Этот конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию. На нём дошкольники не только познакомились с нетрадиционной техникой рисования "МОНОТИПИЯ", но и узнали как происходит процесс развития и появления бабочки. Конспект составлен для детей средней группы, но вполне можно использовать и в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колобок»
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Художественноэстетическое развитие»
(рисование)
Тема: «Волшебное превращениегусеницы в бабочку»
(Средняя группа)
Подготовила:
Комендантова Ю.Н.,
воспитатель высшей
квалификационной категорииГородской округ Серпухов
Пос. Большевик 2019 год
Тема: «Волшебное превращение гусеницы в бабочку»
Цель: выявить художественные способности детей по созданию выразительного
образа бабочки и перевоплощения её из гусеницы.
Задачи:
Образовательные:
учить детей эстетично воспринимать природу;
продолжать развивать у детей творческое воображение, умение задумывать
содержание своей работы;
познакомить с нетрадиционными материалами и техниками рисования
красками «Монотипия»;
учить использовать свои навыки для создания выразительного образа бабочки;
закрепить знания о насекомых, их строении, образе жизни, среде обитания.
Развивающие:
развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям;
закреплять знания о холодных и теплых цветах;
закрепить умение узнавать и правильно называть различные цвета спектра;
развивать воображение и эстетическое восприятие объектов природы;
активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;
пополнить лексический запас детей новыми словами.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы,
желание выполнить работу красиво;
воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи
всего живого на земле.
Интеграция образовательных областей:
Художественноэстетическое развитие – реализация самостоятельной
творческой изобразительной деятельности детей;
Речевое развитие практическое овладение нормами речи, развитие речи и
активизация словаря;
Познавательное – познакомить с процессом превращения гусеницы в бабочку; Социальнокоммуникативное развитие – развитие игровой деятельности детей,
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
ноутбук,
компьютерная презентация,
Материалы и оборудование:
Раздаточный: гуашь цветная, кисти тонкие и толстые, подставки под кисти,
баночки непроливайки, салфетки, подкладные листы, разноцветные цветы
сделанные из бумаги для каждого ребенка,
эмоциональные солнышки для
рефлексии, шаблоны бабочек для каждого ребенка, кисточки для клея, клей.
Демонстрационный: игрушка на ниточке гусеница, игрушка на ниточке бабочка,
цветы, вырезанные из цветной бумаги.
ТСО: мультимедийный проектор,
аудиокассета с записью музыкального сопровождения, магнитофон.
Словарная работа: Активизировать употребление в речи детей эпитетов:
грустная, скучная, плаксивая, яркая, красивая, веселая, разноцветная, добрый,
заботливый «кокон», гусеница, бабочка. Пояснение слова «монотипия».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек,
чтение сказок и рассказов о насекомых, разучивание стихотворения о бабочке.
Форма организации занятия: Занятие проводится по подгруппам.
Индивидуальная помощь, оказывается, по просьбе детей.
Методы:
Репродуктивный: направлен на закрепление навыков владения кистями разного
размера, красками, тычками и приемов рисования.
Исследовательский: направлен на проявление творчества и реализацию
собственного замысла.
Информационнорецептивный: направлен на получение детьми необходимой
информации для эмоционального восприятия и изображения образа бабочки.
Приемы: беседа, вопросы, слушание сказки, рассуждения детей, использование
художественного слова.
Создание среды для организации и проведения ОД: корзина с воздушными
шариками, ковёр.
Ход образовательной деятельности
I.
Вводная часть.Воспитатель предлагает встать в круг, поздороваться и зарядиться хорошим
настроением.
Воспитатель:
поздороваемся со всеми здесь присутствующими.
поделимся своим добром,
улыбками,
Давайте,
ребята,
Упражнение приветствие «Здравствуй»
Выполнением движения по тексту:
Здравствуй, солнце золотое поднятые руки скрещены, пальцы растопырены
Здравствуй, небо голубое руки подняты, ладони раскрыты кверху
Здравствуй, вольный ветерок, качание руками вверху
Здравствуй, маленький дубок руки справа, одна выше, другая ниже, ладони
раскрыты кверху
Мы живём в родном краю развести руки в стороны
Всех я Вас приветствую! помахать руками над головой
Проблемная ситуация.
(Стук в дверь, воспитатель открывает и заводит игрушку гусеницу)
Гусеничка: Дорогие дети, помогите!
У меня переполох.
Я не могу ни есть, ни спать.
Я не знаю, как мне быть,
Помогите! Спасите!
В лето вы меня верните!
Воспитатель: Ребята, гусеница решила попутешествовать и попала из лета к нам.
А ведь сейчас зима, гусеницы спят и ждут весну. А наша гостья может замерзнуть
и заболеть. Что мы можем сделать для нашей путешественницы, чтобы этого не
случилось? (Варианты ответов детей)
Воситатель: Правильно, ребята, надо нам гусеничку завернуть в одеяло, что бы
она не замёрзла и положить спать. Посмотрите, как я её заверну. Беру одеяло
квадратное, превращаю его в ромб, заворачиваю низ, потом бока, затем закрываю
уголок сверху, завязываю, и положу ее в корзинку.
Воспитатель подводит к решению отправиться вместе с ней в лето на корзине
с воздушными шарами. Дети размещаются в ней. Мальчики пропускают
девочек вперёд)
Раз, два, три,
В лето наш воздушный шар
Нас скорей неси.
А пока мы летим послушайте сказку.Под спокойную красивую музыку воспитатель рассказывает сказку.
Рассказывание сказки
В одном чудесном саду жила была маленькая зелёная гусеница. Она вылупилась
из крохотного яичка. Каждое утро она просыпалась и смотрела на свое отражение
в капельке росы, как в зеркале. Ей очень не нравился ее вид. Да и все вокруг над
ней посмеивались – такая она была некрасивая и старались либо клюнуть
побольней, либо ткнуть веткой. Она очень огорчалась своей некрасивости,
усаживалась под листочек и горько плакала. Однажды гусеница решила спрятаться
в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она
спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница,
высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над нею
посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезала целиком из своего кокона.
Гусеница чувствовала, что на спинке ей чтото мешает. Она встряхнулась и вдруг
… полетела.
По окончанию сказки на экране открывает заставку с изображением лесной
поляны. Звучит запись «Звуки луга». Воспитатель обращает внимание детей на
красоту лесной поляны. Предлагает детям встать и осмотреться.
Опрашивает, каких насекомых они узнали (дети осматриваются, называют
насекомых: муха, пчела, стрекоза, муравей, божья коровка, шмель и т.д).
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, смотрите, мы попали с вами и с гусеницей на лесную
поляну.
Воспитатель: Ребята, как тепло, греет жаркое солнце, давайте положим нашу
гусеничку под тёплые лучи солнца. А пока она греется мы поиграем с вами в игру.
Проводится игра «Лети к цветку»)
Ход игры:
Ветер бабочек качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклонились, два наклонились, три полетели и закружились.
(под музыку дети имитируют движения бабочек, по окончанию музыки дети
садятся на цветочки, расположенные на ковре)
И на цветочки они приземлились.
После игры воспитатель разворачивает одеяло, а там вместо игрушки
гусенички – игрушка бабочка. Воспитатель продолжает рассказывать сказку.
Воспитатель: Расправила она крылышки и полетела к ручью, попить водички. И
вдруг она увидела свое отражение в воде и заплакала, потому что у нее были
невзрачные белые крылья. А мир вокруг был таким разноцветным. Бабочка горькоплакала, опустив низко свои крылышки. Она подумала, что с ней никто не захочет
дружить, потому что она такая бесцветная и некрасивая. Солнышку стало ее
жалко, оно погладило теплым лучиком бабочку по крылышку, вот так, (берет
широкую кисть, обмакивает ее в краске желтого цвета, закрашивает одно
крылышко бабочки) и ее крылышко стало желтое. Мимо ползла божья коровка, и
чтобы поддержать бабочку, поделилась с ней своим красным цветом, и на
крылышке остались красные пятнышки. Рядом скакал кузнечик и поделился с
бабочкой своим зеленым цветом. (Во время рассказывания педагог краской
ставит пятна на крылья бабочки). А бабочка все плакала, тогда тучка стала
тоже плакать и капельки попали на крылья бабочки. Бабочка испугалась, закрыла
крылышки, а когда их открыла, все увидели, что все крылышки стали
разноцветными. Бабочка очень обрадовалась».
Воспитатель: Понравилась сказка? Чем? (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите ребята, к вам прилетели белые бабочки, они тоже хотят
разноцветные крылышки. Поможем им?
Воспитатель: Для того, чтобы работы получились красивыми, я предлагаю вам
подготовить свои глаза и пальчики для рисования.
Гимнастика для глаз:
В небе бабочка кружится,
Крыльями она порхает,
Влевовправо, влево вправо
Всё летает и летает.
Покружилась, полетела,
На цветок красивый села.
Гимнастика для рук:
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Проводит детей к столам, напоминает о ТБ.
Сообщение нового знания
Воспитатель: Рисовать будем необычным способом, раньше мы с вами так не
рисовали. Способ называется «Монотипия». Это, когда рисовать нужно только на
одной половинке согнутого листа, а другую просто к нему припечатать.Посмотрите на бабочку, у нее две пары крыльев. На одной из них мы быстро
нарисуем обычные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы
припечатаем, согнув лист и разгладив его ладошкой. А теперь раскроем и
посмотрим, что получилось.
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не
все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек. Какие цвета
разбудим? (дети перечисляют)
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь воспитанникам.
Пока они рисуют под музыкальное сопровождение, воспитатель раскладывает
на ковре разноцветные цветы из бумаги.
После самостоятельной работы воспитатель предлагает подарить своей
бабочке цветочек.
Воспитатель: Теперь, ребята, мы с вами посадим наших бабочек на цветочек,
давайте возьмем кисточки, наберем клей, намажем серединку цветка, и посадим
бабочку на цветочек.
Дети окунают линию сгиба в клей и прикладывают к цветам.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво получилось! И теперь вместе с подругами
бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок. (Воспитатель имитирует
порхание бабочки с цветка на цветок с помощью игрушкибабочки). Иногда она,
сидя на цветке, аккуратно расправляет бархатные яркие крылышки, осматривается
по сторонам и говорит: «Как здесь хорошо! Какая я счастливая, что живу здесь!».
Как вы думаете, почему бабочка так говорит? Почему она чувствует себя
счастливой?
III. Заключительная часть.
Анализ результатов деятельности.
Под музыку рассматривают все работы.
Вспоминают, как называется новый способ рисования. (Монотипия)
Воспитатель проводит рефлексию: подводит к столу, где разложены
эмоциональные солнышки. Предлагает выбрать себе солнышко, которое бы
отразило их настроение после путешествия.
Воспитатель: Ребята, кому понравилось, кому было интересно, кто справился с
заданиями, тот выбирает солнышко, которое улыбается. А кто не справился или
комуто было тяжело сегодня на занятии, тот берет солнышко, которое не
улыбается.
Определение перспективы дальнейшей деятельности.Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали о волшебном превращении гусеницы в
бабочку, а также о новом способе рисования бабочек, но существует еще много
других способов рисования. Вы хотите узнать какие? Тогда в следующий раз мы с
вами отправимся в новое путешествие и узнаем о них.
Оценка деятельности детей.
Воспитатель: Ребята, мы помогли гусеничке вернуться в лето, полюбовались
красотой летнего луга, но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернёмся
в наш воздушный шар и проговорим волшебные слова:
Раз, два, три
Наш волшебный шар
В садик нас неси.
Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось.
Вы сегодня очень
постарались, были внимательными, послушными и трудолюбивыми. Придя домой,
расскажите о нашем путешествии своим родителям! А за ваше усердие,
трудолюбие вам угощение от гусенички (выносится корзина с яблоками). Всем
спасибо за старания!