Конкурсная работа"Проблемы становления неправительственных некоммерческих организаций в РФ"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 21.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие гражданского общества в России во многом связано с изменениями в массовом сознании, а процесс изменения массового сознания - это исторически длительный процесс, успех которого зависит от многих факторов, и было бы наивно рассчитывать на быстрые результаты.И хотя в России выбор в пользу демократии сделан, слабость демократических процессов в настоящий период очевидна. Укрепление демократического развития страны остаётся в повестке дня задач властных структур
Иконка файла материала конкурсная работа.docx
Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» Направление: Государственное строительство и конституционные права граждан Название работы: Проблемы становления неправительственных некоммерческих организаций в Российской Федерации Авторы работы: студентка Валиева Лиана Рифовна студент Тимченко Руслан Владимирович Место выполнения работы ГАОУ СПО «Стерлитамакский колледж строительства, экономики и права», г.Стерлитамак Научный руководитель 1Тимченко Н.Ш., преподаватель юридических дисциплин 2012г. 2Содержание Введение 3 Глава 1.Содержание института гражданского общества..........................................................7 1.1.Содержание понятия гражданского общества.....................................................................7 1.2.Характеристика гражданского общества в России............................................................11 Глава 2.Становление гражданского общества в России.........................................................12 2.1.Структура гражданского общества......................................................................................12 2.2.Проблемы развития гражданского общества в России.....................................................17 2.3.Перспективы развития гражданского общества.................................................................21 Заключение                                                                                                                                   27 Список использованной литературы                                                                                         31 3Введение Развитие   гражданского   общества   в   России   во   многом   связано   с   изменениями   в массовом сознании, а процесс изменения массового сознания ­ это исторически длительный процесс, успех которого зависит от многих факторов, и было бы наивно рассчитывать на быстрые результаты. И хотя в России выбор в пользу демократии сделан, слабость демократических процессов в настоящий период очевидна. Укрепление демократического развития страны остаётся в повестке   дня   задач   властных   структур.   По   мнению   Президента   Российской   Федерации Дмитрия   Медведева   созданные   за   эти   годы   (прямо   скажем,   по   указанию   "сверху") демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во­первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во­вторых,   доверять   всё   большее   число   социальных   и   политических   функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению". Учитывая   все   это,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   при   всей   слабости демократических традиций и институтов в России они скорее существуют, чем полностью отсутствуют,   и   это   обстоятельство   является   благоприятным   условием   для   развития гражданского общества. Говоря о развитии гражданского общества в России, необходимо особо остановится на   вопросе   о   свободных   ассоциациях   граждан   или,   как   сейчас   принято   говорить,   о неправительственных некоммерческих организациях. По   определению,   данному   Организацией   Объединённых   Наций,   неправительственной организацией   (НПО)   является   любой   добровольный   некоммерческий   союз   граждан, организованный   на   местном,   государственном   или   международном   уровне. Ориентированные   на   достижение   конкретных   результатов   и   руководимые   людьми, объединенными   общими   интересами,   неправительственные   организации   решают   самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций, например, доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль над деятельностью полиции и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне. 4Они обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем и помогают осуществлять   контроль   за   выполнением   международных   соглашений.   Некоторые неправительственные   организации   созданы   с   целью   решения   конкретных   проблем, например в области прав человека, окружающей среды и здравоохранения. Массовое создание неправительственных организаций в России приходится на начало 90­х годов. Граждане, чувствующие необходимость глубоких перемен, активно включались в процесс поиска ответов на существующие проблемы в обществе, предлагая конкретные программы   деятельности   своих   самодеятельных   организаций.   По   данным   Организации Объединенных Наций, с начала 90­х годов в России было зарегистрировано от 300 до 500 тысяч неправительственных организаций различного уровня. Эту цифру часто приводят в качестве аргумента наличия гражданского общества в России. Но, к сожалению, только количественные показатели в данном случае не могут служить характеристикой уровня развития гражданского общества в России. Следует особо подчеркнуть, что гражданское общество ­ это не только наличие независимых   ассоциаций   граждан,   но   и   существование   таких   социальных   отношений   в обществе, при которых эти ассоциации способны играть роль обоюдополезного посредника в   отношениях   между   индивидом   и   государством   и,   в   случае   необходимости,   обладая необходимым   авторитетом   и   влиянием,   в   состоянии   защитить   индивида   от   незаконных действий государственных структур и бюрократического аппарата. Государственная   Дума   приняла   пять   базовых   федеральных   законов,   определяющих правовой   статус   основных   видов   неправительственных   организаций:   "Об   общественных объединениях",   "О   государственной   поддержке   молодежных   и   детских   общественных объединений", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих   организациях",   "О   профессиональных   союзах,   их   правах   и   гарантиях деятельности". В дальнейшем в эти законы вносились различные дополнения и изменения. Следует также отметить, что активизируется процесс законотворчества в данной области в субъектах Российской Федерации. На местном уровне все чаще посредством разработки и принятия   законов   разрешаются   вопросы,   определяющие   деятельность   некоммерческих организаций. Вместе   с   тем   в   последние   годы   наметилась   четкая   тенденция   сокращения количества неправительственных организаций и их активности. 5Особенность   процесса   становления   неправительственных   организаций   в современной России заключается в том, что этот процесс происходит в абсолютно новых политических   условиях,   имеет   совершенно   новые   формы   и   строится   напринципиально новой   законодательной   основе.   В   своем   абсолютном   большинстве   российские неправительственные   организации   ­   это   совершенно   добровольные   объединения, самостоятельно   определяющие   свои   цели   и   задачи,   осуществляющие   индивидуальный поиск   путей   их   реализации.   На   данном   отрезке   исторического   развития   поддержка государством   общественных,   неправительственных   организаций   приобретает   особое значение,   так   как   в   нашей   стране   практически   отсутствуют   традиции   самодеятельных гражданских   инициатив.   В   связи   с   чем   исследование   проблем   становления неправительственных   некоммерческих   организаций   гражданского   общества   является актуальной. В   настоящее   время   в   новых   политических   условиях   российское   общество   участвует   в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и выборах Президента Российской   Федерации,   а   также   в   формировании   органов   законодательной   власти   в субъектах   Российской   Федерации.   Социальная   активность   населения   высокая   и   само общество изыскивает различные пути поиска   ответов   на   существующие   проблемы   взимодействия   различных   организаций, которые   себя   проявляют   по­разному.   Примером   тому   служат   декабрьские   события   в Москве в 2010 и 2011 гг. При этом делается попытка решить проблему   отсутствие форм и   механизмов   взаимодействия   различных   самодеятельных   организаций   гражданского ― общества.   Отсутствие   форм   и   механизмов   взаимодействия   между   различными неправительственными   некоммерчискими   организациями   способствуют   дестабилизации общества, поэтому этот вопрос должен быть решен на законодательном уровне. Данное   исследование   показывает   проблему   становления   неправительственных некоммерчиских   организаций   при   отсутствии   форм   и   механизмов   взаимодействия различных самодеятельных организаций в Российской Федерации. Цель   данной   работы   ­   исследование   проблем   становления   неправительственных некоммерчиских организаций гражданского общества в России. В рамках достижения основной цели работы поставлен ряд задач. 6Задачи исследования: ­раскрыть содержание института гражданского общества; ­показать пути становления гражданского общества в России; ­определить возможные способы совершенствования гражданского общества в России. Объект исследования  ―  гражданское общество в России. Предмет   исследования   неправительственных некоммерческих организаций. ― общественные   отношения,   связанные   с   формированием Практическая значимость работы заключается в том, что сегодня все исследуемые вопросы являются   социально   заказанными   и   в   период   новых   политических   условий   ,   их исследование   необходимо   для   разрешения   проблем   становления   неправительственных некоммерческих организаций. Работа состоит из двух глав, посвященных содержанию института гражданского общества и становлению неправительственных некоммерческих организациий в России. 7Глава 1.Содержание института гражданского общества Под гражданским обществом понимается в принципе такая его организация, при которой   реализуются   основные   права   и   соответствующие   им   обязанности   граждан,   а государство выступает гарантом этих прав. 1.1.Содержание понятия гражданского общества Гражданское общество имеет три измерения: правовое (равенство перед законом), политическое   (всеобщее   избирательное   право)   и   социально­экономическое   (например, право на социальное обеспечение). Основная   проблема   при   попытках   дать   определение   гражданского   общества возникает из­за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта: социальный и политический.  Под   гражданским   обществом   многие   стали   понимать   просто   человеческое сообщество; другие усматривают в нем элемент политической организации. Одни видят в гражданском   обществе   источник   поддержки   существующего   политического   строя,   а другие – средоточие оппозиции. Точка зрения отвечает историческим реалиям, во многом завися от того, что возникло раньше – государство или гражданское общество. Для   гражданских   обществ   характерны   три   особенности.   Во­первых,   наличие множества   центров   социальной   власти   –   полиархия.   Во­вторых,   относительная независимость   этих   центров   социальной   власти.   В   силу   своей   способности   к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И, в­ третьих,   чувство   гражданской   ответственности,   а   также   цивилизованное   поведение   и активная гражданская позиция. Все это необходимые элементы подлинно гражданского общества. Некоторые   подгруппы,   такие,   как   частный   сектор,   средства   массовой   информации, парламентарии   или   местные   органы   власти,   не   во   всех   случаях   считают   себя   частью институциональной   категории   гражданского   общества.   С   другой   стороны,   многие неправительственные   организации   считают,   что   частный   сектор   не   следует   относить   к гражданскому обществу. 8Распространенным   подходом   к   структурированию   гражданского   общества   является институциональный подход. Здесь, за основу берется понятие «социального института», под   которым   понимается   форма   организации   общественной   жизни   людей, устанавливающиеся   в   процессе   исторического   развития   с   целью   регулирования   их социальных действий и социальных связей [4, С. 19]. Опираясь на данное определение, можно   в   качестве   института   рассматривать   как   гражданское   общество   в   целом,   так   и отдельные его составляющие. При этом гражданское общество будет являться целостной системой   общественных   отношений,   характеризующихся   наличием   рыночной   основы, демократического   государства,   а   главное   –   социальных   классов   и   слоев,   имеющих собственные независимые от государства источники существования, имея в виду, прежде всего,   финансовые.   Отсюда,   гражданские   институты   –   это   институты   всего   общества, находящегося   на   определенной   стадии   своего   развития,   а   не   какой­то   его   части   или подсистемы. В соответствии с данным подходом в качестве структур гражданского общества можно выделить следующие институты: ­   негосударственные   социально­экономические   отношения   и   институты   (собственность, труд, предпринимательство); ­ совокупность независимых от государства производителей (например, частные фирмы); ­ общественные объединения и организации; ­ политические партии и движения; ­ сфера воспитания и негосударственного образования; ­ система негосударственных средств массовой информации; ­ семья; ­ церковь и т.д. [5, С. 232]. Один   из   важнейших   вопросов   –   национальный   характер   гражданского   общества. Подавляющее   большинство   организаций   гражданского   общества   имеет   национальную основу и созданы для решения конкретных вопросов. Структуры взаимоотношений между 9государством и гражданским обществом в разных странах являются самыми различными. Гражданское   общество   в   ряде   сфер   носит   космополитический   характер. Трудноразрешимые   проблемы,   выходящие   за   рамки   национальных   территориальных юрисдикций разных стран, становятся предметом обсуждения различными гражданскими организациями на все более широких общественных форумах. Такие глобальные угрозы, как   финансовая   нестабильность,   экологические   катастрофы,   терроризм,   наркотики   и инфекционные   болезни,   отражаются   на   жизни   людей   во   всем   мире   и   приобрели   столь значительные масштабы, что ни одна страна не в состоянии решить их самостоятельно. Глобализация влечет за собой существенное расширение взаимозависимости национальных и глобальных интересов. Вместе с тем глобализация является не только экономическим или технологическим процессом. Она также представляет собой политическое, социальное и культурное явление. Глобальная   революция   в   области   создания   общественных   ассоциаций   способствовала расширению и укреплению демократии на национальном уровне. Этот процесс носил и во многих местах до сих пор носит конфликтный и непоследовательный характер. В ходе глобальных конференций 90­х годов гражданские организации выступали с новыми идеями и предложениями, отстаивали в спорах и на переговорах свои принципы, протестовали   и   оказывали   политическое   давление,   способствуя   формированию уникального   «общественного   пространства».   Постепенно   были   разработаны международные нормы и стандарты и созданы распорядительные учреждения и механизмы. За   последние   два   десятилетия   огромный   прогресс   достигнут   в   признании основополагающих   всеобщих   прав   и   предотвращении   глобальных   угроз.   Этот непрекращающийся процесс формирования космополитического права является крупным шагом к созданию мирового порядка, основанного не на неоспоримой воле суверенных государств, а на общепринятых принципах и нормах. В отличие от прошлого кардинальным шагом вперед стало признание индивидуумов субъектами не только национального права, но и космополитических норм, проводимых в жизнь транснациональными институтами. Все шире признается, что вклад граждан в глобальное управление нуждается в более глубоком осмыслении и  должен  цениться  выше и  что необходимо  добиваться  большей последовательности и согласованности правил взаимодействия с гражданским обществом. 10Со   своей   стороны   правительства   многих   стран   воспринимают   расширение взаимодействия с гражданским обществом как угрозу для их национальных интересов и суверенитета, вызванную его растущим влиянием на процессы принятия решений. Такое восприятие   осложняется   тем   фактом,   что   существует   значительное   неравенство   в численности, влиятельности и ресурсах неправительственных организаций из промышленно развитых и развивающихся стран. Гражданские и общественные группы могут также преследовать глубоко противоречивые интересы, которые в некоторых случаях могут идти вразрез с универсально признанными нормами и принципами. Влияние   гражданского   общества   также   укрепляется   благодаря   воздействию   средств массовой информации на решение государственных вопросов и ширящемуся многообразию имеющихся источников информации. Эти сближающиеся тенденции создают условия, при которых   политическое   давление   и   требования   общественности   направлены непосредственно   на   властные   структуры   в   обход   традиционных   систем   политического представительства. Власть   гражданского   общества   носит   неявно   выраженный   характер.   Она   заключается,   вносить   предложения, например,   что   оно   может   дискутировать,   в   том, экспериментировать,   обличать   или   служить   примером.   Эта   власть   не   предусматривает принятия решений. Такая законность по своей сути находится в процессе формирования. 111.2 Характеристика гражданского общества в России Для   России   всегда   было   характерно,   что   вопрос   об   экономическом   развитии   и построении   гражданского   общества   привычно   подменялся   вопросом   о   власти.   История России   с   точки   зрения   исследования   гражданского   общества   –   это   история   борьбы общества с властью, как и для ряда европейских стран. В открытых обществах живые гражданские структуры существуют независимо от того, противостоят они государству или поддерживают его: это обычная среда, в которой протекает   повседневная   жизнь   людей.   Такие   гражданские   общества   ограничивают притязания   государства   в   отношении   граждан,   вместе   с   тем   они   также   способствуют стабильности   демократических   правительств,   создавая   инфраструктуру   для существования   свободы.   Инфраструктуры   такого   рода   существовали   в   странах,   где создание гражданского общества происходило параллельно со становлением государства. Тоталитарные   правители   для   консолидации   своей   власти   пресекали   любые проявления гражданского общества. Плюрализм, независимость и гражданская активность – первые враги тоталитарной власти. При тоталитарном режиме гражданское общество системы   отношений   и   принципы   объединения   гражданского   общества   самопроизвольно формируются в противостоянии государству. Защищать гражданское общество – значит, сопротивляться   репрессиям   со   стороны   государства.   Такое   положение   крайне неблагоприятно сказалось на гражданских обществах в бывших тоталитарных странах. В деле создания гражданских обществ много трудностей, и самой серьезной из них является   необходимость   «смены   ориентиров»   после   того,   как   гражданское   общество перестает быть антагонистом государства. Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение таких знаний – перспективная задача.   Регулярное   изучение   динамики   общественной   среды,   нужд   и   потребностей общественных организаций и граждан – те направления, которые, в свою очередь, приведут к правильному определению приоритетов и выработке эффективной политики развития. 1213Глава 2.Становление гражданского общества в России Одной из важнейших сфер деятельности, без которой роль и значение современного гражданского общества не может обсуждаться, является защита прав и свобод человека. Большой вклад в дело укрепления защиты прав в России вносят Совет при Президенте Российской   Федерации   по   содействию   развитию   институтов   гражданского   общества   и правам   человека   и   деятельность   Уполномоченного   по   правам   человека   в   Российской Федерации,   при   котором   работает   экспертный   совет   из   видных   и   признанных представителей российского правозащитного движения. 2.1.Структура гражданского общества Облик гражданского общества в России определяют многие институты, движения и инициативы,   такие,   как   правозащитная   деятельность,   средства   массовой   информации, местное самоуправление, благотворительность. Местное самоуправление – основа Российского государства и общества. Первая редакция федерального закона об основах местного самоуправления дала возможность нескольким сотням   городов   создать   основы   автономного   развития.   Однако   права,   закрепленные   в законе, не были подкреплены соответствующими гарантиями финансирования, вследствие чего   тысячи   населенных   мест   продолжали   жить   по­прежнему.   Редакция   Федерального закона   «Об   общих   принципах   организации   местного   самоуправления   в   Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131­ФЗ создала правовую основу формирования системы, которая действовала бы на всей территории страны и предоставляла возможность финансового обеспечения нужд местного самоуправления, включая его первый уровень – свыше 14500 новых сельских муниципальных образований. Будущее малых городов, их способность  играть   роль  сервисных  центров  для  сельской  округи,   развивать  отделения производств   из   крупных   городов,   снижая   тем   самым   нагрузку   на   инфраструктуру последних, – вопросы национального значения Результаты   анализа   базы   данных   некоммерческих   организаций,   сформированной Общественной   палатой   Российской   Федерации   в   течение   первого   года   своего существования,   показывают,   что   отечественный   некоммерческий   сектор   отличается 14большим разнообразием с точки зрения видов практикуемой им деятельности. Выявлено около 30 основных видов деятельности организаций, к их числу отнесены те, которыми занимается   хотя   бы   1%   обследованных   объединений.   Причем   12   видов   деятельности распространены   особенно   широко   –   они   характерны   для   13%   и   более   организаций. Преимущественно это деятельность социальной направленности. В   некоммерческом   секторе   широко   представлена   образовательная,   а   также   научно­ исследовательская   деятельность.   Ею   занимается   практически   половина   объединений (46%). С точки зрения объектов деятельности, российские НКО ориентированы, прежде всего, на детей и молодежь (30% обследованных некоммерческих организаций), а также на учебные заведения, учащихся, научных работников (22%). В минувшее десятилетие упрочились позиции рыночной экономики, законодательно были   закреплены   новые   отношения   работодателей   и   работников.   Значительную   роль   в регулировании этих отношений призваны играть профессиональные союзы. Большинство отраслевых профсоюзов – это организации, созданные многие десятилетия назад. В них состоит   около   40   млн.   человек.   Деятельность   профсоюзов   регулируется   Федеральным законом   от   2   января   1996   года   N   10­ФЗ   «О   профессиональных   союзах,   их   правах   и гарантиях   деятельности»,   а   также   Трудовым   кодексом   Российской   Федерации. Деятельность профессиональных объединений никак не регулируется. Наряду с профсоюзами, сегодня в России действует множество других профессиональных объединений.   Свою   задачу   эти   некоммерческие   организации   видят   в   консолидации представителей своего «цеха», поднятии престижа профессии, установлении контактов с коллегами   за  рубежом.  В  целом  творческие  союзы  объединяют   более   70  тыс.  человек. Практически все они имеют региональные организации или отделения (представительства). В   жизни   России   заметна   роль   организаций   ветеранов,   инвалидов,   чернобыльцев. Ветеранские организации стремятся к тому, чтобы активизировать работу на местах. Она высоко оценивается обществом. По данным социологических опросов, 90% представителей органов власти считают, что эти организации необходимо поддерживать. Особая роль в поддержке этих организаций должна принадлежать Правительству Российской Федерации 15на   этапе   формирования   гражданского   общества   и   это   должно   быть   закреплено определенной законодательной базой. В   гражданском   обществе   заметную   роль   играют   организации   ветеранов   войны   и труда, их родственников и потомков, ветеранов Афганистана и локальных конфликтов, ветеранов правоохранительных органов, спецслужб. Созданы организации пенсионеров – жителей тех или иных регионов, а также ветеранов (пенсионеров), которые были ранее заняты в конкретных отраслях экономики, например, на железнодорожном транспорте, или на   отдельных   предприятиях.   Большой   активностью   среди   институтов   гражданского общества отличаются организации инвалидов. Они объединяют миллионы людей, имеют разветвленную структуру, которая охватывает практически всю страну – вплоть до малых городов и поселков. В настоящее время в России действует более полутора тысяч женских организаций. Есть организации, оказывающие помощь пожилым женщинам, профессиональные женские объединения,   т.е.   тех,   кто   занят   в   политике   и   бизнесе,   кто   лечит   и   учит.   Есть многочисленные союзы помощи семьям, немало центров по изучению гендерных проблем. В последние годы произошла определенная стабилизация числа молодежных организаций,   Наряду   с   многочисленными наметились   новые   тенденции   в   этой   сфере. зарегистрированными   организациями,   в   которых   по   преимуществу   действует   принцип фиксированного заявительного членства, увеличилось количество движений; их принцип работы   заключается   в   проведении   массовых   акций   без   выдачи   участникам   членских билетов. Свою работу в этой сфере ведут и политические партии, самые крупные из них создали   собственные   молодежные   объединения.   Необходима   финансовая   поддержка молодежного движения за счет средств соответствующих бюджетов, обсуждение которых строго регламентирован нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. Важным   элементом   гражданского   общества   являются   религиозные   объединения.   В последнее время наблюдается увеличение числа религиозных организаций: если в 1996 году их насчитывалось около 13 тыс., то в 2006 году – уже более 22,5 тыс. Заметной силой российского общества являются экологические организации. Они возникли в СССР в 1956 году – так называемые «дружины охраны природы». В конце 80­х–начале 90­х годов тема защиты окружающей среды стала чрезвычайно актуальной, к ней было 16привлечено внимание общественности. Тогда стало действовать около тысячи организаций экологической направленности. Еще   один   сегмент   гражданского   общества   России   –   исключительно   разнообразные   и активные   спортивные   и   досуговые   объединения.   Крупнейшие   организации   смогли сохраниться, серьезно изменившись, с советских времен. Повсеместно действуют кружки и клубы,   спортивные   общества,   оборонные   спортивно­технические   организации,   самые крупные из них имеют разветвленную систему филиалов. Высокий   уровень   самоорганизации   характерен   для   отечественного   бизнес­ сообщества.   Институты   представительства   его   интересов   стали   формироваться   еще   на рубеже 1980­1990­х годов, по существу, до кристаллизации предпринимательской среды. В 1990 году был образован Научно­промышленный союз во главе с А.И.Вольским, позднее преобразованный   в   Российский   союз   промышленников   и   предпринимателей   (РСПП). Сегодня это наиболее крупное и авторитетное объединение предпринимателей, в состав которого входят, по его данным, более 320 тыс. индивидуальных членов, около 4,7 тыс. юридических  лиц,  свыше   100  корпоративных  объединений,   предприятий,  производящих 80%   ВВП   России.   РСПП   насчитывает   порядка   89   региональных   отделений   и представительств. В декабре 2005 года для приведения деятельности РСПП в соответствие с   законом   «Об   объединениях   работодателей»   параллельно   было   учреждено Общероссийское   объединение   работодателей   Российский   союз   промышленников   и предпринимателей, объединяющее более 80 общероссийских и региональных организаций работодателей и компаний. В   2001  году   была   создана   Общероссийская   общественная   организация   «Деловая Россия». Ее стратегическая цель – в партнерском диалоге с обществом и властью добиться изменений в экономической политике государства, нацелить их на создание благоприятных условий   для   развития   предпринимательства,   частной   инициативы,   конкуренции   как средства   достижения   общей   стратегической   цели   –  экономического   развития   России   и повышения уровня жизни ее граждан. «Деловая Россия» имеет отделения в 70 российских регионах. В нее также входят 42 отраслевые ассоциации. В 1994 году был создан Координационный совет объединений работодателей России (КСОРР)  как орган, представляющий объединения  работодателей в рамках  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально­трудовых отношений. В его состав 17входит   35   объединений   (общероссийские   межотраслевые,   отраслевые   и   региональные), крупнейшие корпорации и холдинги. Перспективный   путь   самоорганизации   в   ряде   отраслей   и   видов   деятельности   – создание   саморегулируемых   организаций   (СРО),   задача   которых   –   обеспечивать выполнение   своими   членами   требований,   отвечающих   интересам   потребителей соответствующей   продукции   и   услуг.   Хотя   законодательная   база   СРО   пока   не сформирована,   уже   имеются   примеры   успешной   деятельности   таких   организаций.   В близкой   перспективе   СРО   могли   бы   взять   на   себя   значительную   часть   функций   по регулированию рынков, особенно в таких областях, как соблюдение требований к качеству, а   также   помощь   эффективному   взаимодействию   хозяйствующих   субъектов   с государственными органами и обществами потребителей. Средства массовой информации – один из столпов гражданского общества. От их состояния,   независимости,   свободы   многое   зависит.   Этот   институт   пережил   в   течение 1990­х годов значительные перемены, прошел сквозь кризисы, взлеты и падения. Отдельные виды средств массовой информации по своему влиянию на российского гражданина, на формирование   общественного   мнения   стали   серьезно   различаться:   в   частности, приоритетное,   главенствующее   место   среди   них   заняли   телевидение,   радиовещание,   а также Интернет. В 2006 году количество пользователей сети достигло 25 млн. человек, что составило 22% от численности взрослого населения страны и количество пользователей резко   возросло   к   2011   году.   Однако   особая   роль   СМИ   в   освещении   деятельности общественных   организаций   не   отражена   в   законодательстве   о   средствах   массовой информации. В мировой практике есть важные механизмы решения самых разных социальных проблем. К   числу   таких   механизмов   относится   и   благотворительность,   которая   способствует активизации бизнеса, его участию в государственных делах, делает возможным создание более   гармоничных   отношений   в   обществе.   По   оценкам   экспертов,   объем благотворительного финансирования в России составляет более 40 млрд. рублей. Россия является   единственной   из   стран   Восточной   Европы,   где   есть   собственные   грантовые фонды, по величине и объему распределяемых средств сравнимые с зарубежной помощью. 182.2.Проблемы развития гражданского общества в России Если   основным   элементом   гражданского   общества   выступает   личность,   то   его несущие   конструкции   –   все   те   социальные   институты,   организации   и   группы,   которые призваны   содействовать   всесторонней   реализации   личности,   её   интересов,   целей, устремлений.   Идеи   индивидуальной   свободы   и   частной   собственности   лежат   в   основе концепции гражданского общества. Значительное место в гражданском обществе занимают заинтересованные   группы,   представляющие   собой   разного   рода   организации   или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей, представителей различных профессий (врачей, адвокатов, инженеров, учителей, преподавателей, учёных), церковные, женские, молодёжные и иные общественные организации, объединённые общностью интересов. Заинтересованные группы и организации предоставляют отдельной личности возможность для реализации её способностей. Они отражают разнообразие экономических, этнических, религиозных,   региональных,   демографических,   профессиональных   и   иных   интересов людей. Некоторые негосударственные объединения, организации осознали проблему построения гражданского   общества   и   необходимость   ее   решения,   опережая   государство   (власть). Стали появляться политические программы, лозунги, научные, публицистические работы по проблемам гражданского общества. Тем не менее, огромное число из существующих общественных   групп   не   готово   сегодня   выйти   в   позицию   самоорганизации   и самоуправления.   Для   того,   чтобы   различные   общности   могли   попробовать   подобную позицию занять, с ними должна вестись специальная работа. Сотрудничество   государственных   институтов   с   гражданским   обществом,   в   том числе через диалог с широким кругом общественных организаций, имеет важное значение для   поддержания   стабильности,   снижения   социальной   напряженности,   успешного проведения   государственной   политики,   в   том   числе   социальных   реформ.   Сложный характер взаимосвязи и взаимозависимости государства и гражданского общества точно подметил лауреат Нобелевской премии, американский ученый М.Фридман: «...Общество 19таково, каким его делаем мы сами... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина». Проблема   формирования   гражданского   общества   включает   в   себя   вопросы   не только теоретического, но и практического характера.  Свободные общества нуждаются в институциональной базе, которая позволила бы осуществлять   необходимые   социальные   реформы,   не   прибегая   к   насилию;   но   им необходимо   также   чувство   сплоченности,   формирующее   фундаментальные   общие ценности. Конкурентный   и   плюралистичный   рынок   средств   массовой   информации   и   книг является   краеугольным   камнем   современных   гражданских   обществ.   Свобода   печати нуждается в защите со стороны государства. Законодательная   база   требуется   также   для   появления   добровольных   союзов   и благотворительных фондов – «третьего сектора», не относящихся ни к государственным учреждениям, ни к предпринимательской деятельности. Процветание «третьего сектора» – характерный признак существования подлинного гражданского общества. Когда   институты   гражданского   общества   в   условиях   диктатуры   выступают   за свободу,   ключевой   элемент   их   политической   честности   –   полная   независимость   от правительства, как финансовая, так и любая другая. Важнейшим условием формирования гражданского   общества   является   свобода,   которая   подразумевает   материальную независимость как личности, так и институтов. Во многих странах с демократическим режимом действует совсем иная система правил. Многие   элементы   гражданского   общества   финансируются   правительством.   В   западной Европе,   например,   широко   распространена   правительственная   поддержка   гражданского общества,   в   том   числе   и   групп,   которые   бросают   правительству   вызов,   например организации по защите окружающей среды, союзы борьбы за права человека. Следует на з Несмотря   на   то,   что   в   вопросах   финансирования   гражданских   организаций   в последние годы наметились позитивные сдвиги – стало больше корпоративных доноров, в 20регионах   укрепилась   практика   проведения   конкурсов   социальных   проектов,   –   вопрос развития   механизмов   поддержки   некоммерческих   организаций   остается   исключительно важным. Учитывая   специфику   гражданского   общества,   одним   из   условий   деятельности   в направлении   укрепления   материально­технической   базы   некоммерческих   организаций должно стать разнообразие источников финансирования. Это одна из важнейших гарантий независимости   гражданского   общества.   В   обществе   должно   утвердиться   понимание важности поддержки некоммерческого сектора как значимого компонента в экономике страны. Доля   государственной   поддержки   некоммерческих   организаций   за   рубежом   составляет 76,5%   доходов   НКО   в   Бельгии,   59,0%   в   Нидерландах,   около   30%   в   США,   20­40%   в странах Восточной и Центральной Европы. Для обеспечения в России устойчивого развития организаций и движений, образующих гражданское   общество,   необходимо   существенно   повысить   уровень   его   ресурсного обеспечения. Сегодня становление гражданского общества идет в условиях демографического кризиса, превышения рождаемости над смертностью, депопуляцией малых городов – они теряют примерно тысячу человек в год. Сегодня на выходе из индустриального этапа мы имеем систему управления экономикой, ориентированную на 50 крупнейших компаний и 1500 крупных. При такой схеме управления фактически не использован ресурс населения и территорий, большей части природных ресурсов, рыночная стоимость которых близка к нулю   из­за   их   недоступности.   Происходит   депопуляция   малых   городов,   территорий, которые   ранее   были   обжитыми.   Малые   города   ощущают   свою   оторванность, незаинтересованность в них. Происходит трансформация интересов удаленных территорий, любыми   способами   старающихся   уйти   от   нищеты,   действующих   иногда   вопреки экологическим   ограничениям,   долгосрочным   интересам   страны.   Особенно   значима депопуляция в районах Сибири и Дальнего Востока. Телевидение и органы СМИ сегодня выполняют заказ по созданию общества потребления, обращаясь   к   низшим   потребностям   человека.   Формируется   мировоззрение   обывателя, среднего человека, посредственности. Посредственность – социальная опасность,  как и 21нищета. Несчастья, беды, пожары, грабежи, насилия, скандалы – пожалуйста, и на первые полосы, и в новостях на ТВ в первых же сообщениях. Российские СМИ настолько заражены коммерцией,  что любая  информация о положительном  факте нашей жизни  видится  им рекламой. Финансово­экономический кризис в первую очередь ударил по наиболее успешным и быстро   развивающимся   регионам.   Именно   эти   регионы   имеют   наиболее   развитые институты гражданского общества. Самоорганизация в критических ситуациях порождает не   только   гражданские   ассоциации,   но   и   особое   отношение   людей   к   происходящему. Нынешний кризис, как и большинство кризисных ситуаций, порождает новые задачи для гражданского   общества,   требует   новых   форм   его   самоорганизации   и   саморазвития, становится   источником   новых   мировоззренческих   концепций   и   открывает   новые перспективы. В   условиях   развивающегося   кризиса   начался   процесс   активного   разрушения среднего класса, который за последние годы стал важнейшим фактором стабильности в стране. Именно средний класс стал основой возрождения доверия со стороны общества государству,   поддержал   весь   комплекс   политических   реформ   последнего   времени. Поддержка   среднего   класса   должна   быть   составной   частью   антикризисной   программы Правительства РФ, включая в себя широкий набор как финансовых механизмов, так и социальных мер.  222.3.Перспективы развития гражданского общества В   условиях   глобализации   и   роста   взаимозависимости   национальных   экономик, становлении   экономики   знаний   в   мире   назрела   необходимость   установления   ключевых ценностей в области человеческих прав, стандартов труда и охраны окружающей среды. Одна из задач состоит в том, чтобы своевременно выявлять и даже упреждать угрозы, снимать социальную напряженность, создавая условия для максимального использования всех тех благ, которые приносит глобализация. Наличие   активного   и   мощного   национального   гражданского   общества,   действующего совместно   с   правительством,   не   только   не   ослабит   демократию   и   принципы   благого правления,   но   и   будет   способствовать   повышению   отдачи   от   национальных   ресурсов, вложенных   в   социальное   развитие,   и   укреплению   веса   страны   в   решении   глобальных вопросов. Точно так же, как гражданское общество может действовать без какого­либо разрешения или санкций, могут существовать законные ограничения в отношении его прямого участия в   межправительственном   процессе   принятия   решений.   Уделение   слишком   большого внимания приобретению власти для того, чтобы влиять на принимаемые решения, может оказаться контрпродуктивным и привести к негативным последствиям. Гражданское   общество   можно   установить   и   поддерживать   лишь   путем   обсуждений   и диалога.   Для   многих   гражданских   организаций   –   от   незначительных   объединений, созданных для решений мелких проблем, до крупных неправительственных организаций – возможность доведения их информации непосредственно до населения в целом, которое обращается к их веб­сайтам, открыла новые пути влияния на глобальное общественное мнение и мобилизации общественности в поддержку проводимых ими кампаний. Именно   в   рамках   политики   в   области   средств   массовой   информации негосударственные   участники   оказывают   влияние   на   умы   людей   и   способствуют социальным   преобразованиям.   Государственным   участникам   и   межправительственным учреждениям,   необходимо   как   Организация   Объединенных   Наций,   таким, взаимодействовать   с   гражданским   обществом   не   только   в   рамках   организационных механизмов   и   процедур   политического   представительства,   но   также   и   в   рамках 23общественных   дебатов   в   глобальной   публичной   сфере,   организованной   вокруг   системы средств массовой информации. Перспективы развития институтов гражданского общества связаны с несколькими возможностями:  развитием   личности   в   связи   с   выходом   в   постиндустриальный   период   развития, востребованностью знаний, носителем которого является личность; формированием   в   период   кризиса   «элиты   развития»,   реально   заинтересованной   в повышении эффективности экономики и общественной поддержки. В первую  очередь  должна  быть обеспечена прямая  связь между исполнительной властью   и   гражданским   обществом   и   открытость   обсуждения   кризисной   ситуации, адекватность   освещения   кризиса   в   средствах   массовой   информации,   возможность гражданам доносить до органов власти реальное положение дел в регионах и вырабатывать меры по предотвращению дестабилизирующих акций социального протеста.  С   учетом   этого   важно   рассмотреть   вопрос   о   создании   постоянно   действующего механизма, который должен включать в себя: ­   Регулярные   встречи   представителей   исполнительной   власти   с   организациями гражданского   общества.   Совместное   обсуждение   важнейших   акций   антикризисной направленности. ­   Создание   специальной   информационной   программы   в   СМИ,   позволяющей   населению адекватно   получать   информацию   о   деятельности   Правительства   РФ   и   региональных властей. ­   Объективный   мониторинг   социально­экономической   ситуации   в   стране   (возможно издание ежемесячных обзоров от имени Общественной палаты или других структур). Важнейшим резервом роста активности граждан являются две социальные группы. Первая   –   интеллигенция,   прежде   всего   работники   бюджетных   учреждений,   науки   и социальных   отраслей,   часть   инженерного   корпуса   и   др.   Вторая   «группа   роста» гражданской активности  – это молодежь. Уже  сегодня новое поколение,  вступившее  в 24активную жизнь в ХХI веке, свободно как от традиций советского прошлого, так и от моральных   искажений   и   безысходного   индивидуализма   периода   бурного   формирования российского капитализма 90­х. Можно ожидать  уже через  10 лет удвоения  потенциала востребованности гражданских организаций и инициатив в российском обществе – от 25 до 50% граждан. Это вплотную приблизит Россию к странам с наиболее развитым на сегодня гражданским обществом – странам Западной Европы и Северной Америки. Возможны два ключевых критерия определяют направление развития страны. Первый: как будет развиваться система власти в России, а именно, какими темпами будет укрепляться независимость ветвей власти друг от друга, включая и «четвертую власть» – СМИ. Второй: будет ли найдена и выбрана эффективная политика по линии «государство–гражданское общество».  В зависимости от их  соотношения можно выделить три основных варианта развития гражданского общества. Одним из определяющих критериев гражданского общества является его независимость. Сегодня   в   России   многие   его   структуры   чрезмерно   зависимы   от   властей,   особенно региональных   и   местных.   Без   внимательного   участия   власти   многие   некоммерческие организации   будут   просто   вынуждены   свернуть   свою   деятельность,   например,   из­за отсутствия   помещений   для   работы.   Инфраструктурная   зависимость   гражданского общества   от   государства   должна   уменьшаться.   В   тех   секторах   и   регионах,   где   от   нее невозможно отказаться, должно быть исключено предоставление поддержки на выборочной основе, вне четких и прозрачных процедур, на основе критерия близости к власти. Система   государственной   поддержки   российских   НКО   должна   быть   построена   на установившихся в мировой практике принципах. Бюджетные деньги должны перечисляться специально созданным общественно­государственным фондам. Эти фонды, в свою очередь, проводят открытые конкурсы на поддержку проектов или инфраструктуры НКО. Оценку проектов   осуществляют   независимые   эксперты,   а   решения   принимает   правление, состоящее из людей с высокой репутацией, обеспечивающей независимость их позиции. Некоммерческие   организации   должны   иметь   возможность   конкурировать   с государственными   и   муниципальными   учреждениями   за   госзаказ   в   таких   сферах,   как социальная работа, образование, физическое воспитание, культура и некоторые другие. 25НКО   имеют   определенные   преимущества,   такие,   как   инициативность,   мобильность   и низкий   уровень   накладных   расходов,   которые   помогут   им   выигрывать   часть   таких конкурсов.   Ситуация   конкуренции   даст   возможность   существенно   повысить   качество социальных   услуг   гражданам,   а   также   поднять   стандарты   работы   НКО,   расширить   их ресурсную   базу.   Можно   напомнить,   что   в   Нидерландах,   где   наиболее   развита   такая практика, доля НКО в ВВП страны рекордная – 15%. За   последние   годы   значительное   число   активных   НКО,   особенно   в   крупных   и крупнейших городах, потеряли помещения. Это затрудняет доступ граждан к деятельности организаций   гражданского   общества,   не   позволяет   расширить   масштаб   социальной   и гражданской активности. Следует   восстановить   практику   Народных   домов,   инфраструктура   которых финансируется  из бюджета. Такие Дома существовали в 90­е годы во многих городах, однако сейчас их осталось совсем немного. Развитие   законодательства   о   некоммерческих   организациях   и   гражданском обществе в целом необходимо не только в силу собственно юридических проблем, лакун и коллизий. Налицо крупная политико­социальная проблема: модернизация правовой среды гражданского   общества   отстает   от   процессов   его   становления.   Действующее законодательство   сложилось  в  основном в  начальный  период  становления  современных структур гражданского общества в Российской Федерации и значительно менее развито, чем соответствующее законодательство многих стран ОЭСР. Как сложившимся НКО, так и инициативным группам по интересам важны доступ к уже зарекомендовавшим  себя технологиям  решения социальных проблем,  освоение  типовых моделей   поведения   в   конфликтных   ситуациях.   В   этой   связи   исключительно   велико значение проектов, направленных на распространение лучших практик. Банк таких практик в   разных   областях   жизни   гражданского   общества   постоянно   пополняется некоммерческими организациями. Нужно делать следующий шаг: создавать условия для внедрения   лучшего   опыта,   и   это   должно   стать   задачей   всего   актива   гражданского общества. Мало   внимания   уделяется   в   масштабах   всей   страны   в   целом   развитию   гражданского образования. Эта деятельность реализуется в основном усилиями отдельных НКО и не 26может обеспечить массовое просвещение граждан. Между тем именно через гражданское образование население получает навыки для реализации гражданской активности, учится ответственности и глубокому знанию конституционных прав. Потенциал для расширения этой работы имеется и должен стать одним из заметных трендов развития российского гражданского общества в будущем. Общественный   контроль,   переговорные   площадки   и   общественные   советы   ведомств.   В отечественной практике на сегодняшний день накоплен определенный опыт осуществления контроля над властью со стороны гражданских структур. Особенно богаты таким опытом российские   правозащитные   организации   и   общества   потребителей.   Необходимо распространить опыт гражданского контроля и на другие секторы, привлечь силы всех НКО. В последние годы сформировался набор инструментов взаимодействия общества и власти в виде тематических переговорных площадок и общественных советов ведомств. С учетом имеющегося опыта можно и нужно законодательно установить требования к   организации   взаимодействия   власти   и   общественности,   которые   обеспечивали   бы привлечение   реально   независимых   и   наиболее   квалифицированных   НКО   и   экспертов, гарантировали бы открытость дискуссии. Эффективность усилий по развитию гражданского общества существенно возрастет, если   они   будут   строиться   на   основе   более   полной   объективной   информации.   Это определяет потребность в постоянно действующем мониторинге состояния гражданского общества в России и широкой общественной дискуссии по его результатам. Одним   из   основных   инструментов   продвижения   интересов   гражданского   общества является экспертная активность. Известно, что эффективность бюджетных затрат, равно как эффективность законодательной деятельности, существенно ослаблена склонностью властей всех уровней к принятию решений камерным образом, в лучшем случае опираясь на постоянных «домашних» экспертов. Результатом такой политики является разложение этики   профессиональных   сообществ.   Изучение   и   учет   независимых   и   альтернативных экспертных точек зрения при принятии ответственных решений должно стать нормой, а не исключением из правил. Эффективность и дееспособность гражданского общества определяется его структурой (тем, насколько зоны концентрации интересов граждан и проблемные для общества сектора 27«покрыты» сетью НКО и неформальных инициатив) и качеством организаций гражданского общества, их привлекательностью для граждан и их востребованностью. Как власть, так и граждане часто сталкиваются с проблемой дефицита сильных партнеров в гражданском секторе. Иногда такие пробелы номинальны: организации есть, просто о них мало известно в   силу   фрагментированного   знания   о   секторе   в   целом.   С   другой   стороны   есть имитационные структуры, есть старые организации, которые выполнили свою функцию и на настоящий момент существуют скорее по инерции, не создавая стимулов для участия в них молодежи. А интересных организаций, где бы новые поколения граждан могли ощутить свою востребованность обществом, все еще недостаточно. Гражданское   общество   не   может   ставить   себе   целью   уничтожение   или   ослабление государственной   власти.   Напротив,   оно   нуждается   в   сильном   государстве,   которое обеспечивает   общенациональные   интересы   и   играет   роль   арбитра   между   различными структурами гражданского общества. Одновременно с этим развитое гражданское общество является единственным гарантом от номенклатурного   перерождения   государственного   аппарата.   Самим   фактом   своего существования   оно   ежедневно,   ежечасно   напоминает   каждому   чиновнику,   что   он   – служащий, нанятый и оплачиваемый гражданами и обязанный действовать в их интересах. Активное   противостояние   между   государственной   номенклатурой   и   гражданским обществом неизбежно. Это противостояние будет проявляться и уже проявляется в борьбе бизнеса,   общественных   объединений,   трудовых   коллективов   и   отдельных   граждан   за обеспечение своих прав, гарантированных Конституцией и законами. 28Заключение Проблемы становления и развития гражданского общества в России относятся к числу   актуальных.   Не   смотря   на   скептицизм   некоторых   ученых   и   политиков, утверждающих,   что   гражданского   общества   в   России   нет   и   быть   не   может,   имеются определенные перспективы и положительная динамика его формирования. Становление гражданского   общества   –   сложный   социальный   процесс,   в   котором   одновременно цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество, и государство, и отношения между ними, индивидом и обществом. Условием такого   развития   является   равновесие   всех   составляющих   гражданское   общество   – человека, общества, бизнеса и государства. Существует   ряд   проблем   и   возможных   способов   их   решения,   которые   были рассмотрены   в   исследовании.   Круг   проблем   довольно   широк   –   развитие   частной собственности, рыночных отношений на уровне макроэкономики, правового государства, плюрализма идеологий, толерантности людей с разными культурными и политическими установками,   их   умение   договариваться.   Самое   важное,   это   заниматься   активно проблемами гражданского общества и рассматривать процесс создания основ гражданского общества в современной России  в контексте  формирования  гражданской  политической культуры,   становления   гражданского   самосознания   и   укрепления   в   массовом   сознании гражданских   ценностей   общественной   солидарности.   Для   решения   этих   проблем необходимо: 1) Государственная поддержка гражданского общества. Система   государственной   поддержки   российских   НКО   должна   быть   построена   на установившихся в мировой практике принципах. Бюджетные деньги должны перечисляться специально созданным общественно­государственным фондам. Эти фонды, в свою очередь, проводят открытые конкурсы на поддержку проектов или инфраструктуры НКО. Оценку проектов   осуществляют   независимые   эксперты,   а   решения   принимает   правление, состоящее из людей с высокой репутацией, обеспечивающей независимость их позиции.  2) Участие НКО в исполнении государственного заказа на оказание социальных услуг. 29Некоммерческие   организации   должны   иметь   возможность   конкурировать   с государственными   и   муниципальными   учреждениями   за   госзаказ   в   таких   сферах,   как социальная работа, образование, физическое воспитание, культура и некоторые другие. НКО   имеют   определенные   преимущества,   такие,   как   инициативность,   мобильность   и низкий   уровень   накладных   расходов,   которые   помогут   им   выигрывать   часть   таких конкурсов.  3) Поддержка инфраструктуры НКО За последние годы значительное число активных НКО, особенно в крупных и крупнейших городах,   потеряли   помещения.   Следует   восстановить   практику   Народных   домов, инфраструктура которых финансируется из бюджета. 4) Совершенствование правового регулирования. Развитие   законодательства   о   некоммерческих   организациях   и   гражданском   обществе   в целом необходимо не только в силу собственно юридических проблем и коллизий. Налицо крупная   политико­социальная   проблема:   модернизация   правовой   среды   гражданского общества отстает от процессов его становления. Федеральные законы не предусматривают достаточно конкретных и надежных процедур практического разграничения коммерческой и некоммерческой деятельности, а также механизмов действенного поощрения последней. Нуждаются в усилении законодательные меры, направленные на практическое обеспечение конституционных прав граждан. В особой степени это относится к мерам, затрагивающим повседневную   деятельность   защищающих   и   реализующих   эти   права   общественных объединений, средств массовой информации и других структур гражданского общества. Законодательство об образовании, здравоохранении, науке, культуре и других отраслях социальной  сферы  в  недостаточной  степени  отвечает  на  вопросы,  связанные  с  работой негосударственных некоммерческих организаций в соответствующих отраслях.  5) Информационное обеспечение работы некоммерческого сектора. Как сложившимся НКО, так и инициативным группам по интересам важны доступ к уже зарекомендовавшим  себя технологиям  решения социальных проблем,  освоение  типовых моделей   поведения   в   конфликтных   ситуациях.   В   этой   связи   исключительно   велико значение проектов, направленных на распространение лучших практик. Банк таких практик 30в   разных   областях   жизни   гражданского   общества   постоянно   пополняется некоммерческими организациями. Нужно делать следующий шаг: создавать условия для внедрения   лучшего   опыта,   и   это   должно   стать   задачей   всего   актива   гражданского общества. 6) Гражданское образование. Мало   внимания   уделяется   в   масштабах   всей   страны   в   целом   развитию   гражданского образования. Эта деятельность реализуется в основном усилиями отдельных НКО и не может обеспечить массовое просвещение граждан. Между тем именно через гражданское образование население получает навыки для реализации гражданской активности, учится ответственности и глубокому знанию конституционных прав.  7) Обеспечение участия общественности в принятии управленческих решений. В   отечественной   практике   на   сегодняшний   день   накоплен   определенный   опыт осуществления контроля над властью со стороны гражданских структур. Особенно богаты таким   опытом   российские   правозащитные   организации   и   общества   потребителей. Необходимо распространить опыт гражданского контроля и на другие секторы, привлечь силы всех НКО. В последние годы сформировался набор инструментов взаимодействия общества и власти в виде тематических переговорных площадок и общественных советов ведомств.   С   учетом   имеющегося   опыта   можно   и   нужно   законодательно   установить требования к организации взаимодействия власти и общественности, которые обеспечивали бы привлечение реально независимых и наиболее квалифицированных НКО и экспертов, гарантировали бы открытость дискуссии. В то же время очевидно, что без обеспечения приемлемого   уровня   управляемости   и   результативности   государственного административного   аппарата   невозможно   решить   задачи  экономического   и   социального развития. 8) Развитие местного самоуправления. Крупнейшим системным недостатком реформы полномочий власти является принижение статуса   местного   самоуправления,   отсутствие   возможности   устанавливать   собственные налоги и проводить понятную жителям­избирателям экономическую политику. Пересмотр 31принятой   модели   бюджетирования   местного   самоуправления   является   важнейшим   на сегодняшний день условием развития гражданского общества в России.  9) Мониторинг гражданского общества. Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение таких знаний – перспективная задача. Движение от обсуждения отдельных профессиональных вопросов к разговору на темы,   касающиеся   всех,   регулярное   изучение   динамики   общественной   среды,   нужд   и потребностей общественных организаций и граждан – те направления, которые, в свою очередь,  приведут  к  правильному  определению  приоритетов  и  выработке  эффективной политики по отдельным секторам. 10) Общественная палата. Общественная   палата   будет   в   первую   очередь   должна   добиваться   действенности предлагаемых гражданским обществом инструментов социальных изменений и социального развития и усиления гражданского влияния в целом на принимаемые властью решения. Для этого структура, которая создана, не должна быть застывшей. Жизнь требует активнее использовать   потенциал   общественной   поддержки   Палаты   при   проработке   вопросов повестки  дня гражданского общества. Этот  направленный в будущее процесс,  который сегодня позволяет консолидироваться профессиональным, талантливым, серьезным людям, представляющим разнообразный спектр общественных организаций, и есть один из главных результатов деятельности Общественной палаты.  3233Список использованной литературы    Jens   Siegert, 1. 2020.org/ru/2010/08/23/russia­2020­civil­society/    Россия   2020:   Гражданское   общество   http://russia­ 2. Абакумов С.А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу». Гражданского общество в России (от древней Руси до наших дней) – М.: «Имидж­Пресс», 2004. – 123 с. 3. Володин Л.Г. Гражданское общество и модернизация в России // Полис, 2000, № 4.   Глотов   М.Б.   Социальный   институт:   определение,   структура,   классификация   // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 13­19. 5. Демидов А.И., Долгов В.М, Малько А.В. Политология. М.: Гардарики, 2004. 397 с.  6. Кравченко В.И.Основы политологии: учебное пособие. СПБГУАП, 2001. –128 с. 7.   Карташов   В.Н.   Гражданское   общество   как   система   (социально­правовой   аспект)   // Вестник   Ярославского   государственного   университета   им.   П.Г.   Демидова.   Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 1. С.37­43. 8.   Мамут   Л.С.   Гражданское   общество   и   государство:   проблема   соотношения   // Общественные науки и современность, 2002, № 5 9.   Мотрошилова   Н.В.   О   современном   понятии   гражданского   общества   //   Вопросы философии, 2009, № 5 10.   Проблемы   становления   гражданского   общества   в   России:   материалы   научного семинара. Вып.1. / Под научн. ред. С.С. Сулакшина. М., 2003. 208 с.6. Сунгуров А.Ю. Структуры гражданского общества и их взаимодействие с властью в России // В поисках гражданского общества; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2008. С. 173­209. 11.Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. – СПб.: Изд. дом «Бизнес­пресса», 2001. – 448 с.   Шмидт   Д. 12. http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/research/document184.shtml   Какое   гражданское   общество   существует   в   России 3435