Конспект для 5 класса "Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму".
Оценка 5

Конспект для 5 класса "Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
23.01.2022
Конспект для 5 класса "Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму".
Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму» 5 класс.docx

Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

5 класс

Цель: подготовка к сочинению- характеристике главного персонажа

Планируемые образовательные результаты:

Предметные.

В результате занятия учащиеся смогут:

·         определить основные пункты индивидуальной характеристики литературного героя;

·         составить план характеристики Герасима из произведения И.С. Тургенева «Муму»;

·         продолжать работу с эпизодами литературного произведения;

·         создать цитатную таблицу для характеристики.

Метапредметные.

В результате занятия учащиеся смогут: сформулировать цели своей учебной деятельности;

·         совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки; продолжать совершенствовать навыки анализа текста и на его основе строить рассуждения.

Личностные.

В результате занятия учащиеся смогут: поддержать личный познавательный интерес к предмету литературы; определять положительные качества литературного героя.

наглядность: аудиозапись,иллюстрации, план для работы.

Ход урока

Организационный момент..

Мотивация.

- О ком эти слова? Почему этот отрывок текста взят в кавычки? Это цитата. - Послушайте отрывок и скажите, о ком из героев пойдёт сегодня речь? О Герасиме.

 «Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»

 

Цитата - часть текста, заимствованная из какого-либо произведения без изменений и использования в другом тексте, чаще всего с указанием источника, из которого она взята.

- Как оформляется цитата на письме? Цитата берётся в кавычки.

- У вас на столах лежит данный отрывок-цитата, в парах выберете ключевые слова, которые бы рассказывали нам о герое произведения, Герасиме.

- Зачитайте, что у вас получилось? На что похожи выбранные вами слова? На характеристику героя.

- Какова тема нашего урока? Подбор материала для характеристики Герасима.

Целеполагание.

- Как бы вы сформулировали цели нашего урока?

- Нужно ли упорядочить характеристику Герасима? Каким образом мы это сделаем?

- Для составления характеристики нужно ли использовать эпизоды из текста?

- Какую роль будут играть цитаты в нашей характеристике?

- В какой форме удобнее составить план характеристики, если мы хотим рассмотреть героя с разных сторон?

• определить основные пункты индивидуальной характеристики Герасима;

• составить план характеристики Герасима из произведения И.С. Тургенева «Муму»;

• продолжать работу с эпизодами литературного произведения;

 

- Для того чтобы составить характеристику Герасима, нам нужно восстановить последовательность эпизодов.

1. Работа в парах. Восстановите последовательность эпизодов в рассказе "Муму".

Поставьте номера 1-7

1.Любовь Герасима к Татьяне.

2.Расставание с Татьяной.

3.Барыня требует уничтожить собаку.

4.Барыня решает женить Капитона на Татьяне.

5.Герасим уходит от бырыни.

6 .Герасима привозят в город.

7.Встреча Муму и Герасима.

 

ключ:

6

1

4

2

7

3

5

 

2. Составление цитатной таблицы «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»

На рабочих листах у детей есть таблица, которая заполняется по мере ответов на вопросы:

1) Каким предстаёт Герасим на страницах рассказа? Опишите его. На какие внешние черты героя вы обратили внимание? Чем они привлекли вас? Как называется описание внешних черт? Давайте подумаем, почему Тургенев, говоря о первом помощнике крестьянина на пахоте - лошади, употребляет слово «лошадёнка»? Какой оттенок приобретает слово и за счёт чего? (роль уменьшительно-ласкательного суффикса, контраст: огромный Герасим и маленькая лошадь.)

 

Первый пункт «Портрет».

Работа по иллюстрациям. каким вы представили себе Герасима по прочитанному отрывку?

- посмотрите, совпало ваше представление с иллюстрацией?

- Что такое портрет? Это изображение человека. Оно может быть нарисовано акварелью, тушью, масляными красками, сделано из какого-либо материала, это может быть и фотография. Существуют и скульптурные портреты. Но все они, так или иначе, созданы чем-то вещественным. Есть портреты, созданные словом. Мы их с вами создаем чуть ли не каждодневно, рассказывая о друзьях ли, описывая их, о знакомых ли, да просто о разных людях, которых нам надо описать. Мы всегда представляем себе, как выглядят те люди, о которых читаем в произведении, потому что писатель нарисовал их словесно, и мы представляем себе их облик: внешность, походку… Но портрет в литературе - это и мимика, жесты героя.

Запись в тетради: портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении. Обычно портрет иллюстрирует те стороны личности, которые важны автору.

- Как вы понимаете слово «каморка»? Объясните значение слова? Почему не в дом, не в комнату, не на чердак, не в помещение… поселил Тургенев Герасима? Найдите гиперболу в описании каморки Герасима

2) Какие ассоциации у вас рождаются при слове «богатырь»? На какие богатырские качества героя указывает сам Тургенев?

- Какие качества Герасима показались самыми важными? Трудолюбивый. Укажите его отношение к работе. Как назовём следующий пункт плана?

 

Второй пункт «Отношение к работе».

- Каким словом называл Герасим свою новую работу?

- Какое сравнение использует Тургенев, говоря о работе дворника? («топор звенит у него, как стекло») Объясните, как вы понимаете этот образ?

3) А) Подберите синонимы к слову «челядь» (слуги, дворня, крепостные) Чем выделялся Герасим среди неё? - Как относились к нему окружающие? Как назовём следующий пункт?

 

Пункт третий. «Герасим и дворовые». Отношение дворовых к Герасиму.

- Почему окружающие «очень стали уважать его»?

 Б) Как Герасим относился к дворовым? 

Четвёртый пункт «Отношение барыни к Герасиму».

5) К кому из дворовых Герасим по особому относился? К Татьяне. Как этот пункт мы назовём?

 

 Пятый пункт «Герасим и Татьяна».

- Как Татьяна отнеслась к Герасиму?

6) После случая с Татьяной кто появился в жизни Герасима? Прочитайте. Как назовём этот пункт?

 

Пункт шестой «Герасим и Муму».

- Как Герасим ухаживал за Муму

 

Пункт седьмой «Вывод».

- По отношению к каким качествам героя автор высказывает это своё отношение: к внешним или внутренним его характеристикам?

«был…самым замечательным лицом», «славный он был мужик…», «Такова ходит молва о богатырской силе немого».

 

5. Рефлексия.

- Какие цели мы сегодня ставили?

- Над чем нам ещё нужно поработать?

- Посмотрите на запись сегодняшнего урока у вас в тетрадях и поставьте на полях знак вопроса там, где вам было непонятно. Где было понятно, поставьте восклицательный знак.

 

Домашнее задание.

Написать сочинение характеристику «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?».

 

План

I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?

II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».

1. Кто такой Герасим?

2. Как он выглядит?

3. Какие поступки совершает?

4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?

5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?

6. Заключение.  Ваше впечатление от рассказа. (  О чём заставляет задуматься рассказ «Муму»?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Подготовка к сочинению по рассказу

Подготовка к сочинению по рассказу

Работа в парах. Восстановите последовательность эпизодов в рассказе "Муму"

Работа в парах. Восстановите последовательность эпизодов в рассказе "Муму"

А) Подберите синонимы к слову «челядь» (слуги, дворня, крепостные)

А) Подберите синонимы к слову «челядь» (слуги, дворня, крепостные)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022