В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации информационных процессов. Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.
Цифровые лаборатории «Архимед» – это новое поколение естественно-научных лабораторий для проведения лабораторных работ, демонстраций, научных исследований.
Т.А. Жукова, учитель химии
МБОУ «СОШ №2» г.Салехард, ЯмалоНенецкий автономный округ
Компьютерные технологии при организации исследовательской
работы по химии.
В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к
стандартам нового поколения, при этом определяется роль информатизации и
подтверждается факт вхождения человечества в эпоху глобализации
информационных процессов.
Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые
информационные технологии: интернет, мобильная связь, цифровые технологии.
При этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на
вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира.
Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают
именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую
познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их
личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут
научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях,
овладеть способами получения информации для решения учебных, а
впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки,
обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.
Цифровые лаборатории «Архимед» – это новое поколение естественнонаучных
лабораторий для проведения лабораторных работ, демонстраций, научных
исследований.
Цифровая лаборатория «Архимед» включает в себя оборудование для
проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ
по биологии и химии с помощью мощного, мобильного и простого в
использовании регистратора
простого
многофункционального устройство типа «plugnplay» с 4 портами, к которым
можно подключать до 8 датчиков одновременно и USB портом для подключения
к компьютеру
и датчиков. Среди них датчики напряжения, давления,
температуры, проводимости, калориметр, рНметр, кислорода, углекислого газа
и другие.
USBLink
данных
Различные
USBLink
датчики
электродыэта чудесная лаборатория обладает целым рядом неоспоримых достоинств:
позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных
экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов.
Данную лабораторию можно использовать для дифференцированного подхода
к обучению и развития у учащихся интереса к самостоятельной
исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью
цифровой лаборатории «Архимед» более наглядны и эффективны, что даёт
возможность лучше понять и запомнить тему. Это не заучивание теории
учебника, а своими руками и компьютерным оборудованием полученная
информация, которая запоминается сама! Например, при изучении пламени
свечи мы изучаем зоны огня, и их температуры. Учащийся сам исследует зоны
пламени, а компьютерная обработка позволяет сделать вывод о величине
температуры в каждой зоне. Причем, при наличии интерактивной доски,
способствующей лучшей наглядности, в обсуждении результатов участвует весь
класс.
Лабораторная работа «Определение температуры замерзания воды»
Данную работу можно использовать при изучении курса природоведения (5
класс «Вода в природе»), физики (тема «температура замерзания»), химии (тема
«Термохимические реакции при растворении веществ»).
С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в
школьную программу и со всем классом, так и совершенно новые исследования
и индивидуально.Применяя исследовательский подход к обучению, создаются условия для
приобретения учащимися навыков научного анализа явлений природы,
осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей
практической помощи природе.
Лаборатория позволяет учителю разработать свои интересные лабораторные
опыты,
которые сделают процесс обучения более интересным и
запоминающимся. Например, определить среду раствора некоторых пищевых
напитков и определить действие их на состояние здоровья человека. Простота
управления работой позволяет использовать лабораторию в начальной школе
(при изучении отдельных тем природоведения), в среднем звене на уроках
биологии и в старших классах. То, что раньше приходилось учить и
представлять, сейчас можно сделать и увидеть. Например, как изменяется
температура раствора при растворении некоторых веществ: гидроксида натрия,
нитрата аммония(тема «Термохимические реакции»); изучить экспериментально
ряд законов (Гесса, БугераЛамбертаБера и других).
Лабораторная работа «свойства
Изменение
растворов.
температуры
замерзания
/плавления
присутствии
примесей».
в
Лаборатория «Архимед» раскрывает межпредметные связи – взаимосвязь
естественных наук (физики, химии, биологии) в комплексе, как единая научная
картина мира. Так, работа по определению калорийности пищи способствует
взаимосвязи трех предметных наук: физики (понятие теплоемкости), химии
(количество выделившейся тепловой энергии) и биологии (пищевая ценность
продуктов).
При выполнении эксперимента кроме практических навыков при работе с
реактивами, компьютерной техникой учащиеся вырабатывают навыки работы с
графиками, таблицами. Формируют умения работать индивидуально, группами и
коллективом в целом.Результаты лабораторной работы «Исследование пламени свечи».
Таким образом, химический эксперимент, выполненный с помощью новых
компьютерных технологий предоставляет практически неограниченные
возможности по обработке и анализу полученных данных.