактических задач, расширяют арсенал средств педагога, помогая достраивать те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

         Введение компьютерных технологий в контекст обучения предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального образования будет подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.

        

 

 

 

 

 

 

I. Роль компьютерных технологий в развитии и обучении детей с ментальными нарушениями и ТНМР.

 

         Преимущества компьютера как инструмента специального обучения ребенка состоят в том, что с его помощью становится возможным:

- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;

-моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой: осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;

- моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);

- вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

- осуществлять возможность индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;

- осуществлять постоянный контроль за действиями воспитанников;

- возможность создавать игровую среду с учетом коррекционных задач;

- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.

         Преимущества компьютера могут плодотворно использоваться в различных областях специального образования: специфичных и неспецифичных, традиционных и инновационных. Применительно к каждой области должна быть обоснована необходимость включения компьютерных технологий для расширения развивающих и коррекционных задач обучения детей с определенными нарушениями в развитии, определены их функции и место в целостной системе педагогической работы. Для этого анализируются объекты познания детей в данной предметной области, развивающие и коррекционные задачи, содержание и формы продуктивной деятельности, необходимые для их освоения. Такого рода анализ позволяет понять, какими функциональными возможностями должны обладать средства обучения. С этих позиций оценивается, насколько необходимо дополнять традиционные средства информационными технологиями, а если необходимо, то какие функции им предписываются и какое место они должны занимать в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей в данной предметной области.

         Компьютерные технологии эффективны при организации тренировочных упражнений, так как даже при многократном выполнении упражнения на компьютере с целью формирования определенного навыка у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения.

         Многие программы для массовых школ применяются и в специальном образовании. Также существуют программы, специально разработанные для детей с отклонениями в развитии. Но их мало. Адаптацией, анализом, подготовкой к использованию и созданием новых программ вот что нужно сейчас развивать. Компьютерные игры, используемые педагогами, направлены, прежде всего, на обучение и развитие детей с ментальными нарушениями и ТНМР. Так, в процессе тренировочных игровых заданий дети  учатся фиксировать взор. Игровые компьютерные программы, применяемые в процессе медико-педагогической реабилитации имеют большое значение для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие указанных навыков вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами.

         Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (щелчком нужной кнопки мыши) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

         Решение ребенком игровых задач посредством компьютерных технологий способствует развитию психических процессов: мышления, внимания, произвольности поведения. Так же в процессе обучения важно учитывать игровую мотивацию. Стремление к игре помогает ребенку без лишних усилий осуществлять коррекцию зрительной патологии. Интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования таких важных коррекционно-развивающих структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развитие зрительно – моторной координации.

         Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятии и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений для удовлетворения различных жизненно важных потребностей. Проведение же специальных игр и упражнений для развития зрительного восприятия вне определенной деятельности нецелесообразно, так как ведет за собой не только к дополнительной нагрузке на детей и их утомлению. При этом ребенок не получает конкретных навыков и умений использования зрительной информации. Детям с ментальными нарушениями и ТНМР  необходима система специальных занятий.

         Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.

         Применение компьютерных технологий делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные технологии становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.

 

II. Мультимедийная презентация как один из перспективных способов создания современных учебных материалов.

 

         Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к занятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций. Основа любой современной презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Подготовка подобных занятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме, так продумываются последовательность операций, формы и способы подачи информации на экран. Занятия, включающие использование презентации, видеоматериалов вызывают эмоциональный отклик даже у инфантильных и расторможенных детей.

         Мультимедийная презентация позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио-информацию, объединенную в единую оболочку учебного процесса. Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия. Работа ребенка с таким пособием позволяет не только решать проблему сообщения учебной информации, но и знакомит с актуальной формой её представления, т.к. сейчас презентации используются для создания поздравительных сообщений, меню в кафе, рекламы, каталогов товаров, услуг и учреждений.     Для создания большинства мультимедийных учебных пособий используется программа Power Point. Такая презентация характеризуется возможности использования самого разнообразного по объему и времени представления материала, удобством структуры слайд – шоу, относительно простотой создания и демонстрации. Использование таких презентаций, по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении учебных занятий, тренингов.
         В практике обучения детей с ментальными нарушениями и ТНМР в течении ряда лет ведутся эксперименты по созданию мультимедийных учебных материалов, адаптированных к задачам обучения в коррекционном учреждении и особенностям проведения таких занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Накопленный опыт подготовки и проведения занятий в урочной и внеклассной работе позволяет сформировать ряд рекомендаций к их структурированию и художественному оформлению, следование которым позволяет достигать большей эффективности таких занятий. Перечислим некоторые рекомендации.
Проведение уроков-презентаций включается в ряд традиционных занятий, где предусмотрен непосредственный контакт детей с учителем и использование традиционных учебных материалов. Постоянное использование ТСО вызывает у детей переутомление и снижение эффективности работы детей. Занятия с элементами мультимедийдых презентаций продумывается как комплекс мероприятий, обеспечивающий постепенное привыкание детей к использованию ТСО, позволяющий научить их работать с транслируемым изображением и звуком, полностью отвлекаясь от технической стороны занятия. При этом полезно предварительно познакомить детей с устройством, продемонстрировать детям получаемый продукт (частично тот, который будет использован или аналогичный)

         С учетом санитарно-гигиенических требований к занятию и особенностей состояния школьников с ментальными нарушениями лишь часть занятия может быть организована в виде мультимедиа-презентации (около 15 минут).
В презентациях соблюдаются правила демонстрации, разработанных для традиционных наглядных пособий (содержание графической, текстовой и звуковой информации должны совпадать друг с другом, задерживаться в качестве учебного объекта на время, достаточное для его наблюдения и анализа, использоваться только в нужный момент и затем исчезать из поля зрения детей).  
Шрифты рекомендуется использовать стандартные — Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial.
         Мультимедиа-презентация может использоваться на занятии на этапе повторения, для иллюстрирования изучения темы или при закреплении материала. В структуре материалов предусматривается возможность повторного их предъявления, остановки, медленного показа.
         Использование в структуре мультимедиа-презентации видеороликов значительно оживляет работу детей. Как правило, их вставляют в начало презентации. После того, как проведен вводный инструктаж, дети могут выполнять определенное задание, связанное с просмотром ролика (начиная изучение соцветий, показывают, как распускаются цветы, далее эти цветы будут использованы при изучении соцветий). В конце презентаций ролик используется для объединения полученных знаний в общую картину.
         Возможности художественного оформления презентаций велики.         Выбирая из разнообразия нужные эффекты, необходимо помнить, что в пособии для детей с ментальными нарушениями каждый элемент несет свою смысловую нагрузку. Так цвет слайда может помочь ребенку отнести изучаемый объект к классу однородных или определиться со средой обитания. Вместе с тем фон не должен быть ярким, но необходимо, чтобы на нем хорошо выделялись учебные объекты. Рекомендуется использование цвета в презентации, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.
         Для появления на экране картинки или подписи можно использовать разнообразные эффекты. При их выборе учитывается понятность получаемого изображения для ребенка. Вход и выход иллюстрации или текста должно быть одинаково оформлено для однотипных элементов, чтобы по характеру предъявления картинки мог ориентироваться в связях между блоками информации. Например, эффект «жалюзи» используется при предъявлении предметного изображения объекта изучения, а эффект «шашечки» - при показе среды обитания; все иллюстрации «вылетают» за край листа вправо, а текст влево.
         Использование звука, безусловно, оживляет презентацию. Однако нужно помнить, что если предполагается сопровождать презентацию объяснениями, то количество звуковых эффектов должно быть сведено к минимуму и использоваться только в тех местах показа, где не предусмотрена беседа и объяснение педагога. Музыка, звуки природы, шумовые эффекты, использованные в учебных материалах, должны отражать реальную картину звуков окружающего мира, быть доступными для понимания и легко узнаваемые детьми с ментальными нарушениями, т.е. опираться на имеющийся социальный опыт, создавать соответствующее настроение, не диссонировать по интенсивности и стилю с другими элементами презентации и занятия.

         В процессе занятий с использованием компьютера можно применять здоровье сберегающие технологии:

- физкультминутки (на экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под музыку выполнить движения);

- релаксацию для снятия психического напряжения;

- пальчиковую гимнастику;

- упражнения для глаз, позволяющие расслаблять глазные мышцы.

С использованием ИКТ проводятся культурно досуговые мероприятия.

 

III. Игра – одна из форм практического мышления.

 

         Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре. Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают ребенку починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

         Компьютерные игры учат ребенка:

-классифицировать и обобщать;

-добиваться своей цели;

-совершенствовать интеллектуальные навыки.

         Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

         В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

          В игровом процессе своего размышления о мире ребенок пользуется знаковой (символической) системой отображения реальности в игре. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера как игрового средства.

 Игра "Найди пару". Игра из серии «Найди пару». Необходимо найти соответствие между предметами. Каждому предмету из одного ряда нужно подобрать соответствующую пару из другого ряда. Игра развивает логическое мышление и внимание. Игра непродолжительная по времени, все дети легко с ней справляются

Игра "Кто сказал "Мяу""? Красочная игра, в которой перекликаются между собой забавные зверята. Необходимо слушать  внимательно, голос какого животного будет слышно, на того и нужно нажать "мышкой". Там, где вопросительный знак - подсказка. Чтобы выйти из подсказки - снова нажать на вопросительный знак. Игра развивает внимание. Все дети очень легко справляются с заданием.

Игра "Выдели". Игра состоящая из нескольких наборов картинок. Необходимо выделить «всё живое». Игра развивает внимание, логическое мышление. Для некоторых детей данная игра оказалась сложной, но большинство легко справляются с игрой.

 "Изучаем цвета" в звериной школе. Очень объемная и насыщенная онлайн-игра, которая поможет изучить цвета вместе с лесными жителями и одновременно учениками звериной школы. Преподавателем является умная козочка. Она расскажет всем, какие цвета как называются, как их отличать. Козочка будет давать разные задания, нужно помогать ученикам их выполнять. Данная детская игра поможет выучить и закрепить все цвета радуги в легкой игровой форме. Ребенок наблюдает, как учатся зверята, и участвует в обучении сам. Ведь ученикам звериной школы так иногда нужны подсказки. Развивает также внимание и мышление. С этой игрой не все дети справляются сразу. В ней несколько заданий разной степени сложности, у некоторых детей они вызывают затруднения.

Игра "Лесная прогулка". Онлайн-игра, состоящая из 10 уровней разной сложности. Ребёнку необходимо собрать корзинку грибов или ягод. На пути ребёнку встретятся разнообразные дары леса - земляника, черника, малина, ежевика, брусника, лесные орехи, грибы жёлуди. Но положить в корзинку можно не всё. Нажимать мышкой можно только на ягоды, грибы или орехи, которые нарисованы на корзинке. Игра развивает внимание и логическое мышление. Игра средней степени сложности, вызывает затруднения только у тех детей, у которых недостаточно развито внимание или наблюдается быстрая утомляемость.

Игра "Фигуры и Цвета". Красочная онлайн-игра. Эта игра помогает ребёнку изучить фигуры и цвета, соотносить фигуры по форме и цвету. Игра на развитие внимания и логического мышления. Очень интересная игра, хотя и вызывает затруднение у некоторых деток.

Игра "Угадайка с Зайкой". Данная онлайн-игра содержит блок загадок. Необходимо помочь Зайке отгадать загадки. Игра развивает память, внимание и логическое мышление, обогащает речь ребёнка. Большинство детей легко справляются с этой игрой.

Игра  "Найди лишнее". Онлайн-игра состоит из набора картинок. Необходимо выбрать лишний предмет из ряда. Игра развивает логическое мышление, внимание и память. Некоторые дети не всегда справляются с заданием.

Игра "Запомни и найди". Игра состоит из набора разнообразных картинок, сменяющих друг друга. Необходимо внимательно посмотреть на картинку в течение 5-10 секунд и запомнить её. Затем закрыть рисунок, щелкнув на стрелку и найти такой же среди других изображений. Игра развивает зрительную память и внимание. Дети легко справляются с заданием.

Игра "Незнайка". Игра из серии «Найди картинку». Содержит 15 заданий. В окружности помещён фрагмент картинки. Нужно узнать и указать его место на самой картинке. Игра развивает внимание, логическое мышление. Данная игра очень интересна детям, хотя и вызывает у некоторых детей затруднения.

Игра  "Найди тень". Объёмная игра, в которой ребёнку предстоит искать правильные тени для пяти забавных зверушек. Необходимо внимательно посмотреть на героя игры, расположенного в центре экрана, и мышкой выбери его тень из нескольких похожих вариантов. Каждый правильный ответ будет открывать следующее увлекательное задание.  Игра развивает внимание, логическое мышление. Для многих детей игра оказалась сложной, не все справляются с прохождением данной игр

Заключение

 

            Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике.

Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

          Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

         Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

          Во врем занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Но надо заметить, что к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Большая часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно, что данные психические процессы являются психологической базой для развития речи и поэтому эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми.

Однако, компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут положительный эффект в развитии ребенка.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Дети и компьютер: что такое хорошо и что такое плохо? Материал из Интернета, 2008

2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.

3. Лильин Е.Т., Кулишов Н.Н., Горвиц Ю.М. Компьютерные технологии реабилитации в педиатрии. М., 2004

4. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, страдающими ДЦП (из опыта работы). Материал из Интернета, 2008.

5. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.

Электронные ресурсы:

1.URL: http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/uchimsja-schitat-do-desjati

2.URL:http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/igra-na-vnimanie-najdi-ten-2

3. URL: http://www.logozavr.ru/153/

4. URL: http://www.teremoc.ru/game/game367.htm

5. URL: http://www.teremoc.ru/game/game168.htm

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Оглавление Введение ………………………………………………………………………

Оглавление Введение ………………………………………………………………………

Введение. Стремительное развитие компьютерных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования

Введение. Стремительное развитие компьютерных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования

I . Роль компьютерных технологий в развитии и обучении детей с ментальными нарушениями и

I . Роль компьютерных технологий в развитии и обучении детей с ментальными нарушениями и

Многие программы для массовых школ применяются и в специальном образовании

Многие программы для массовых школ применяются и в специальном образовании

Применение компьютерных технологий делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем

Применение компьютерных технологий делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем

Перечислим некоторые рекомендации

Перечислим некоторые рекомендации

Вместе с тем фон не должен быть ярким, но необходимо, чтобы на нем хорошо выделялись учебные объекты

Вместе с тем фон не должен быть ярким, но необходимо, чтобы на нем хорошо выделялись учебные объекты

А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

В ней несколько заданий разной степени сложности, у некоторых детей они вызывают затруднения

В ней несколько заданий разной степени сложности, у некоторых детей они вызывают затруднения

Заключение Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике

Заключение Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике

Список литературы: 1. Дети и компьютер: что такое хорошо и что такое плохо?

Список литературы: 1. Дети и компьютер: что такое хорошо и что такое плохо?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2022