Конфликты с преподавателями колледжа
Оценка 4.7

Конфликты с преподавателями колледжа

Оценка 4.7
docx
19.02.2020
Конфликты с преподавателями колледжа
Устинова Т..docx

VI научно-практическая конференция

исследовательских и творческих работ студентов

БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»

 

 

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В КОНФЛИКТАХ

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение:

БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»

Автор работы: Устинова Татьяна Алексеевна

Научный руководитель: Дедюкова Марина Николаевна

 

 

 

2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                               3

  1.Анализ литературы о конфликтах                                                                5

  2.Анализ опроса «Конфликты» среди студентов колледжа                          8

Заключение                                                                                                          13

Список литературы                                                                                             14                 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

В настоящее время студенты стали очень часто конфликтовать. Это не зависит от их положения в обществе, они могут ссориться как с друзьями, так и с родителями и даже с преподавателями. Причиной ссор становятся различные ситуации: непонимание у родителей и детей, иные взгляды на вещи среди друзей, разногласия в выставлении оценки, отличные друг от друга слои общества и т.д.

Цель проекта: исследование поведения студентов колледжа в конфликтах с преподавателями.

Задачи проекта:

1.Проанализировать литературу

2.Провести анкетирование среди студентов колледжа

3.Проанализировать анкеты

4.Выявить причины конфликтов у студентов

Объект исследования: конфликты.

Предмет исследования: причины возникновения конфликтов среди студентов колледжа и преподавателей

Методы исследования: анкетирование, анализ.

Практическая значимость: аудитория студентов и преподавателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ О КОНФЛИКТАХ

 

Конфликт – чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни – между людьми, социальными группами, классами, государствами.

Конфликт (лат. coflic us - столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие [3]. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др.

Причины конфликтов:

Распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены и руководство должно решить, как распределить их между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия в целях. Специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.

Различия в представлениях и ценностях. Представления о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

Изучая литературу мы выяснили, что колледж – это важная ступень эволюции человека в обществе. Конфликты среди студентов происходят довольно часто, что и, по мнению преподавателей, "являются обычным делом для группы". Основные поводы для конфликтов между студентами - грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов.

Основные способы разрешения конфликтов. Все имеющиеся на сегодняшний день методы разрешения конфликтов можно разделить на две группы: негативные и позитивные[4].

Негативные, то есть разрушающие, методы означают, что победа будет достигнута только одной из сторон, и тогда результатом противоборства станет разрушение единства сторон, принимающих участие в конфликте.

Позитивные методы, наоборот, позволяют сохранить единство конфликтующих сторон. Но важно понимать, что такое деление в достаточной степени условно, так как на практике обе системы могут использоваться одновременно, при этом гармонично дополняя друг друга. Ведь это только в вооружённых конфликтах условием победы является достижение превосходства кого-то из противников.


2. АНАЛИЗ ОПРОСА «КОНФЛИКТЫ» СРЕДИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

 

В целом можно выделить четыре типа конфликта:

1. Внутриличностный конфликт. В этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.

2. Межличностный конфликт. Возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.

3. Личностно-групповой конфликт. Возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы.

4. Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей или ценностей различных групп[5].

      В данной работе мы рассмотрим конфликты студентов колледжа с преподавателями.

Конфликты с преподавателями:

      Конфликты между преподавателем и студентом могут быть разделены на следующие группы:

1.Конфликты дисциплины – нарушение студентами или преподавателями правил проведения учебного процесса.

2.Конфликты в сфере дидактического взаимодействия – в основном недовольство студентов выставленными оценками.

3.Конфликты в методике обучения – недовольство студентов непонятным или бессистемным изложением материала, усложнённым языком, сухой стиль преподнесения материала и т.п.

4.Конфликты в процессе взаимодействия преподавателей со студентами – особенности личности или поведения, приводящие к столкновению (неспособность к эмпатии, завышенный уровень притязаний, столкновение значимых материальных и духовных интересов преподавателей и студентов и т.п.).  Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

Объективные причины:

1.Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей студента.

2.Противопоставление функционально-ролевых позиций преподавателя и студента.

3.Ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, отсутствие возможности выбора преподавателя или предмета, обязательность посещения занятий и т.д.).

4.Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").

5.Необходимость оценивания учащихся преподавателем.

6.Множественность ролей, которые вынужден играть студент в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

7.Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

8.Социальная нестабильность.

Субъективные причины:

1.Психологическая несовместимость студента и преподавателя.

2.Нарушение норм поведения в совместной деятельности. Например, для преподавателя это может быть некорректное поведение, для студентов – нарушение дисциплины на занятиях, списывание, подделка подписей и т.п.

3.Отсутствие коммуникативной культуры у участников образовательного процесса.

4.Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований.

5.Недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов и пр.).

6.Наличие у студента или преподавателя серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

7.Чрезмерная загруженность участников образовательного процесса.

8.Несоответствие самооценки студента и оценки, данной ему преподавателем.

На основе анкетирования, разработанного городской социальной программой «Дорога к дому» и кафедрой Социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета проводился анонимный опрос на тему «КОНФЛИКТЫ». В данном анкетировании были рассмотрены конфликты с друзьями, родителями и преподавателями. В проекте мы исследуем конфликты студентов с педагогами, так как в студенческой среде это актуально. В опросе приняли участие 82 студента.

На 1 вопрос «У меня бывают конфликты с преподавателями» ответили: «Да» 18%( 15 студентов); «Не бывает конфликтов» ответили 82%( 67 студентов).

На 2 вопрос «Как долго обычно Вы помните причину конфликта с педагогами?» ответили: 6% (1 студент) помнят почти все причины; 13% (2 студента) обычно помнят долго; 40% (6 студентов ) обычно быстро забывают; 33% (5 студентов) сразу забывают; 6% (1 студент) затрудняется ответить.

 

Рис.1. Вопрос: Как долго обычно Вы помните причину конфликта с преподавателями?

 

 На 3 вопрос «Как Вы обычно ведете себя в конфликте с преподавателями?» ответили: 73% (11 студентов) стараются игнорировать конфликт, то есть делает вид, что его нет, что ничего не произошло; 6% (1 студент) старается игнорировать преподавателей, то есть делает вид, что они их не видят и не слышат; 6% (1 студент) доказывает преподавателю свою точку зрения; 6% (1 студент) кричит на преподавателя «психует»; 6% (1 студент) соглашается с преподавателем, даже если он не прав.

 

Рис.2. Вопрос: Как ВЫ обычно ведете себя в конфликте с преподавателями?

 

На 4 вопрос «Как обычно ведут себя преподаватели, находясь с Вами в конфликте?» ответили: 46% (7 студентов) стараются игнорировать конфликт, то есть делает вид, что его нет, что ничего не произошло; 20% (3 студента) стараются меня игнорировать, то есть делают вид, что они меня не видят и не слышат; 13% (2 студента) им доказывают свою точку зрения; 13% (2 студента) кричит на меня «психуют»; 6% (1 студент) звонит и рассказывают родителям или вызывают их в колледж.

Рис.3. Вопрос: Как обычно ведут себя преподаватели, находясь с Вами в конфликте?

 

На 5 вопрос «Какая часть ваших конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации?» ответили: 13% (2 студента) все конфликты с преподавателями заканчиваются разрешением ситуации; 46% (7 студентов) большая часть конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации; 6% (1 студент) меньшая часть конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации; 6% (1 студент) ни один и конфликтов с преподавателями не закончился разрешением ситуации; 26% (4 студента) затрудняются ответить.

Рис.4. Вопрос: Какая часть Ваших конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации?

 

На основе проведенного анкетирования мы провели исследование и выяснили, как долго студенты помнят причины конфликтов, какая их часть заканчивается разрешением ситуации и как ведут себя в конфликтах студенты и преподаватели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель проекта достигнута, так как путем решения задач мы выяснили причины конфликтов. В данном проекте мы провели анкетирование и исследовав его узнали причины, типы и способы разрешения конфликтов студентов с преподавателями.

Выводы по проделанной работе: было проведено анкетирование среди студентов колледжа; достигнута цель и изучены причины конфликтов; исследованы типы конфликтов и пути их разрешения. Подсчитаны данные о конфликтах в процентном соотношении.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.: Феникс, 1992. – 130 с.

2. Гребенкин, Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребенкин. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 171 c.

3. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. – 324 c.

4. Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. – 272 c.

5. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. – 300 c.


 

Скачано с www.znanio.ru

VI научно-практическая конференция исследовательских и творческих работ студентов

VI научно-практическая конференция исследовательских и творческих работ студентов

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1

ВВЕДЕНИЕ В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос

ВВЕДЕНИЕ В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос

Предмет исследования: причины возникновения конфликтов среди студентов колледжа и преподавателей

Предмет исследования: причины возникновения конфликтов среди студентов колледжа и преподавателей

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ О КОНФЛИКТАХ

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ О КОНФЛИКТАХ

Различия в манере поведения и жизненном опыте

Различия в манере поведения и жизненном опыте

АНАЛИЗ ОПРОСА «КОНФЛИКТЫ» СРЕДИ

АНАЛИЗ ОПРОСА «КОНФЛИКТЫ» СРЕДИ

Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов

Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов

Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований

Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований

Рис.1. Вопрос: Как долго обычно

Рис.1. Вопрос: Как долго обычно

На 4 вопрос «Как обычно ведут себя преподаватели, находясь с

На 4 вопрос «Как обычно ведут себя преподаватели, находясь с

Рис.4. Вопрос: Какая часть Ваших конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации?

Рис.4. Вопрос: Какая часть Ваших конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель проекта достигнута, так как путем решения задач мы выяснили причины конфликтов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель проекта достигнута, так как путем решения задач мы выяснили причины конфликтов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авдеев

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Авдеев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020