«Конфликты в школе. Как реагировать»
Педагог-психолог МБОУ ЛГ город Кирова
Тарасова Татьяна Николаевна
Цель:
Научиться предупреждать конфликт, а если он возник - разрешить его быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид.
5 способов разрешения конфликтных ситуаций:
компромисс,
приспособление,
избегание,
сотрудничество,
соперничество.
Стили выхода из конфликта
1. стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
2. стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
Стили выхода из конфликта
3. стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;
4. стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
Стили выхода из конфликта
5. стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.
Задание: какой способ выхода из конфликтной ситуации Вы предпочитаете?
«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
«Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
«Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
«Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Вывод:
Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.
Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе в выигрыше оказываются обе стороны.
Правила эффективного поведения в конфликте:
1. Дайте оппоненту выпустить пар
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии
3. Не давайте своему оппоненту отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах
4. Предложите ему высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения
5. В любом случае дайте оппоненту “сохранить свое лицо”
6. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий
7. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину
8. Ничего не надо доказывать
9. Замолчите первым
10. Говорите, когда оппонент остыл
11. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения
Правила поведения, которых должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда вмешательство взрослого необходимо.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию своего ребёнка, старайтесь вникнуть в суть конфликта.
Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих, делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.
Тренинг. Когда ты очень раздражен, разгневан…
1. Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".
2. Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
3. Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
4. Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.
Рекомендации:
1. В школьной жизни не доводить дело до конфликта
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.