Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

  • docx
  • 21.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.docx

Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

Основными идейными течениями этого периода были: консерватизм, либерализм и утопический социализм. Их представители, в рамках своих идейных доктрин, пытались найти закономерности в историческом развитии России, размышляя о её будущем.

Консерватизм — идейно-политическое течение, в основе которого лежат сохранение и незыблемость традиционных устоев в обществе. Одним из главных идеологов консерватизма был министр народного просвещения С. Уваров, в 1833 г. сформулировавший теорию официальной народности, выраженную формулой: «Самодержавие, Православие, Народность». Особый исторический путь России, по мнению сторонников этой концепции, был обусловлен наличием в ней самодержавия как единственно приемлемой формы правления. В крепостничестве видели залог порядка и спокойствия в деревне. Православию отводилась роль идеологического базиса, на основе которого происходит единение глубоко религиозного русского народа. Идеи консерватизма разделяли такие видные деятели, как Н. Карамзин, М. Погодин, Ф. Булгарин, М. Загоскин и др. Теория «официальной народности» активно внедрялась в системе образования, просветительских учреждениях.

Либерализм. Консерваторам противостояли либералы. Либерализм — общественно-политическое течение, основывающееся на идее незыблемости прав и личных свобод человека, отстаивающее минимальное вмешательство государственной власти в жизнь людей.

Сторонники либеральной мысли не были однородны. Их представляли два идейно-политических течения — западники и славянофилы. Оба направления объединяли неприятие крепостного права, переход к конституционной монархии, требование от власти проведения общедемократических реформ, но были между ними и существенные идейные различия.

Взгляды западников сложились к 1841 г., хотя уже в «Философическом письме» П. Чаадаева, опубликованном в 1836 г. в журнале «Телескоп», был изложен ряд идей, близких западничеству. Они ратовали за отмену крепостного права, разрушение идеализированной славянофилами крестьянской общины, признавая необходимость дальнейшего развития государства по западноевропейскому пути. Большинство западников связало свои судьбы с наукой и литературой. Известными представителями западничества были П. Чаадаев, И. Тургенев, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарёв, К. Кавелин, С. Соловьёв и др.

Славянофилы оформились как отдельное течение к 1839 г. Они подчёркивали самобытность России, указывая на её существенные отличия от государств Западной Европы и осуждая установившийся там капиталистический строй. Тем самым они обосновывали уникальный путь развития России, следуя которому она сможет донести православную истину до подверженных заблуждениям народов Европы. Славянофилы пропагандировали особый тип культуры, сложившийся ещё в допетровской Руси, в основе которого — православная вера, оспаривая тезис западников о необходимости следования России по европейскому пути развития. Среди приверженцев данного направления были писатели, философы, публицисты — К. Аксаков, И. Аксаков, А. Хомяков, И. Киреевский, П. Киреевский, Ю. Самарин и др. Их обращение к истории русского народа, его многовековым традициям оказало позитивное воздействие на развитие русской культуры.

Утопический социализм — учение о справедливом обществе, построенном на социалистических принципах. Отвергало насилие. Выступало за внедрение в общество социалистических принципов путём пропаганды со стороны интеллигенции и близких ей слоёв.

Представителями утопического социализма в России были петрашевцы — чиновники, писатели, офицеры, преподаватели, публицисты. Члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, действовавшего в 1845–1849 гг., занимались пропагандой идей западных социалистов-утопистов и поднимали вопросы будущего политического устройства России, осуждая самодержавие и крепостное право («Проект об освобождении крестьян»). С целью распространения своих взглядов они предприняли в 1845–1846 гг. издание «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нём петрашевцы пропагандировали идеи французских социалистов-утопистов.

Наиболее радикальная часть кружка не исключала организации народного восстания против царской власти, центром которого должен был стать Урал. Взгляды петрашевцев были близки А. Плещееву, А. Майкову, М. Салтыкову-Щедрину, Ф. Достоевскому. В апреле 1849 г. кружок петрашевцев был разгромлен властью, а 21 его представитель приговорён к расстрелу, затем заменённому на бессрочную каторгу.

Позже А. Герценом была сформулирована теория «общинного социализма», суть которой состояла в переходе России к социализму через крестьянскую общину — готовую ячейку социалистического общества. Эта теория станет основой для деятельности народников и других революционных течений в 60–70‑х гг. ХІХ в.