Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Хь] и буква Х».
Цель: Закрепить у обучающегося представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звука [Х] .
-Отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
-Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
- Познакомить с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
- Расширять и уточнять словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать ВПФ (внимания, памяти).
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Формировать уважительное к учитель.
- Формировать навыки самоконтроля.
Оборудование: артикуляционный профиль звука [Х], схема разбора звуков, синий и зеленый карандаш, контурное изображение буквы Х, ряд картинок (орех, горох, хлеб, лопухи, духи, черепахи, хомяк, мухи, ухо, рубахи, халат, петухи, хобот, хижина).
Речевой материал: слоги: Ха, хя, хе, ху, хю, хы, хи, слова: хобот, хитрый, уха, петух, мухи, хомяк, халат, кухня, орех, горох, хлеб, лопухи, духи, черепахи, ухо, рубахи, халат, хижина.
I. Организационный момент
-Здравствуй Илья, с каким звуком вы вчера познакомились?
-Со звуком [Х].
-Правильно! Сядет тот, кто назовет слово со звуком [Х].
( ответы детей)
II. Основной этап
1.Характеристика звуков по артикуляционным признакам.
- Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
- Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки (Губы в улыбке, задняя часть поднимается к нёбу-потолку, образуется щель, через которую выходит сильная воздушная струя).
-Какой ребятки это звук? (по схеме)
- Согласный
- Почему согласный? (т.к. есть преграда для воздушной струи)
- Глухой
-Почему? (т.к. горлышко не гудит)
- Твердый
-Почему? (т.к. так его произносим).
-Сегодня мы познакомимся с его братцем звуком [ХЬ]
- Давайте произнесём звук [ХЬ]
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух? (воздух холодный, спинка языка поднимается, это и есть преграда, кончик языка упирается в нижние зубы, образуется щель, через которую выходит сильная воздушная струя).
- Ребята, повторите (по очереди)
По схеме:
-Какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте, произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем они похожи? (согласные и глухие)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный, твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой).
2. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах.
- Возьмите в руки карандаши. В правую руку положите синий, а в левую зеленый. Когда вы услышите звук [Х], поднимите руку, с синим карандашом, а когда услышите [ХЬ] поднимите руку с зеленым карандашом.
Изолированно: Х, Х, ХЬ, Х, ХЬ.
В слогах: Ха, хя, хе, ху, хю, хы, хи.
В словах: хобот, хитрый, уха, петух, мухи, хомяк, халат, кухня.
3. Дифференциация звуков [Х] и [ХЬ] (картинки)
- Сейчас я раздам каждому по две картинки, внимательно посмотрите на них. В словах, которые эти картинки обозначают, спрятались звуки [Х] и [ХЬ], найдите, какой звук спрятался у вас, и положите к нужному «звуковичку».
(слова: орех, горох, хлеб, лопухи, духи, черепахи, хомяк, мухи, ухо, рубахи, халат, петухи, хобот, хижина).
4. Игра «Найди лишнее слово» (ряд картинок)
Духи, черепахи, халат (халат, т.к. звук Х твердый)
Хлеб, хомяк, ухо (ухо, т.к. звук Х стоит в середине слова).
5. Работа в рабочих тетрадях (стр.43,упр. 3 «Один – много»)
6. Физическая минутка
В норке спал хорёк зимой,Но проснулся он с весной.Вверх он лапки потянул,Головой своей кивнул.Два хлопка он сделал смело,Хвостиком вильнул умело.И помчался он вприпрыжку,Словно озорной мальчишка.
7. Знакомство с буквой «Х».
- Ребята, давайте вспомним, что такое буквы? (Это то, что мы видим и пишем)
-Правильно, сейчас мы с вами познакомимся с буквой Х.
- Это
буква «Х», которая обозначает, какие звуки? ([Х] и [Х`])
- На что ещё похожа наша буква? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
- Проведите в воздухе пальчиком (сверху-вниз, справо-налево)
- Итак, давайте повторим: Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой
- Открывайте свои тетрадочки, будем учиться писать букву Х.
8. Итог занятия.
Что мы сегодня делали? (искали сходство и отличие звуков Х и ХЬ, искали х и хь в словах, учились записывать букву Х).
Оценка за работу на занятии (сегодня я хочу похвалить…)
орех ха
хя
хе
ху
хю
хы
хи
горох
хлеб
лопухи
духи
черепахи
хомяк
мухи
ухо
рубахи
халат
петухи
хобот
хижина
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.