Конспект группового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с учащимися 3 класса на тему: «Дифференциация приставок и предлогов» (для детей с ОВЗ)
Оценка 4.6

Конспект группового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с учащимися 3 класса на тему: «Дифференциация приставок и предлогов» (для детей с ОВЗ)

Оценка 4.6
docx
27.01.2020
Конспект группового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с учащимися 3 класса на тему: «Дифференциация приставок и предлогов» (для детей с ОВЗ)
Куксова Н.В. Конспект занятия. ГОУ ЯО Петровская школа-интернат.docx

Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области

«Петровская школа-интернат»

 

 

 

 

Куксова Наталья Вячеславовна,

учитель начальных классов,

логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект группового логопедического занятия

по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с учащимися 3 класса на тему:

«Дифференциация приставок и предлогов»

(для детей с ОВЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

Учебный предмет: Логопедия.

Тема занятия: Дифференциация приставок и предлогов.

Лексическая тема: Весенние изменения в природе.

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно

употреблять их в речи и писать.

Задачи:

-коррекционно-образовательные:

·         повторение отличительных признаков приставок и предлогов; совершенствование умения выделять приставку из слова, а предлог из словосочетания, предложения;

·         формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

·        овладение учебной терминологией по теме занятия;

·        формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос);

·        формирование умения работать индивидуально, в малых группах;

·        развитие зрительного и слухового внимания;

·        обогащение словаря через русские пословицы о временах года, и пейзажи И. Левитана.

-воспитательные

·       воспитание умения работать в коллективе;

·       совершенствование навыка самоконтроля;

·       воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга;

·       стимулировать познавательную деятельность учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация PowerPoint, репродукции картин И. Левитана на столах у учащихся: индивидуальные карточки с заданиями, рефлексия деятельности «На каком этапе своих знаний я нахожусь», алгоритм отличия предлога от приставки.

 

 

Ход занятия

Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Давайте создадим хорошее настроение на нашем занятии. Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный глубокий вдох через нос, не надуваем щеки, и плавный долгий выдох.

-Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко. А теперь подарите свои шарики друг другу.

-Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удачи на занятии! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели

-Присаживайтесь!

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

-Ребята, послушайте и скажите. Какое время года приветствует вас.

(Музыка по теме «Весна. Звуки природы»)

-Какое время года вас приветствует? (Весна)

-Почему вы так решили? Что услышали?

-Давайте посмотрим на фото. (Слайд №1)

-Какое же это время года?

-Какие признаки весны вы заметили? Ведь кругом лежит снег?

Прота́лина — место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной.

-А сейчас постарайтесь услышать приметы весны в стихотворении.

Если снег повсюду тает
(Е. Карганова)

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

-Какие приметы весны называет автор?

-Ребята, а вам нравится весна? Чем?

-Природа тоже радуется приходу весны.

Артикуляционная гимнастика

-Давайте покажем, как природа радуется.

Природа радуется приходу весны – «Улыбка»

Дует ласковый ветерок – «Трубочка»

Тает снег, капель – «Цоканье»

Травка тянется к солнышку – «Иголочка»

Веточка качается от ветра – «Часики»

Этап погружения в тему. (Слайд №2)

-Это что же такое? Весна, а все покрыто снегом… (Зима недаром злится…)

-Давайте своим теплым дыханием растопим снежинки.

-При произнесении, какого звука идет теплый воздух? (ш)

-Вспомним, как правильно произносится этот звук.

Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:

-губы округлены и выдвинуты вперед

-зубы сближены (заборчик с щелью)

-язык «чашечкой», кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат

-боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам

-теплая воздушная струя выдыхается  посередине языка

-звук «Ш» произносится без голоса - глухой

-Что же нам весна прислала? (Слайд №3)

-Посмотрите внимательно, что это написано?  

-Что это может быть? (Предлоги или приставки)

-Так приставки или предлоги?

-Можем ли мы, глядя на эту запись с уверенностью сказать, что это приставки?

-Или предлоги?

Самоопределение к деятельности

-Кто сможет предположить?

-Где приставка? Где предлог?

-Кто бы нам понять помог?

Чтение стихотворения детьми:

Предлог: - О! Привет, Приставка-тёзка! 
Приставка: - И тебе привет, Предлог! 
Расскажи, зачем пожаловал 
К нам сегодня на урок? 
Предлог: - Знаешь, очень огорчает, 
Что нас путают с тобой. 
Я-часть речи, понимаешь? 
Слово-я! Горжусь собой! 
Приставка: - Я, конечно, не часть речи, 
А всего лишь слова часть. 
Но со мной любое слово 
Можешь точно ты назвать: 

Ты приходишь, или входишь, 
Или речку переходишь. 
Я - часть слова, посмотри! 
Меня в помощники бери. 
Я дружна со словом очень, 
Вместе пишут нас всегда. 
Предлог: А Предлог раздельно пишут, 
И это, право, не беда! 
Между словом и предлогом 
Можем ставить мы вопрос: 
На (какой?) на снежной горке 
Отморозил Коля нос! 

-Скажите, чем был огорчён предлог? (Тем, что его путают с приставкой) 

-Давайте поможем нашим героям разобраться: где и как писать предлоги и приставки?

-Кто попробует сформулировать тему занятия? (Слайд №4)

-Определите тему нашего урока. (Различение приставок и предлогов)

-Цели занятия? (Чему надо научиться?) (Слайд №4)

-А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги,  правильно их писать и употреблять в речи.  

-Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

-Давайте составим план нашей работы.

-Вспомним правила о приставке и предлоге

-Сравним приставку и предлог

-Сделаем выводы

-Будем применять свои знания на практике

-А сейчас, ребята, я вам предлагаю вспомнить правила о том, что такое приставка и предлог. Будете работать в паре.

Первичная проверка понимания. Составление кластера в группах.

«Предлог», «Приставка» (Выдать карточки)

-Пользуясь алгоритмом, расскажите правило о предлоге и о приставке. Заполняется таблица на экране. (Слайд №5) (Дети рассказывают по составленному алгоритму правило)

-Мы знаем правило и все-таки испытываем затруднение в написании предлогов и приставок. Почему?

Работа с таблицей. (Слайд №6)

-Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим таблицу и сравним столбцы. (Слайд)

-Что вы видите? (Очень много одинаковых приставок и предлогов)

-Чем похожи столбцы? (По буквенному начертанию, по звучанию)

-Тогда, чтобы научить отличать предлог от приставки, которые сходны по буквенному начертанию и звучанию, выстроим правило - рассуждение:

Работа учащихся с интерактивной доской. Разработка алгоритма

(Слайд №7)

-От какой части речи будем отталкиваться? (От глагола)

Учащиеся, рассуждая, выводят алгоритм отличия предлога от приставки (см. Слайд 5)

Первичное закрепление полученных знаний

Закрепим полученные знания и с помощью построенного алгоритма.

Задание №1: Весна приготовила нам задание. (Слайд №8)

-Прочитайте слова

(до)ехал (с)летел (по)бежал             (с)дерева    (до)леса  (по)дороге 

-Разделите эти слова на две группы. Подумайте на какие. Можно посоветоваться с другом. (Слова с приставками и слова с предлогами)

-На какие группы вы разделили слова?

-Назовите слова с приставками. Докажите. (Можно поставить вопрос или другое слово)

-Как будем писать приставку со словом? (Вместе, слитно)

-Запишите слова в столбик.

-К словам подберите оставшиеся слова, но так, чтобы они подходили по смыслу, т.е. составьте словосочетания. Запишите слова с предлогами. Вспомните, как пишется предлог со словом. Проверка: (Слайд №9)

Физкультминутка

Мы потопали ногами

Положите руки на стол

Уберите руки под стол.

Поднимите руки вверх, похлопайте над головой.

Поднимите правую руку, поднимите левую руку.

А теперь все дружно встали

Покружились, наклонились вперед, назад, влево, вправо.

И друг другу улыбнулись.

-Какие слова с предлогами и приставками вы услышали на физминутке. (На, под, над; в, по). Присаживайтесь.

Упражнения с шариком и с кольцами Су – Джок

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

И другой рукой сожму (смена руки)

Каждым пальцем мяч прижму,

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец.

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Задание №2  

-Назовите, пожалуйста, весенние месяцы. (Март, апрель, май)

-Каждый месяц приготовил для вас картину, изображающую его и задание.

-Какой месяц приходит первым? Март. (Слайд №10)

Картина изображает любимое время года И. Левитана – весну, месяц март. Погожий весенний денек. Теплое солнышко топит рыхлый снежок. (Слайд №11)

Вмартекурицаизлужицынапьется. (Дети разрезают ножницами на слова)

-Расшифруйте данную пословицу. Что нужно сделать?

-Разрезать (или разделить черточками) на отдельные слова. (В марте курица из лужицы напьется.) (Слайд №12)

-Как вы понимаете эту пословицу? Разберем вместе. (Солнце пригревает, снег тает, образуется водичка т. е. лужицы.)

(Дети показывают карточку-схемы предлога-квадрат и приставки-скоба)

-Объясните, как будем писать и почему?

-Запишите по памяти это предложение. (Слайд №13)

-Проверьте. (Слайд №14)

-Выделите основу предложения. Назовите части речи.

 Задание №3.

Апрель. (Слайд №15)

Если зима была снежной, и с наступлением весны снег быстро и дружно растаял, то в реку воды прибывает очень много и она выходит из берегов, затапливает близлежащие поля, леса и селения. Это явление называется половодьем. Еще говорят: большая вода пришла.

-Вставьте недостающие предлоги и приставки. Выделите их. Обозначьте предлоги и приставки. Прочитайте стихотворение.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

… полям бегут ручьи,

… дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

…бирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел …снежник.

Помощники: под, по, на, про

-Прочитайте то, что у вас получилось.

-Я называю, а вы карточкой показываете что это: приставка или предлог.        

Май (Слайд №16)

Мы видим цветущие яблони. Весной вся природа просыпается от зимнего сна… Мягкий солнечный свет, молодая зеленая трава и буйное цветение яблонь.

Задание 3.

-А май месяц предлагает вам написать предложение под диктовку.

В мае из почек прорываются листочки.

-Что значит прорываются? (Пробиваются, лопаются, проталкиваются)

-Найдите слова с приставками и предлогами.

-Выделите приставки и обозначьте предлоги. Докажите.

Интерактивная игра (Работа на ноутбуках)

-Молодцы ребята, вы хорошо поработали. Были активны и старательны. Весна предлагает вам интересную игру, проверить свои знания. (Интерактивная игра) на 2минуты.

Итог занятия:

-Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

-Как отличить приставку от предлога?

-С какой частью речи не употребляются предлоги?

-Как вы считаете, достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?

-Какие задания помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера, работа в парах, группах, работа с пословицей)

Предлог: - Эй! Привет, Приставка-тёзка!

Приставка: - И тебе привет, Предлог!

Понял ли, зачем сегодня приходил ты на урок!

Предлог: - Да, я понял, что я слово,

А ты всего лишь слова – часть.

Но нужны мы вместе в речи,

Вместе: Так как очень мы важны,

Будем мы всегда дружны!

Рефлексия деятельности

-На каком этапе своих знаний я нахожусь?

-Определите, на каком уровне своих знаний вы находитесь сейчас по шкале «Предлоги и приставки». (Учащиеся, анализируя свою работу на уроке, самостоятельно определяют свой уровень знаний по данной теме)

-Я предлагаю вам выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению.

-Почему вы выбрали именно этот смайлик?

Список литературы:

1.Ефименкова Людмила Николаевна. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.ВЛАДОС, 2001. - 336 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

2.Лалаева Раиса Ивановна. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Уч. пособ. / Р.И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 221 с.

3.Юрова Е.В. Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / Е.В. Юрова. - М.: Аквариум, 1998. - 208 с.: ил.

4.Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 1996. - 159 с.: 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).

5.Н.Г. Андреева. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. В 3-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2009г

6.Фуреева Е.П Шипилова А.В. Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в школе. Феникс, 2006г

7.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Книга для логопеда. –М.: ВЛАДОС, 1998г


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное общеобразовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение

Учебный предмет: Логопедия.

Учебный предмет: Логопедия.

Музыка по теме «Весна. Звуки природы») -Какое время года вас приветствует? (Весна) -Почему вы так решили?

Музыка по теме «Весна. Звуки природы») -Какое время года вас приветствует? (Весна) -Почему вы так решили?

Так приставки или предлоги? -Можем ли мы, глядя на эту запись с уверенностью сказать, что это приставки? -Или предлоги?

Так приставки или предлоги? -Можем ли мы, глядя на эту запись с уверенностью сказать, что это приставки? -Или предлоги?

Вспомним правила о приставке и предлоге -Сравним приставку и предлог -Сделаем выводы -Будем применять свои знания на практике -А сейчас, ребята, я вам предлагаю вспомнить…

Вспомним правила о приставке и предлоге -Сравним приставку и предлог -Сделаем выводы -Будем применять свои знания на практике -А сейчас, ребята, я вам предлагаю вспомнить…

Поднимите правую руку, поднимите левую руку

Поднимите правую руку, поднимите левую руку

Апрель. (Слайд №15) Если зима была снежной, и с наступлением весны снег быстро и дружно растаял, то в реку воды прибывает очень много и она…

Апрель. (Слайд №15) Если зима была снежной, и с наступлением весны снег быстро и дружно растаял, то в реку воды прибывает очень много и она…

А ты всего лишь слова – часть.

А ты всего лишь слова – часть.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020