VI научно-практическая конференция
исследовательских и творческих работ студентов
БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В КОНФЛИКТАХ
Учреждение:
БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
Автор работы: Устинова Татьяна Алексеевна
Научный руководитель: Дедюкова Марина Николаевна
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1.Анализ литературы о конфликтах 5
2.Анализ опроса «Конфликты» среди студентов колледжа 8
Заключение 13
Список литературы 14
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.
Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.
В настоящее время студенты стали очень часто конфликтовать. Это не зависит от их положения в обществе, они могут ссориться как с друзьями, так и с родителями и даже с преподавателями. Причиной ссор становятся различные ситуации: непонимание у родителей и детей, иные взгляды на вещи среди друзей, разногласия в выставлении оценки, отличные друг от друга слои общества и т.д.
Цель проекта: исследование поведения студентов колледжа в конфликтах с преподавателями.
Задачи проекта:
1.Проанализировать литературу
2.Провести анкетирование среди студентов колледжа
3.Проанализировать анкеты
4.Выявить причины конфликтов у студентов
Объект исследования: конфликты.
Предмет исследования: причины возникновения конфликтов среди студентов колледжа и преподавателей
Методы исследования: анкетирование, анализ.
Практическая значимость: аудитория студентов и преподавателей
1.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ О КОНФЛИКТАХ
Конфликт – чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни – между людьми, социальными группами, классами, государствами.
Конфликт (лат. coflic us - столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие [3]. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др.
Причины конфликтов:
Распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены и руководство должно решить, как распределить их между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
Различия в целях. Специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
Различия в представлениях и ценностях. Представления о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.
Изучая литературу мы выяснили, что колледж – это важная ступень эволюции человека в обществе. Конфликты среди студентов происходят довольно часто, что и, по мнению преподавателей, "являются обычным делом для группы". Основные поводы для конфликтов между студентами - грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов.
Основные способы разрешения конфликтов. Все имеющиеся на сегодняшний день методы разрешения конфликтов можно разделить на две группы: негативные и позитивные[4].
Негативные, то есть разрушающие, методы означают, что победа будет достигнута только одной из сторон, и тогда результатом противоборства станет разрушение единства сторон, принимающих участие в конфликте.
Позитивные методы, наоборот, позволяют сохранить единство конфликтующих сторон. Но важно понимать, что такое деление в достаточной степени условно, так как на практике обе системы могут использоваться одновременно, при этом гармонично дополняя друг друга. Ведь это только в вооружённых конфликтах условием победы является достижение превосходства кого-то из противников.
2. АНАЛИЗ ОПРОСА «КОНФЛИКТЫ» СРЕДИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В целом можно выделить четыре типа конфликта:
1. Внутриличностный конфликт. В этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.
2. Межличностный конфликт. Возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
3. Личностно-групповой конфликт. Возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы.
4. Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей или ценностей различных групп[5].
В данной работе мы рассмотрим конфликты студентов колледжа с преподавателями.
Конфликты с преподавателями:
Конфликты между преподавателем и студентом могут быть разделены на следующие группы:
1.Конфликты дисциплины – нарушение студентами или преподавателями правил проведения учебного процесса.
2.Конфликты в сфере дидактического взаимодействия – в основном недовольство студентов выставленными оценками.
3.Конфликты в методике обучения – недовольство студентов непонятным или бессистемным изложением материала, усложнённым языком, сухой стиль преподнесения материала и т.п.
4.Конфликты в процессе взаимодействия преподавателей со студентами – особенности личности или поведения, приводящие к столкновению (неспособность к эмпатии, завышенный уровень притязаний, столкновение значимых материальных и духовных интересов преподавателей и студентов и т.п.). Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.
Объективные причины:
1.Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей студента.
2.Противопоставление функционально-ролевых позиций преподавателя и студента.
3.Ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, отсутствие возможности выбора преподавателя или предмета, обязательность посещения занятий и т.д.).
4.Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").
5.Необходимость оценивания учащихся преподавателем.
6.Множественность ролей, которые вынужден играть студент в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
7.Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
8.Социальная нестабильность.
Субъективные причины:
1.Психологическая несовместимость студента и преподавателя.
2.Нарушение норм поведения в совместной деятельности. Например, для преподавателя это может быть некорректное поведение, для студентов – нарушение дисциплины на занятиях, списывание, подделка подписей и т.п.
3.Отсутствие коммуникативной культуры у участников образовательного процесса.
4.Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований.
5.Недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов и пр.).
6.Наличие у студента или преподавателя серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
7.Чрезмерная загруженность участников образовательного процесса.
8.Несоответствие самооценки студента и оценки, данной ему преподавателем.
На основе анкетирования, разработанного городской социальной программой «Дорога к дому» и кафедрой Социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета проводился анонимный опрос на тему «КОНФЛИКТЫ». В данном анкетировании были рассмотрены конфликты с друзьями, родителями и преподавателями. В проекте мы исследуем конфликты студентов с педагогами, так как в студенческой среде это актуально. В опросе приняли участие 82 студента.
На 1 вопрос «У меня бывают конфликты с преподавателями» ответили: «Да» 18%( 15 студентов); «Не бывает конфликтов» ответили 82%( 67 студентов).
На 2 вопрос «Как долго обычно Вы помните причину конфликта с педагогами?» ответили: 6% (1 студент) помнят почти все причины; 13% (2 студента) обычно помнят долго; 40% (6 студентов ) обычно быстро забывают; 33% (5 студентов) сразу забывают; 6% (1 студент) затрудняется ответить.
Рис.1. Вопрос: Как долго обычно Вы помните причину конфликта с преподавателями?
На 3 вопрос «Как Вы обычно ведете себя в конфликте с преподавателями?» ответили: 73% (11 студентов) стараются игнорировать конфликт, то есть делает вид, что его нет, что ничего не произошло; 6% (1 студент) старается игнорировать преподавателей, то есть делает вид, что они их не видят и не слышат; 6% (1 студент) доказывает преподавателю свою точку зрения; 6% (1 студент) кричит на преподавателя «психует»; 6% (1 студент) соглашается с преподавателем, даже если он не прав.
Рис.2. Вопрос: Как ВЫ обычно ведете себя в конфликте с преподавателями?
На 4 вопрос «Как обычно ведут себя преподаватели, находясь с Вами в конфликте?» ответили: 46% (7 студентов) стараются игнорировать конфликт, то есть делает вид, что его нет, что ничего не произошло; 20% (3 студента) стараются меня игнорировать, то есть делают вид, что они меня не видят и не слышат; 13% (2 студента) им доказывают свою точку зрения; 13% (2 студента) кричит на меня «психуют»; 6% (1 студент) звонит и рассказывают родителям или вызывают их в колледж.
Рис.3. Вопрос: Как обычно ведут себя преподаватели, находясь с Вами в конфликте?
На 5 вопрос «Какая часть ваших конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации?» ответили: 13% (2 студента) все конфликты с преподавателями заканчиваются разрешением ситуации; 46% (7 студентов) большая часть конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации; 6% (1 студент) меньшая часть конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации; 6% (1 студент) ни один и конфликтов с преподавателями не закончился разрешением ситуации; 26% (4 студента) затрудняются ответить.
Рис.4. Вопрос: Какая часть Ваших конфликтов с преподавателями заканчивается разрешением ситуации?
На основе проведенного анкетирования мы провели исследование и выяснили, как долго студенты помнят причины конфликтов, какая их часть заканчивается разрешением ситуации и как ведут себя в конфликтах студенты и преподаватели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель проекта достигнута, так как путем решения задач мы выяснили причины конфликтов. В данном проекте мы провели анкетирование и исследовав его узнали причины, типы и способы разрешения конфликтов студентов с преподавателями.
Выводы по проделанной работе: было проведено анкетирование среди студентов колледжа; достигнута цель и изучены причины конфликтов; исследованы типы конфликтов и пути их разрешения. Подсчитаны данные о конфликтах в процентном соотношении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.: Феникс, 1992. – 130 с.
2. Гребенкин, Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребенкин. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 171 c.
3. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. – 324 c.
4. Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. – 272 c.
5. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. – 300 c.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.