Консльтация для педагогов Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
Оценка 4.6

Консльтация для педагогов Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.

Оценка 4.6
docx
25.10.2020
Консльтация для педагогов Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.
Амблиопия 2.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Амблиопия: ее виды и причины возникновения. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией.


 

 

Амблиопия (синдром «тупого», «ленивого» глаза) характеризуется бездействием, неучастием одного из глаз в процессе зрения. В офтальмологии амблиопия рассматривается в качестве одной из ведущих причин одностороннего понижения зрения. Во всем мире амблиопией страдают около 2% населения. Амблиопия является заболеванием преимущественно детского возраста, поэтому столь важный аспект приобретает проблема ее раннего выявления и коррекции.

Как видят люди с амблиопией

У здорового человека на сетчатке глаза свет преобразуется в нервные импульсы, и начинается их обработка. При этой первоначальной обработке выделяются зоны, где яркость меняется, т.е., фактически, границы объектов. Только эти «полезные» сигналы поступают по зрительному нерву в мозг человека. Здесь сигналы анализируются, формируются в отдельные зрительные фрагменты и распознаются. Картинка получает название: яблоко, чашка, мама... Для лучшей ориентации в пространстве человек располагает двумя глазами – зрение бинокулярное. При распознавании объектов мозг объединяет правую и левую картинки и формирует единый зрительный образ.

Если по какой-то причине сигналы от одного из глаз хуже (деталей в них меньше, а шумов больше), то сложно соединить плохую и хорошую картинки – они слишком разные. Проще отказаться от «плохой» картинки, заблокировать ее. Глаз используется меньше, начинает «лениться» и, в результате, отвыкает видеть. Развивается амблиопия - снижение зрения, которое обусловлено функциональными расстройствами и не компенсируется очками для оптической коррекции. 

Очень важно как можно раньше выявить амблиопию. Если не начать лечение в раннем возрасте, то со временем восстановить зрение будет гораздо труднее. Лечение амблиопии более эффективно для дошкольников. Это связано с тем, что растущий организм способен быстро перестроиться и имеет для этого больше ресурсов. Эффективным методом лечения амблиопии является окклюзия (закрывание). При этом для стимулирования работы «слабого» глаза искусственно перекрывают поле зрения другого, более «сильного» глаза. Выполняют окклюзию, заклеивая одно из стёкол очков или используя очковую оправу без стёкол с перекрытым полем одного глаза. Важно именно перекрывать поле зрения, сам глаз при этом должен оставаться открытым

Виды амблиопии:

Выделяют дисбинокулярную, обскурационную, рефракционную, истерическую амблиопии

Дисбинокулярная амблиопия возникает вследствие расстройства бинокулярного зрения. Понижение остроты зрения развивается вследствие косоглазия.

Обскурационная амблиопия- развивается в результате помутнений оптических сред глаза (катаракты, помутнений роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных.

Рефракционная амблиопия — понижение остроты зрения вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции.. Причиной возникновения этого вида амблиопии является постоянное и длительное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме.

Истерическая амблиопия возникает внезапно, чаше всего после какого-либо аффекта. Функциональные расстройства на почве истерии могут принимать характер ослабления или потери зрения. Эта форма амблиопии встречается довольно редко.

Познавательные и психологические особенности детей с амблиоией.  

·                   Замедленное восприятие.

·                   Недоразвитие пространственного восприятия (снижение запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлений окружающего мира)

·                   Отставание в формировании познавательных интересов

·                   Обедненность эмоциональной сферы.

·                   Затруднения в общении.

Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с амблиопией

Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира; они плохо видят отдаленные объекты: высотные дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д. Поэтому, чтобы обеспечить детям благоприятные условия для обучения, необходимо:

1) создавать соответствующие условия для зрительного восприятия:

- достаточная освещенность помеще-ния

-удобное размещение детей за столами( во врем занятий)

- расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии

- соответствующая длительность зрительных нагрузок

- органи-зация во время занятия разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

2) оптимально использовать наглядные пособия,

- Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение.

-Дети должны рассматривать индивидуальный ил-люстративный материал:— на расстоя нии не менее 30—35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.

- Для рисования использовать мольберты, а для рассматривания иллюстраций на столе надо ставить подставку, какую используют в библиотеках для демонстрации книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом.

- При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающие детей игрушки, картины и другие пред-меты.

3) применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка,

- При составлении сетки занятий на неделю  распределяют их с учетом умственной и зрительной нагрузок, а также двигательной активности детей.

- Учебно-воспитательный процесс направляют на развитие зрительного восприятия, формирование предметных представлений, ориентировку в пространстве и развитие мобильности.

- Большое внимание уделяют сенсорному воспитанию, развитию тактильно– двигательного и слухового восприятия как компенсаторной основы обучения.

- Организуется логопедическая работа с детьми, направленная на коррекцию нарушений речи и ее развитие. (У детей с нарушениями зрения часто имеет место несформированность речевой функциональной системы с ограниченным словарным запасом, нарушением понимания смысловой стороны речи. )

- В целях развития двигательных навыков и психомоторных функций проводятся занятия ритмикой и лечебной физкультурой.

4) подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

 


 

Литература

1.                 Аветисов Э.С. Методические рекомендации по организации лечения детей с косоглазием и амблиопией. – М.: Медицина, 1998

2.                 Дружинина, Л. А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: автореферат дис. … канд. пед. наук:13.00.03 / Дружинина Лилия Александровна.- М.,2000. — 23 с

3.                 . Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Ягудин. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.

4.                 Тычинская А. Ю. Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией // Молодой ученый. — 2018. — №7.

5.                 http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/ophthalmology/amblyopia

6.                 http://www.medoptika.ru/menu-articles-vis/188-article-about-vis-6.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Амблиопия: ее виды и причины возникновения

Амблиопия: ее виды и причины возникновения

Амблиопия (синдром «тупого», «ленивого» глаза) характеризуется бездействием, неучастием одного из глаз в процессе зрения

Амблиопия (синдром «тупого», «ленивого» глаза) характеризуется бездействием, неучастием одного из глаз в процессе зрения

Эффективным методом лечения амблиопии является окклюзия (закрывание)

Эффективным методом лечения амблиопии является окклюзия (закрывание)

Недоразвитие пространственного восприятия (снижение запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлений окружающего мира) ·

Недоразвитие пространственного восприятия (снижение запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлений окружающего мира) ·

Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом

Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020