Учитель: Настал новый день. Какой он сегодня? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Вдохните в себя свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, красоту окружающего мира. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
II. Сообщение темы и целей урока - актуализация опорных знаний
Просмотр фрагмента мультфильма по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица», слова которой открывают раздел «Басни» в нашем учебнике «Уж сколько раз твердили миру…..»
· Теперь вы можете точно сказать, о чем мы будем говорить на уроке? (басни)
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся: Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.
· Какой жанр литературы помогает нам увидеть свои недостатки, пороки и, смеясь, с ними расстаться? (басня)
Вопросы урока:
1. Что такое басня? Её назначение и сила басни.
2. Что высмеивается, осуждается в баснях?
Сказка – ложь, подчас и басня - то ж.
Но учат обе обернуться на себя,
Исправить вовремя грешки,
Чтоб стыдно не было перед людьми.
А чтоб конкретно в этом убедиться,
Не худо б нам к живым примерам обратиться.
А примеры в текстах басен – людей и тех ситуаций, которые встречаются в жизни.
III. Работа в группах – работа с текстами изученных басен - обобщение
Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения баснописцев помогут вам стать лучше.
Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа.
I группа – басни Эзопа с. 6-10 с.8 «Мальчик-вор и его мать»
- чтение по ролям
(работа в парах) - характеристика персонажей
- отношение автора
- мораль
И.А. Крылов - великий русский баснописец. Перед вами величавый, массивный, лукавый мудрец, с умным прищуром глаз, взирающих на жизнь.
II группа – басни И.А. Крылова с.11-14 с.11 «Лебедь, Щука и Рак»
- чтение наизусть
- характеристика персонажей
- отношение автора
(работа в парах) - мораль
- чтение своей истории к морали басни
III группа – басни С.В. Михалкова с.17-23 с.20-21 «Услужливый»
- чтение по ролям
(работа в парах) - характеристика персонажей
- отношение автора
- мораль
- чтение своей истории к морали басни
IV группа – басни И.И. Демьянова и Л.Н.Толстого с. 23-24 «Валерик и тетрадь»
- чтение по ролям
(работа в парах) - характеристика персонажей
- отношение автора
- мораль
- чтение своей истории к морали басни
Викторина по басням И.А.Крылова:
1.В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?
В Петербурге, в Летнем саду.
2.Что означает слово “квартет”?
Музыкальное произведение для четырех инструментов.
3.Из каких басен взяты эти сроки?
А) Да только воз и ныне там. (Лебедь, Щука и Рак.)
Б)
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! (“Стрекоза и
муравей”)
В)
А вы, друзья, как ни
садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (“Квартет”.)
Г)
Вертит очками так и сяк,
То к темю их прижмет,
То их на хвост нижет,
То их понюхает, то их полижет,
Очки не действуют никак. (“Мартышки и
очки”).
Д)
У сильного всегда
бессильный виноват.
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем. (“Волк и
ягненок”).
Е)
Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право сказки! (“Ворона и Лисица”).
Ж)
Он порча, он чума, он язва
здешних мест!
А Васька слушает, да ест. (“Кот и
повар”).
З)
Вот то-то мне и духу
придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. (“Слон и Моська”).
Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
На память о конкурсе учитель дарит каждому учащемуся красочно оформленный лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца.
Афоризмы Крылова
Спасибо за урок!
Перефразировав известного баснописца:
Когда в товарищах согласье есть,
То их дела идут на лад.
Когда в товарищах согласье есть,
То есть эффект и результат….
Д.з. выполнить проект «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова»
(Найти в баснях «крылатые выражения»,
указать название басни, оформить работу)
С. В Михалков Басни
ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА
Однажды где-то под кустом
Свалила Зайца лихорадка.
Болеть, известно, как не сладко:
То бьет озноб его, то пот с него ручьем,
Он бредит в забытьи, зовет кого-то в страхе...
Случилось на него наткнуться Черепахе.
Вот Заяц к ней: "Голубушка... воды...
Кружится голова... Нет сил моих подняться,
А тут рукой подать - пруды!"
Как Черепахе было отказаться?..
Вот минул час, за ним пошел другой,
За третьим начало смеркаться, -
Все Черепаху ждет Косой.
Все нет и нет ее. И стал больной ругаться:
"Вот чертов гребешок! Вот костяная дочь!
Попутал бес просить тебя помочь!
Куда же ты запропастилась?
Глоток воды, поди, уж сутки жду..." -
"Ты что ругаешься?" - Трава зашевелилась.
"Ну, наконец, пришла, - вздохнул больной. -
Явилась!" -
"Да нет, Косой, еще туда-а иду..."
x x x
Я многих черепах имею здесь в виду.
Нам помощь скорая подчас нужна в делах,
Но горе, коль она в руках
У черепах!
СЛОН-ЖИВОПИСЕЦ
Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?
Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?
Ценители пришли. Картину Слон открыл.
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
"Ну, что же, - начал Крокодил, -
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -
"Что Нила нет, в том нет большой беды! -
Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -
"Позвольте! - удивился Крот. -
Есть кое-что важней, чем лед!
Забыл художник огород". -
"Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, свиней,
Должны быть желуди на ней".
Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,
Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород,
И даже - мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть...)
Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж
И прошептали: "Ералаш!"
x x x
Мой друг! Не будь таким Слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.