Тема урока: «Изображение рельефа по карте. Горы. Практическая работа «Определение по карте гор»
Цель урока: сформировать понятие о рельефе;
-дать общее представление о формах поверхности Земли;
-развить практические навыки работы с картой.
Задачи:
1. образовательные: углубить понятие горы, рельеф, формы рельефа, сформировать у учащихся представления о горных системах, хребтах, типах гор по высоте. Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки, находить в разных источниках информацию и анализировать её.
2. развивающие: развивать умения определять и наносить на контурные карты географическое положение гор, их высоту. Формировать у детей умения объяснять причинно – следственные связи.
3. воспитательные: на примере форм рельефа своей местности воспитывать любовь к малой родине, раскрыть значение гор для людей и их деятельности.
Оборудование: учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии 6 класс», карта полушарий, атласы 6 класса, контурные карты, видеофрагмент «Горы Гималаи» - 7 минут
Тип урока: комбинированный
Использованная литература
1. Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П. «Поурочные планы. География 6 класс.» Волгоград, 2008, 160 стр.
2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «Начальный курс географии 6 класс», Дрофа, 2008 год, 175 стр.
Смысловые блоки |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 1-2 мин. |
Здоровается, просит приготовиться к уроку. Разрешает сесть на место. |
Готовятся к уроку. Встают, здороваются. Садятся на место |
2.Проверка домашнего задания в форме географического диктанта по теме «Вулканы, гейзеры, источники» 7-8 мин. |
Учитель раздает напечатанные карточки- задания по теме. Диктант 1. Горы с каналами, из которых временами изливается магма. 2. Отверстие в вершине вулкана. 3. Канал, идущий из глубины земной коры. 4. В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магма – меньше. Вещество мантии плавится, образуя… 5. Излившуюся на земную поверхность магму называют … 6. Подземные воды, нагретые магмой и вышедшие на поверхность называют… 7.Периодически фонтанирующие источники – это … 8. Вулканы, извержение которых прекратились совсем, называют… 9. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют… |
Ученики на местах выполняют задания, вписывая в карточку ответ. Ответы на диктант 1. Вулканы
2. Кратер
3. Жерло
4. Очаг магмы
5. Лавой
6. Источник
7. Гейзеры
8. Потухшие
9. Действующими |
3.Изучение нового материала проводится в форме познавательной беседы с опорой на физическую карту.
|
Учитель начинает изучение нового материала с загадок и подводит детей к теме урока. Загадка 1. В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю. 2. Стала группа гор в цепочку, Есть для перевалов точки. И конца цепочке нет- Это тянется… 3.Если горы в беспорядке, Много гор, а не одна, То запомните, ребятки, Это горная… В. Итак, ребята, что на уроке сегодня мы будем изучать? Вспомним, что такое рельеф?
Что формирует рельеф?
Вывод
Давным-давно Индия представляла собой материк, который располагался южнее, чем сейчас. Примерно 45 млн. лет назад он начал двигаться на север. Там он столкнулся с материковой плитой Азии и одним своим боком угодил под край этого континента. Это чудовищное столкновение привело к тому, что земная кора вздыбилась и в результате родилась новая горная цепь. Название ее -Гималаи. Гималаи - самая высокая на Земле горная цепь. Она имеет 26 пиков, высота которых в среднем превышает 7,5 км. В 1953 г. английские альпинисты первыми покорили высочайшую вершину мира - Эверест. Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма «Гималаи» и ответить на вопрос. В. По каким признакам отличатся горы? Цель нашего урока - научиться давать характеристику гор. Для этого мы сначала рассмотрим строение гор. Работа с текстом учебника. Задание: Прочитайте в учебнике § 20, пункт 2 и подпишите рисунок «Строение гор».
В. - От какой высоты начинают считать форму рельефа - горной? Попробуйте самостоятельно сформулировать определение «гора». Прочитайте определение в учебнике.
Открыть атлас. Работа с картой атласа. Найти: Самые длинные горы в мире - Анды, самые высокие - Гималаи. В России самые высокие горы - Кавказские, самые длинные - Уральские. К доске, показ на карте: Покажите эти горы на карте. - Покажите абсолютные точки Кавказа и Гималаев. Горы различают в зависимости от абсолютной высоты: - низкие, высотой до 1000 м; - средние, высотой до 2000 м; - высокие, высотой более 2000 м. Приведем примеры гор и нанесем их на контурную карту, применяя расцветку и правила выполнения практических работ. |
Ученики отгадывают загадки и формулируют тему урока.
Отгадки 1.Гора
2.Хребет
3. Страна
Ответ: Мы будем изучать горы.
Рельеф Земли - это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте, возрасту и происхождению. 1. Внешние силы: выветривание, текучие воды, ледники, ветер, морской прибой. 2. Внутренние силы: движение земной коры. Взаимодействие внутренних и внешних процессов - главная причина разнообразия рельефа Земли. Слушают учителя. Смотрят видеофрагмент фильма «Гималаи». Находят их в атласе.
Отвечают на поставленный вопрос.
Ученики читают текс. Зарисовывают в тетрадь строение гор и подписывают части
Ответ: От 200 метров
Читают: Гора – это форма рельефа, высотой более 200 метров. Имеющая склон, вершину, подошву. Читают определение в учебнике. Работают с картой атласа, ищут предложенные учителем горы, показывают их вершины. Называют цвет гор по карте, определяют их высоты.
Низкие: Относительные высоты не более 500 м (Рейнские, Сланцевые Арденны, Пенинские горы) Средние: Относительные высоты от 500 м до 2000м (горы Карпаты, Скандинавские горы) Высокие: Относительные высоты свыше 2000м (Альпы, Кавказ, Гималаи, Анды) |
4. Закрепление нового материала 7-10 мин. |
В. 1. Перечислите горы, которые расположены около берегов Средиземного и Черного морей. В. 2. Назовите все известные вам горы, название которых начинается на букву А, и покажите их на карте. В. 3. На основании карты полушарий укажите, в каком порядке располагаются по высоте горы Атласские, Карпаты, Тянь-Шань. В. 4. На основании физической карты полушарий укажите: а) где самое высокое место в мире; б) где самое низкое; в) где самое высокое место в Европе.
Подведение итогов урока, выставление оценок за работу у доски и на месте. |
Ответы: 1. Горы Кавказ Горы Атлас Горы Пиренеи
2. Горы Альпы, Атлас, Аппалачи, Анды.
3.
Ученик выходит к доске и показывает на карте полушарий объекты.
4. Самые высокие горы Гималаи, г. Джомолунгма 8848 метров. Самое низкое – впадина Мертвого моря. Самое высокое место в Европе – г. Монблан в Альпах, Эльбрус на Кавказе. |
4. Домашнее задание 1 мин. |
Прочитать §20, доделать практическую работу (если не успели) |
Открывают дневники, записывают домашнее задание, выставляют оценки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.