Конспект: "Алгебраические дроби"
Оценка 4.8

Конспект: "Алгебраические дроби"

Оценка 4.8
docx
22.03.2024
Конспект: "Алгебраические дроби"
Алгебраические дроби..docx

На данном уроке рассматривается понятие алгебраической дроби. С дробями человек встречается в самых простых жизненных ситуациях: когда необходимо разделить некий объект на несколько частей, например, разрезать торт поровну на десять человек. Очевидно, что каждому достанется поhttps://interneturok.ru/algebra/8-klass/algebraicheskie-drobi-arifmeticheskie-operacii-nad-algebraicheskimi-drobyami/osnovnye-ponyatiyahttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/mathml_image/126044/4bd9fa40_ab6f_0131_68d1_12313c0dade2.pngчасти торта. В указанном случае мы сталкиваемся с понятием числовой дроби, однако возможна ситуация, когда объект делится на неизвестное количество частей, например, на x. В таком случае возникает понятие дробного выражения. С целыми выражениями (не содержащими деление на выражения с переменными) и их свойствами вы уже познакомились в 7 классе.  Далее мы рассмотрим понятие рациональной дроби, а также допустимых значений переменных.

 

 Определение и примеры алгебраических дробей

Ра­ци­о­наль­ные вы­ра­же­ния де­лят­ся на целые и дроб­ные вы­ра­же­ния.

                           https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21328/6d2a0e855103efe84ea4011107cf6028.png 

                                       https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21329/72a3d92f7f3e593f9fa5a984e7c3ece1.png https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21330/844b2b98cc66eb96dbb7104f3ff440ce.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21331/7d38b98764eb4e4100ba13d11a51462a.png      https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21332/a7e7d462ecbe5cedf6b411f9e2859159.png

Опре­де­ле­ние. Ра­ци­о­наль­ная дробь – дроб­ное вы­ра­же­ние вида https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21333/7a446477a17cd24abb9e1d0897ea739d.png, где https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21334/a56ea0ac2c1b0bacd9f297a3f8066ec3.png – мно­го­чле­ны. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21335/a93a1c4c761836b973a8e4fcd8607146.png – чис­ли­тель, https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21336/cab17f7268049cf261b3c1dbbea7c600.png – зна­ме­на­тель.

При­ме­ры ра­ци­о­наль­ных вы­ра­же­ний: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21337/20ef883874c3c02c46fd9343f5d41b6f.png – дроб­ные вы­ра­же­ния; https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21338/08154b20f10b0c240e4b352dd5b72ce1.png – целые вы­ра­же­ния. В пер­вом вы­ра­же­нии, к при­ме­ру, в роли чис­ли­те­ля вы­сту­па­ет https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21339/2c71a677f5b45f37964efd9e7e3d41b0.png, а зна­ме­на­те­ля – https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21340/4d6335fd6329b7d8f454b44c0b5c82e6.png.

Зна­че­ние ал­геб­ра­и­че­ской дроби, как и лю­бо­го ал­геб­ра­и­че­ско­го вы­ра­же­ния, за­ви­сит от чис­лен­но­го зна­че­ния тех пе­ре­мен­ных, ко­то­рые в него вхо­дят. В част­но­сти, в пер­вом при­ме­ре зна­че­ние дроби за­ви­сит от зна­че­ний пе­ре­мен­ных https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21341/6d01ecc2ebe2d6d99335d0d5d73d5a2c.png и https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21342/528e27f32f1c4509f52a0c5d322c5bd1.png, а во вто­ром толь­ко от зна­че­ния пе­ре­мен­ной https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21341/6d01ecc2ebe2d6d99335d0d5d73d5a2c.png.

 Вычисление значения алгебраической дроби и две основные задачи на дроби

Рас­смот­рим первую ти­по­вую за­да­чу: вы­чис­ле­ние зна­че­ния ра­ци­о­наль­ной дроби при раз­лич­ных зна­че­ни­ях вхо­дя­щих в нее пе­ре­мен­ных.

При­мер 1. Вы­чис­лить зна­че­ние дроби https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21343/03d47ab38d69c57449d99a1988accd85.png при а) https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21344/6c34dbb536f68dc874c9877d07644cf3.png, б) https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21345/80bbad79ef5e0717e6d7c77026660ebe.png,    в) https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21346/f64b03cfd9cca567efeb1e69af74b4a1.png

Ре­ше­ние. Под­ста­вим зна­че­ния пе­ре­мен­ных в ука­зан­ную дробь: а) https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21347/7bc550a0d93ab434a8af4312c4334297.png, б) https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21348/f666d0ba3d471a41f1b7fe4471336618.png, в) https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21349/fe7c01be4aa6a368cd36c57916b84266.png – не су­ще­ству­ет (т. к. на ноль де­лить нель­зя).

Ответ: а) 3; б) 1; в) не су­ще­ству­ет.

Как видим, воз­ни­ка­ет две ти­по­вые за­да­чи для любой дроби: 1) вы­чис­ле­ние дроби, 2) на­хож­де­ние до­пу­сти­мых и недо­пу­сти­мых зна­че­ний бук­вен­ных пе­ре­мен­ных.

Опре­де­ле­ние. До­пу­сти­мые зна­че­ния пе­ре­мен­ных – зна­че­ния пе­ре­мен­ных, при ко­то­рых вы­ра­же­ние имеет смысл. Мно­же­ство всех до­пу­сти­мых зна­че­ний пе­ре­мен­ных на­зы­ва­ет­ся ОДЗ или об­ласть опре­де­ле­ния.

 Допустимые (ОДЗ) и недопустимые значения переменных в дробях с одной переменной

Зна­че­ние бук­вен­ных пе­ре­мен­ных может ока­зать­ся недо­пу­сти­мым, если зна­ме­на­тель дроби при этих зна­че­ни­ях равен нулю. Во всех осталь­ных слу­ча­ях зна­че­ние пе­ре­мен­ных яв­ля­ют­ся до­пу­сти­мы­ми, т. к. дробь можно вы­чис­лить.

При­мер 2. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной не имеет смыс­ла дробь https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21350/d6bfb1986a6e120942965f0eb1b0fa6c.png.

Ре­ше­ние. Чтобы дан­ное вы­ра­же­ние имело смысл, необ­хо­ди­мо и до­ста­точ­но, чтобы зна­ме­на­тель дроби не рав­нял­ся нулю. Таким об­ра­зом, недо­пу­сти­мы­ми будут толь­ко те зна­че­ния пе­ре­мен­ной, при ко­то­рых зна­ме­на­тель будет рав­нять­ся нулю. Зна­ме­на­тель дроби https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21351/074d5d33d3c10c7a017993d6c74dc420.png, по­это­му решим ли­ней­ное урав­не­ние:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21352/d4109830f3592f94d95a70a00f2a9974.png.

Сле­до­ва­тель­но, при зна­че­нии пе­ре­мен­ной https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21353/23c26be7b6f65e8f693ba3185db420dd.png дробь не имеет смыс­ла.

Ответ: -5.

Из ре­ше­ния при­ме­ра вы­те­ка­ет пра­ви­ло на­хож­де­ния недо­пу­сти­мых зна­че­ний пе­ре­мен­ных – зна­ме­на­тель дроби при­рав­ни­ва­ет­ся к нулю и на­хо­дят­ся корни со­от­вет­ству­ю­ще­го урав­не­ния.

Рас­смот­рим несколь­ко ана­ло­гич­ных при­ме­ров.

При­мер 3. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной не имеет смыс­ла дробьhttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21354/19f88d8f0262c17483d2130c834fc930.png.

Ре­ше­ние. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21355/2f7e061eb8db9b74ec0bb398b0f4736c.png.

Ответ. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21356/83ae194a894b8f68e5471c2506dcb109.png.

При­мер 4. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной не имеет смыс­ла дробь https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21357/0e0bc477da09cde483bdad43fe2f62b2.png.

Ре­ше­ние.https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21358/7f59640bb5000c8bf81e8590ffa64b33.png.

Встре­ча­ют­ся и дру­гие фор­му­ли­ров­ки дан­ной за­да­чи – найти об­ласть опре­де­ле­ния или об­ласть до­пу­сти­мых зна­че­ний вы­ра­же­ния (ОДЗ). Это озна­ча­ет – найти все до­пу­сти­мые зна­че­ния пе­ре­мен­ных. В нашем при­ме­ре – это все зна­че­ния, кроме https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21359/6517ed76b2b78e1eb22855f0ea134be3.png. Об­ласть опре­де­ле­ния удоб­но изоб­ра­жать на чис­ло­вой оси.

Для этого на ней вы­ко­лем точку https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21360/9758f7acf0556b4ec9af9d0e8ba4e7e2.png, как это ука­за­но на ри­сун­ке:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21361/ad449b20901cad6fc3ec8b446a7f08b9.png 

 

Рис. 1

Таким об­ра­зом, об­ла­стью опре­де­ле­ния дроби будут все числа, кроме 3.

Ответ.https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21360/9758f7acf0556b4ec9af9d0e8ba4e7e2.png.

При­мер 5. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной не имеет смыс­ла дробь https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21362/ca164ee57c5ca1ae2a657a50c05ca035.png.

Ре­ше­ние.https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21363/a4fa75e027cf68fc63da6d3eb297f7fe.png.

Изоб­ра­зим по­лу­чен­ное ре­ше­ние на чис­ло­вой оси:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21364/6fe7e8a42378eec04aad217a5b14f95d.png

Рис. 2

Ответ.https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21365/1f4ce0007273d86e9b8c0d7c72e5d8d5.png.

 Графическое представление области допустимых (ОДЗ) и недопустимых значений переменных в дробях

При­мер 6. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ных не имеет смыс­ла дробь https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21343/03d47ab38d69c57449d99a1988accd85.png.

Ре­ше­ние.https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21366/9f98c62b456cd83e0ad46387a7972718.png. Мы по­лу­чи­ли ра­вен­ство двух пе­ре­мен­ных, при­ве­дем чис­ло­вые при­ме­ры: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21367/e90280977a19665bb646ac8ab176dc7a.png или https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21368/641bf88b4b0cce10bfba111a04014316.png и т. д.

Изоб­ра­зим это ре­ше­ние на гра­фи­ке в де­кар­то­вой си­сте­ме ко­ор­ди­нат:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21369/3f3cbfc4ff6eca26f1f70957f2e0687a.jpg 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Гра­фик функ­ции https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21370/3de1ea3022322700de67b49f56f39ae4.png

Ко­ор­ди­на­ты любой точки, ле­жа­щей на дан­ном гра­фи­ке, не вхо­дят в об­ласть до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби.

Ответ. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21371/8c84a514a7169509adff3afd23507ab4.png.

 Случай типа "деление на ноль"

В рас­смот­рен­ных при­ме­рах мы стал­ки­ва­лись с си­ту­а­ци­ей, когда воз­ни­ка­ло де­ле­ние на ноль. Те­перь рас­смот­рим слу­чай, когда воз­ни­ка­ет более ин­те­рес­ная си­ту­а­ция с де­ле­ни­ем типа https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21373/6c05fb10c7f2315fc97568c00c550deb.png.

При­мер 7. Уста­но­вить, при каких зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ных не имеет смыс­ла дробь https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21374/97a7501cc757c142b36c11abb2b1108f.png.

Ре­ше­ние.https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21375/6b34ef173ad15acf6694039d102e1bda.png.

По­лу­ча­ет­ся, что дробь не имеет смыс­ла при https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21376/d51ed785fcfe78d371df841254dee8f1.png. Но можно воз­ра­зить, что это не так, по­то­му что: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21377/de18c3179877f5b45bf3de989d6c63a9.png.

Может по­ка­зать­ся, что если ко­неч­ное вы­ра­же­ние равно 8 при https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21376/d51ed785fcfe78d371df841254dee8f1.png, то и ис­ход­ное тоже воз­мож­но вы­чис­лить, а, сле­до­ва­тель­но, имеет смысл при https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21376/d51ed785fcfe78d371df841254dee8f1.png. Од­на­ко, если под­ста­вить https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21376/d51ed785fcfe78d371df841254dee8f1.png в ис­ход­ное вы­ра­же­ние, то по­лу­чим https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21378/3eb1f2f0016513235e9cb9f71fc9e186.png – не имеет смыс­ла.

Ответ.https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21379/db27ec87b7a34b0c9cc826da3db6520e.png.

Чтобы по­дроб­нее разо­брать­ся с этим при­ме­ром, решим сле­ду­ю­щую за­да­чу: при каких зна­че­ни­ях https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21342/528e27f32f1c4509f52a0c5d322c5bd1.png ука­зан­ная дробь равна нулю?

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21380/f0b489111cfd820b35f819638ff6050c.png (дробь равна нулю, когда ее чис­ли­тель равен нулю) https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21381/d3a514177f452b28036f2a74753ddf88.png. Но необ­хо­ди­мо ре­шить ис­ход­ное урав­не­ние с дро­бью, а она не имеет смыс­ла при https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21376/d51ed785fcfe78d371df841254dee8f1.png, т. к. при этом зна­че­нии пе­ре­мен­ной зна­ме­на­тель равен нулю. Зна­чит, дан­ное урав­не­ние имеет толь­ко один ко­рень https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21382/b7b5cc4a96468845570c40a09c52372c.png.

 Правило нахождения ОДЗ

Таким об­ра­зом, можем сфор­му­ли­ро­вать точ­ное пра­ви­ло на­хож­де­ния об­ла­сти до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби: для на­хож­де­ния ОДЗ дроби необ­хо­ди­мо и до­ста­точ­но при­рав­нять ее зна­ме­на­тель к нулю и найти корни по­лу­чен­но­го урав­не­ния.

Мы рас­смот­ре­ли две ос­нов­ные за­да­чи: вы­чис­ле­ние зна­че­ния дроби при ука­зан­ных зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ных и на­хож­де­ние об­ла­сти до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби.

Рас­смот­рим те­перь еще несколь­ко задач, ко­то­рые могут воз­ник­нуть при ра­бо­те с дро­бя­ми.

 Разные задачи и выводы

При­мер 8. До­ка­жи­те, что при любых зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной дробь https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21383/584d7c4ee1fa0e9dae53182f83745755.png.

До­ка­за­тель­ство. Чис­ли­тель – число по­ло­жи­тель­ное. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21384/4ef7e97ef1c7baba819ce48dcc9a5b31.png. В итоге, и чис­ли­тель, и зна­ме­на­тель – по­ло­жи­тель­ные числа, сле­до­ва­тель­но, и дробь яв­ля­ет­ся по­ло­жи­тель­ным чис­лом.

До­ка­за­но.

При­мер 9. Из­вест­но, что https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21385/62fe09c5feb2a8db0033b6b18a07b352.png, найти https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21386/23fcd93308abd5251e2000b63936b51e.png.

Ре­ше­ние. По­де­лим дробь почлен­но https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21387/7e0d77b76705b71645058224636a0086.png. Со­кра­щать на https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21342/528e27f32f1c4509f52a0c5d322c5bd1.png мы имеем право, с уче­том того, что https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21388/10deecfa447647e34557b5de3d763094.png яв­ля­ет­ся недо­пу­сти­мым зна­че­ни­ем пе­ре­мен­ной для дан­ной дроби.

Ответ.https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/21389/a25b7d1c4252c44169602f97ddb10ebd.png.

На дан­ном уроке мы рас­смот­ре­ли ос­нов­ные по­ня­тия, свя­зан­ные с дро­бя­ми. На сле­ду­ю­щем уроке мы рас­смот­рим ос­нов­ное свой­ство дроби.


 

Скачано с www.znanio.ru

На данном уроке рассматривается понятие алгебраической дроби

На данном уроке рассматривается понятие алгебраической дроби

Рас­смот­рим первую ти­по­вую за­да­чу: вы­чис­ле­ние зна­че­ния ра­ци­о­наль­ной дроби при раз­лич­ных зна­че­ни­ях вхо­дя­щих в нее пе­ре­мен­ных

Рас­смот­рим первую ти­по­вую за­да­чу: вы­чис­ле­ние зна­че­ния ра­ци­о­наль­ной дроби при раз­лич­ных зна­че­ни­ях вхо­дя­щих в нее пе­ре­мен­ных

Ре­ше­ние. . Ответ. . При­мер 4

Ре­ше­ние. . Ответ. . При­мер 4

Рис. 3. Гра­фик функ­ции Ко­ор­ди­на­ты любой точки, ле­жа­щей на дан­ном гра­фи­ке, не вхо­дят в об­ласть до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби

Рис. 3. Гра­фик функ­ции Ко­ор­ди­на­ты любой точки, ле­жа­щей на дан­ном гра­фи­ке, не вхо­дят в об­ласть до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби

Правило нахождения ОДЗ Таким об­ра­зом, можем сфор­му­ли­ро­вать точ­ное пра­ви­ло на­хож­де­ния об­ла­сти до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби : для на­хож­де­ния

Правило нахождения ОДЗ Таким об­ра­зом, можем сфор­му­ли­ро­вать точ­ное пра­ви­ло на­хож­де­ния об­ла­сти до­пу­сти­мых зна­че­ний дроби : для на­хож­де­ния
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024