КОНФЛИКТ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ, РЕБЕНКОМ И ЕГО РОДИТЕЛЯМИ: СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.docx

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ, РЕБЕНКОМ И ЕГО РОДИТЕЛЯМИ: СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В дошкольной педагогической практике нередко случаются конфликты между воспитателем и ребенком, а также между воспитателем и родителями ребенка. Причины противостояния могут быть разными, но, в любом случае, обе стороны должны стремиться к решению проблем и комфортному пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. Существует несколько шагов к разрешению конфликта таким образом, чтобы воспитатель сохранил отношения с ребенком и его родителями, но при этом смог отстоять честь и достоинство своей личности. В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ГК РФ, работники имеют право на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации. Деятельность воспитателя опирается на локальные нормативно-правовые акты: 1. Должностная инструкция и трудовой договор. 2. Устав дошкольного учреждения, где работает воспитатель. Таким образом, зная свои права и обязанности на уровне юрисдикции, воспитатель способен воспользоваться доказательной базой в процессе разрешения конфликта. Это является одним из способов самозащиты в ситуации проявления детской агрессии. «Антисоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей», – утверждал детский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт. Причины агрессии ребенка: • Воспитание в окружении, где практикуется психологическое и физическое насилие; • Неумение справляться с собственными эмоциями; • Усталость; • Невозможность получить желаемое; • Желание привлечь внимание. Чтобы предотвратить возможный конфликт, основанный на агрессии ребенка, воспитателю необходимо предпринять ряд мер. Нужно постараться устранить примеры агрессивного поведения, заменив их на конструктивны модели и объяснив ребенку, что вместо привычных для него проявлений можно, например, глубоко вздохнуть, потопать ногами или выразить свои эмоции через признание собственных чувств. Воспитатель должен акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах в его поведении, игнорировать нежелательные проявления или пресекать их, не вовлекая собственные эмоции. Если конфликт все же произошел, психологи рекомендуют следующую инструкцию решения проблем между воспитателем и родителями ребенка: • стороны высказываются, при этом стремясь понять и разделить чувства друг друга; • воспитатель спрашивает у родителей, как они видят разрешение ситуации и дальнейшее сотрудничество; • воспитатель интересуется, что он может сделать для данной семьи как педагог, и демонстрирует свою заинтересованность в создании здоровой обстановки вокруг ребенка. При этом воспитатель не обязан терпеть агрессивные провокации ребенка, поскольку, как было упомянуто ранее, он имеет право на защиту собственного достоинства и деловой репутации. Педагогу необходимо объяснить родителям ребенка свои чувства. Зачастую диалог между сторонами происходит не всегда корректно, поэтому в общении необходимо делать акцент не на вине ребенка, а на своих переживаниях. Грамотное разрешение конфликта нужно обеим сторонам, поскольку таким образом укрепляется психологическое здоровье ребенка, к чему стремятся и его родители, и педагог. Список литературы 1. Винникот, Дональд. Ребенок, семья и внешний мир. URL: https://www.litmir.me/br/?b=651930&p=1 (дата обращения: 14.07.2022). 2. КонсультантПлюс. ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/1de6cd3cbb386056a2ecd2c64ff08 7b13c8de585/ (дата обращения: 14.07.2022). 3. Шупейко, И.Г. Основы психологии и педагогики. URL: https://www.bsuir.by/m/12_101945_1_70403.pdf (дата обращения: 14.07.2022).