Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимы каждому человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает все сферы нашей жизни: школьную, научную, хозяйственную, экономическую, финансовую, демографическую, сферу здоровьесбережения и другие.
МБОУ «Лицей №9»
«Проценты в жизни человека»
Автор работы: Кузнецова Татьяна, 7 класс
Руководитель: Суркина З. П., учитель математики
г. Воронеж, 2018 г.2
Содержание
Введение.......................................................................................................................3
Основная часть.............................................................................................................4
Основные задачи на проценты.................................................................................7
Проценты в школьной жизни.................................................................................10
Проценты в профессиях наших родителей...........................................................12
Проценты в современной жизни............................................................................14
Заключение.................................................................................................................17
Список литературы....................................................................................................183
Введение
Проценты это одна из сложнейших тем математики, и очень многие
учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А
понимание процентов и умение выполнять процентные вычисления и расчеты
необходимы каждому человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и
затрагивает все сферы нашей жизни: школьную, научную, хозяйственную,
экономическую, финансовую, демографическую, сферу здоровьесбережения и
другие. Изучение процентов, получение возможности решать разные задачи с их
применением продиктовано самой жизнью, ведь с процентами мы сталкиваемся
в повседневной жизни на каждом шагу. Познакомившись с процентами в первый
раз в 5 классе, я вдруг стала замечать, что они сопровождают меня повсюду: не
только в школе (на уроках математики, географии, биологии, истории, физики,
химии и т.д.), но и в повседневной жизни: при определении статистических
данных в разных областях, при оплате коммунальных услуг, на работе
родителей при выплате заработной платы и налоговых, пенсионных, прочих
удержаний из нее, в банке при оплате кредита или получении накоплений по
вкладу, в СМИ, в интернете и т.д. На хорошем уровне ориентироваться в мире
процентов не так уж и просто! Тема «Проценты» меня очень заинтересовала и
увлекла, поэтому я и решила провести исследования на эту тему, познакомить
одноклассников с результатами исследования, привлечь и их внимание к этой
актуальной для всех нас теме.4
Основная часть
Цели работы
Показать, что тема «проценты» имеет широкое практическое применение в
разных сферах жизни человека, что изучение процентов и умение производить
процентные вычисления и расчеты для каждого человека просто необходимы.
Задачи работы
1. Изучить историю происхождения процента.
2. Систематизировать знания и умения по теме «Проценты», полученные в 5,
6 и 7 классах, разработав алгоритмы решения основных задач на
вычисление процентов.
3. Определить сферу практического применения процентов.
Гипотеза
Гипотеза – из всех математических навыков,
вероятно, применение
процентных вычислений, наиболее полезный практический навык, необходимый
каждому современному человеку.
Процент.
Объект исследования
Применение процента в нашей жизни
Предмет исследования
Методы исследования
Изучение по данной теме литературы; просмотр сайтов в интернете,
социологический опрос взрослых и детей по данной теме; составление таблиц и
диаграмм, математических задач с применением процентных вычислений, их
решение и анализ.
3 месяца: декабрь 2017 г., январь 2018 г., февраль 2018 г.
Длительность исследования
1. Подобрать литературу, познакомиться с информацией в интернете по
План моих действий
истории возникновения процента.
2. Повторить определение процента и определить алгоритмы решения
основных задач на проценты.
3. Составить примеры основных задач на проценты, показать применение
процентов в школьной жизни.
4. Выяснить, что знают родители о процентах и как они применяют эти
знания в своей профессии, в повседневной жизни.
5. Составить задачи на проценты из современной жизни.5
6. Провести социологический опрос взрослых и детей по теме: «Проценты в
нашей жизни» и проанализировать его.
7. Собрать весь материал воедино и оформить продукт труда в виде
презентации.
Из истории возникновения процента
Интересно происхождение обозначения процента. В переводе с латыни
«процент» сотая часть. Была придумана его специальная запись: %.
Говорят, что этот знак, признанный всем миром, возник изза ошибки
наборщика в Париже в 1685 г, у которого сломалась литера. Но
существует версия, что знак % происходит от итальянского pro cento
(сто), которое в процентных расчетах часто сокращенно писалось cto.
Отсюда путем дальнейшего сокращения в скорописи буква t превратилась
в наклонную черту «/», возник современный знак процента.
pro cento cento cto c/o %
Запись отношений стала удобнее, исчезли нули и запятая, а символ %
сразу указывает, что перед нам и относительная величина, а не граммы,
литры, рубли или метры.
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне
называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за
каждую сотню. Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того,
что дали в долг). При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга
заплатить 16 сестерциев лихвы.
Проценты были известны индусам ещё в пятом веке нашей эры. Это
неудивительно, потому что в Индии с давних пор счёт вёлся в десятичной
системе счисления.
В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел
бельгийский учёный Симон Стевин. Он же в 1584 впервые опубликовал
таблицы процентов.
Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в.
Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или
убыток на каждые 100 рублей. Далее проценты стали применяться в
медицине, химии и пр.
Со временем люди научились извлекать из вещества его компоненты,
составляющие тысячные доли от массы самого вещества. Тогда, чтобы
вводить нули и запятую, ввели новую величину: <промилле> тысячную
часть, которую обозначили так ‰, и вместо 0,6% стали писать 6‰.
Понятие «процент» применялось сначала только в торговых и денежных
сделках. Затем область их применения расширилась, проценты широко6
стали применяться в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике,
науке и технике, пр. В современном мире без процентов просто
невозможно обходиться.
Область применения процентов
Проценты одно из математических понятий, которое часто встречаются в
повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что:
во время паводка затоплено 70% территории,
в выборах приняли участие 53% избирателей,
успеваемость в классе 72%,
банк начисляет 7,5% годовых,
жирность молока составляет 3,2% ,
материал содержит 100% хлопка,
скидка на электротовары в конце года в магазине составила 15%, и т.д.
Проценты находят свое применение:
при изучении школьных предметов таких, как в математика, история,
географии, химия, биология, физика, пр.
в медицине,
в науке,
в промышленности,
в социологии,
в банковской системе,
в торговле,
в кулинарии,
в статистике,
в налоговой политике и т.д.
Процент.
Основные понятия.
Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля.
Обозначается знаком «%».
Используется для обозначения доли чеголибо по отношению к
целому, например, 1 процент – 1 сотая часть числа 100: 1/100 = 1%
Проценты — удобная относительная мера, позволяющая производит действия с
числами в привычном для человека формате, вне зависимости от размера самих
чисел. Это своего рода масштаб, к которому можно привести любое число.
Сотая часть числа – 1%
Десятая часть числа – 10%
Пятя часть числа – 20%
Четвёртая часть числа – 25%
Половина – 50%
Три четверти числа – 75%7
Мы можем использовать проценты и для обозначения разных величин,
например:
Один сантиметр 1% от одного метра.
Одна копейка 1% от одного рубля.
Один килограмм 1% от одного центнера.
Основные задачи на проценты
1) Нахождение процента от числа (Чтобы найти Х % от У, надо У∙0,01∙ Х)
2) Нахождение числа по его проценту. (Если известно, что Х% числа У равно А,
то У=А:0,01: Х)
3) Нахождение процентного отношения двух чисел (Чтобы найти процентное
отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100%).
Основные задачи на проценты
(алгоритм решения)8
Способ решения
задачи (дробный)
Общий алгоритм
решения задачи
(пропорциональный)
Примеры решения
задач
Основная
задача
Способ
решения
задачи (по
формуле)
1)Нахожден
ие процента
от числа
Чтобы найти Х
% от У, надо
У∙ 0,01∙ Х
2)Нахожден
ие числа по
его
проценту.
Если известно,
что Х% числа У
равно А, то
У= А : 0,01: Х
1. Выразить
проценты
в виде
дроби
2. Умножить
дробь на
число
1. Выразить
проценты
в виде
дроби
2. Разделить
число на
дробь
1.Составить
пропорцию.
2.Найти неизвестный
член пропорции.
Найти 10% от 50 кг
картофеля.
Решение:10% = 0,1
50 ∙ 0,1= 5(кг)
Ответ: 10% от 50кг
картофеля
равны 5 кг.
Найти длину доски,
если 50%
ее длины составляет
400 см.
Решение:400 см 50%,
50% = 0,5,
400: 0,5=800(см)
Ответ: длина всей
доски
равна 800 см.
Найти сколько
процентов
составляют 20 г соли в
растворе массой 500 г.
Решение:
20/500 ∙ 100% = 4%
Ответ: 20г соли
составляют
4% раствора.
3)Нахожден
ие
процентного
отношения
двух чисел
Чтобы найти
процентное
отношение
чисел, надо
отношение этих
чисел умножить
на100%
1. Составить
отношение чисел
2. Умножить дробь
на 100%
Примеры решения задач на увеличение и уменьшение процента
Основная задача
Способ решения задачи
Примеры задач
Примеры решения задач
Увеличение на р%
увеличить
Чтобы
положительное число а на р
%, следует:
умножить число а на
коэффициент увеличения
к = (1 + 0,01∙ р)
Решение:
к = (1 + 0,01 ∙ 12) = 1,12
250000 ∙ 1,12 =280000 (руб.)
Ответ: 280000 руб.
этого
не
Банковский вклад,
тронутый в течение года, в
года
конце
увеличивается
на
12%.Сколько будет денег в
если
конце
первоначальный
вклад
250000 рублей?
года,
Уменьшение на р%
Чтобы
уменьшить
положительное число а на р
%, следует:
умножить число а
коэффициент уменьшения
к = (1 0,01 ∙ р)
на
Налог на доходы составляет
13% от заработной платы.
Заработная плата Дмитрия
Сергеевича равна 45000
рублей. Сколько рублей он
получит после вычета налога
на доходы?
Решение:
к = (1 0,01 ∙ 13) = 0,87
45000 ∙ 0,87 =39150 (руб.)
Ответ: 39150 руб.9
Примеры основных задач на проценты
1) Задача на нахождение процентов от числа
Найти 25 % от 64.
Способ 1 (дробный).
Переведем проценты в дробь: 25% = 25/100 = 1/4
Найдем дробь от числа: 64 ∙ 1/4 = 16
Ответ: 16.
Способ 2 (пропорциональный).
Составим пропорцию: 64 – 100%
х 25%
Найдем неизвестный член пропорции: х = (64 ∙ 25) : 100 = 16
Ответ: 16.
2) Задача на нахождение числа по значению его процентов
Найти число, 25 % от которого равны 64.
Способ 1 (дробный)
Переведем проценты в дробь: 25% = 25/100 = ¼
Найдем число по значению дроби: 64: 1/4 = 256
Ответ: 256
Способ 2 (пропорциональный).
Составим пропорцию: х 100%
64 25%
Найдем неизвестный член пропорции: х = (64 ∙ 100%) : 25% =256
Ответ: 256.
3) Задача на нахождение процентного отношения
Найти, сколько процентов 12 составляет от 24.
Способ 1 (дробный)
Составим отношение: 12/ 24 = 1/2
Умножим отношение на 100%:
1/2 ∙ 100% = 50%
Ответ: 50%
Способ 2 (пропорциональный)
Составим пропорцию: 24 – 100%
12 х%
Найдем неизвестный член пропорции: х = (12 ∙ 100%) : 24 = 50%
Ответ: 50%
4) Задача на увеличение на р%
Сколько будет стоить принтер, если его цена повысится на 25%
(первоначальная цена 7000 рублей).
Решение: 7000 + 0,25 ∙ 7000 = 7000 + 1750 = 8750 (руб.).
Ответ: 8750 рублей будет стоить принтер, если его цена повысится на 25%.10
5) Задача на уменьшение на р%
В магазине шуба стоит 150000 рублей. Летом на распродаже она подешевела на
25%. За сколько рублей можно купить шубу на распродаже?
Решение: 150000( 1 0,25)=112500 (руб. ).
Ответ: за 112500 рублей.
Проценты в школьной жизни
Теперь я хочу показать, как можно использовать проценты в школе.
найти процентное количество мальчиков и девочек в классе,
Можно
отличительных признаков
их
успеваемости; посчитать процент учащихся начального и среднего звена,
старшеклассников в лицее, процент классов, занимающихся в 1 и 2 смену,
количество учителей, имеющих высшую и первую категорию, не имеющих ее.
всех детей (например, по цвету глаз),11
Аналогично можно посчитать проценты по разным темам в школе, по разным
предметам школьной программы.
Наш класс в процентах
1) Процент девочек и мальчиков в классе
Всего в 7А классе 27 человек (100%),
из них 12 девочек (44%), 15 мальчиков (56%).
2) Успеваемость по математике
Успеваемость по математике 100% (27 чел.),
из них: учатся на «5» 9 чел. (33%) ,
на «4» 12 чел. (44%),
на «3» 6 чел. (23%)
Наш лицей в процентах
1) Всего в лицее 938 обучающихся, из них:
Начальное общее образование – 402 обучающихся 43%.
Основное общее образование – 437 обучающихся 47%.
Среднее общее образование – 99 обучающихся 10%.
Задачи на проценты по разным школьным предметам
1) Математика:
На сколько % увеличится площадь прямоугольника, если его длину увеличить
на 40%, а ширину на 30%?
( ( 1+0,4)(1+0,3) 1 = 0,82 ∙ 100% = 82%)
2) Физкультура:
На соревнованиях по лыжным гонкам Никита С. пробежал дистанцию за 1мин
45 сек, а Иван К. на 12% быстрее. Какой результат показал Иван К.? (105сек
0,12 ∙ 105 сек = 92,4 сек)
3)Химия:
Сплав содержит 54% олова и 46% свинца. Сколько граммов олова и сколько
свинца в 600г сплава?
1) 600 ∙ 0,54=324 (г олова);
2) 600 ∙ 0,46=276(г свинца) ).
4) География:
Общая площадь России – 17125191 км2
Площадь Воронежской области – 52216 км2
(52216 ∙ 100% ): 17125191 = 0, 3% занимает площадь Воронежской области на
территории России)
5) Биология
Клен был посажен на 16 лет раньше сосны. Сколько лет каждому дереву, если
возраст сосны составляет 60% возраста клена? (х 0,6х = 16, х=40 (лет клену),
0,6х = 0,6 ∙ 40 = 24 (года сосне).
6) Физика12
Средняя скорость бегуна на короткие дистанции составляет 10 м/с, а средняя
скорость пешехода на 80% меньше. Какова средняя скорость пешехода? ( х =
(10 ∙ 80%) : 100% = 8 (м/с); 10 – 8 = 2 (м/с) – средняя скорость пешехода).
7) История
Российская императрица Екатерина III (Алексеевна) Великая правила в России
34 года, что составляет 89% от периода правления русского царя (с 1721 года
первого российского императора) Петра I Великого. Сколько лет правил Петр I
Великий? ( (34 ∙ 100%) : 89% = 36 (лет правил Петр I Великий) ).
Проценты в профессиях
наших родителей
1. Бухгалтермама Виктории Шамариной.
Ежемесячно она начисляет зарплату работникам ООО «Защита», перечисляя в
Пенсионный фонд16%; подоходный налог13%; в профсоюз 1%. Зарплату
перечисляют работнику через банк, она составляет 25 тыс. рублей. Учитывая
отчисления, найдите начисляемую работнику зарплату.
Решение:
25000+0,16х+0,13х+0,01х=х, х=35714 (руб.) начисляемая зарплата.
2. Фермердедушка Кирилла Горбунова.
Он выращивает капусту (белокочанную, цветную, брокколи, кольраби) на полях13
Воронежской области. Весной было посажено 15000 корней цветной капусты,
что составляет 15% от общего количества посаженной капусты. Сколько всего
корней капусты (белокочанной, цветной, брокколи, кольраби) было посажено
фермером весной?
Решение:
х = (15000 ∙ 100% ) : 15% = 100000 (шт) всего было посажено.
3. Повар – мама Дианы Шепелевой.
При подготовке обеда в кафе она рассчитывает количество мяса так. Мясо при
варке теряет 35% своего веса. Сколько надо взять сырого мяса, чтоб получить
80 кг варёного?
Решение:
100% 35%х = 65%; х = (80 ∙ 100%) : 65% = 123 (кг) сырого мяса нужно
взять.
4. Фармацевт.
Например, решает такую задачу. Цветы шалфея теряют 75% своего веса при
сушке. Сколько получится сухого шалфея из 500 кг свежего?
Решение:
100% 75% = 25%; х = (500 ∙ 25%) : 100% = 125 (кг) – получится сухого
шалфея.
5. Индивидуальный предприниматель – папа Анастасии Голубевой.
Он продаёт автозапчасти в своем собственном магазине. Магазин предлагает
20% ые скидки на свой товар. Комплект зимних шин с дисками стоит 25000
рублей. Учитывая скидку в 20 %, сколько покупатель должен будет заплатить
за покупку?
Решение:
25000 (25000 ∙ 20/100) = 20000 (руб .).
6. Работник банка мама Максима Бакатанова.
Она рассчитывает, например:
1) Вкладчик решил положить на хранение 1500000 руб. Через 6 месяцев при
доходе в 8% годовых у него будет: 1500000 + 1500000 ∙ 0,08/2 = 1560000
(руб.).
2)Вкладчик положил в банк 250 000 руб. Банк выплачивает 9% годовых. То
через год у него будет 250 000 ∙ (1+0,09) = 272500 (руб). А через 2 года: 272500 ∙
(1+0,09) = 297025 (руб.)14
Мною были составлены и решены следующие задачи.
Проценты в современной жизни
1.
Найдите размер пени за несвоевременную квартирную плату, если за 20
дней просрочки сумма квартирной платы увеличилась с 3000 до 3500
рублей.
Решение:
( (3500 – 3000) : 20 ∙ 100% : 3000 = 0,83% размер пени за 1 день.)
2. Магазин «Мвидео» проводит распродажу компьютерной техники со
скидкой 10%. Сын просит родителей купить ноутбук по старой цене 27
тыс. рублей. Сколько придётся заплатить за этот товар с учётом скидки?15
Решение:
1 способ: 1) 100% 10% = 90%; 2) 27 ∙ 90% : 100% = 24,3 (тыс. руб.);
2 способ: 27 ∙ (1 0,1) = 24,3 (тыс. руб.) – нужно заплатить за товар с
учетом скидки ).
3. Доход нашей семьи за месяц составляет 85000 рублей. На питание
расходуется 5000 рублей в месяц, коммунальные услуги обходятся в 5500
руб., электроэнергия – 850 руб., водоснабжение – 1600 руб., покупка
одежды – 3000 руб., расход на лекарства – 7000 руб., прочие расходы –
5000 руб. Какой процент от всего бюджета составляют расходы месяца?
Решение:
1) 5000 + 5500 + 850+1600+3000+7000+5000 = 27950; 2) 27950 ∙ 100% :
85000 = 33% расходы за месяц составляют от дохода.
Жена Дмитрия С. взяла в банке 550 тыс. рублей в кредит под 16,5%
годовых сроком на 5 лет. Какую сумму она должна выплачивать банку
ежемесячно?
Решение:
1) 12 ∙ 3 = 36 (мес.); 2) 550 ∙ (1 + 0,165) : 36 = 17,798 (тыс. руб.) –
ежемесячная
кредиту).
выплата
по
4.
банку
Вот ещё несколько задач на проценты, составленных
и заимствованных из других источников (ЕГЭ)
1. У меня есть друг, который учится в СОШ №1. Он сказал, что в их школе
всего 900 учащихся и 2/3 всех учащихся посещают различные кружки и секции.
Интересно, сколько всего учащихся посещают кружки и секции? А сколько это
в процентах? (Ответ: 600 учащихся – 66,67%).
2. В бригаде отца моей подруги 5 рабочих. Зарплата первого рабочего
увеличилась на 10%, второго на 20%, третьего – на 30% , а у четвёртого и
пятого осталась прежней. На сколько процентов в среднем выросла зарплата
рабочего этой бригады, если раньше все имели одинаковую зарплату? (Ответ: на
12%).
3. Глубина горного озера к началу лета была 60м. За июнь его уровень
понизился на 15% ,а в июле оно обмелело на 12%.от уровня июня. Какова стала
глубина озера к началу августа? ( Ответ: 44,88м).
4. При ремонте школы из 32 окон на основном фасаде на пластиковые
заменили только 24. Какой процент составляют пластиковые окна от всех окон
на фасаде? (Ответ: 75%).
5. Что произойдет с ценой товара, если сначала ее повысить на 25%, а потом
понизить на 25%? (Ответ: первоначальная цена товара снизилась на 6,25%).16
6. Цена товара в 100 условных единиц сначала повысилась на 10%, а потом
понизилась на 10%. На сколько процентов понизилась или повысилась цена
товара за 2 раза? (Ответ: на 1% понизилась).
7. Свежие грибы содержали по массе 90% воды, а сухие 12%. Сколько
получится сухих грибов из 22 кг свежих? (Ответ: 2,5 кг сухих грибов).
8. Курящий человек сокращает свою жизнь на 15%, что составляет 9,6 лет.
Какова средняя продолжительность жизни в России? (из статистических
данных) (Ответ: 64 год).
9. Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее количество таких тетрадей
можно купить на 650 рублей, после понижения цены на 15%? (Эта задача взята
из заданий ЕГЭ по математике 11 кл.)
10. 1 декабря 2015 года Алексей взял в банке 6 902 000 рублей в кредит под
12,5% годовых. Схема выплаты кредита следующая 31 декабря каждого
следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму
долга( увеличивает долг на 12,5%), затем Алексей выплатил долг четырьмя
равными платежами( то есть за 4 года)? (Задача также предлагалась на ЕГЭ).
Вот примеры задач с увеличивающимся уровнем сложности, к которым мы
постепенно придем в 911 классах.
Результаты социологического опроса по теме:
«Проценты в жизни человека»
I. Как часто человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с
информацией, содержательной составляющей которой являются проценты?
Просмотрев разные печатные периодические издания (газеты, журналы),
некоторые сайты в Интернете, можно сделать вывод, что человек находится в
информационном поле, заполненном сплошь и рядом процентами.
Вот лишь некоторые выдержки из разного рода информационных
источников:
1. Москва «РИА. Новости» 6 декабря 2015г. С 5 октября по 5 декабря 2015
года проходила Всероссийская интернет перепись учителей, организованная
РИА Новости при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и
статистики образования (МАМСО) в рамках проекта "Социальный навигатор".
По данным интернетпереписи, почти все участники (94%) имеют дома
компьютер, а на работе лишь три четвертых участников (74%), интернетом на
работе могут воспользоваться лишь 62% педагогов. Среди других трудностей,
которые возникают у учителей при использовании Интернета в работе, они
называют отсутствие времени (более 45%), низкая скорость интернет
подключения (46%), платность образовательных интернетресурсов (почти 30%).17
2. Статья из раздела «Образование» «Отозвать можно лишь раз». По данным
ВЦИОМ, 10% первокурсников признались, что пользовались шпаргалками на
ЕГЭ. При этом 85% отметили, что получили свои баллы абсолютно честно без
шпаргалок и подсказок с мобильника. Можно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов,
опираясь лишь на собственные силы, без репетиторов и дополнительных занятий
после уроков? Исследование показало: 52% высокобальников уверены, что это
возможно. А вот 35% опрошенных родителей и учителей полагают, что одних
лишь усилий школьного учите ля и самого ученика мало. Большим подспорьем в
подготовке школьников к единому государственному экзамену выпускники
считают открытые банки заданий. В прошлом году около 55 % школьников
пользовались этими базами данных. В текущем учебном году смотрели задания
или будут это делать 70 % учеников
II. Цель опроса изучение общего мнения по теме «Проценты в жизни
человека».
Опрос проводился среди следующих категорий:
среди обучающихся 6В, 7А, 8В классов;
среди учителей лицея №9 (выборочно);
среди родителей 6В, 7А, 8В классов.
Опрос велся по 2 направлениям:
1. Считаете ли вы необходимым в современной жизни уметь выполнять
процентные вычисления?
Да – 90%, нет – 5%, затрудняюсь ответить – 5%.
2. Вам часто приходится выполнять процентные вычисления в жизненных
ситуациях?
Да – 75%, нет – 25%.
Заключение
Велика роль процентов в повседневной жизни.
Выполнение данной исследовательской работы я начала с изучения истории
возникновения процента, в результате чего выяснилось, что их появление
связано непосредственно с развитием торговли. По сей день проценты являются
одним из важнейших инструментов процветания не только торговли, но и
банковского дела. Знания процентов помогают выгодно вкладывать деньги в
развитие бизнеса и грамотно распоряжаться полученными средствами. Люди
самых разных профессий, не имеющих отношения ни к торговле, ни к банкам
вынуждены прибегать к процентным вычислениям в своей деятельности, в18
повседневной жизни. Понимая суть процентных вычислений можно узнать
много интересного в различных научных областях. Тема «Проценты» является
универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и
естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Учащиеся
встречаются с процентами на уроках физики, химии, при чтении газет,
просмотре телепередач, при посещении магазинов. Уметь грамотно и экономно
проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный
учащийся. Действительно, тема «проценты» имеет важное практическое
применение, и знание понятия процентов, умение находить проценты от числа,
или число по процентам необходимы каждому современному человеку, хотя бы
для того, что бы разбираться в большем потоке информации.
Предлагаемая работа «Проценты в жизни человека» демонстрирует
применение процентных вычислений к решению повседневных бытовых проблем
каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии
производства. Предложенный познавательный материал способствует не
только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и
формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию
деятельности, а также познавательной и социальной активности.
В настоящее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в
контрольноизмерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты.
Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой.
В ходе реализации проекта на основании проделанной работы я показала,
что процент постоянный спутник нашей жизни. Таким образом, выдвинутая
гипотеза подтвердилась в ходе исследования.
Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. – М.:
Просвещение, 2005.
Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 6 класса средней школы. – М.:
Просвещение, 2005.
Кузнецова Л.В., Бунимович Е.А., Пигарев Б.П., Суворова С.Б. Сборник
заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс
основной школы. Москва «Дрофа», 2001г.
Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. – Москва: Дрофа,
2003г.
Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение
процентов в основной школе //Математика в школе, 2002, №1.19
6.
Глейзер Г.И. История математики в школе (46 кл.): пособие для
учителей. М.:
Просвещение, 1981.
А. П. Савин. Для чего нужны проценты // Квант. 1986. №2.
Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты //Математика в школе,
1998, №4
9.
http://schoolsector.relarn.ru
10. http://historic.ru/books/item/
7.
8.