Конфликты с преподавателями колледжа

  • docx
  • 19.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Устинова Т..docx

VI научно-практическая конференция

исследовательских и творческих работ студентов

БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»

 

 

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В КОНФЛИКТАХ

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение:

БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»

Автор работы: Устинова Татьяна Алексеевна

Научный руководитель: Дедюкова Марина Николаевна

 

 

 

2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                               3

  1.Анализ литературы о конфликтах                                                                5

  2.Анализ опроса «Конфликты» среди студентов колледжа                          8

Заключение                                                                                                          13

Список литературы                                                                                             14                 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

В настоящее время студенты стали очень часто конфликтовать. Это не зависит от их положения в обществе, они могут ссориться как с друзьями, так и с родителями и даже с преподавателями. Причиной ссор становятся различные ситуации: непонимание у родителей и детей, иные взгляды на вещи среди друзей, разногласия в выставлении оценки, отличные друг от друга слои общества и т.д.

Цель проекта: исследование поведения студентов колледжа в конфликтах с преподавателями.

Задачи проекта:

1.Проанализировать литературу

2.Провести анкетирование среди студентов колледжа

3.Проанализировать анкеты

4.Выявить причины конфликтов у студентов

Объект исследования: конфликты.

Предмет исследования: причины возникновения конфликтов среди студентов колледжа и преподавателей

Методы исследования: анкетирование, анализ.

Практическая значимость: аудитория студентов и преподавателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ О КОНФЛИКТАХ

 

Конфликт – чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни – между людьми, социальными группами, классами, государствами.

Конфликт (лат. coflic us - столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие [3]. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др.

Причины конфликтов:

Распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены и руководство должно решить, как распределить их между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия в целях. Специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.

Различия в представлениях и ценностях. Представления о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

Изучая литературу мы выяснили, что колледж – это важная ступень эволюции человека в обществе. Конфликты среди студентов происходят довольно часто, что и, по мнению преподавателей, "являются обычным делом для группы". Основные поводы для конфликтов между студентами - грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов.

Основные способы разрешения конфликтов. Все имеющиеся на сегодняшний день методы разрешения конфликтов можно разделить на две группы: негативные и позитивные[4].

Негативные, то есть разрушающие, методы означают, что победа будет достигнута только одной из сторон, и тогда результатом противоборства станет разрушение единства сторон, принимающих участие в конфликте.

Позитивные методы, наоборот, позволяют сохранить единство конфликтующих сторон. Но важно понимать, что такое деление в достаточной степени условно, так как на практике обе системы могут использоваться одновременно, при этом гармонично дополняя друг друга. Ведь это только в вооружённых конфликтах условием победы является достижение превосходства кого-то из противников.


2. АНАЛИЗ ОПРОСА «КОНФЛИКТЫ» СРЕДИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

 

В целом можно выделить четыре типа конфликта:

1. Внутриличностный конфликт. В этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.

2. Межличностный конфликт. Возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.

3. Личностно-групповой конфликт. Возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы.

4. Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей или ценностей различных групп[5].

      В данной работе мы рассмотрим конфликты студентов колледжа с преподавателями.

Конфликты с преподавателями:

      Конфликты между преподавателем и студентом могут быть разделены на следующие группы:

1.Конфликты дисциплины – нарушение студентами или преподавателями правил проведения учебного процесса.

2.Конфликты в сфере дидактического взаимодействия – в основном недовольство студентов выставленными оценками.

3.Конфликты в методике обучения – недовольство студентов непонятным или бессистемным изложением материала, усложнённым языком, сухой стиль преподнесения материала и т.п.

4.Конфликты в процессе взаимодействия преподавателей со студентами – особенности личности или поведения, приводящие к столкновению (неспособность к эмпатии, завышенный уровень притязаний, столкновение значимых материальных и духовных интересов преподавателей и студентов и т.п.).  Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

Объективные причины:

1.Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей студента.

2.Противопоставление функционально-ролевых позиций преподавателя и студента.

3.Ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, отсутствие возможности выбора преподавателя или предмета, обязательность посещения занятий и т.д.).

4.Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").

5.Необходимость оценивания учащихся преподавателем.

6.Множественность ролей, которые вынужден играть студент в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

7.Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

8.Социальная нестабильность.

Субъективные причины:

1.Психологическая несовместимость студента и преподавателя.

2.Нарушение норм поведения в совместной деятельности. Например, для преподавателя это может быть некорректное поведение, для студентов – нарушение дисциплины на занятиях, списывание, подделка подписей и т.п.

3.Отсутствие коммуникативной культуры у участников образовательного процесса.

4.Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований.

5.Недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов и пр.).

6.Наличие у студента или преподавателя серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

7.Чрезмерная загруженность участников образовательного процесса.

8.Несоответствие самооценки студента и оценки, данной ему преподавателем.

На основе анкетирования, разработанного городской социальной программой «Дорога к дому» и кафедрой Социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета проводился анонимный опрос на тему «КОНФЛИКТЫ». В данном анкетировании были рассмотрены конфликты с друзьями, родителями и преподавателями. В проекте мы исследуем конфликты студентов с педагогами, так как в студенческой среде это актуально. В опросе приняли участие 82 студента.

На 1 вопрос «У меня бывают конфликты с преподавателями» ответили: «Да» 18%( 15 студентов); «Не бывает конфликтов» ответили 82%( 67 студентов).

На 2 вопрос «Как долго обычно Вы помните причину конфликта с педагогами?» ответили: 6% (1 студент) помнят почти все причины; 13% (2 студента) обычно помнят долго; 40% (6 студентов ) обычно быстро забывают; 33% (5 студентов) сразу забывают; 6% (1 студент) затрудняется ответить.

 

Рис.1. Вопрос: Как долго обычно Вы помните причину конфликта с преподавателями?

 

 На 3 вопрос «Как Вы обычно ведете себя в конфликте с преподавателями?» ответили: 73% (11 студентов) стараются игнорировать конфликт, то есть делает вид, что его нет, что ничего не произошло; 6% (1 студент) старается игнорировать преподавателей, то есть делает вид, что они их не видят и не слышат; 6% (1 студент) доказывает преподавателю свою точку зрения; 6% (1 студент) кричит на преподавателя «психует»; 6% (1 студент) соглашается с преподавателем, даже если он не прав.

 

Рис.2. Вопрос: Как ВЫ обычно ведете себя в конфликте с преподавателями?

 

На 4 вопрос «Как обычно ведут себя преподаватели, находясь с Вами в конфликте?» ответили: 46% (7 студентов) стараются игнорировать конфликт, то есть делает вид, что его нет, что ничего не произошло; 20% (3 студента) стараются меня игнорировать, то есть делают вид, что они меня не видят и не слышат; 13% (2 студента) им доказывают свою точку зрения; 13% (2 студента) кричит на меня «психуют»; 6% (1 студент) звонит и рассказывают родителям или вызывают их в колледж.

Рис.3. Вопрос: Как обычно ведут себя преподаватели, находясь с Вами в конфликте?

 

На 5 вопрос «Какая часть ваших конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации?» ответили: 13% (2 студента) все конфликты с преподавателями заканчиваются разрешением ситуации; 46% (7 студентов) большая часть конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации; 6% (1 студент) меньшая часть конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации; 6% (1 студент) ни один и конфликтов с преподавателями не закончился разрешением ситуации; 26% (4 студента) затрудняются ответить.

Рис.4. Вопрос: Какая часть Ваших конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации?

 

На основе проведенного анкетирования мы провели исследование и выяснили, как долго студенты помнят причины конфликтов, какая их часть заканчивается разрешением ситуации и как ведут себя в конфликтах студенты и преподаватели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель проекта достигнута, так как путем решения задач мы выяснили причины конфликтов. В данном проекте мы провели анкетирование и исследовав его узнали причины, типы и способы разрешения конфликтов студентов с преподавателями.

Выводы по проделанной работе: было проведено анкетирование среди студентов колледжа; достигнута цель и изучены причины конфликтов; исследованы типы конфликтов и пути их разрешения. Подсчитаны данные о конфликтах в процентном соотношении.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.: Феникс, 1992. – 130 с.

2. Гребенкин, Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребенкин. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 171 c.

3. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. – 324 c.

4. Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. – 272 c.

5. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. – 300 c.


 

Скачано с www.znanio.ru