Конспект чтение
Оценка 4.6

Конспект чтение

Оценка 4.6
doc
24.11.2020
Конспект чтение
Конспект чтение №3.doc

КОНСПЕКТ УРОКА

Дата проведения:   6    февраля 2009 г.

Класс:  3-А

Предмет:  литературное чтение

Тема  урока:  М.М. Пришвин. «Моя Родина»  (из  воспоминаний).

Цели урока:   

  образовательная – обобщить  знания детей  по поэтической тетради № 1 по творчеству С. Чёрного, А. Блока, С. Есенина, ознакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина на примере рассказа «Моя Родина», расширять словарный запас посредством заучивания небольших отрывков художественного текста наизусть;

  развивающая – развивать привычку пользоваться толковым словарём при толковании незнакомых слов, развивать навык правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения целыми словами со скоростью 70 – 80 слов в минуту, работать над чёткостью  и  правильностью устной речи посредством чистоговорок;

   воспитательная – воспитывать  интерес к чтению художественной литературы, воспитывать любовь к природе и к животным, к родному краю.

Тип урока: комбинированный урок.

 

     Оборудование:  учебник по литературному  чтению  для  3 класса,  авторы учебника М.В. Голованова,  Л.Ф. Климанова,  поурочные разработки  по литературному  чтению для 3 класса,  автор С.В. Кутявина,      книги                   «Блицконтроль  скорости чтения и понимания текста»  для учащихся,  автор М.В.Беденко,  выставка  книг М.М.Пришвина для учащихся,  электронная презентация  для  урока,  портрет писателя,  толковый словарь.

Методы:  игровые, обобщающие, объяснительно-иллюстративные,  метод уровневой дифференциации.

 

                                              Ход  урока.

1.     Организационный момент. Постановка задач перед учащимися.

     - Ребята,  сегодня на уроке мы с вами приведём в систему наши знания по Поэтической тетради №1 ( куда вошли поэты С. Есенин, С. Чёрный,  А. Блок)

Для этого мы провёдём игру – викторину с интересными  заданиями для вас (слайды № 1 и 2).

      Тематика этой игры приведёт нас к творчеству другого писателя – Михаила Михайловича Пришвина,  произведение которого мы сегодня изучим на уроке,   по – прежнему будем работать над чёткостью и скоростью нашей речи, используя  чистоговорки и  книгу – тренажёр  (слайд №3).  Я  надеюсь, этот урок научит вас любить читать книги … Почему?  Да  потому что…           Хорошая книга привыкла к почтению,

                   И тот получает «пятёрки»  по чтению,

                   Кто с детства любитель  большой   почитать,

                   И книгу, как взрослых,  привык … почитать (т.е. уважать) !

       2. Упражнение в чистоговорении.

 Кто  хочет  разговаривать, тот  должен выговаривать        (слайд №4 ).

 Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

            

               Скороговорки на тему  о природе.

Все бобры добры до своих бобрят.

                  Кукушка кукушонку купила капюшон.

                  Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон!

Совята у совушки – умные головушки!

На каждый совушкин совет  глазами хлопают в ответ!

     3.Ежеурочная  работа по книге-тренажеру «Блицконтроль».

(Используется  уровневая дифференциация). Класс поделён на два варианта в зависимости от уровня сформированности  навыка чтения:   для первого варианта – задание обычного уровня сложности, для второго – задание повы-шенного уровня сложности. У каждого ребенка есть блокнотик-дневник.  

 

 

 

                                          Продолжение.

 

3.Кто покидает свои жилища до

 катастрофы?

Кол – во слов – 105. Время чтения - …..мин., …. сек.  Скорость чтения –

 …. слов в минуту.

 Самооценка …..

По окончании урока учитель собирает дневники-тренажёры, проверяет  и выставляет отметки. Нескольких учащихся  (Вавилову Анну, Мустафина Романа, Свищеву Екатерину  ) учитель проверяет вслух.

4.Проверка домашнего задания. Обобщение по поэтической тетради №1.

-Стихотворения каких поэтов мы изучили в поэтической тетради №1 ?

 (слайд №5  и 6 ).  ( Саши Чёрного,  Сергея Есенина, Александра Блока )

-Сегодня мы сделаем обобщение по прочитанным стихотворениям этих поэтов, проведём для этого  игру – викторину,  в классе выбираются два ученика - капитана, капитаны набирают себе команды.

           Задание первое. «Серебрится река, серебрится ручей».

- В поэзии С. Есенина много «золотых и серебряных» слов – серебрит, золотые, серебряные, серебром, золотом… Вставьте их на место пропущенных слов,  правильно назовите произведение. За верный ответ ко-

манда получает жетон.

              1.Кругом роса медвяная сползает по коре.

                 Под нею зелень пряная сияет    ………………(«Черемуха»)

              2.Ночь. Вокруг  тишина, ручеек лишь журчит,

                Своим блеском луна всё вокруг  …………….(«Ночь»)

3.      А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым   …………….(«Береза»)

                          4.Улыбнулись сонные березки,

                             Растрепали шелковые косы,

                             Шелестят зелёные сережки

                             И горят ………….. росы!     («С добрым утром»)        

5.Ночь. Вокруг тишина. И в природе всё спит.                                        

 Своим  блеском луна всё вокруг …………..! («Ночь.»)

6. …………………………. река,

  ……………………………ручей,

  ……………………………трава

 Орошенных полей.   («Ночь»)

    - Молодцы, ребята!  Спасибо.  А теперь Сыскина Ирина читает стихотворение С. Есенина  «С добрым утром» наизусть (по индивидуальному домашнему заданию). (слайд №7 )  Свиридов Дмитрий и Иванова Ольга показывают свои иллюстрации к этому стихотворению.

          Задание второе. «Весело и грустно».

- Сейчас я вам прочитаю фрагменты стихотворений  А. Блока, вы в них найдите рифму, правильно дайте название  (слайд № 8).

         1. Старый дедушка сел у  стола,

           Наклонился и дует на блюдце,

           Вот и бабушка с печки сползла,

           И кругом ребятишки ………….! («Снег да снег»)

2. И уж так-то ворона довольна,

 Что весна, и дышать ей  …………… . («Ворона»)

3.Веселимся, кружимся, хороводом ……….( тешимся .

Название «Веселимся, кружимся» )

                  4.Хмурая, дождливая наступила осень.

                    Всю капустку сняли, нечего украсть.

                   Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

                   Страшно в лапы волку серому  …………. . («Зайчик»)

5.     Бедный, бледный луг цветущий,

Мрак ночной, по  нем ползущий, отдыхает, спит.

Жутко выйти на дорогу, непонятная тревога
Под луной …………( царит, «Ночью»).

6.Красное солнце, глянь-ка в  ………(оконце, то-же, что и 3-ий )        

- Онучкина Екатерина читает стихотворение А. Блока «Зайчик», все слушают, Фомина Елизавета и Юреева Дарья  показывают свои иллюстрации (слайд № 9 ).          

    Задание третье. «Что ты тискаешь утёнка?»

-Какое слово должно стоять перед вопросительным знаком в стихотворениях Саши  Черного ( Александра Гликберга) ? Правильно дайте название стихотворения ( слайд №10 ).

                 1. Отчего у птичек нету ………(рукавичек)?

                     Отчего шоколадки не растут на ….(кроватке)?

                                              «Приставалка»

2.     Ты представь такую штуку, -

 Если б толстый бегемот захотел с тобой от скуки

 Поиграть бы в свой ………….? («Что ты тискаешь утёнка?»)

3.Лошадь кушала, старалась,

  Только кошка удивлялась,

  Отчего все таракашки растолстели как …?(барашки, «Бобина лошадка»)

                  4.Отчего ты, мартышка, грустна,

                   И прижала к решетке головку?

                   Может, хочешь ты видеть слона,

                   Хочешь сладкую скушать  …..? ( морковку, «Мартышка»)

5.Жду и жду я, жду напрасно  -

 Колокольчик онемел, месяц, брат мой, месяц красный,

 Месяц ясный, отчего ты ……….? (побледнел, «Когда никого нет дома»)

6.     Здравствуй, Катя, ты из  ……. школы?

Две косички, кнопкой  нос!

Я приятель твой весёлый,

 Сдернуть шапочку с ……. волос?  («Песня ветра»)

                   7.Кто там бродит возле дома

                 Мишка с липовой …….  ногой?

                 Дочка сна, колдунья …….. Дрема?

           Черт ли с бабою ……….Ягой? («Сверчок»)                                 

- Все правильно, ребята. Теперь Юреева Дарья и Хафизова Эльвира прочитают нам наизусть стихотворение «Бобина лошадка».  

                                                                                                       

   -Теперь вопрос, о чем или о ком чаще всего сегодня звучали отрывки из стихотворений?  (Звучали отрывки  о природе, о животных, о деревьях ).

 - Тема любви и заботы  о природе будет продолжена и в следующем разделе, который мы начнём изучать, он называется «Люби живое». 

     5. Физкультминутка.

      К вам в гости пришел   сегодня  вот такой веселый  Мишка-топтыжка на зарядку ( игрушка). Каждый ученик встает к своему рабочему месту в носочках на массажный коврик с пуговицами.  Для  снятия  повышенного утомления выполним игровое упражнение «Косолапый мишка». И. П. – прямая стойка. На счет один -  одной ногой  (стопа под углом 90 градусов), косолапя, делаем на весу круг, как – будто мишка загребает ногой сухие осенние листья, нужно стараться побольше  листиков загрести. Затем аналогично делаем другой ногой  (слайд №11 ).

                          Один, два! Стоит ракета.

                         Три, четыре! Самолет.

                          Один! Два! Хлопок в ладоши,

                          А потом на каждый счет.

                         Один, два, три, четыре!

                          Руки выше. Плечи шире!

                          Один, два, три, четыре!

                              И на месте походили.

                              Хорошая зарядка,

                              Мягкая посадка!                                                                     

6.   Введение в тему.  Рассказ об авторе.

                  Предварительная беседа.                                                    

- Как вы думаете, что означает словосочетание « Люби живое»?  Значит, береги все живое, растения, животных,  относись заботливо. Это название следующего раздела в учебнике  (слайд № 12 ).                                                                  

-Мы будем читать  произведения о животных. Авторы хотят, чтобы мы бережно относились к природе, берегли её.

- Ребята, вспомните,  какие произведения о животных вы читали ранее? Какие  вам особенно запомнились?   Расскажите. (ответы детей)

 - Вспомните  писателей и поэтов, которые писали о природе.

                     Рассказ  о  Михаиле Михайловиче Пришвине.

         Рассказывают заранее подготовленные ученики ( Фомина Елизавета, Иванова Ольга, Юреева Дарья).

 1 ученица Фомина Елизавета.  «Если бы  природа могла чувствовать  благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность  выпала бы на долю Михаила Пришвина, - считал писатель Константин Паустовский.

По его мнению, Пришвин - «один из своеобразных писателей. Он ни на  кого не похож – ни у нас, ни в мировой литературе» (слайды № 13 и 14 ).

       М.М. Пришвин (1873 – 1954гг.)  родился в Орловской губернии, близ города Ельца.   О своем детстве он рассказывает в романе «Кащеева цепь». Жилось семье трудно – мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он убегал  из первого класса гимназии в «золотую страну Азию», его вернули обратно, но затем из гимназии все-таки исключили. За революционную работу он сидел  год в тюрьме, потом вынужден был уехать за границу (слайд №15 ).

          В Лейпциге (Германия) Пришвин окончил университет, стал агрономом. Он собирался  заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к тридцати годам твердо решил стать писателем (слайды № 16 и 17 ).

        2 ученица Иванова Ольга.  Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе,

внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной, чаще всего охотился не за птицей или за зверем,  а за открытиями. Вот как он сам часто вспоминал об этом.

        «После  чаю я  уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья у меня тогда  еще не было, да и теперь  ружьё в моей охоте  необязательно.

        Моя охота тогда и теперь была в находках.  Нужно было найти в природе такое,  чего я ещё в природе не видел, и, может быть, никто ещё в своей жизни с этим не встречался (слайды № 18 и 19, 20 ).

        Перепёлку самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех.

А поди-ка найди такой муравейник, ухитрись набить мешок этими яйцами.

              Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные».

    3 ученица Юреева Дарья. Очень часто в произведениях Пришвина  (он сам их называл их очерками) читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были  «лично известны» автору, принадлежали ему самому и или его друзьям.

             Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их

«нюхательному аппарату». «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи!»

            Великая Отечественная Война тоже нашла свое отражение в творчестве писателя. Сам Пришвин не воевал, т. к. во время войны ему уже было много лет, 68 лет – преклонный возраст. Но писатель с огромной душевной болью воспринял эту великую трагедию своей Родина. У автора   есть цикл рассказов о ленинградских детях под общим названием «Соловей». Самый романтичный и трогательный из них – «Козочка» - рассказ о девочке, пережившей потерю родителей, жившей в детском доме в эвакуации и усыновленной впоследствии.

               Особенно нравилась М.М. Пришвину природа средней полосы

России. Мы с вами тоже живем в средней полосе. Дом, где жил писатель в последние годы, - в деревне Дунино, недалеко от Звенигорода, - давно стал музеем. А книги его и сегодня читают многие люди с удовольствием.

                          Работа с толковым словарём С. Ожегова.

 Дать толкование слов по словарю: агрономия, агрономический, гимназия, сокровище, ароматный.

Агрономия — комплекс наук о возделывании сельскохозяйственных культур.

Прилагательное — агрономический.

Гимназия — общеобразовательное среднее учебное заведение в России. Бывает классическая гимназия, женская или мужская гимназия. Прилагательное — гимназический.

Сокровище — 1) драгоценность, дорогая вещь.  2) ценности духовной или материальной культуры.    Напр., Сокровища русского зодчества.

Ароматный — душистый, распространяющий аромат, насыщенный ароматом. Прил.: ароматный, ароматический.

7.     Изучение новой темы.

1.     Чтение текста М. Пришвина «Моя Родина» (из воспоминаний). Текст читает учитель.

2.     Работа над текстом.

- О каких детских воспоминаниях рассказывает автор?  (Он вспоминает о том,  как мать его вставала рано до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое, из русской печки. Кипятили его всегда в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было  очень вкусное, топленое, и  чай от него становился очень вкусным, прекрасным. После этого Михаил Пришвин  стал вставать рано до солнца каждый день, чтобы напиться вместе с мамой вкусного ароматного чаю.

К этому раннему вставанию он так привык, что стал вставать до солнца каждый день, даже когда стал взрослым. )

 -Прочитайте предложение, в котором  автор объясняет, на какую охоту он уходил.  (После чаю я уходил на охоту… Моя охота тогда и теперь  состоит в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался…)

-       Почему слова мама, солнце, Родина, природа  Пришвин объединил в   одном рассказе?

-       Почему писатель  назвал свое произведение «Моя Родина»?

 - Прочитайте обращение писателя к  вам. Обратите внимание, как он вас называет? (слайды №  22 и 23).

                                                   

  -Мои молодые друзья! Мы – хозяева нашей природы, и она для нас  - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, что эти сокровища надо открывать, их надо охранять и показывать… Для рыб

нужна чистая вода, будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах, степях  водятся разные ценные животные, будем охранять наши леса, степи, горы…

Рыбе – вода, птице – луга, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина!  И охранять природу – значит охранять Родину!

 -Громко, хором, выразительно давайте еще раз прочитаем эти слова. Эти слова – самые важные в тексте, они выражают главную мысль. Этот отрывок  прозы мы будем учить наизусть.

             8. Физкультминутка.

                   Прогулка в лесу.

  Мы ходили по грибы, забирались  под дубы.

 Вдруг дождь, да какой! Стала просека рекой!

         Что случилось с кленами? Закачали кронами,

         А высокие дубы будто встали на дыбы.

И чуть слышно шепчет ясень

-Не согласен, не согласен!

                Что случилось вдруг в лесу?

                Дождь в лесу! Дождь в лесу!

Не грибы домой несу,  одни дождинки на носу!

                                 

9.  Самостоятельная работа. Обобщение.

На этом этапе учащиеся самостоятельно читают рассказ «Моя Родина» вполголоса или про себя.

   Учитель:  

- Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным и родным. Это наша малая родина. А еще Родина – это наша страна Россия.

- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина?  (Род, Родина, рождение, родители, родство,  родимый, родной,  родинка, родник, родительский, отроду, родовитый, безродный)  ( слайд №24 ).                                            

-       Вот какой богатый ряд однокоренных слов у нас получился! Для каждого человека  важна Родина!

 

     10.Итоги урока. Рефлексия. 

Учитель:  -Наш урок подошел к концу. С творчеством  какого писателя мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с творчеством Михаила Михайловича Пришвина ).

      -  А кто заметил, какова была общая направленность всего урока? (Общая направленность: природа, животные, растения, забота о природе, бережное отношение к ней, человек и Родина) ( слайды № 25 — 27 ).

                 Домашнее задание.

-       К следующему уроку чтения вы по учебнику прочитаете рассказ Пришвина, ответите на вопросы, отрывок, начинающийся словами «Мои молодые друзья…» выучите наизусть. А к уроку внеклассного чтения, который состоится через две недели, будете читать рассказ Пришвина «Козочка» и другие   рассказы для детей этого же писателя по выставке книг, которую видите сегодня в классе. (слайды № 28 — 39).

 

 

 

                        Рефлексия.

     -На доске на плакате вы видите берёзку. Только на ней мало листьев. Но зато у вас на парте есть листочки березы, которые по выбору вы сейчас отнесете и прикрепите к деревцу. У вас есть листочки  1) ярко-зеленого,

 2) светло-зеленого и 3) желтого цвета.

      Если урок оказался тебе полезен, ты узнал для себя новое и интересное и активно работал, то прикрепи к березке листок первый. Если ты комфортно чувствовал себя на уроке, тоже активно работал, но делал несколько ошибок, иногда пользовался помощью товарищей, то подари березке второй листочек.            

            Если  пока ты сегодня не очень активно работал на уроке, сделал при чтении и ответах от 3 до 5 ошибок, тебе нужна помощь учителя, то сегодня повесь на дерево желтый листочек.

      Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Далее учитель выставляет отметки в журнал за работу на уроке.  А на перемене  вас всех

 ждет стол с чаем  и  горшочек с таким же топленым молоком, как у М.Пришвина. Приятного всем чаепития!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Приложение.

                             Саша  Черный     Бобина  лошадка.

 Мальчик Боб  своей лошадке                      Подобрались к шоколадке

 Дал кусочек шоколадки,-                             И лизнули: «Очень сладко!»

 А она закрыла рот,                                        Пир горой, и в пять минут

 Шоколадку не берёт.                                    Шоколадке был капут.

 

 Как тут быть? Подпрыгнул Бобик,              Вот приходит Боб с прогулки,

 Сам себя вдруг хлопнул в лобик!                Таракашки  шмыг в шкатулку.

 И с комода у дверей                                       Боб к лошадке: «Съела? Ай!

 Тащит ножницы скорей.                                Завтра дам ещё, будь пай!»

 

 Распорол брюшко лошадке,                          День за днем, так две недели

 Всунул ломтик шоколадки.                           Мальчик Боб, вскочив с постели,

 И запел: «Не хочешь в рот,                           Клал в живот ей шоколад,

 Положу тебе в живот!»                                  А потом шел прыгать в сад!

 

 Боб ушел играть в пятнашки,                       Лошадь кушала, старалась,

 А за полкой таракашки                                  Только кошка удивлялась,

 Подсмотрели и гуськом                                  Отчего все таракашки

 К шоколадке все бегом!                                  Растолстели, как барашки?

                             С.  Есенин  «С  добрым утром!»

 Задремали звезды золотые,                      У плетня заросшая крапива

 Задрожало зеркало затона,                       Обрядилась ярким перламутром

 Брезжит свет на заводи лесные                И, качаясь, шепчет шаловливо:

 И румянит сетку небосклона.                   «С добрым утром!»

 Улыбнулись сонные березки,

 Растрепали шелковые косы,

 Шелестят зеленые сережки

 И горят серебряные росы!

 

 

 


КОНСПЕКТ УРОКА Дата проведения: 6 февраля 2009 г

КОНСПЕКТ УРОКА Дата проведения: 6 февраля 2009 г

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Продолжение. 3.Кто покидает свои жилища до катастрофы?

Продолжение. 3.Кто покидает свои жилища до катастрофы?

И горят ………….. росы! («С добрым утром») 5

И горят ………….. росы! («С добрым утром») 5

Красное солнце, глянь-ка в ………(оконце, то-же, что и 3-ий ) -

Красное солнце, глянь-ка в ………(оконце, то-же, что и 3-ий ) -

Черт ли с бабою ……….Ягой? («Сверчок») -

Черт ли с бабою ……….Ягой? («Сверчок») -

Как вы думаете, что означает словосочетание «

Как вы думаете, что означает словосочетание «

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной, чаще всего охотился не за птицей или за зверем, а за открытиями

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной, чаще всего охотился не за птицей или за зверем, а за открытиями

Особенно нравилась М.М. Пришвину природа средней полосы

Особенно нравилась М.М. Пришвину природа средней полосы

Прочитайте предложение, в котором автор объясняет, на какую охоту он уходил

Прочитайте предложение, в котором автор объясняет, на какую охоту он уходил

Самостоятельная работа. Обобщение

Самостоятельная работа. Обобщение

Рефлексия. -На доске на плакате вы видите берёзку

Рефлексия. -На доске на плакате вы видите берёзку

Приложение.

Приложение.

Конспект чтение

Конспект чтение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2020