Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в словах
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы
2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
2. Развитие мимических мышц лица
3. Развитие артикуляционной моторики
4. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях
5. Развитие фонематических процессов
6. Развитие связи звука и буквы
7. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
Коррекционно-воспитательные:
1.Привитие навыков самоконтроля за речью
2. Воспитание усидчивости на занятии
3. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]
Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, алфавит, артикуляционный профиль звука, план – схема органов артикуляции, презинтация на ПК, куклы Маша и Паша,эспандер
Ход занятия
1.Организационный момент.
Здравствуй, Илья! Я рада встрече с тобой!
2. Тема занятия. Сегодня у нас будет увлекательное занятие. Куклы Маша и Паша нас приглашают в путешествие.
Паша с Машей собрались в путешествие.
Взяли они с собой
Пшено для каши,
Сушки для Маши.
Для супа горошек,
Обед сварят хороший!
- Какой звук в этом стихотворении ты слышишь чаще всего?
- Звук [ш].
- Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [ш].
З. Развитие мелкой моторики.
- Давай мы приготовимся к путешествию вместе с Пашей и Машей, сделаем упражнение с кистевым эспандером.
Эспандер в руки я возьму,
Крепко рученькой сожму. (смена рук)
Чтобы путешественником быть,
Землю родную надо любить (смена рук)
Буду я кольцо сжимать,
В пальцах силу прибавлять!
4. Мимические упражнения.
Какая сегодня хорошая погода!
Солнышку мы улыбнёмся,
И прищурим глазки.
Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)
Смотрим без опаски.
Видим радугу за речкой
Всем на удивленье, (показать удивление)
В поход мы отправляемся с хорошим настроением!
5. Артикуляционная гимнастика.( Слайды )
- Покажем нашим путешественникам гимнастику для губ и язычка: упражнения “Птенчик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Окошечко”, “Лопаточка”, “Чашечка”, “Лошадка”, “Грибок”.
- А сейчас давай покажем упражнение на дыхание “Фокус”.
- Очень хорошо!
6. Произношение изолированного звука.
- Давай поможем нашим путешественникам надуть воздушный шар. Произноси звук “Ш-Ш-Ш” (сопровождается движениями рук). Посмотри, какой большой шар надули, можно взлетать!
7. Анализ артикуляции звука.
(В качестве наглядности - артикуляционный профиль звука [ш] и план – схема органов артикуляции)
- Паша и Маша полетели, а мы с тобой побеседуем. В каком положении находятся губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [ш]?
- Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубы сближены, язычок похож на “чашечку”.
- Какая воздушная струя, когда произносишь звук [ш]?
- Воздушная струя – широкая, плавная, тёплая.
8. Характеристика звука.
- Давай определим, какой это звук: гласный или согласный?
- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).
- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].
- Глухой.
- Этот звук твёрдый или мягкий?
- Твёрдый.
- Какой фишкой мы его обозначим?
- Фишкой синего цвета.
- Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.
9. Развитие фонематического слуха.
- Определи , пожалуйста, место звука [ш] в словах: шапка, мышка, малыш (определение звука в словах)
10 Связь звука с буквой.
- Согласный звук [ш] обозначает буква Ш, найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек.
11. Физ. минутка.
- Посмотри, Паша и Маша приземлились, и приглашают тебя продолжить с ними путешествие. Пойдём вместе с ними в поход!
По родной земле с тобой
Мы весело шагаем.
Весело шагаем-
Ножки поднимаем!
Направо пойдём – (поворот направо)
В лесочек зайдём!
Шаг немного замедляем,
И грибочки собираем (наклоны)
Набрали полное лукошко,
Шаг ускорили немножко!
Мы шагаем, мы шагаем,
Край родной с тобой узнаем.
12. Автоматизация звука в слогах. (слайд )
- Посмотри, впереди Уральские горы. Давай, поднимемся на гору. Произнеси слоги протяжно, тяжело подниматься вверх: -аша-аша-аша, -иши-иши-иши, – ошо- ошо-ошо, - ушу-ушу-ушу. Легко спускаться вниз, произносим слоги легко: -аша-аша-аша, -иши-иши-иши, – ошо- ошо-ошо, - ушу-ушу-ушу.
13. Выполнение заданий с использованием ИКТ (слайды )
- Паша и Маша приглашают тебя в волшебную страну Букварию.
В неё мы попадём с помощью нашего игрового компьютерного центра.
В этой волшебной стране живёт мудрый гном. Слушай внимательно его задания.
1 задание - " Определи место звука в слове» (Слайд )
2 задание – Игра «Один-много»( Слайд )
3 задание- Игра « Большой-маленький» ( Слайд )
4 задание-Игра « Рифмы» ( Слайд )
14. Итог занятия. Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [ш]. Паше и Маше очень понравилось на нашем занятии. Они тебя благодарят, и дарят тебе наклейку путешественника. Досвидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.