Конкурс «Серебряное перышко» как средство развития творческих способностей обучающихся. Литературная гостиная.
Автор: Душкина Вера Николаевна МОУ «Межозерная СОШ» Верхнеуральского района Челябинской области.
Аннотация: В этой статье автор пишет о возможностях реализации программы «Одаренные дети». В рамках районной подпрограммы «Одаренные дети» проводится конкурс «Серебряное перышко» в целях развития детского литературного творчества, формирования нравственной и эстетической культуры школьников. Школьный этап проводится в рамках литературной гостиной « Я без Урала не могу…» Автор предоставляет разработку этого мероприятия.
Ключевые слова: одаренные дети, «Серебряное перышко», литературная гостиная, Урал
Тематическая рубрика: Средняя школ, СПО
Принципы проведения литературной
гостиной: сотрудничество, открытость и откровенность.
Подготовительная работа:
1 этап. Определение темы. На совместном совещании библиотеки и МО
русского языка и литературы обсудили примерные тему мероприятия.
2 этап. Знакомство с положением о проведении районного детского литературного конкурса «Серебряное перышко» .Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места учащихся и гостей.
3 этап. Реклама. Книжные
выставки. Красочные объявления.
4 этап. Привлечение к участию интересных людей, поэтов, писателей.
6 этап. Момент творчества. Чтение детьми своих стихов, сочинение
"буриме", сочинение "общего" стихотворения, где строчка за
строчкой, рифма за рифмой все участники пытаются выразить свои чувства с
помощью поэтической миниатюры, музыкальное исполнение стихов.
7 этап. Рефлексия. Составление синквейна (пятистишия)
Конкурс «Серебряное перышко» существует как форма творческого общения
Цель: Создание условий для развития основной потребности учащихся в творчестве
Достигается через:
Приводит к:
Литературная гостиная "Я без Урала не могу…».
Цель:Развитие детского литературного творчества, формирование нравственной и эстетической культуры школьников
Задачи:
1 Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, чувства уважения к культуре родного края и к творчеству земляков.
2. Выявление и поддержка поэтически одаренных детей.
3. Развитие навыков стихосложения, выразительного чтения
Технологии, используемые при проведении мероприятия: КСО, элементы РКМЧЧиП, ИКТ.
Ведущие появляются со свечой.
Ø Знакомство с участниками литературной гостиной
Ведущий 1.Символом нашей литературной гостиной выбрана свеча. Как пламя свечи разгорается нежно и постепенно, так и творческие способности раскрываются порой медленно и осторожно. Как пламя свечи, чтоб его не загасить, к своим творческим возможностям подходите бережно и заботливо.
Ведущий 2.
Мы зажигаем свечи
Лишь для вас,
Чтоб творчества пробил
Желанный час.
Чтоб каждый мог творить.
Стихами в рифму говорить.
С друзьями сцену разучить.
Свои таланты нам открыть
Ведущий 1.Сегодня в нашей гостиной собрались истинные любители поэзии. На протяжении многих лет в нашем поселке люди пишут стихи. Причем, это увлечение проносят порой через всю жизнь, начиная, как правило, в ранней юности, в школе. Одноклассники и учитель становятся первыми слушателями, ценителями и критиками, в лучшем смысле этого слова.
Ведущий 2. Особенно же радостно видеть, когда стихи сопровождают человека и в зрелости, когда талант с возрастом лишь расцветает, а в поэзию входят новые и новые темы. Сегодня у нас в гостях Виноградов Роберт Петрович, автор большого количества литературных произведений, с которыми мы можем познакомиться на страницах местных изданий, директор библиотеки Егупова Фаина Сагитовна и ребята, которые входят в кружок «Юный журналист».
Ø I тур. «Покопаемся в памяти» Вспомним, что мы знаем о поэтах Урала.
Ведущий 1.
Людмила Татьяничева сказала:
Я без Урала не могу.
Стоит перед глазами
Он то утесами в снегу,
То синими лесами,
То сталью,
Зреющей в печах, берущей жар у солнца.
То стройкой в просверках,
В лучах
Мгновенно обернется…
И память,
Вызвездив костры,
Положит светотени
На степь
И на Магнит-горы
Гигантские ступени
Стою на тающем снегу,
Охмелена весною.
Я без Урала не могу.
Урал всегда со мною.
Ведущий 2. Единство и целостность русской литературы определяется, прежде всего, любовью к родине. Урал богат талантами. Вот только небольшой перечень уральских поэтов и писателей. А что вы знаете о них? За правильные ответы присуждается балл.
v Викторина
§ Строки какого известного уральского поэта высечены на памятнике «Первой палатке» в г.Магнитогорске.
§ Назовите имена известных уральских поэтов и писателей.
§ Кому принадлежат эти строки:
Живу я в глубине России.
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки-сини,
Горы – сини,
И в синих отсветах металл
…По красоте,
По скрытой силе мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей,
Строже, может быть.
§ Какие средства художественной выразительности использует Н.Година в стихотворении «Родина»:
Взглянул, будто вынул занозу,
Серебряной рощи кольцо,
Где каждую с детства березу
Я знаю не только в лицо.
Колодец у бани; как буки,
Два пугала по-над межой…
Здесь родина с маленькой буквы,
Здесь Родина с буквы большой
§ Именами каких поэтов названы улицы в городах Челябинской области
§ Кому принадлежат слова:
-Школа учит как надо, улица учит как не надо, а жизнь переучивает по-своему.
-Капля никотина способна убить лошадь. Но ослы этому не верят.
-Чем меньше извилин в мозгу, тем легче в них заблудиться
-Юмор - единственный допинг, полезный для здоровья.
-Смейся над тем, кто смеется над тобой, и будет неясно, кто над кем смеялся.
Ø Представление творчества земляков
Ведущий 1. Ребята, в нашем поселке также есть люди, которые пишут и издают свои произведения. Представляем вашему вниманию обзор творчества односельчан
Ведущий 2.
v Пресс-конференция.
Познакомимся с Р.П.В. Проведем небольшую пресс-конференцию. Ребята из кружка «Юный журналист» будут задавать вопросы Р.П.В. на все темы, которые им интересны.
Ведущий 1. Наша школа славится талантами. Только творческий учитель способен зажечь «искру божью» и вдохновить.
Ведущий 2. Каждый год в школе проводится конкурс «Серебряное перышко», в котором участвуют ваши одноклассники. Некоторые из них стали дипломатами и лауреатами районного и областного конкурсов. Произведения многих были опубликованы в местных изданиях.
II тур. Чтение произведений, созданных учащимися.
Ведущий 1 Скажем словами Пушкина: «пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута- и стихи свободно потекут».Переходим ко второму туру. Жюри заполняет протокол
III тур. Выполнение конкурсных заданий.
Задание младшему звену. (Лирики)
Вставьте в стихотворение К.Д. Бальмонта подходящие по смыслу слова.
У чудищ.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в … .
Старуха злая была … .
Но был я шапке, был в … .
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал … – и скрылся в дымке.
И вот … кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к …,
Найду для … там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею,
Узнаю тайны – и был таков.
Задание среднему звену. (Лирика).
Продолжите стихотворение К.Д. Бальмонта по 2 заданным строчкам.
Как я пишу стихи.
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая…
Задание старшему звену. (Лирика)
Акростих – стихотворение, по первым буквам каждого стиха которого можно прочитать имя или слово.
Например, Николай Гумилёв, в совершенстве владеющий поэтической формой, создал такой акростих:
Ангел лёг у края небосклона.
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
Задание младшему звену. (Проза).
Назовите автора и произведение.
Не вытечет,
Бежит – бежит –
Не выбежит,
Речка
В городе
У нас,
Называется
Миасс
Шишел – Мышел
В ней купался,
Бултыхаясь и смеясь:
- Ай да реченька – река,
широка и глубока!
До серёдки доплывёшь,
А потом пешком пойдёшь.
2. Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
3. …Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.
« Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло.- Назову- ка я её Буратино.»
4. У лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт налево – песнь заводит;
Направо – сказку говорит…
5. Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и тоже хотел идти. Но мать сказала ему: «Куда ты, Филипп, собрался?» - «В школу.» - «Ты ещё мал, не ходи», - и оставила его дома.
6. …Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выскочила, задрожала, и в воздухе раздалось. «Дзен!..» - как струна пропела…
Задание для среднего звена. (Проза).
Соберите 3 разных текста и определите стиль (художественный, научный, научно – популярный, публицистический, разговорный или официально – деловой) каждого.
Исчезла замечательная русская протяжная песнь – лучший жанр наших песен. Почему? В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, то есть распевно произнесённое слово. Он (Яков) глубоко вздохнул и запел…Слишком она печальная? Но разве печали нет и не будет. Действительно, во время богослужения чтение было распевным, медленным и выразительным, во многом напоминало декламацию. Я, признаюсь редко слыхивал такой голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем – то болезненным, но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и какая – то увлекательно – беспечная грустная скорбь. Ведь люди умирают, хворают, расходятся и разводятся, покидают иногда родные места, вспоминают не только счастливое, но и несчастливое, грустное. Мелодии для чтения текстов приковывали внимание слушателей, они были просты и выразительны, так что их можно было легко различить и запомнить. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. И человеку необходима в этих случаях печальная песнь, созвучная его личному горю. Какая песня утешит вас в горе? Чтение нараспев без особых трудностей усваивалось чтецами прямо на клиросе во время службы. Песнь росла, разливалась. Нет, весёлая песня только для весёлых случаев. Нужен полный диапазон русских народных песен.
Задание для старшего звена. (Проза).
Найдите в тексте все возможные средства художественной (лексико – морфологической и интонационно - синтаксической) выразительности. .(Отрывок из романа Л. Авербах «Зеркало»)
Ответы
1 конкурс.
Младшее звено.
Атрибуция текста.
Среднее звено.
Найти отрывки текстов, определить стиль.
В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, то есть распевно произнесённое слово. Действительно, во время богослужения чтение было распевным, медленным и выразительным, во многом напоминало декламацию. Мелодии для чтения текстов приковывали внимание слушателей, они были просты и выразительны, так что их можно было легко различить и запомнить. Чтение нараспев без особых трудностей усваивалось чтецами прямо на клиросе во время службы.
Г. И. Данилова.
Мировая художественная культура. 7- 9 классы.
Учебник для общеобразовательных учреждений.
Старшее звено.
Найти все изобразительно – выразительные средства в тексте.(Отрывок из романа Л. Авербах «Зеркало»)
1 конкурс.
Младшее звено.
Задать 3 вопроса приглашённым на «Литературную гостиную»
Среднее звено.
Очерк на тему «Человек, которого ты уважаешь»
Старше звено.
Написать заметку в газету «Нужна ли нам школьная форма?»
Ø Вспомним известную некогда игру «Буриме»
Ведущий 2. Во время подведения итогов предлагается поиграть в популярную в 19 веке игру «Буриме» Тема стихотворения и рассказа «Новый год» Герои : Снегурочка, Дед Мороз, зайчик, почтальон Печкин, Незнайка и др.
Ø Рефлексия. Составим синквейн.
Правила написания синквейна.
o На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
o На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
o На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
o На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
o Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.
1 Конкурс.
Ведущий 1. Огромное спасибо всем, кто сегодня читал и слушал, кто пустил нас в свое сердце. Сегодня мы много нового узнали о творчестве писателей Урала, поселка, школы , и , наверно, сегодняшняя встреча станет толчком для новых стихов и такие чтения станут традицией. Это было бы прекрасно. Ждем всех вас вновь! До новых встреч в нашей гостиной!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.