Конспект «Деньги в нашей жизни». Занятие по формированию основ финансовой грамотности.

  • docx
  • 09.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Деньги в нашей жизни.docx

«Деньги в нашей жизни».

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности.


Цель:
 способствовать формированию у обучающихся экономического мышления и культуры обращения с деньгами.
Задачи:
образовательные:

·        Сформировать у обучающихся представление о роли денег в нашей жизни.

·        Способствовать формированию культуры обращения с деньгами.

коррекционно-развивающие:

·        Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.

·        Способствовать коррекции речи через использование словесных методов обучения.

воспитательные:

·        Воспитывать познавательный интерес.

·        Воспитывать доброжелательные и дружеские отношения.

 


Ход занятия


Организация начала занятия

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии, психологически подготовить воспитанников к общению и предстоящему занятию.

Учитель.  Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались, что провести внеклассное мероприятие.

Будьте, ребята, старательны,
Будьте, ребята, внимательны.
Постарайтесь все запоминать,
На вопросы мои отвечать.


Сообщение темы и цели занятия
Цель
: привлечь внимание воспитанников к теме занятия.
Учитель.
  Тема нашего занятия «Деньги в нашей жизни». Я считаю, что сегодняшний наш разговор будет для вас полезен, поскольку вы уже стоите на пороге самостоятельной жизни, и совсем скоро вам самим придется зарабатывать деньги  и тратить их.
Сегодня мы с вами постараемся выяснить, какое значение имеют деньги для жизни человека, как относятся люди к деньгам.


Основная часть занятия
Цель:
изложение нового материала с опорой на имеющиеся у воспитанников знания и умения.
Вступительная беседа о значении денег в жизни человека.
Учитель.
  Деньги присутствуют в нашей жизни постоянно. К сожалению, без них мы не можем нормально существовать. Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и многое-многое другое. Но деньги не должны быть самоцелью, да, они необходимы, но не стоит становиться рабом этих бумажек.
Люди по-разному относятся к деньгам. Но можно смело сказать, что деньги не оставляют равнодушными никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушными никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.
Я предлагаю вам выяснить, как вы относитесь к деньгам.
Занятие будет проходить в соревновательной форме. Для этого вы разделились на 2 команды. Ваша задача пройти все предстоящие испытания достойно, при этом постараться заработать как можно больше денег, разумно потратить их часть. Победителем нашей сегодняшней встречи будет признана самая денежная команда.
Учитель.
  Говорят, чтобы побороть противника, его нужно  знать в лицо. Я предлагаю  вам представиться, чтобы все знали, с кем мы имеем дело.
 (представление команд: название, девиз, капитан)
Команда «Три банкира»
Девиз:

Мы деньги заработаем,
Мы деньги сбережем,
Часть из них потратим мы,
Немножко отдохнем.

Капитан команды: ………..

Команда «Кредиторы»
Девиз:

Мы – команда «Кредиторы»!
Даем деньги под процент,
Приходите, мы оформим
Вам кредит на много лет!

Капитан команды: ……………

Учитель.  Объясняю условия: вам необходимо пройти 6 этапов: «Денежные пазлы», «На купюре…», «Сколько денег в кошельке?», «Денежное лото», «Об этом нужно помнить…», «Денежная головоломка».   За свою работу ваши команды будут получать заработанную плату. Если команда справилась  с заданием первой и правильно, то она получает максимальную сумму – 1000 рублей, если была второй или допустили ошибки – 500 рублей, если вообще не справилась с заданием, но при этом очень старалась – 100 рублей.
Учитель.
  Итак, команды готовы работать и зарабатывать деньги?
1 этап «Денежные пазлы»
(музыкальное сопровождение)
Воспитатель.  У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое.
Время на выполнение этого задания истекает по окончании мелодии.
Учитель.
  Я так понимаю, что ни одна команда не успела справиться с заданием, в таком случае продолжаем собирать пазлы. Кто окажется первым, останавливает работу, подняв руку.
(обучающиеся собирают, воспитатель контролирует трудовую дисциплину)
Учитель.
  Команда «………….» первая выполнила задание.
- Изображения, каких купюр у вас получились?(50 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 10 рублей)
Учитель.
  Верно, ребята, а каких купюр у вас не оказалось? (5000 рублей, 100 рублей. 200 рублей, 2000 рублей) (воспитатель раздает недостающие купюры, которые можно использовать в качестве подсказок для следующего этапа).
Учитель.
  За успешное прохождение этого этапа, команда «…….» зарабатывает свою первую  1000 рублей.
Учитель.
  Команда «…..» получает за свою работу – 500 рублей, поскольку оказалась второй, не до конца выполнила задание.
2 этап  «На купюре…»
Учитель.
  Человек зарабатывает и тратит деньги, не замечая и не задумываясь, какую информацию несут на себе бумажные купюры.
Я хочу проверить, какая команда окажется самой внимательной и сообразительной, наберет большее количество вот таких жетонов.
Для этого я буду зачитывать вам вопросы. Ваш ответ будет засчитан только в  том случае, если вы перед тем, как ответить, подняли руку. В противном случае заработанный жетон вы дарите команде-сопернице. Слушайте внимательно. Если не знаете ответ, советую проявить смекалку и быстро воспользоваться подсказками.

·        Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)

·        Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)

·        Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)

·        Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске. (500 рублей)

·        Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)

·        Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)

·        Назовите купюру, о которой я не упоминала в своих вопросах. (200 рублей, 2000 рублей)

Учитель.  Проверяем. Сколько жетонов у команды «…..»?
Учитель.
  Сколько жетонов у команды-соперницы?
Значит, 1000 рублей за выполнение этого задания, получает команда «……». Команда «…..» зарабатывает 500 рублей.
3 этап  «Сколько денег в кошельке?»
Учитель.
  Важно не только знать внешний вид денег, но и очень нужно уметь их считать. Если вы не будете уметь считать деньги, то, поверьте, всегда найдутся люди, которые этим захотят воспользоваться.
Учитель.
  Обеим командам я даю по одному кошельку, сколько в каждом из них денег нам не известно. Ваша задача: выяснить, сколько денег в кошельке. Свой результат запишите на лист бумаги.
На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты.
(обучающиеся считают деньги, воспитатель контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, следит за осанкой)
Учитель.
  Сколько денег в вашем кошельке?
Давайте посмотрим, сколько действительно было денег в вашем кошельке?
(сравнить результат с появившейся на экране суммой)
Обе команды успешно справились с заданием, поэтому они обе получают заслуженные награды.
4 этап «Денежное лото»
Учитель.
  Деньги настолько прочно вошли в нашу жизнь, что даже появились крылатые выражения, которые человек часто употребляет в своей речи.
- Я предлагаю вам проверить, насколько вы понимаете смысл того, о чем говорят люди.
Каждая команда получает поле для лото и фишки. Ваша задача: внимательно послушать мой вопрос, подумать и поставить фишку в нужную клетку.
Берем первую фишку.

·        Что имеют в виду, когда говорят «платить той же монетой»?

·        Что имеют в виду, когда говорят «плакали мои денежки»?

·        В каком случае употребляют выражение: «гроша медного не стоит»?

·        В каком случае говорят: «принять за чистую монету»?

·        Как вы понимаете выражение «отмывать деньги»?

·        Что означает выражение: «деньги не пахнут»?

Внимательно посмотрите на поле, изображенное на экране, сравните его с результатом своей работы.
Если вы справились с этим заданием безошибочно, получаете свою честно заработанную 1000 рублей. Если есть ошибки – 500 рублей.
5 этап «Об этом нужно помнить»
Учитель.
  Перед вами карточки со словосочетаниями, из которых нужно составить предложение, подумать, в чем его смысл.
(музыкальное сопровождение)
Учитель.
  Команда «…………» справилась с заданием, что у вас получилось?
Человек тратит свое здоровье, зарабатывая деньги, а потом начинает тратить деньги, пытаясь вернуть себе здоровье.
(выдача зарплаты)
Учитель.
  Ребята, как вы думаете, в чем смысл этого выражения?
Когда люди молоды, когда у них редко возникают проблемы со здоровьем, они бросают все свои силы на зарабатывание денег. Они строят планы: приобрести жилье, воспитать детей, дать им образование, выглядеть хорошо, вкусно питаться, красиво отдыхать и т.д. В бесконечных делах мы забываем о своем здоровье, пропускаем прекрасные мгновения общения со своим ребенком и с семьей. Мы очень верим в то, что когда-нибудь все еще успеем наверстать, все еще успеем исправить. Но медицина не всесильна, время не остановить, поэтому никому не удается вернуть упущенное или потерянное.
Учитель.
  Вот и вам я предлагаю остановиться, отдохнуть, отвлечься от мысли о деньгах. Представьте, как замечательно пройтись теплым летним деньком по лугу, нарвать букет полевых цветов и подарить дорогому вам человеку. У нас почти такая же возможность сегодня есть, вы должны нарвать, как можно больше полевых цветов.
(музыкальное сопровождение, воспитанники собирают цветы)
Учитель.
  Я думаю, что мальчики со мной согласятся, если я скажу, что девочки их класса очень дороги для них. Поэтому я предлагаю подарить им все собранные цветы.
6 этап «Денежная головоломка»
Учитель.
  Очень часто люди теряются в догадках, куда делись их деньги, на что они были потрачены.

Вроде только получаешь
Ты законную зарплату,
Деньги с радостью считаешь,
Строишь планы, как их тратить,
А глядишь - уж половина
Улетела незаметно,
И прошла всего неделя,
А финансов снова нету…

Учитель.  Деньги нужно не только уметь зарабатывать, но и разумно тратить, контролировать движения ваших финансов.
Если этого не придерживаться, то часто будете осознавать, что «плакали ваши денежки».
Учитель.
  Я предлагаю вам попробовать проконтролировать движения ваших денежных средств.
Для этого вам пригодятся лист бумаги и ручка. Слушайте внимательно, считайте безошибочно.
У вас было 650 рублей, 300 рублей вы одолжили другу, 200 рублей потратили в магазине, 500 рублей вам дали премию, через два дня друг вернул вам долг. 800 рублей вы заплатили за кредит, 1000 рублей вы заняли у коллеги на покупку кроссовок.
- Внимание, письменно ответьте на 2 вопроса.
- Сколько денег у вас сейчас? (1150 рублей)
- Сколько денег из этой суммы принадлежит вам? (150 рублей) Почему?
Если дано 2 правильных ответа, команда получает – 1000 рублей, если один ответ – 500 рублей, если ответов нет – 100 рублей.
Воспитатель.  Победителем сегодняшней встречи становится команда «……….», заработавшая большее количество денег. Команда «……….» награждается почетной грамотой за 1 место в нашем сегодняшнем соревновании. Команда «……» награждается грамотой за 2 место. Молодцы, ребята.
Подведение итогов занятия
Учитель.
  Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.
                   «Деньги, деньги и снова деньги»-
                   Слышим мы сегодня вокруг,
                    Но есть в жизни вещи важнее,
                    Не забывай об этом, мой друг.
                    И зачем они только нужны?
                    Неужели без них невозможно
                    Общаться, творить и дружить,
                    Наверное, все же можно.
                    Ценного в жизни много:
                     Счастье, здоровье, семья…
                     Все золото мира бессильно,
                     Чтобы это купить, друзья.
                     Чувства людей бесценны,
                     И жизнь не имеет цены,
                     Верим мы свято в дружбу,        
                     И истине этой верны!
- Какова главная мысль стихотворения? (Деньги в жизни не главное)
- Что нельзя купить за все золото мира?
- Что, по мнению автора не имеет цены?
Учитель.
  Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех!