СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ СОГЛАСНО ФГОС
Выполнила: воспитатель ГПД Быкова Г.А.
Тема: «Блокада Ленинграда» (вариант 6.2) 1П-4 класс |
Тип: комбинированное занятие. |
|||
Цель: познакомить учащихся с историей о блокадном Ленинграде, о подвиге защитников города. |
||||
Задачи |
||||
Образовательные: - показать учащимся силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны. -Умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
|
Коррекционно-развивающие: -Развитие памяти и умение внимательно слушать говорящего (ребёнка, взрослого), дослушивать вопросы до конца. -Активизировать чувственное восприятие художественного слова. |
Воспитательные: - воспитывать эмоциональный отклик, любовь к своей родине, городу, уважение к истории своей страны. -Воспитание патриотизма. |
||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: - Расширять знания учеников об истории города, о героизме людей, переживших блокаду. -Знание основных дат истории Великой Отечественной войны.
|
Метапредметные: -Умение внимательно слушать. -Умение подходить к работе творчески.
|
Личностные: -Уважительное отношение к традициям своего народа. -Уважительное отношение к старшим, к ветеранам, чувство благодарности и уважения к защитникам -Умение работать самостоятельно |
||
Ресурсы занятия: 1.Литература: Великая Отечественная война.1941-1945. Энциклопедия для школьников. М.,2000г. Смирнов Л.И. «Репортажи из блокадного Ленинграда» М.,2005г. 2.Интернет ресурсы: www. videouroki.net›Разработки›…-na-tiemu-blokada… , www. 1urok.ru›categories/10/articles/18769,www. ped-kopilka.ru›Блоги›…-blokada-leningrada.html 3. Ноутбук, проектор. 4.Материал: краски, кисти, листы с красками. |
||||
Ход занятия |
||||
Содержание деятельности воспитателя |
Содержание деятельности ученика |
|||
Организационный момент |
||||
Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг: — Война! Война! 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года, с 22июня 1941года по 9 мая 1945года. - Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. |
|
|||
Актуализация необходимых знаний, постановка цели занятия |
||||
Блокада Ленинграда — 900 дней ада. Наступление на Ленинград началось сразу же, в 1941 году. Взять и уничтожить город, как он хотел, у Гитлера не получилось, и тогда он пообещал Ленинград «задушить голодом и сравнять с лицом земли». Кольцо блокады сжалось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, а 13 сентября начался артиллерийский обстрел, который фактически продолжался всю войну. Блокада Ленинграда: начало 8 сентября 1941года окончание 27 января 1944года. Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как враг никого не пропускает в осаждённый город и не выпускает из него. А Ленинград ко всему прочему ещё и регулярно обстреливали, бомбили. |
Ученики отвечают на вопросы.
|
|||
Работа по теме занятия |
||||
В осаждённом городе на тот момент оставалось около трёх миллионов жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. Практически сразу начались проблемы с пропитанием. Самым тяжелым оказался первый год: немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. Постоянный стресс и страх от бомбежек и обстрелов, нехватка медикаментов и продовольствия вскоре привели к тому, что горожане стали умирать. Голод. С первых же сентябрьских дней в городе были введены продовольственные карточки. Все столовые и рестораны были сразу же закрыты. Скот, имевшийся на местных предприятиях сельского хозяйства, был тут же забит и сдан в заготовительные пункты. Все корма зернового происхождения были свезены на мукомольные предприятия и перемолоты в муку, которую впоследствии использовали для производства хлеба. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Самое ценное, что было в блокадном Ленинграде - это ХЛЕБ! 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. К тому же, за этим маленьким кусочком надо было ещё отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой, где их ждали голодные дети. Холод. В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы или Фонтанки. На Ленинград обрушился голод. В истории блокады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода, больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины и дети. Нескончаем людской поток. Топливо не поставляли. Для обогрева квартир люди, которые смогли найти металл, и было кому из его мастерить, использовали самодельные печки, называемые «буржуйками». Дров не было, поэтому жгли мебель, книги, паркет. Возможно, эти печи были названы так именно потому, что были не всем доступны. Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить её объем. И только весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. Дорога Жизни. Настоящим «пульсом» блокадного города была Дорога Жизни. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов Но «дорога жизни» спасла Ленинградцев. Она была проложена по льду Ладожского озера и помогла людям выжить. Перевозили грузы на машинах, которые называются полуторками. Но главное, что в город нужно было не только продовольствие завозить, там не хватало топлива для электростанций, нужно было печь хлеб. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Не все машины доезжали до берега. Многие проваливались под лед вместе с продуктами. Город выжил в страшном вражеском кольце, потому что все его жители, все его защитники сделали невозможное. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами и медалями. |
Ученики слушают педагога.
|
|||
Физкультминутка |
||||
-А теперь нам нужно немного размяться. Повторяйте все движения за мной. «Самолёты» Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолёты полетели, (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны) На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям) Да и снова полетели. (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны.) |
||||
Продолжение работы по теме занятия |
||||
Просмотр презентации »Блокада». Таня Савичева. В осаждённом Ленинграде девочка Таня жила. В ученической тетради свой дневник она вела. Татьяна Николаевна Савичева (23 января 1930, — 1 июля 1944) — школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Изо дня в день она записывала: «Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама – 13 мая в 7:30 часов утра 1942г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня…». Таню успели эвакуировать, но она прожила недолго и умерла от истощения . Дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны. Прорыв. Вражеское кольцо стало возможным прорвать 18 января 1943 г. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. В этот день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. Сила духа. Только подумайте! Во время осады ни на день не прекращался выпуск военной продукции на заводах. Работали все – мужчины, женщины, старики, подростки, дети — в полуобморочном от голода состоянии. Не становились помехой и постоянные бомбежки Кировского завода. Если в сентябре-октябре воздушная тревога, во время которой все покидали рабочие места и прятались в убежищах, объявлялась при любом количестве вражеских самолетов, то вскоре было решено не оставлять работу при налете 1-2 авиаторов. Родина нуждалась в оружии, все это прекрасно понимали. Вот это сила духа! |
Ученики слушают, смотрят.
|
|||
Первичное закрепление |
||||
-Когда началась «Блокада Ленинграда»? (начало 8 сентября 1941года). -Когда закончилась «Блокада Ленинграда»? (окончание 27 января 1944года). -Что означают слово «Блокада»? (голод, холод). -Где, брали воду? (на реке Неве). - Как в блокадный город поставлялись продукты, топливо? (озеро Ладога «Дорога жизни). Как звали школьницу, которая вела дневник в блокадном городе (Таня Савичева)? - Прорыв вражеского кольца, когда произошёл? (18 января 1943 г.) - Давайте, мы раскрасим наши работы (листы с раскрасками) |
Ученики отвечают на вопросы
|
|||
Рефлексия |
||||
-Понравилось вам занятие? 27 января официально является Днём воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. -Какого размера был кусочек хлеба? (спичечный коробок). -Давайте посмотрим, какие рисунки у нас получились. -Очень хорошие получились работы. Молодцы!
|
Ученики отвечают рассматривают рисунки. |
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.