Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области
«Петровская школа-интернат»
Куксова Наталья Вячеславовна,
учитель начальных классов,
логопед
Конспект группового логопедического занятия
по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с учащимися 3 класса на тему:
«Дифференциация приставок и предлогов»
(для детей с ОВЗ)
2019г.
Учебный предмет: Логопедия.
Тема занятия: Дифференциация приставок и предлогов.
Лексическая тема: Весенние изменения в природе.
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно
употреблять их в речи и писать.
Задачи:
-коррекционно-образовательные:
· повторение отличительных признаков приставок и предлогов; совершенствование умения выделять приставку из слова, а предлог из словосочетания, предложения;
· формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
· овладение учебной терминологией по теме занятия;
· формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос);
· формирование умения работать индивидуально, в малых группах;
· развитие зрительного и слухового внимания;
· обогащение словаря через русские пословицы о временах года, и пейзажи И. Левитана.
-воспитательные
· воспитание умения работать в коллективе;
· совершенствование навыка самоконтроля;
· воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга;
· стимулировать познавательную деятельность учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация PowerPoint, репродукции картин И. Левитана на столах у учащихся: индивидуальные карточки с заданиями, рефлексия деятельности «На каком этапе своих знаний я нахожусь», алгоритм отличия предлога от приставки.
Ход занятия
Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Давайте создадим хорошее настроение на нашем занятии. Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный глубокий вдох через нос, не надуваем щеки, и плавный долгий выдох.
-Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко. А теперь подарите свои шарики друг другу.
-Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удачи на занятии! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели
-Присаживайтесь!
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
-Ребята, послушайте и скажите. Какое время года приветствует вас.
(Музыка по теме «Весна. Звуки природы»)
-Какое время года вас приветствует? (Весна)
-Почему вы так решили? Что услышали?
-Давайте посмотрим на фото. (Слайд №1)
-Какое же это время года?
-Какие признаки весны вы заметили? Ведь кругом лежит снег?
Прота́лина — место, где ста́ял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной.
-А сейчас постарайтесь услышать приметы весны в стихотворении.
Если снег повсюду тает
(Е. Карганова)
Если
снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
-Какие приметы весны называет автор?
-Ребята, а вам нравится весна? Чем?
-Природа тоже радуется приходу весны.
Артикуляционная гимнастика
-Давайте покажем, как природа радуется.
Природа радуется приходу весны – «Улыбка»
Дует ласковый ветерок – «Трубочка»
Тает снег, капель – «Цоканье»
Травка тянется к солнышку – «Иголочка»
Веточка качается от ветра – «Часики»
Этап погружения в тему. (Слайд №2)
-Это что же такое? Весна, а все покрыто снегом… (Зима недаром злится…)
-Давайте своим теплым дыханием растопим снежинки.
-При произнесении, какого звука идет теплый воздух? (ш)
-Вспомним, как правильно произносится этот звук.
Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:
-губы округлены и выдвинуты вперед
-зубы сближены (заборчик с щелью)
-язык «чашечкой», кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат
-боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам
-теплая воздушная струя выдыхается посередине языка
-звук «Ш» произносится без голоса - глухой
-Что же нам весна прислала? (Слайд №3)
-Посмотрите внимательно, что это написано?
-Что это может быть? (Предлоги или приставки)
-Так приставки или предлоги?
-Можем ли мы, глядя на эту запись с уверенностью сказать, что это приставки?
-Или предлоги?
Самоопределение к деятельности
-Кто сможет предположить?
-Где приставка? Где предлог?
-Кто бы нам понять помог?
Чтение стихотворения детьми:
Предлог: - О! Привет, Приставка-тёзка!
Приставка: - И тебе привет, Предлог!
Расскажи, зачем пожаловал
К нам сегодня на урок?
Предлог: - Знаешь, очень огорчает,
Что нас путают с тобой.
Я-часть речи, понимаешь?
Слово-я! Горжусь собой!
Приставка: - Я, конечно, не часть речи,
А всего лишь слова часть.
Но со мной любое слово
Можешь точно ты назвать:
Ты приходишь, или входишь,
Или речку переходишь.
Я - часть слова, посмотри!
Меня в помощники бери.
Я дружна со словом очень,
Вместе пишут нас всегда.
Предлог: А Предлог раздельно пишут,
И это, право, не беда!
Между словом и предлогом
Можем ставить мы вопрос:
На (какой?) на снежной горке
Отморозил Коля нос!
-Скажите, чем был огорчён предлог? (Тем, что его путают с приставкой)
-Давайте поможем нашим героям разобраться: где и как писать предлоги и приставки?
-Кто попробует сформулировать тему занятия? (Слайд №4)
-Определите тему нашего урока. (Различение приставок и предлогов)
-Цели занятия? (Чему надо научиться?) (Слайд №4)
-А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.
-Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
-Давайте составим план нашей работы.
-Вспомним правила о приставке и предлоге
-Сравним приставку и предлог
-Сделаем выводы
-Будем применять свои знания на практике
-А сейчас, ребята, я вам предлагаю вспомнить правила о том, что такое приставка и предлог. Будете работать в паре.
Первичная проверка понимания. Составление кластера в группах.
«Предлог», «Приставка» (Выдать карточки)
-Пользуясь алгоритмом, расскажите правило о предлоге и о приставке. Заполняется таблица на экране. (Слайд №5) (Дети рассказывают по составленному алгоритму правило)
-Мы знаем правило и все-таки испытываем затруднение в написании предлогов и приставок. Почему?
Работа с таблицей. (Слайд №6)
-Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим таблицу и сравним столбцы. (Слайд)
-Что вы видите? (Очень много одинаковых приставок и предлогов)
-Чем похожи столбцы? (По буквенному начертанию, по звучанию)
-Тогда, чтобы научить отличать предлог от приставки, которые сходны по буквенному начертанию и звучанию, выстроим правило - рассуждение:
Работа учащихся с интерактивной доской. Разработка алгоритма
(Слайд №7)
-От какой части речи будем отталкиваться? (От глагола)
Учащиеся, рассуждая, выводят алгоритм отличия предлога от приставки (см. Слайд 5)
Первичное закрепление полученных знаний
Закрепим полученные знания и с помощью построенного алгоритма.
Задание №1: Весна приготовила нам задание. (Слайд №8)
-Прочитайте слова
(до)ехал (с)летел (по)бежал (с)дерева (до)леса (по)дороге
-Разделите эти слова на две группы. Подумайте на какие. Можно посоветоваться с другом. (Слова с приставками и слова с предлогами)
-На какие группы вы разделили слова?
-Назовите слова с приставками. Докажите. (Можно поставить вопрос или другое слово)
-Как будем писать приставку со словом? (Вместе, слитно)
-Запишите слова в столбик.
-К словам подберите оставшиеся слова, но так, чтобы они подходили по смыслу, т.е. составьте словосочетания. Запишите слова с предлогами. Вспомните, как пишется предлог со словом. Проверка: (Слайд №9)
Физкультминутка
Мы потопали ногами
Положите руки на стол
Уберите руки под стол.
Поднимите руки вверх, похлопайте над головой.
Поднимите правую руку, поднимите левую руку.
А теперь все дружно встали
Покружились, наклонились вперед, назад, влево, вправо.
И друг другу улыбнулись.
-Какие слова с предлогами и приставками вы услышали на физминутке. (На, под, над; в, по). Присаживайтесь.
Упражнения с шариком и с кольцами Су – Джок
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
И другой рукой сожму (смена руки)
Каждым пальцем мяч прижму,
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Задание №2
-Назовите, пожалуйста, весенние месяцы. (Март, апрель, май)
-Каждый месяц приготовил для вас картину, изображающую его и задание.
-Какой месяц приходит первым? Март. (Слайд №10)
Картина изображает любимое время года И. Левитана – весну, месяц март. Погожий весенний денек. Теплое солнышко топит рыхлый снежок. (Слайд №11)
Вмартекурицаизлужицынапьется. (Дети разрезают ножницами на слова)
-Расшифруйте данную пословицу. Что нужно сделать?
-Разрезать (или разделить черточками) на отдельные слова. (В марте курица из лужицы напьется.) (Слайд №12)
-Как вы понимаете эту пословицу? Разберем вместе. (Солнце пригревает, снег тает, образуется водичка т. е. лужицы.)
(Дети показывают карточку-схемы предлога-квадрат и приставки-скоба)
-Объясните, как будем писать и почему?
-Запишите по памяти это предложение. (Слайд №13)
-Проверьте. (Слайд №14)
-Выделите основу предложения. Назовите части речи.
Задание №3.
Апрель. (Слайд №15)
Если зима была снежной, и с наступлением весны снег быстро и дружно растаял, то в реку воды прибывает очень много и она выходит из берегов, затапливает близлежащие поля, леса и селения. Это явление называется половодьем. Еще говорят: большая вода пришла.
-Вставьте недостающие предлоги и приставки. Выделите их. Обозначьте предлоги и приставки. Прочитайте стихотворение.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
… полям бегут ручьи,
… дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
…бирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел …снежник.
Помощники: под, по, на, про
-Прочитайте то, что у вас получилось.
-Я называю, а вы карточкой показываете что это: приставка или предлог.
Май (Слайд №16)
Мы видим цветущие яблони. Весной вся природа просыпается от зимнего сна… Мягкий солнечный свет, молодая зеленая трава и буйное цветение яблонь.
Задание 3.
-А май месяц предлагает вам написать предложение под диктовку.
В мае из почек прорываются листочки.
-Что значит прорываются? (Пробиваются, лопаются, проталкиваются)
-Найдите слова с приставками и предлогами.
-Выделите приставки и обозначьте предлоги. Докажите.
Интерактивная игра (Работа на ноутбуках)
-Молодцы ребята, вы хорошо поработали. Были активны и старательны. Весна предлагает вам интересную игру, проверить свои знания. (Интерактивная игра) на 2минуты.
Итог занятия:
-Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?
-Как отличить приставку от предлога?
-С какой частью речи не употребляются предлоги?
-Как вы считаете, достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?
-Какие задания помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера, работа в парах, группах, работа с пословицей)
Предлог: - Эй! Привет, Приставка-тёзка!
Приставка: - И тебе привет, Предлог!
Понял ли, зачем сегодня приходил ты на урок!
Предлог: - Да, я понял, что я слово,
А ты всего лишь слова – часть.
Но нужны мы вместе в речи,
Вместе: Так как очень мы важны,
Будем мы всегда дружны!
Рефлексия деятельности
-На каком этапе своих знаний я нахожусь?
-Определите, на каком уровне своих знаний вы находитесь сейчас по шкале «Предлоги и приставки». (Учащиеся, анализируя свою работу на уроке, самостоятельно определяют свой уровень знаний по данной теме)
-Я предлагаю вам выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению.
-Почему вы выбрали именно этот смайлик?
Список литературы:
1.Ефименкова Людмила Николаевна. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.ВЛАДОС, 2001. - 336 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
2.Лалаева Раиса Ивановна. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Уч. пособ. / Р.И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 221 с.
3.Юрова Е.В. Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / Е.В. Юрова. - М.: Аквариум, 1998. - 208 с.: ил.
4.Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 1996. - 159 с.: 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).
5.Н.Г. Андреева. Логопедические занятия по развитию речи младших школьников. В 3-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2009г
6.Фуреева Е.П Шипилова А.В. Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в школе. Феникс, 2006г
7.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Книга для логопеда. –М.: ВЛАДОС, 1998г
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.