Конпект урока "Деление нуля на число"

  • docx
  • 08.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала деление 0 на число.docx

 

Тема «Деление нуля на число»

Цели:

Обучающие: познакомить детей с приёмом деления нуля на число,  закреплять табличные случаи умножения и деления; совершенствовать умение решать задачи и числовые выражения изученных видов; повторить порядок выполнения арифметических действий; закреплять геометрический материал;

Развивающие: развивать математическую речь, внимание, мышление;

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, самоконтроль, самооценку, дружбу и взаимопомощь.

Ход урока.

 I.Оргмомент.

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Что будете открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке их возрастания и прочитаете слово.

81  27  45  35  54

Ы    Т    Й     А    Н

- Итак, девиз нашего урока

 «Учитесь тайны открывать»

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня у нас урок необычный – математика в сказке.

- Жила-была Баба- Яга и был у неё кот, который охранял кур. Повадилась к ним лиса, подружилась с котом, да и стала кур воровать. Баба-Яга узнала об этом, лису поймала и посадила в клетку. Коту стало жалко лису, он решил её освободить и выполнить все требования Бабы-Яги. Баба-Яга  сказала: «Иди туда, не знаю куда.

                   Открой тайну и

                   Принеси то, не знаю что».

- Дала карту коту.   (Слайд)

- Поможем коту?

- Так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы выйти победителями из таких ситуаций, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как знаете таблицу умножения , как умеете решать задачи, обобщим изученные правила с нулём и единицей. А главное нужно открыть тайну. Но обязательно нужна ваша дружба и внимательность.

(Открываем карту. Переход к дереву)

III. Устный счёт.

1.Проверка табличных случаев умножения и деления. (Фронтальная рбота)

- На пути коту повстречалось Дерево, да не простое, а с волшебными жуками. На жуках числа (4,6,7,8,10,3,5,9)

- Что можете сказать об этих числах?

(Однозначные и двузначные, чётные и нечётные)

 

            2.Слайд-… Нас встречает ёжик.

Он приготовил нам арифметический диктант.

- Если согласны с моим утверждением, то – «+», если нет, то –« - »

1)- Первый множитель -6, второй множитель – 2, произведение равно 12 +

2)-Произведение чисел 4 и 2 равно 8. +

3)- Числа, которые умножаются, называются слагаемыми. -

4)- 18 разделить на 2, получим 8. -

5)- Частное чисел 48 и 8, равно 6.+

6)- Неизвестный множитель находим арифметическим действием – вычитанием. -

7)- Если число 6 увеличить в 7 раз, получится 42. +

8)- Если число 30 уменьшить на 6, получится 24. +

 

(Работают в тетрадях)

Слайд-       с ответами (взаимопроверка)

+ ,+ ,- ,- , +, -, +, +, -, +.

 

- Если ошибок нет, то 5.

- Если 1-2 ошибки, то 4.

-Если 3-4 ошибки, то 3.

 

   Если вы когда-нибудь встретите ёжика, никогда не берите его домой! В неволе ёжики практически не живут. Ёжики очень любят молоко и некоторые из них селятся возле ферм.

 

 

III. Новый материал.

А)Слайд - Речка.

-На пути у нас река, а в ней камешки . Если назовёте правильные ответы, то перейдём через реку. (ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС)

- Дети решают примеры и обобщают все изученные правила с 0 и 1.

4 : 1 =4     (а:1=а)

8· 1  =8    (а · 1=а)

6 : 6  =1    (а : а = 1)

5 · 0  =0    (а · 0 = 0)

0 : 9 =?

- Сколько получится в последнем примере? Как узнали?

(Если дети ответили, то объясняют как решили.  Если не ответили, то учитель объясняет.

- Деление связано с умножением. На какое число надо умножить 9, чтобы получить 0? (На 0)

- Скажите,  такие примеры вы раньше решали? Что особенного в этом примере? (Нуль делят на число).

 

- Мы нуль делили на разные числа, и всегда получали нуль. Вместо чисел запишем в выражение букву латинского алфавита и попробуем сделать вывод.

0 : а = 0

- Сравните  свой вывод с тем , который есть в учебнике на стр. 85

( Слово «нуль» возникло от латинского nullum – ничто. Как ни странно, «ничто» - важная цифра. Казалось бы пустота, воздух, а какая сила! От нуля можно ожидать всяких фокусов. Ещё один фокус мы с вами открыли.

 

 

 С.85 №1 выполним устно с комментированием «цепочкой»

4*6             24:6               1*8                  8:8                   0*4                       0:4

6*4             24:4               8*1                  8:1                   4*0                       0:8

 

C.85 №2  Прочитайте, что надо сделать? (Закончить вывод).

При делении нуля на любое другое число, не равное 0, получается 0

 

 - Приведите свои примеры деления нуля на число.

 

- Тайна открыта! Идём дальше.

V. Физкультминутка.

Слайд- Заяц…….(На слайде примеры. Я показываю на пример, а дети выполняют движения столько раз, сколько единиц содержится в ответе)

 

- Мы открыли тайну, устали и надо отдохнуть.

5 : 1;       6 * 1;        1 * 3;       7 : 7;        0 : 2.

- Сколько раз ногами топнем? (5)

- Сколько раз руками хлопнем? (6)

- Мы присядем сколько раз? (3)

- Мы поклонимся сейчас. (1)

- Мы подпрыгнем ровно столько! (0)

Ай да счёт, игра, и только!

- Из-за длиннющих задних ног зайцу трудно скачками спускаться с горы, и при острой необходимости он с крутого склона катится кубарем.

 

VI. Работа над пройденным материалом.

 

а) Слайд-   Ворон.  Решение задач.

- Здесь нам повстречался  Ворон.

- А знаете ли вы, что вороны очень смышлёные птицы. Установлено, что они могут считать до 7-8. А ещё они долгожители и могут прожить до 140 лет.

 Для нас он приготовил  задачу.

  

С.85 №5

Масса 1 ящика

Количество ящиков

Масса всех ящиков

Сл.-8 кг

?

одинаковое

48 кг

Гр.-9 кг

?

 

- Как удобно записать задачу кратко? (В таблице)

 

 

 

 

 

 

 

- О чём говорится в задаче? (Об одинаковых ящиках со сливами и грушами)

- Что такое  8 кг? (Масса одного ящика)

- Число 48 кг? (Масса всех ящиков)

 - Что ещё известно  в задаче?(Масса ящика с грушами)

- Что сказано от количестве ящиков? (Их количество одинаковое)

- Что надо узнать в задаче? (Сколько килограммов груш привезли)

1)48 : 8 = 6 ( ящ.) – со сливами

2)9 · 6 = 54 (кг) – груш

Ответ: 54 кг груш

 

 

- И здесь ничего нет. Идём дальше!

Много мы задач решали

И таблицу повторяли.

Мы теперь умнее стали

И ничуть мы не устали.

Всем спасибо за урок

Слышите, звенит звонок.

Или

Скоро прозвенит звонок.

Или

Прозвенел уже звонок.

IX. Рефлексия.

- Вернёмся к девизу урока. Какую тайну в математике вы открыли? При делении нуля на любое другое число, не равное 0, получается 0

- Всем ли было легко?

- Какое задание понравилось?

- Что не получалось?

- С каким настроением уходите с урока?

 

Д/З с. 85 № 6 2), № 4.