Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни ( консилиум)
Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
Участники педсовета: заместитель директора по УР 1 ступени школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный педагог -психолог, учитель-логопед, школьный фельдшер.
Повестка:
1. Организация учебного процесса в 1-х классах.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. К концу педагогического консилиума мы должны ответить на вопрос: Успешно ли прошёл первый этап адаптации учащихся 1-х классов?
Общие сведения о 1-х классах
Класс |
Ф.И.О. классного руководителя |
Количество учащихся |
Используемый УМК |
|
мальчики |
девочки |
|||
1 А |
|
|
|
«Начальная школа XXI века» |
1 Б |
|
|
|
«Начальная школа XXI века» |
Общие сведения об учащихся 1-х классов
Класс |
Количество учащихся, посещавших детский сад |
Количество учащихся, не посещавших детский сад |
Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы |
Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Общие сведения о родителях 1-х классов
Класс |
Количество полных семей |
Количество неполных семей |
Сведения о родителях |
||
Работающие |
Безработные |
Инвалиды |
|||
1 А |
|
|
|
|
|
1 Б |
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
Общие сведения об учителях, работающих в 1-х классах
Номер п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Преподаваемый предмет |
Категория, разряд учителя |
Педагогический стаж учителя |
1 А |
|
Все |
|
|
|
|
Музыка |
|
|
1 Б |
|
|
|
|
|
|
Музыка |
|
|
|
|
Физическая культура |
|
|
Первоклассники обучаются в первую
смену с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час.
Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей
к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается
постепенно. В первой половине сентября проводится по 3 урока по 35 минут каждый,
а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии,
физкультурно-оздоровительные занятия. С ноября в первых классах
проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первых
классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя
проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока
организуется динамическая пауза продолжительностью 4о минут.
Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса
адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того,
что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова.
Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в
расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница –
облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме
этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте),
согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству,
окружающему миру, трудовому обучению по счёту проводятся последними.
Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.).
Для первоклассников после уроков организована работа группы продлённого дня, которую посещают 25 человек. С детьми работают воспитатели ГПД. Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном зале, просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных произведений. Во время посещения группы продлённого дня ученики получают горячий обед и полдник.
Во всех кабинетах, в которых занимаются 1-е классы и ГПД 1-х классов, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки и полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.
Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа посещённых уроков в первых классах можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:
2. Характеристика классов.
Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам, обозначают проблемы, предлагают пути их решения.
3. Выступление школьного психолога основывается на данных диагностики школьной зрелости первоклассников и диагностики мотивации к обучению.
4. Здоровье первоклассников.
Школьный фельдшер даёт общую картину состояния здоровья первоклассников: количество детей по группам здоровья, по физкультурным группам, количество детей с хроническими заболеваниями, количество первоклассников, получающих дополнительное питание и др. Также медицинский работник представляет информацию об организации горячего питания для первоклассников.
5. Учитель-логопед отчитывается о результатах обследования первоклассников, о количестве детей с нарушениями речи, о первых результатах работы с детьми логопатами.
6. Решение педагогического консилиума.
1) Одобрить работу учителей по организации обучения учащихся 1-х классов в первые дни пребывания ребенка в школе и становлении взаимоотношений между учителем и учащимися.
2) Школьному педагогу-психологу, медицинскому работнику и учителю - логопеду продолжить наблюдение за учащимися в адаптационный период.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.